КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и методы эффективной учебной деятельности
Организация обучения и работы студентов в семестре и в период сессии. Права и обязанности студентов Организация учебной деятельности студентов. Группа Рис. 8. Схема взаимосвязи деканата факультета и студенческой группы Непосредственное взаимодействие студенческой среды с деканатами, кафедрами осуществляется через кураторов - представителей кафедр, старост учебных групп, представителей общественных организаций вуза. В целях установления обратной связи по качеству образовательного процесса в вузах практикуется периодическое анкетирование студентов по их оценкам преподавателей, анализу причин неуспеваемости или низкой посещаемости занятий, взаимной аттестации и рейтингу, отношению к дисциплинам специализации или факультативным. Контрольные вопросы 1. Какие знания должны иметь студенты при подготовке специалистов по бухгалтерскому учету при разных уровнях обучения. 2. Какие образовательные технологии могут быть использованы при подготовке специалистов по бухгалтерскому учету, их цели. 3. Какие параметры включает технология образовательного процесса по подготовке бухгалтеров. 4. Сущность и строение учебных планов, их роль в организации учебного процесса. 5. Сущность рабочей программы по учебным дисциплинам. 6. Расписание учебных занятий как средство планирования образовательного процесса. 7. Виды учебных занятий и контроль за их проведением. 8. Структура и содержание основных специальных дисциплин учебного плана, формирующих экономиста по бухгалтерскому учету. 9. Основные формы и виды учебных занятий, их сущность 10. Роль и функции деканата в управлении учебным процессом. 11. Функции кафедры как основного подразделения вуза и её роль в учебном процессе и управлении студенческой деятельностью. Практические задания 1.Составте положение о деканате 2.Составте положение о кафедре 3.Оформте блок-схему взаимосвязи кафедры с деканатами и студентами. Взаимодействуя со студентами, кафедра в свой работе учитывает их права и обязанности[10]. Студенты имеют право: -получать знания в рамках осуществляемых на факультете образовательных программ; -посещать лекционные курсы, читаемые в вузе; - получать отсрочку от призыва в армию на период обучения в соответствии с действующим законодательством; -принимать участие в любых видах научно-исследовательской деятельности, включая участие в научных конференциях и семинарах, проводимых как в вузе, так и в других образовательных и научных центрах в России и за рубежом; -пользоваться наряду с библиотекой вуза библиотечным фондом факультета и по представлению декана получать доступ к необходимым для обучения и научной работы фондам иных библиотек и архивов, музеев и других учреждений; -пользоваться в рамках учебного процесса возможностями имеющихся на факультете компьютерных классов и системой доступа к электронным источникам информации; -пользоваться спортивными и оздоровительными базами, культурно-просветительскими учреждениями вуза, льготами и вспомоществованием по линии студенческой комиссии профсоюзного комитета факультета; -создавать общественные организации, деятельность которых не противоречит законодательству РФ, для решения вопросов студенческой жизни. Студенты, обучающиеся по очной (дневной) форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета РФ, обеспечиваются стипендиями в размере, установленном федеральным законом и в соответствии с уставом вуза. Иногородним студентам, обучающимся по очной форме, в соответствии с уставом вуза может предоставляться общежитие. Вместе с тем студенты обязаны: -выполнять в установленные сроки все виды учебных занятий предусмотренных учебными планами, овладевать знаниями и умениями, необходимыми для будущего специалиста высшей квалификации; -соблюдать устав вуза, правила внутреннего распорядка и правила проживания в общежитии; -бережно относиться к имуществу факультета и помещениям вуза; - соблюдать моральные и нравственные нормы общественной жизни, уважать и поддерживать традиции вуза и факультета. Для того, чтобы выполнять эти права и обязанности, хорошо учиться студентам нужно совсем немного: 1. посещать все занятия; 2. просматривать материал сразу после лекции; 3. выполнять задания на семинарских и практических занятиях; 4 участвовать в дискуссиях на этих видах занятий; 5.изучать основную и дополнительную литературу, которую рекомендует преподаватель или вызывает интерес. Оказывают помощь в этом студентам старосты учебных групп и потоков, которые занимаются контролем за соблюдением учебной дисциплины, за распределением стипендий, помогают учебной части составлять расписание занятий и экзаменов в соответствии с пожеланиями студентов, Нет такой стороны жизни студента, в которой бы не ощущалось влияние и организующая роль студенческой общественности. Связь деканов со студентами и руководство работой групп осуществляются с помощью старост групп и потоков, назначаемых приказом ректора по представлению декана. Функции старосты группы 1) ведение персонального учета посещения студентами всех видов учебных занятий; 2)представление декану ежедневного рапорта о неявке или опоздании студентов на занятия с указанием причин; 3)наблюдение за состоянием учебной дисциплины, сохранностью учебного оборудования и инвентаря; 4)извещение студентов групп об изменениях в расписании занятий; 5)назначение на каждый день дежурного по группе; 6)доведение до сведения студентов группы распоряжений и Распоряжения старосты в пределах указанных выше функций обязательны для всех студентов группы. За высокие показатели в учебе и научной работе, полезную деятельность на благо факультета и вуза студенты могут быть поощрены именными стипендиями, благодарностями декана и иным образом. Приказы о поощрениях заносятся в личное дело студента. Студенты всех форм обучения, не выполняющие предусмотренных уставом вуза обязанностей, могут быть подвергнуты административным взысканиям по приказу декана, вплоть до отчисления. Приказы о взысканиях заносятся в личное дело студентов. Наука изощряет ум, ученье вострит память. Козьма Прутков
Главным направлением повышения эффективности учебы в вузе является развитие у студента способности к сознательному самоуправлению, когда учеба дает наибольший полезный результат для развития личности и формирования как специалиста. При этом должна быть тесная взаимосвязь обучения и воспитания. Воспитание состоит во внедрении определенного мировоззрения, нравственности и правил человеческого общежития, выработке определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития определенных физических свойств и т.п. Воспитание достигается участием в общественной жизни, в отношениях с коллегами по учебе, поведении студента, развитии чувства ответственности. Это в последующем позволит выпускнику вуза быть организатором воспитания в коллективе, где он будет работать. Знание особенностей обучения в вузе в значительной степени помогает правильно организовать занятия и успешно обучаться. Студенты сами планируют свою работу и о результатах отчитываются раз в полгода на экзаменах. И это при недостатке контроля нередко ведет к снижению уровня знаний. Нельзя не согласиться с писателем И. Грековой, которая справедливо, отмечает, что «дважды в год студенты, весь семестр почти не учившиеся хватаются за науку и большими непрожеванными кусками её заглатывают. На производстве такое называется штурмовщиной и всячески преследуется, в вузовском обиходе штурмовщина узаконена, утверждена, возведена в ранг ритуала. Грош цена знаниям, спешно запихнутым в голову,- быстро приобретенные, они ещё быстрее выветриваются»[ 28 с.78]. Поэтому очень важно, чтобы каждый студент научился работать систематически, ежедневно, в течение всего семестра, экономя каждую минуту. Ч. Дарвин писал: «Человек, решивший растратить хотя бы час своего времени, еще не дорос до того, чтобы понимать ценность жизни». Многое успевали сделать те люди, которые планировали свое время. Только равномерная работа над усвоением учебного материала является основой успешного обучения в вузе. «Штурмовщина» в умственном труде может привести к заболеваниям и, кроме того, в спешке прочитанный материал плохо и непрочно усваивается. Значительно отличаются в вузе и виды учебных занятий. Ведущая роль, около 30% времени, отведена лекциям. На лекциях излагаются последние достижения науки, раскрывается ее внутренняя логика, дается методология; студентов учат обобщать новые факты, самостоятельно мыслить. Однако время, затраченное на лекции, будет полностью использовано, если студенты поймут, что лекция — это творческий процесс, в котором одновременно участвуют и лектор, и студенты. Поэтому для хорошего осмысления и усвоений содержания учебного материала каждый студент должен ознакомиться с темой предстоящей лекции. Различна и роль преподавателя в школе и вузе. В школе преподаватель буквально опекает учащихся, в вузе - лишь контролирует работу студентов. В этой связи объем и глубина полученных знаний в значительной степени зависят от инициативы и активности студента, Вшколе ученик чувствует постоянный надзор, так как учитель ежедневно проверяет его знания, выполнение домашних заданий. В вузе иная система проверки знаний. На протяжении целого семестра и даже учебного года лектор может не запомнить всех студентов, а также того, как они усваивают читаемый курс. При наличии по предмету семинарских и практических занятий преподаватели руководят самостоятельной работой студентов и контролируют их успеваемость. Но и в этом случае студенту предоставлена большая самостоятельность, которая не всегда целесообразно используется. Следует помнить, что студенты, пропустившие занятия или не подготовленные к ним, обязаны (в первую очередь caмим себе) отработать соответствующие темы во внеучебное время. В конце семестра подводятся итоги успеваемости по предметам и выставляются зачеты по всем лабораторным и практическим занятиям. В вузе закладывается фундамент знаний по специальности, поэтому в процессе обучения необходимо не только усвоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной творческой работы [23,27]. Поскольку поток научной информации ежегодно увеличивается, нужно и после выпуска из вуза пополнять свои знания. Отсюда следует, что с самого начала обучения нужно осваивать методы самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности, ибо только самостоятельная работа способствует созданию собственных взглядов и мыслей. Здесь уместно вспомнить слова Д. И. Писарева: «Готовых убеждений нельзя нивыпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей собственной голове». Самостоятельность как черта личности возникает у людей не сразу. Она приобретается человеком и укореняется постепенно, в процессе систематической работы. Студент должен уметь слушать, понимать и конспектировать лекции, разбираться в рекомендуемой литературе, готовиться к семинарам, лабораторным и практическим занятиям, зачетам и экзаменам и др. Для того, чтобы справиться со всем этим, нужна настойчивость, привычка к самостоятельному труду, определенная система, которая вырабатывается только в повседневной деятельности. При этом по выражению В.И. Даля, отмеченному им в рассказе «Русак» необходимо избавиться от таких качеств как авось, небось, ничего и как-нибудь, которые оказываются слишком ненадежными [29 с.389]. Обучение является разновидностью умственного труда и связано с усиленнойработой головного мозга, в частности, с работой памяти, со способностью концентрировать внимание на изучаемом предмете и т.д. Мы живем в век постоянно возрастающего потока информации, которую надо усвоить. Если не хочешь отстать от уровня современной науки и быть хорошим специалистом, то также необходимо еще правильно организовать свой режим. Особую важность при этом приобретают сами методы учебной деятельности, т.е. методы чтения, понимания, запоминания, работа на лекции, проработка учебного материала и т.д. Эти методы могут быть продуктивными, позволяющими более быстро, глубоко и качественно усвоить учебный материал, и непродуктивными, когда затраты сил и времени велики, а полезный эффект мал. Учеба в вузе - чрезвычайно сложный вид человеческой деятельности, требующий владения методами решения множества возникающих задач, например, как понять, как определить главное, как запомнить, как лучше отчитаться в усвоенном и т.д. Далеко не каждый студент-первокурсник владеет продуктивными методами решения этих задач. Выявление трудностей позволит определить пути их преодоления и, таким образом, более быстро двигаться к цели своего обучения в вузе. Умение полезно строить свою учебную деятельность может формироваться стихийно и неосознанно в процессе усвоения различных учебных дисциплин, но значительно больший эффект обеспечивает целенаправленное развитие такого умения. Успех учебной работы зависит от умения постоянно анализировать учебную ситуацию, что вызывает затруднения и препятствует эффективному усвоению знаний. Для этого следует: -четко определить цель — чего хотите достичь; -осознать то, что имеете в настоящее время; -выяснить внешние и особенно внутренние причины, мешающие достижению цели, вызывающие затруднения; -определить возможные и наиболее эффективные пути преодоления трудностей и достижения цели. Наибольшего успеха достигнет тот, кто строит свое обучение именно таким образом, т.е. в виде формирования и решения задач[22]. Надо сознательно относиться к обучению в вузе, ставить себе задачи самообучения и решать их. Это намного эффективнее. Тот, кто активно идет навстречу информации, ищет ее, получит значительно больше. Лучше всего и прочнее усваивается то, что открыто самостоятельно, хотя потом, может быть, вы встретите это в других источниках. Открытые для себя принципы, методы и обобщения навсегда останутся самой деятельной частью вашего интеллектуального капитала. Практическое владение многими правилами запоминания, конспектирования, чтения, понимания позволит в каждой ситуации использовать наиболее эффективное из них. Перед началом любого крупного и ответственного дела (подготовка к сессии, написание курсового проекта и т.д.) предварительно следует подумать, как его выполнить наиболее эффективно. Полезно поискать методическую литературу, специально посвященную выполнению этой деятельности. Ведь конечный результат зависит не только от того, к чему прикладывать усилия и сколько их прикладывать, но и от того, как именно прикладывать. Мастерство учебы студента в первую очередь предполагает выделять главное звено ситуации, т.е. ту информацию или те действия, которые в наибольшей мере позволяют приблизиться к цели. Полезной оказывается привычка постоянно выделять главное звено, в любой деятельности тревожа себя вопросом: «А что же здесь главное?». Обязательно нужно планировать свою деятельность[51]. При этом предварительно составляются списки предстоящих дел на день, неделю, месяц и тщательно продумывается их рациональная последовательность и продолжительность. План будет реальным только в том случае, если точно известно, на что и как в действительности расходуется ваше время. Наиболее удобной для студентов является система наглядной регистрации своего времени. Постоянно старайтесь внимательно изучать себя, допустим, по таким направлениям: -какие виды информации запоминаются лучше, а какие - хуже; -что и как лучше запоминается - зрительно, на слух, при записи и т.д.; -в какие часы дня наиболее и наименее эффективна та или иная умственная работа, и при каких условиях; -когда и где удается быть внимательным, а когда нет; -когда и какой материал понимается и усваивается легко, какой - трудно; -каковы эффективные индивидуальные приемы отдыха и восстановления сил в процессе умственной работы. В процессе обучения студенту необходимо вырабатывать свои собственные побуждения к учебе, составлять свои рабочие планы, вырабатывать привычку к самооценке, определять свои цели. Студент должен учиться самостоятельно, приобретать знания. При этом самостоятельную работу и продолжительность дня необходимо планировать. Считают, что на самостоятельную работу в день должно приходиться примерно 4 часа, в неделю – 24 часа, а в семестр 300 часов. Это время должно использоваться на выполнение расчетно-графических работ, конспектирование литературы, повторение конспектов лекций, изучение специальной литературы и законодательно-нормативных документов, выполнение текущих домашних заданий. Важно, чтобы на самостоятельную работу студент ежедневно тратил 2-2,5 часа, а большая нагрузка будет способствовать росту его знаний. При этом необходимо организовывать свои занятия, определяя приоритетные по значимости задания. Необходимо систематически до проведения экзамена повторять пройденный материал. При этом полезно практиковаться в ответах, составлять резюме по прочитанному материалу или конспектировать его, составлять перечень вопросов, обращать внимание на изучение нового материала, работать интенсивно, но с перерывами.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |