Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационная культура и роль справочно-библиографического аппарата библиотеки в её формировании




Библиографическое обучение включает ознакомление с видами записей, системой каталогов, карточек, поиском информации по традиционным каналам её передачи, библиографическим описанием документов, составлением списков литературы[18].

Студент высшего учебного заведения должен уметь:

- грамотно формулировать информационные запросы и самостоятельно пользоваться традиционным и компьютерным (электронным) справочно-библиографическим аппаратом библиотеки (уметь вести информационный поиск);

- уметь грамотно свертывать информацию, составлять планы, конспекты, писать аннотации, обзоры, рефераты;

- уметь систематизировать записи при составлении картотек для курсовой и дипломной работы;

- уметь критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию.

Информационная культура проявляется в присущей человеку совокупности знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное существование индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение учебных, научных, профессиональных потребностей в информации.

Способность студента вуза самостоятельно увеличивать недостающие знания (общекультурные, образовательные, связанные с миром увлечений или востребованные повседневной жизнью) характеризует его информационную культуру.

Информационные потребности читателей библиотеки удовлетворяются с помощью соответствующих им библиотечных услуг.

К обязательным библиотечным услугам относятся:

- получение информации о наличии в библиотеке конкретного документа;

- получение информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов и другие формы библиотечной информации;

- получение консультативной помощи в поиске и выборе источников информации;

- организации открытых просмотров литературы и тематических выставок в помещении библиотеки;

- получение во временное пользование документов из библиотечного фонда в читальных залах (в течение рабочего дня) и на абонементах учебной литературы (на семестр или учебный год).

Каждый студент-читатель имеет возможность повысить «качество» собственной информационной потребности, становясь активным участником библиографического поиска. Углубляясь в проблему, получая о ней новую информацию, читатель корректирует свою информационную потребность в соответствии с приобретенными знаниями.

Для поиска информации в библиотеке имеется справочно-библиографический аппарат, в который входят:

- справочно-библиографический фонд;

- система каталогов и картотек.

Согласно ГОСТу 7.0-99 Справочно-библиографический аппарат (СБА) – это совокупность традиционных и электронных справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов, используемых при обслуживании читателей.

Справочно-библиографический фонд библиотеки ВУЗа состоит из официальных, нормативных, справочных и библиографических изданий в традиционной и электронной форме. К справочной литературе относятся документы, специально собирающие и накапливающие наиболее важные часто спрашиваемые сведения с целью их быстрого разыскивания.

Особенность справочных документов – значительный объем фактографической информации в строгом (чаще всего в алфавите заглавий словарных статей) порядке, предельная лаконичность текстов.

Рассмотрим наиболее важные справочные издания. Энциклопедические издания. Энциклопедия – это «справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке»[1].

Согласно ОСТ 29.132-99 по целевому назначению и читательскому адресу выделяются научная, научно-популярная и популярная энциклопедии.

Библиографический аппарат энциклопедии включает пристатейные библиографические списки по конкретному вопросу. Списки носят рекомендательный характер.

При подборе литературы к реферату и к курсовой работе эти пристатейные списки могут оказать реальную помощь.

Энциклопедическая форма нашла «золотой ключ» алфавитного построения.

Алфавитный принцип построения словаря стал принципом построения энциклопедических книг, написанных для упорядочения знаний о мире.

Энциклопедия – пожалуй, единственная форма традиционной книжной культуры, которая успешно конкурирует с Интернетом.

Что касается образования, то здесь энциклопедии играют важную, но вспомогательную роль интеллектуально-информационного ресурса учебного процесса.

Стандартный вузовский учебник так же, как энциклопедия в систематическом виде излагает знания в какой-то отрасли. Но в учебнике определены приоритеты, есть ядро, вокруг которого организуется другой материал, что позволяет понять логику предмета. Логика энциклопедии подчиняется информационным задачам.

Особое значение в процессе обучения приобретает использование словарей. Словарем называется «справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными»[2].

Терминологические словари отражают терминологию одной или нескольких специальных областей знаний или деятельности.

По целевому назначению терминологические словари можно разделить на нормативные, учебные и популярные.

Будущим бухгалтерам и аудиторам следует обратить внимание на следующие издания:

- Аудиторский словарь./ С.М. Бычкова, М.В. Райхман, В.Я. Соколов и др.; под ред. В.Я. Соколова.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 192с.

- Толковый словарь аудиторских, налоговых и бюджетных терминов./ Под ред. Н.Г. Сычева, В.В. Ильина.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 272с.

Наряду со словарями широкое распространение получили справочники.

Справочник – издание, носящее четко выраженный прикладной, практический характер, имеющее построение по алфавиту заглавий статей.

Сведения, размещенные в справочнике, представляют комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знания и (или) практической деятельности. Справочник строится таким образом, чтобы было удобнее искать необходимые данные.

Следует помнить, что задача справочника – дать конкретный, по возможности исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а не пояснять и обосновывать представленные в нем данные.

По составу текста справочники бывают комплексные и специализированные.

По целевому назначению – научные, производственно-практические, массово-политические, учебные, популярные, бытовые.

В зависимости от помещенной в справочнике информации – справочник специалиста, справочник любителя, статистический справочник, биографический справочник.

Существенную помощь студенту в процессе обучения могут оказать библиотечные каталоги. Библиотечный каталог – это перечень библиографических записей документов, имеющихся в фонде одной или нескольких библиотек, раскрывающий состав или содержание фонда.

Технология ведения традиционных каталогов позволяет без хронологических пробелов концентрировать библиографическую информацию.

Алфавитный каталог (АК) – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке индивидуальных авторов, коллективных авторов или заглавий документов.

С помощью алфавитного каталога можно проводить поиск по следующим типам запросов:

1. Имеется ли произведение данного автора (индивидуального или коллективного в фонде читального зала или абонемента учебной литературы и, если имеется то, каков его шифр)?

2. Какие произведения (учебники, учебные пособия, монографии) данного автора есть в библиотеке?

3. Какие переиздания (стереотипные, с дополнениями, изменениями, переработанные) данного произведения есть в фонде?

4. В каких изданиях то или иное лицо участвовало в качестве соавтора, составителя, редактора, переводчика?

5. Какие выпуски входят в ту или иную серию?

6. Запрос на библиографическое уточнение, например, в каком году вышло данное издание, каково место издания, было ли оно переработано и дополнено.

При организации описаний в алфавитном каталоге совершенно не принимается во внимание содержание книг, и поэтому книги самой разнообразной тематики оказываются в нем рядом. Алфавитный каталог может раскрыть фонд по авторскому признаку.

Систематический каталог - это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знания в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации. В систематическом каталоге описания источников группируются по содержанию сначала большими частями – отраслями знания, а далее он раскрывает фонд в логической связи и соподчиненности от общих понятий к более частным.

Например:

65 Экономика. Экономические науки.

 

65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ.

 

65.052 Учет

 

65.052.21 Организация бухгалтерского учета на предприятии.

 

65.052.5 Бухгалтерский учет в отраслях хозяйства и управления.

В систематическом каталоге каждая научная дисциплина, каждое направление и каждая тематическая область занимают строго определенное место. Внутри рубрик систематического каталога применяется алфавитная расстановка карточек – вначале русскоязычные издания, затем иностранные. Если описывается несколько изданий одного и того же произведения, применяется обратно хронологический принцип расстановки.

Существует два способа поиска информации по систематическому каталогу:

- логический;

- формальный.

Логический поиск начинается с просмотра перечня основных делений. Выбрав необходимое деление, обращаются к соответствующему отделу каталога. Затем углубляют поиск: находят в каталоге разделитель с перечнем делений следующей ступени.

Например:

Прикладная этика. Профессиональная этика.

87 – Философия.

 

87.7 – Этика.

 

87.75 - Прикладная этика. Профессиональная этика.

Используя формальный поиск, следует самостоятельно сформулировать тему запроса в виде предметной рубрики, определить индекс и, обратившись к систематическому каталогу, отыскать необходимое деление.

Предметный каталог – это поисковый аппарат, который включает библиографические записи, расположенные в алфавите предметных рубрик. Будучи реальным каталогом, отражающим содержание документов, ПК является средством поиска по тематическим запросам. Своей алфавитно-предметной структурой этот каталог напоминает энциклопедию или энциклопедический словарь.

Предметный каталог очень важен для справочных целей, так как отвечает на вопрос, какие книги есть в фонде библиотеки по определенному, часто узкому предмету, вне связи его с близкими по содержанию понятиями.

Библиотечные каталоги претерпели существенные изменения, связанные с внедрением информационных технологий. Электронный каталог объединил поисковые возможности алфавитного, систематического и предметного, а также каталогов на различные виды изданий.

Важное значение имеет использование студентами картотеки газетно-журнальных статей. Картотека отличается большей новизной, актуальностью и узостью тематики статей по сравнению с книгами. Содержание статей, расписываемых для картотеки, максимально приближено к содержанию дисциплин, которые изучают студенты ВУЗа. Тематически рубрики в картотеке соответствуют названием учебных предметов, что значительно облегчает работу студентам.

В организации информационных потоков, фондов и справочного аппарата важная роль принадлежит классификации (систематизации) источников по принципу ББК и УДК.

Классификация (систематизация) документов – это распределение их в зависимости от содержания и других признаков по отделам и дальнейшим подразделениям схем классификации. Чтобы обеспечить одинаковый подход к аналогичным документам и исключить разнобой в принятии решений, систематизация проводится на основе составляющих общей и частной методики.

Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) лежит в основе организации фондов, каталогов и картотек в библиотеках различных систем и ведомств.

УДК (Универсальная десятичная классификация) – единственная международная универсальная система, позволяющая достаточно реально раскрыть содержание фондов естественно-научной и технической литературы и документации и обеспечить быстрый поиск информации.

УДК достаточно детально раскрывает содержание фондов естественно-научной и технической литературы и применяется в библиотеках, библиографических и информационных учреждениях и издательствах.

УДК отвечает наиболее существенным требованиям, предъявляемым к классификации документов: международности, универсальности, возможности отражения достижений науки и техники без каких-либо серьезных изменений в её структуре. УДК охватывает все области знаний, а десятичной называется, потому что в основе её структуры лежит принцип десятичных дробей, представляющей возможность детализации таблиц.

Для обозначения отделов применяются арабские цифры. Десятичный принцип структуры УДК позволяет практически неограниченно расширять её путем добавления новых цифр к уже имеющимся, не ломая всей системы в целом.

Знания, которые человечество накопило за свою долгую историю, в соответствии с УДК делятся на 10 классов, обозначаемых цифрами:

0. Общий отдел.

1. Философия.

2. Религия. Атеизм.

3. Общественные науки.

4. Языкознание. Филология.

5. Математика. Естественные науки.

6. Прикладные знания. Медицина. Техника.

657. Бухгалтерия, счетоводство.

7. Искусство. Фотография. Зрелища. Спорт.

8. Художественная литература. Языковедение.

9. География. История.

С целью классификации изобретений и систематизации отечественного фонда описаний изобретений используется МКИ – международная классификация изобретений. Индексы МКИ проставляются на описаниях изобретений, а также на публикациях вторичных документов.

С 1993г. используется первоначальное название классификации – Международная патентная классификация (МПК).

Ориентироваться в системе стандартов помогает Международный классификатор стандартов (МКС) – универсальная классификационная система специального назначения, предназначенная для построения каталогов, указателей, выборочных перечней, библиографических пособий и т.д.

Классификатор правовых актов (КПА) рекомендован для унификации банков правовой информации. По тематике КПА – универсальная документная система классификации, отражающая все отрасли.

В сфере правовой информатики используется значительное число компьютерных технологий. В частности, к ним относятся автоматизированные информационно-поисковые системы. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации, которые охватывают всю территорию страны и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. Наиболее известные из них: «Консультант Плюс» (АО «Консультант Плюс»), «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»), «Кодекс» (Центр компьютерных разработок).

Основная причина популярности справочных поисковых систем (СПС) состоит в том, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы бухгалтера с правовой информацией. Кроме того, например, СПС «Консультант Плюс» и «Гарант» содержат электронные версии периодических изданий, учебной и монографической литературы по бухгалтерскому учету.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.