Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4—65) — древнеримский философ




СЕМЬ МУДРЕЦОВ — в древнегреческой интел­лектуальной традиции группа исторических лиц

СЕМЬ МУДРЕЦОВ — в древнегреческой интел­лектуальной традиции группа исторических лиц (главным образом государственных и исторических де­ятелей 7—6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе. Согласно Платону ("Протагор"), этими мудрецами были Фалес из Милета, Питтак из Митилены, Периандр из Коринфа, Клеобул из Линдоса, Биас из Приены, Хилом из Лакедемона, Солон из Афин. В исторических источниках варьируются в различных вариантах 17 имен. Наиболее известные афоризмы С.М., которым присуще сочетание акцентированного авторского характера с абстрактными обобщенными формулами этических принципов: "Всему свое время" (Питтак), "Познай самого себя" (Фалес), "Ничего сверх меры" (Солон, Хилон), "Наибольшее богатство — ниче­го не желать" (Биас), "Мера — лучше всего" (Клеобул), "Наслаждения смертны, добродетели бессмертны" (Пе­риандр) и др.

A.A. Грицанов

СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4—65) — древнеримский философ, поэт и государ­ственный деятель, представитель стоического платониз­ма; талантливейший оратор своего времени. С. учился в Риме грамматике, риторике, философии, посещал лек­ции пифагорейцев Сотиона и Секстия, стоика Атала, ки­ника Деметрия. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию. В 57 получает должность консула. Неодно­кратно подвергался преследованиям. Являлся (49—54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудре­ца и воплотить в жизнь идею "вселенского" града. По­ощрял удовольствия Нерона, чтобы сохранить свое вли­яние. Перед общественностью дискредитировал себя постоянными компромиссами; его считали лжецом и льстецом. В итоге ушел со двора императора, отдал да­рованные богатства и стал жертвой тирании Нерона. По приказу властителя учитель покончил жизнь самоубий­ством: вскрыл вены на руках и ногах. В последние ми­нуты жизни призвал писцов и в страшных муках с неиз­менным красноречием "поведал много, что осталось тайной для потомков". По легенде встречался с Апосто­лом Павлом и в 4 в. н.э. была создана апокрифическая литература их переписки. Из философских сочинений

до нас дошли "Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях" и др. Мировоззрение С. отразилось также в его девяти трагедиях ("Медея", "Федра", "Эдип", "Агамемнон" и др.). Философия С. — это синтез стоицизма, платонизма, эпикуреизма и пифаго­реизма, своеобразный пантеизм, стремящийся в тенден­ции к монотеизму. По С., весь мир телесен. Все есть теплое дыхание, т.е. в конце концов огонь, который на­ходится на небе в чистом виде, постепенно уплотняется, приближаясь к земле, застывает и окаменевает в ней. Душа человека, как и Бога, — телесна. Она есть эмана­ция из высшего Огня. С. признает учение стоиков о пе­риодическом воспламенении мира, мировых потопах. Для С., Бог есть Огонь и Тело, высший Разум — Зевс или Юпитер. Подлинная жизнь души, по С., на небе. Многое в учении о душе согласуется со взглядами Пла­тона. Философия для С. — не столько система теорети­ческих взглядов, сколько учение о достижении нравст­венного идеала. Этика С. основана на идее усовершен­ствования человека и освобождении души от тела. Пер­вичной является добродетель, способствующая мораль­ному прогрессу и восхождению души к Богу. Мудрость жизни — в освобождении души от аффектов и вожделе­ний. Стоический космизм у С. связан с теорией вселен­ского государства и гражданина мира. Справедливость основывается на принципе равенства всех людей в духе. "Человек — предмет для другого человека священный". Страсти и пороки — антисоциальны. Благодеяние, по С., — это то, что более всего связывает человеческий род в единое сообщество граждан Космоса.

В.В. Лобач




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.