Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бухгалтерское дело




Аудит

Корреспонденция между счетами

есть тот клубок, который

должен распутать эксперт.

А. П. Рудановский, 1914 г

Курс аудита учитывает межпредметные связи и основывается на знании студентами ранее изученных предметов бухгалтерского финансового учета, комплексного экономического анализа, права, менеджмента. Использование категорий и понятий этих предметов позволяет акцентировать внимание в основном на организационных аспектах аудиторской работы и методике аудита. Теория и методология аудита базируется на международных и отечественных стандартах аудита, правовых актах регулирующих аудиторскую деятельность. В теории аудита показывается место аудита в системе экономических наук, в системе управленческих, функциональных наук, в системе финансового контроля. Отдельно дается определение аудита, как науки и практики. Формулируется предмет и метод аудита как науки, сущность аудита и аудиторской деятельности, определяется связь аудита с оценкой эффективности хозяйственной деятельности.

Аудит как наука представляет собой систему знаний о методах и приемах независимого финансового контроля. Аудит как практика - вид управленческой деятельности, сводящийся к независимому финансовому контролю и оценке финансовой (бухгалтерской) отчетности. Независимый финансовый контроль определяет сущность аудита, отделяет его от других видов контроля и выделяет его в самостоятельную научную (и учебную) дисциплину и практику.

Таким образом, предметом аудита как науки является одна из основных функций управления, обеспечивающая независимый контроль достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица для принятия решений пользователями этой отчетностью.

Метод аудита как общий подход к исследованию базируется, как и в других науках, на диалектике. Ее основные черты - единство анализа и синтеза, изучение показателей в их взаимосвязи, в развитии и др. как нельзя лучше подходят к аудиту и определяют его методологию и методику. Методика аудита - совокупность специальных приемов, т.е. конкретных процедур, методов расчета (в отличие от метода как общего подхода), сопоставлений, применяемых для обоснования мнения о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторские процедуры включают аналитические процедуры для обоснования степени достоверности финансовой отчетности.

Необходимо особо отметить, что под аудитом следует понимать комплексное исследование, проверку всей финансовой отчетности с целью общей оценки степени ее достоверности.

Необходимо также отличать собственно аудит именно финансовой отчетности от определений таких видов "аудита", как экологический, производственный, технический, управления, эффективности и т.д., где используется понятие аудита, для анализа, проверки каких-либо сторон хозяйственной или общественной жизни.

Аудиторская деятельность определяется сейчас большинством специалистов как предпринимательская деятельность по проведению собственно аудита и оказанию услуг, сопутствующих аудиту. Аудит - независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Современное положение в рыночной экономике мира ставит проблему введения в сущность аудита не только достоверности составления финансовой отчетности, но и оценки эффективности хозяйственной деятельности аудируемых лиц, способности их продолжать дальнейшую деятельность, по крайней мере, в течение следующего за отчетным года.

Отметим, что особенностью аудита является его ярко выраженный межсистемный характер, так как в аудите активно используются средства и методы экономического анализа, бухгалтерского учета, ревизии, права, психологии, статистики, математики, информационных технологий и т.д.

В содержании предмета находят отражение темы, касающиеся сущности аудита, договорной работы аудиторских фирм, планирования аудита, порядка и методики проверки хозяйствующих субъектов, документирования аудита, составления аудиторских отчетов и заключений.

Ученые выделяют основные направления развития теоретико-методологических аспектов аудита[26,41].

Аудит – это, прежде всего, информационный процесс, который можно определить как совокупность информационных процедур, сущность которых заключается в подготовке аналитической информации, предназначенной для формирования мнения аудитора (аудиторской фирмы) о полноте и достоверности экономической информации, отраженной в финансовой отчетности и на счетах бухгалтерского учета организации-клиента, соответствия совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций действующему законодательству и подтверждения правильности отражения в учете и отчетности финансовых результатов деятельности, а также для разработки рекомендаций руководству организации по улучшению организации системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Функционально-управленческое направление связано с новым подходом к роли аудита и ориентацией на подтверждение не только достоверности, но и эффективности и экономической устойчивости деятельности организации, а, следовательно, развитием консультационных и аналитических функций. При оценке финансовой устойчивости организации, в том числе реализации принципа непрерывности функционирования субъекта хозяйствования, аудитор активно использует аналитические процедуры, опираясь на причинно-следственные связи в системе экономических показателей, отраженных в отчетности и пояснениях к ней. Формирование высокого уровня методологии аудиторских проверок возможно только при соответствующей глубине разработанности правил (стандартов), как национальных, так и внутрифирменных, ибо они являются основой методики аудита. Общие, специфические и стандарты отчетности определяют стратегию и отдельные направления работы аудитора, а внутрифирменные рабочие стандарты аудита являются тактическим инструментом проведения проверки, влияющим на качество аудита.

Эти стандарты позволяют сформировать:

- целостный единый подход к аудиту и его методике;

- единый подход к организации аудиторской проверки и подбору соответствующих аудиторских процедур;

- целостную картину восприятия состояния подсистем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, других подсистем проверяемого экономического субъекта, что позволяет подтвердить устойчивость экономического развития проверяемого экономического субъекта.

Одним из направлений развития методики аудита можно считать увеличение доли аналитических процедур в составе тестов по существу путем совершенствования их методики, в том числе за счет использования средств и методов факторного анализа. Особенно при использовании в аудите экспертных систем и новейших информационных технологий.

Такой подход позволяет:

- выработать аудиторские предложения по совершенствованию организации производства и повышению эффективности системы принятия решений;

- совершенствовать методику организации и повышения качества аудита за счет выявления наиболее важных факторов аудируемого объекта и формирования более полной оценки их влияния на отклонение результирующего показателя деятельности этого объекта. Кроме того, это позволит (без потери достоверности и полноты обследования) сократить сроки и стоимость проведения аудита.

Вместе с тем будущие специалисты должны овладеть принципами и методикой проверки отдельных участков и объектов бухгалтерского учета, аудиторской оценки системы внутреннего контроля организации-клиента. При этом процесс формирования у студента знаний и представлений о методике профессиональной работы аудитора должен вытекать из задач системы учета и ее понимания и основываться на изучении нормативных документов, регулирующих данный вид операций. Особо важное значение имеет научить студента исследовать альтернативные методические элементы учетной политики по данному объекту учета; использовать источники информации, отражающие хозяйственные операции по проверяемому разделу учета. Будущий специалист должен четко представлять цели и задачи аудита; классифицировать признаки возможных нарушений, и их причины. Необходимо также овладеть алгоритмом действий [процедур] аудита и приемами проверки соответствующих операций; методикой составления программы проверки того или иного объекта учета; правилами составления рабочих документов аудитора, подтверждающих результаты аудита конкретного раздела учета.

В центре внимания студента как будущего профессионала должны находиться вопросы, связанные с использованием экономического анализа в процессе аудита, частных методических приемов аудита, составлением аудиторских заключений. Помогает ему в этом программа учебного предмета, основные положения которой приведены ниже.

Сущность, цели и задачи аудита. Его роль в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики. Направления аудиторских проверок. Пользователи материалов аудиторских заключений. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности. Виды аудита и аудиторских услуг. Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности. Качество аудита. Профессиональная этика аудитора.

Планирование и программа аудита. Основные этапы, сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок. Понятие существенности и риска в аудите. Оценка системы внутреннего контроля. Аудиторская выборка. Аудиторские доказательства и документы. Порядок подготовки аудиторского заключения.

Технология и методика проведения аудиторских проверок в организациях разного профиля. Выбор основных направлений аудиторской проверки. Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала. Аудит системы управления организацией. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики. Аудит расчетов. Аудит кредитных операций, финансовых вложений и операций с ценными бумагами. Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами. Аудит издержек производства. Аудит финансовых результатов. Оценка финансового состояния, платеже-способности и кредитоспособности организации. Виды и порядок подготовки аудиторских заключений. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности. Аудит рыночного позицирования организации. Прогноз финансовой отчетности и ее оценка. Особенности организации и аналитических процедур внутреннего аудита. Внутренний аудит как способ контроля за деятельностью менеджера со стороны собственников (акционеров). Взаимоотношения внутренних аудиторов с аудиторскими фирмами.

На углубленном уровне содержание предмета "Аудит" включает темы:

- передовые методы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе актуальные текущие вопросы и последние изменения в этой области;

- международные стандарты аудита (МСА), международные стандарты аудиторской практики (МСАП) и (или) любые применяемые национальные стандарты, эквивалентные указанным международным стандартам.

Важной составляющей частью программ образования аудиторов является развитие профессиональных навыков, позволяющих успешно использовать общие и специальные знания на практике[64,65]. Для того чтобы стать квалифицированным аудитором необходимо приобрести круг таких навыков как: интеллектуальные; специальные и функциональные; личностные; межличностные и коммуникативные; организаторские и управленческие.

Кроме того, чтобы иметь право принимать активное участие в аудиторских проверках финансовой (бухгалтерской) отчетности, будущие специалисты должны придерживаться установленных профессиональных ценностей и соблюдать профессиональные этические нормы и правила при проведении аудиторских работ.

 

Учет, прежде всего в варианте двойной бухгалтерии,

нужен для управления хозяйственными процессами.

Я.В. Соколов

 

Учебная дисциплина «Бухгалтерское дело» является интегративным курсом[21,33], обобщаю­щим изучение специальных и профилирующих дисциплин: «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский (финансовый) учет», «Бух­галтерский (управленческий) учет», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», «Ревизия и контроль», «Аудит», «Экономический ана­лиз» и др.

Бухгалтерское дело
Этим предметом по су­ществу, заканчивается обучение студентов по всем базовым дисциплинам специальности, что видно на представленном ниже рисунке.

 

Введение в профессию бухгалтера
Теория экономического анализа
Теория бухгалтерского учета
Бухгалтерская финансовая отчетность
Бухгалтерский управленческий учет
Бухгалтерский финансовый учет
Компьютерные технологии в бухучете, анализе, аудите
Бухгалтерский учет и анализ в отдельных отраслях рыночной экономики и организаций различных форм собственности: торговля, банки, бюджетные организации и др.
КЭАХД
Ревизия и контроль
Аудит

 


Рис.7. Иерархия основных учетных дисциплин, изучаемых экономистами по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Основная задача учебного курса - систематизация полученных профессиональных знаний и комплексное их исполь­зование для осуществления на высоком профессиональном уровне деятельности бухгалтерской службы организации. При этом профессиональная деятельность бухгалтера рассматривается на различных этапах жизненного цикла организации.

Учебный курс последова­тельно раскрывает методологию и организацию бухгалтерского дела, особенности организации бухгалтерского дела в организациях различных форм собственности, бухгалтерские инструменты управ­ленческого учета, информационно-аналитические возможности бухгалтерской отчетности, организацию и методику анализа резуль­татов деятельности в сегментах бизнеса, особенности организации бухгалтерского дела в компьютерной среде, национальные концеп­ции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации.

Также в курсе «Бухгалтерское дело» рассматриваются и некоторые другие вопросы профессиональной деятельности бухгалтера (бухгал­терских служб организации), которые расширяют представление студентов об особенностях формирования и отражения информа­ции на счетах бухгалтерского учета в коммерческих, бюджетных и некоммерческих организациях, предприятиях малого бизнеса и других сфер предпринимательской деятельности.

Особое внимание уделено бухгалтерской и сегментарной отчетно­сти как информационной базы для проведения экономиче­ского анализа и аудита, что позволит студентам овладеть навыками по оценке финансовой устойчивости и платежеспособности хозяйствующих субъектов, составе структуры доходов и расходов, яв­ляющихся системообразующими факторами формирования финан­совых результатов их деятельности.

Учебная программа курса предусматривает рассмотрение следующих вопросов. Сущность бухгалтерского дела, его содержание. Формирование профессии современного бухгалтера и аудитора. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией. Специфика бухгалтерского учета и внутреннего аудита в компьютерной среде. Хозяйственные ситуации (операции) - важнейший объект бухгалтерского дела. Комплексный экономический и юридический анализ этих ситуаций, оценка налоговых последствий, а также финансовых рисков. Выбор оптимального варианта хозяйственных ситуаций, порядок отражения их в учете и возможности их идентификации по данным отчетности. Проведение аудита.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.