КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебники и учебные пособия как ядро системы образовательного процесса
Учебная литература по бухгалтерскому учету определяется общими целями образования – обучение, развитие, формирование у студентов социокультурного и профессионального мышления, а также воспитания личности специалиста. Учебник в комплексе с другими учебными пособиями и средствами обучения служит преподавателю ориентиром для построения учебного процесса, а студентам показывает пути усвоения знаний и их использования в профессиональной деятельности. Учебная литература не только отражает систему научных знаний об учетных дисциплинах, но и включает в себе информацию об организации познавательной, учебной и профориентирующей практической деятельности. Поскольку образование согласно Болонской конвенции, становиться двухступенчатым, то и учебники нужны двух уровней. Бакалавры должны осваивать План счетов и условия применения ПБУ, уметь составлять бухгалтерские записи, понимать назначение первичной документации, пользоваться системой учетных регистров, знать правила заполнения бланков бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций. Магистры должны знать основы микро- и макроэкономики, уметь применять юридические нормы, свободно интерпретировать и анализировать показатели финансовой отчетности, хорошо знать теорию и историю бухгалтерского учета, понимать роль и особенности аудита, следовать правилам профессиональной этики. Учебник - ядро системы средств обучения, в котором реализуются цели и содержание программ обучения, общие методические идеи и отдельные методические подходы[31]. В комплексе с учебниками создаются учебные пособия, которые дополняют, развивают, обновляют и дополняют его содержание. Исходя из этого, учебник можно определить как: основное средство передачи содержания образования на уровне конкретного материала; средство управления самостоятельной деятельностью студента по усвоению учебного курса, передающую систематизированную, доступную, наглядную информацию об основах профессии. Учебник – не просто набор сведений, не энциклопедический справочник по соответствующей отрасли специальной науки. Это своеобразный сценарий будущего процесса обучения, средство усвоения основ наук, резюме изложения научных сведений. Учебник - форма эвристического обучения, то есть самообучения студента, когда основные принципы, категории, определения открываются и вырабатываются самими студентами под руководством преподавателя. Изучая текст учебника, обучающийся усваивает знания, ценности, способы учения, уточняет свое отношение и свои позиции в будущей профессии. На текстовых образцах последовательно обрабатываются такие операции, как смысловой анализ учебной информации, и её целевая переработка в разных видах: рассказывания, дискуссии, аннотирования, реферирования, создания нового текста. Учебное пособие - средство дополняющее учебник, оно используется для повторения, закрепления или углубления учебной информации; формирования отдельных конкретных умений; инструктирования и ориентации в самостоятельной познавательной и практической деятельности; контроля и самоконтроля. Содержание, заложенное в учебной литературе, не просто отражает систему знаний учетных наук, связанную с будущей профессиональной деятельностью, но и заключает в себе полную систему информации, организующей учебную, познавательную и профориентирующую практическую деятельность студентов. В структуре учебника по учетным дисциплинам присутствуют четыре основных компонента: информационный, репродуктивный (то есть организующий воспроизведение знаний и способов деятельности с ними в процессе решения конкретных задач), побуждающий к творческой деятельности и направленный на усвоение опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности. Учеными выделяется 13 основных функций учебника: информационно-познавательная; трансформационная, систематизирующая; упражняющая; исследовательская; профоринтационная; мотивационно-стимулирующая; самообразовательная; мировоззренческая; коммуникативная; координирующая; интегрирующая; прогностическая. Все названные функции в хорошем учебнике должны выполняться в совокупности. Вместе с тем, необходимо отметить, что самообразовательная функция учебной литературы особенно актуальна, так как её реализация направлена на побуждение студентов к самостоятельному использованию различных источников, учебной, научной, культурологической и профессиональной информации. Она может быть представлена через систему заданий для контроля и самоконтроля, упражнений, требующих проявления творческих способностей, побуждающих быть готовым к выполнению усложняющихся профессиональных задач. Это особо важно в настоящее время, когда на самостоятельную подготовку студентов отводиться до 50 процентов учебного времени. Немаловажное значение имеет также прогностическая функция, ибо её реализация направлена на получение образования для будущего за счет овладения достижениями прошлого, совершенствуемыми в процессе творческой деятельности человека в области бухгалтерского учета. Наличие названных функций делают учебник ценным средством для решения насущнейшей проблемы непрерывного образования – научить учиться через всю жизнь. При изучении студентом учебника особое внимание необходимо обращать на аппарат организации усвоения. К нему относят: инструктивно-методические материалы (введение, методические рекомендации, заключение); таблицы для организации усвоения; вопросы – задания разного назначения и различных видов; упражнения для организации тренировочных и самостоятельных работ; выделения в текстах и в других структурных компонентах учебного пособия; приложения. Наряду с этим студенты должны обращать внимание на аппарат ориентировки – аннотацию, предисловие, оглавление, рубрикацию, сигналы-символы, указатели, библиографию, колонтитул. Это важно, так как во введении, например, отражены не только основные характеристики учебной дисциплины и логика её построения, но и оформлена цель, и показано направление изучения, обозначены межпредметные связи, связь с будущей профессией. Важным элементом учебника является заключение, в котором подводятся итоги материала, изложенного в учебнике, отмечаются нерешенные научные проблемы, тенденции развития бухгалтерского учета. Предлагаемые в тексте материалы, как правило, систематизируют и интегрируют в таблицах, что углубляет содержание изучаемой дисциплины. Аннотация коротко, но достаточно емко освещает содержание издания, целевое назначение книги. Ориентирующее предисловие помогает обучающемся разобраться в замысле издателей учебника в отношении его структуры. Назначение оглавления – существенно облегчить самостоятельную работу студентов с учебником, стать одним из средств формирования логической культуры. Назначение рубрикации – организовать работу с материалом учебника, сориентировав читателя на главное в содержании или способ деятельности по его усвоению; раскрыть построение учебного материала, связь и соподчинение его частей. Основная функция библиографии состоит в обеспечении связей данного учебного издания с другими учебными и научными источниками, средствами информации и обучения. В таком качестве библиография ориентирует обучающихся в самостоятельном углубленном освоении содержания образования. Кроме того, списки использованной литературы – серьезный ориентир в концептуальных основаниях учебной дисциплины, её проблемах, тенденциях развития, прогнозах. Разновидностью учебных средств является электронный учебник, представляющий собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя освоение учебного курса или его большого раздела с помощью компьютера. Обучающимся необходимо учитывать, что это инструмент обучения и познания, репетитор и тренажер, самоучитель. Достоинства электронного учебника состоит в том, что он обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; не просто выводит текст на экран, но рассказывает, показывает, моделирует и т.д.; позволяет быстро в наиболее подходящем для конкретного индивидуума темпе проверить знания по определенному разделу; обновить необходимую учебную информацию с помощью Интернет. В качестве дополнения к электронному учебнику студентами могут быть использованы электронные энциклопедии и электронные тезаурусы, предусматривающие выход в Интернет. Внедрение в профессиональное образование зачетно-модульной системы, формирование образовательных программ, построенных по принципам образовательного кредита (зачетных единиц) требует перепланировки объема учебных занятий студентов в пользу самостоятельной работы. В этом случае усиливается роль электронных учебных средств. Особо следует отметить роль учебника как ядра учебно-методического комплекса (УМК). Учебно-методический комплекс определяется как совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин), плана подготовки студентов по избранному направлению (специальности). УМК можно представить в виде следующих составляющих:
Рис. 10. Учебно-методический комплекс освоения студентами учебного материала, входящего в программу дисциплины. Каждый из этих блоков может дополняться и видоизменяться в соответствии с текущими реалиями. Каждый из вышеперечисленных блоков является самостоятельным компонентом, но в тоже время и системообразующим. В зависимости от формы обучения (очной, заочной, дистанционной) может варьироваться и структурное содержание УМК. Разработка УМК должна согласовываться с содержанием образовательного стандарта, квалификационной характеристики, образовательно-профессиональных и профессионально образовательных программ и являться звеном общей системы современных представлений о предмете и его методическом обеспечении. Контрольные вопросы 1.Объясните, почему учебник является ядром системы обучения? 2. Какие компоненты характерны для структуры учебника? 3. Охарактеризуйте основные функции учебника и их роль в усвоении соответствующего предмета. 4. Отметьте особенности и достоинства электронного учебника. 5. В чем сущность учебно-методического комплекса и его значение для организации учебного процесса. Практические задания 1.Составте сравнительную таблицу отличия учебника и учебного пособия. 2. Нарисуйте блок-схему функций учебника, поясните их роль и взаимосвязь для самостоятельной работы студента. 3.Составте аннотацию на один из учебников по учетным дисциплинам, поясните, в чем её отличие от заключения. 4. Составьте блок-схему УМК, поясните роль каждого блока для усвоения учебного материала.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |