Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рациональная форма конспектов и способы записи прочитанного материала




Классификация источников и потоков экономической информации, их использование в профессиональной деятельности.

Основы персонального менеджмента и организации рабочего времени студента

Не может управлять другими тот,

кто не в состоянии управлять самим

собой.

Английская пословица

 

Каждый человек хочет занять достойное место в жизни, но, как показывает практика, достигают этого лишь, те, кто умеет разумно распорядиться своим временем, способностями, хорошо организует свою жизнь и деятельность, научиться ограничивать себя [30].

Персональный менеджмент (selfinanagment - самоменеджмент) - это целенаправленное и последовательное использование практи­ческих методов менеджмента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время[51].

Основная цель персонального менеджмента состоит в том, что­бы наилучшим образом использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (уметь самоопреде­ляться), легче преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так ив личной жизни.

Функции самоменеджмента: постановка цели, планирование, принятие решений, реализация и организация, контроль, инфор­мация и коммуникация.

Сущность системы персонального менеджмента можно предста­вить в виде модели требований к качествам человека, способности управлять собой.

Эта модель складывается из 7 блоков: личная организованность; самодисциплина; знание техники личной работы; эмоционально-волевой потенциал; способность делать себя здоровым; способность формулировать и реализовывать жизненные цели; личный самоконтроль

Использовать эти качества личности студент может при наличии поставленной цели. Аристотель сказал, что цель человеческой деятельности – поступать правильно, а Гете – что секрет жизни в том, чтобы жить «наилучшим образом использовать свою жизнь – значит добиваться самовыражения». Но трудность самовыражения, то есть доведения до высшей степени совершенства всех заложенных в тебе способностей, с тем, чтобы получить от жизни все удовольствие, всю красоту, интерес и эмоции, какие она может дать,- эта трудность заключается в том, что твою деятельность все время ограничивают претензии других людей [60 с.537].

Поэтому очень важно выяснить для себя, что представляют собой жизненные планы, каковы желания, к исполнению которых студент стремиться в ближайшие годы.

Процесс работы над жизненными планами охватывает три фазы: поиск целей, формулирование целей, планирование целей. Определяя цель, следует придерживаться следующих этапов:

■ добиться ясности цели (определить, что конкретно вы хотите);

■ определить личные и профессиональные ориентиры (инвентаризовать цели);

■ сопоставить необходимые для достижения целей средства с
реальной ситуацией;

■ определить сроки достижения целей, не забывая о промежуточных целях и результатах.

При этом необходимо исходить из того, что основными характеристиками цели являются: точность определения; измеримость; достижимость; реалистичность; указание временных интервалов.

Если студент стремится к успехам в своей жизни, то он должен быть готов к полной концентрации сил и самоотдаче. При этом в вашем выборе определяющую роль будет играть то, что вы действительно хотите.

Не следует забывать, что ваши желания должны соответствовать вашим возможностям, которые в свою очередь зависят от ваших наклонностей и способностей.

Если студенту надо всерьез подойти к работе над жизненными плана­ми, то целесообразно придерживаться системы, которая выполня­ется в следующей последовательности:

· проанализировать бюджет времени;

· определить содержание планируемых дел;

· определить время, необходимое для выполнения этих дел;

· составить перспективный план дел или перечень на год;

· составить тематический список дел на месяц;

· составить план действий на неделю;

· записывать текущие дела и составлять рабочие планы на день.
Начинать надо с долгосрочных планов. Для этого необходимо составить перечень наиболее важных планов года, квартала, меся­ца, а затем установить сроки начала и окончания их выполнения.

Наиболее эффективной является письменная форма планиро­вания.

Контроль способствует повышению мотивации труда (ощуще­ние успеха) и задает импульсы для новой постановки вопросов и проблем.

Анализ деятельности в рамках контроля означает сравнение фак­тического использования времени в течение дня и недели с запла­нированным.

Контроль включает три основные задачи: осмысление физичес­кого состояния, сравнение запланированного с достигнутым, кор­ректировка по установленным отклонениям.

В результате контроля выявляется, были ли достигнуты постав­ленные цели, и вносятся необходимые коррективы.

Главное преимущество, достигаемое путем планирования работы, состоит в том, что планирование приносит выигрыш во времени. Ученые считают, что при планировании дня, как правило, планом должно быть охвачено не более 60% времени, а 40% должно быть оставлено в качестве резервного времени для неожиданных дел.

Студент обязан уметь анализировать свое время, составлять план личной работы, при этом необходимо учитывать все выполняемые работы, уметь расположить их в порядке важности и срочности. Конечно, верно оценить значимость и неотложность дела не всегда бывает просто. Поэтому здесь требуется здравое рассуждение, и интуиция, а также опыт и навыки. Следует также позаботиться о поиске рационального порядка действий, определении времени для той или иной работы, выборе разумной последовательности и очередности дел.

Регулярные дела необходимо четко фиксировать по времени, за­креплять за ними одни и те же часы, отмечать степень неотложности нерегулярных дел, особенно тех, которые могут превратиться в «го­рящие».

Дневник времени - важнейшее вспомогательное средство пла­нирования времени. Он является одновременно настольным кален­дарем, записной книжкой, личным дневником, инструментом пла­нирования.

Чтобы успевать больше в меньшее время, требуется всего две вещи: организованность и самодисциплина. Этого добиться помогут следующие определенные правила (приложение 3).

Практика использования указанных правил показывает, что они помогают поднять уровень плановости в распределении рабочего времени, четче определить круг своих функций, значительно со­кратить затраты времени.

Таким образом, для эффективного использования времени необходимо взять себе в привычку вести дневник и ежедневно планировать рабочий день, а затем проводить анализ использования рабочего времени и вносите соответствующие коррективы. Можно использовать и другие инструменты, например, лист бумаги, блокнот, перекидной календарь, блокнот-дневник (органайзер), ежедневники и еженедельники, электронный органайзер, компьютер.

Правильное планирование своей деятельности и эффективное использование времени позволяют управлять собой (приложение 2). Поэтому необходимо искать резервы времени. Они заключаются, прежде всего, в том, чтобы отсекать необязательное, бесполезные дела и занятия, разумно использовать промежуточное время, проявлять организованность, использовать любую информацию, экономящую время, например, справочную литературу, телефон, Интернет. При этом следует помнить, что вопрос, как распорядиться своим временем, во многом равносилен вопросу, как распорядиться своей жизнью. А величина прожитых лет определяется не только числом прожитых лет, но и содержанием жизни.

Зная законы управления собой и участь управлять своими эмоциями, можно достигнуть многого[45,46]. Самообладание и выдержка всегда вызывают уважение коллег и играют роль механизма, открывающего перед нами путь к успеху. Умение сдерживать свои эмоции - это гарантия, способная уберечь от скоропалительных решений, которые при ближайшем рассмотрении могут оказаться ошибочными.

Управлять эмоциями сложно, однако это можно сделать путем замены негативных эмоций положительными, принятия водных процедур, используя приемы саморегуляции (переключение на другой вид деятельности, аутогенные тренировки, прием душа, различные методики релаксации и т. д.).

 

Контрольные вопросы

1.Что такое дневник времени?

2. Охарактеризуйте структуру дневника времени.

3. Перечислите основные правила экономии рабочего времени, как планировать и анализировать использование своего рабочего времени.

4. Что такое персональный менеджмент и в чем его цель?

4. Назовите основные законы управления собой, как управлять и приобрести власть над собой.

5. Каковы способы борьбы со стрессом и обретения спокойствия?

6. Что такое жизненные планы, как работать над ними и контролировать их.

8.Что такое организованность и самодисциплина, при соблюдении каких правил, они могут быть реализованы.

Практические задания

1. Составьте свой распорядок рабочего времени.

2. Составьте перечень качеств человека, необходимых для эффективного управления собой.

3. Проанализируйте свой бюджет времени за определенный период и отметьте возможные резервы его рационального использования

4. Составьте перспективный план своих жизненных целей на период обучения

5. Составьте тематический список своих дел (на семестр, месяц, неделю).

 

Глава 6. Источники экономической информации и технология конспектирования

 

 

Доказывать человеку необходимость

знания – это все равно, что убеждать

в полезности зрения.

М.Горький

 

Информационная культура специалиста предполагает не только способности хорошо ориентироваться в информационном пространстве, но также и умение использовать его возможности в своей профессиональной деятельности.

Для того чтобы овладеть основами информационной культуры, необходимо не только уметь находить нужную информацию, но и уметь её обрабатывать и анализировать.

Необходимо уметь различать главное и второстепенное в информации, видеть внутренние связи её фрагментов, стремиться к максимальному уровню информированности. Большая свобода в выборе информации предъявляет повышенные требования к информационной культуре отдельного человека, который должен владеть знаниями и умениями самостоятельного выбора и оценки материала.

Под экономической информацией понимают совокупность сведений, отображающих состояние или определяющих изменение и развитие народного хозяйства, всех его звеньев и элементов. Термин «экономическая информация» равнозначен понятию «данные». Экономическая информация подразделяется на:

- прогнозную (долгосрочная, среднесрочная, краткосрочная);

- плановую;

- учетную (статистическую, бухгалтерскую).

Необходимо уметь различать главное и второстепенное в информации, видеть внутренние связи её фрагментов, стремиться к максимальному уровню информированности. Большая свобода в выборе информации предъявляет повышенные требования к информационной культуре отдельного человека, который должен владеть знаниями и умениями самостоятельного выбора и оценки материала.

Под экономической информацией понимают совокупность сведений, отображающих состояние или определяющих изменение и развитие народного хозяйства, всех его звеньев и элементов. Термин «экономическая информация» равнозначен понятию «данные». Экономическая информация подразделяется на:

- прогнозную (долгосрочная, среднесрочная, краткосрочная);

- плановую;

- учетную (статистическую, бухгалтерскую).

Студенты должны иметь представление об информационных изданиях. Это издания, содержащие систематизированные сведения об опубликованных и неопубликованных работах в форме, удобной для быстрого с ними ознакомления, выпускаемые органами научно-технической информации, а также другими организациями, осуществляющими информационную деятельность.

По характеру включаемой информации и целевому назначению информационные издания можно разделить на три вида:

1. Библиографические, которыми называют отдельно изданные перечни библиографических записей, предназначенные для информирования о вышедших документах.

2.Реферативное издание содержит перечень рефератов или сами рефераты, то есть тексты с кратким изложением содержания документа, с основными выводами и фактическими сведениями. К таким изданиям относятся: реферативные журналы; реферативные сборники; экспресс-информация.

3.Обзор – это научный документ, объединяющий первичную информацию, отраженную в обозреваемых документах, и вторичную информацию, полученную в результате логического процесса обобщения и выводов. В зависимости от выполняемых функций выделяются следующие виды обзоров:

- библиографический – содержит библиографическую характеристику обозреваемых источников;

-реферативный является результатом содержательного, фактографического обобщения и синтеза информации, отраженной в различных документах;

-аналитический обзор не только ориентирует в информационном потоке по данной проблеме, но и дает оценку состояния проблемы, выявляет тенденции её развития.

Реферативные обзоры преследуют ту же цель, что и аналитические, но в отличие от них носят более описательный характер без оценки содержащихся в обзоре сведений.

При самостоятельной работе студентов и при подготовке курсовых и дипломных работ необходимо использовать документальные источники информации.

 

 


Под источником информации понимается документ, содержащий какое-либо сообщение, а отнюдь не библиотека или информационное учреждение, откуда документ получен. Эти понятия часто путают. Документальные источники содержат в себе основной объем сведений, используемых в практической деятельности.

Источниками документальной информации являются документы различных типов, видов на разных носителях.

Источники библиографической информации – библиотечные каталоги, указатели, библиографические базы данных.

В качестве источников фактографической информации могут выступать документы различных типов и видов, включая энциклопедии, словари, справочники, фактографические картотеки информационных служб, фактографические базы данных.

Все документальные источники информации делятся на первичные и вторичные.

В первичные документах или изданиях содержаться, как правило, новые научные и специальные сведения, во вторичных – результаты аналитико-синтетической и логической переработки первичных документов.

Оценка источников включает в себя такие критерии, как полнота и достоверность информации, сроки опубликования, наличие теоретических обобщений и критических материалов.

Студентам следует помнить, что книга имеет тот недостаток, что за то время, что ушло на её подготовку и издание, данные, приведенные в ней, могли устареть.

Что касается периодических изданий, каким бы узкоспециальным не был журнал, тематика его всегда шире вашего конкретного интереса.

Документальная экономическая информация является базой библиографической и фактографической информации.

В настоящее время активно развиваются документальные полнотекстовые ресурсы.

Круг создателей новой экономической информации в последние годы значительно расширился.

Кроме научных учреждений и вузов профессионально значимые источники информации создают:

- органы управления (нормативная, отчетно-плановая, обзорно-аналитическая информация);

- редакции газет и журналов (деловые новости, фактографическая, обзорно-аналитическая информация);

- информационные службы;

- банки, биржи, коммерческие и иные фирмы (отчетно-финансовая, кредитная, рекламная информация);

- ассоциации, союзы, независимые исследовательские центры.

Содержательная структура документального потока по экономике в библиотеках формируется в соответствии с системой экономических наук.

65 Экономика. Экономические науки.

65.01 Общая экономическая теория.

65.02 История экономической мысли.

65.03 Экономическая история (История хозяйства).

65.04 Экономическая география и региональная экономика.

65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Аудит. Экономический анализ. Планирование. Прогнозирование.

65.4 Сектора и отрасли экономики. Межотраслевые комплексы.

65.5 Мировая экономика. Международные экономические отношения.

65.6 Экономика развитых стран.

65.7 Экономика развивающихся стран.

65.8 Экономика социалистических стран.

65.9 Экономика отдельных стран и регионов. Экономика Мирового океана.

Как видим, документальный поток по экономике может быть дифференцирован в трех направлениях: по общим, специальным и отраслевым экономическим наукам.

В формально-видовом аспекте документальный поток по экономике может быть представлен книгами, статьями, неопубликованными источниками информации.

При дифференциации документального потока по читательскому назначению ориентируются на основные группы потребителей экономической информации.

Справочная литература по экономике делится на две группы: литература, которая относится к сфере экономической науки, и литература, которая относится к сфере хозяйственной практике. Основной критерий дифференциации справочных изданий – целевое назначение. Справочные пособия представлены, как правило, следующими жанрами: энциклопедии; словари; справочники; хроники экономических событий и фактов; бизнес – карты и др.

Большое значение для учебно-исследовательской работы студентов имеет статистическая литература. К статистическим материалам относятся статистические сводки, таблицы, сборники, которые являются источниками для изучения экономики и имеют исключительно-важное значение для научно-исследовательской и практической деятельности в данной области. Основным видом публикации статистических материалов являются статистические сборники – общеотраслевые, отраслевые и тематические.

Существенное значение в учебном процессе имеет использование стандартов. Стандарт – это нормативный документ, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, и утвержденный признанным органом (или предприятием) в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования или методы, касающиеся определенных объектов и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Объектом стандартизации могут быть термины, обозначения, нормы, методы и т.д., применяемые в области науки, производства, в культуре, здравоохранении и т.д. К ним относятся:

ГОСТ – государственный стандарт,

ОСТ – отраслевой стандарт,

ТУ – техническое условие,

СТП – стандарт предприятий и объединений.

Следует отметить, что в учебной и научной студенческой работе наибольшее распространение получил ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

В соответствии с действующими терминологическими стандартами, в зависимости от читательского адреса и целевого назначения можно выделить следующие типы изданий по бухгалтерскому учету и аудиту:

- официальные документы (это издания, публикуемые от имени государственных учреждений и ведомств, содержащие материалы нормативного или директивного характера; Основное назначение официальных документов – быть проводниками управленческой информации)

- научные издания (монография, сборник научных трудов, тезисы докладов научных конференций, авторефераты диссертаций, депонированные рукописи, научные доклады, отчеты о НИР и ОКР, статьи из периодических и продолжающихся изданий)

- учебная литература (учебники, учебные пособия, методические указания и разработки, программы, хрестоматии, практикумы, сборники задач)

- производственная литература (практические пособия и руководства, предназначенные для повышения квалификации и распространения передового опыта)

- справочные издания (содержат фактографический материал по различным аспектам научной, учебной, производственной, правовой, финансовой и т.д. деятельности). К справочным изданиям относятся: энциклопедии, словари, справочники.

Самостоятельное место среди справочных изданий занимают биографические словари и статистические сборники.

К справочникам вспомогательного характера можно отнести таблицы, каталоги, путеводители и др.

Ретроспективная библиография по бухгалтерскому учету и аудиту представлена тематическими указателями и обзорами, внутрикнижными и пристатейными списками литературы, каталогами таких издательств, как «Финансы и статистика», «Экономистъ», «Омега-Л», «Питер», «Март», персональной библиографией и библиографическими указателями.

 

 

 

 

Незаписанная мысль

– потерянный клад

Д.И. Менделеев.

 

Запись прочитанного – важнейшие условие правильной организации самостоятельной работы с источниками информации (приложение 4).

Записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации и вырабатывается собственный стиль изложения материала.

Записи прочитанного можно условно разделить на не связанные с аналитической переработкой текста (библиографическое описание источника, перечень страниц…) и связанное с аналитической переработкой текста (тезисы, аннотация, конспект, обзор…)

Рассмотрим некоторые виды записей.

Хорошая, достойная неоднократного чтения книга – великое интеллектуальное богатство. Как только вы сталкиваетесь в тексте источника с идеей, привлекшей ваше внимание, следует сделать закладку с указанием соответствующей страницы.

По ходу чтения источника хорошо бы набрасывать для себя беглые заметки.

Этот простейший вид записей обычно представлен незнакомыми терминами, цифрами, непонятными словами.

Следует помнить, что, делая заметки, обязательно указывают, к какому месту текста источника они относятся, так как выясненное слово важно не само по себе, а только в привязке к тексту.

Беглые заметки – это заготовки для будущих планов, конспектов.

Такой вид записи, как выписки, предназначен для того, чтобы выбрать из текста самое главное, самое существенное.

Выписки должны быть точными, заключающими в себе законченную мысль и понятными вне текста. Выписывая самое необходимое для вашей работы, можно дословно воспроизвести, обязательно со ссылкой на источник, наиболее важные положения, статистические данные.

Выписки помогают накопить сведения по теме реферата или курсовой работы.

Наиболее простая запись, которая требует аналитической проработки текста, это план. Правильно составленный план имеет ряд достоинств, которые выдвигают его наряду с конспектами и тезисами во вполне независимую форму записи.

План – это краткая запись, которая:

- в немногих словах выражает объемный текст;

- отражает последовательность изложения мысли;

- раскрывает содержание текста;

- восстанавливает в памяти содержание источника;

- иногда заменяет конспект и тезисы;

- помогает составлению записей;

- ускоряет работу над источником информации;

- организует самоконтроль (с помощью плана можно самостоятельно контролировать степень усвоения текста);

- помогает при длительной работе над источником.

Составляя план, прежде всего надо определить

- главную мысль каждого смыслового блока;

- те места, где заканчивается одна мысль и начинается другая, то есть смысловые блоки текста.

Важно не только выделить главные мысли в смысловых блоках, но и отметить то существенное, что связывает части текста.

Необходимо сформулировать пункты и подпункты плана так, чтобы они составляли логическое единство.

Полезно рядом с пунктами и подпунктами плана проставлять номера страниц источника или ряда источников информации.

Можно составить подробнейший простой план, а затем преобразовать его в сложный путем группировки части пунктов под общими заголовками.

Не исключается возможность пойти другим путем: составить краткий простой план, а далее разворачивать его в сложный с детализирующими частями.

В идеале каждый пункт плана можно развернуть в тезис. Тезисы повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное.

По содержанию, по представленному в них материалу тезисы бывают:

- первичным, оригинальным, научным произведениям;

- либо вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту.

Оригинальные тезисы – сжатое отражение собственного доклада, статьи;

Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.

В тезисах кратко и лаконично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает особую микротему и составляет отдельный абзац.

В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

В отличие от выписок, содержащих иллюстративный или фактический материал, тезисы всегда имеют доказательства.

Составление тезисов способствует формированию логического мышления, учит обобщать прочитанное и делать из него краткие и содержательные выводы.

Тезисы бывают простыми и сложными. Тезисы будут простыми (краткими), если развиваемые в них мысли содержат только утверждение, и сложными (их ещё называют развернутыми, распространенными), если они подкрепляются доводами, аргументами.

По способу изложения тезисы можно разделить на свободные и текстуальные.

В текстуальных тезисах мысль излагается словами тезисируемого текста.

В свободных тезисах важно сохранить, не исказив, главную мысль источника; изложить же её можно своими словами. Делается это для того, чтобы придать тезисам краткость, лаконизм.

Тезисы, какие бы они ни были: краткие или распространенные, текстуальные или свободные, занимают промежуточное место между планом и конспектом.

Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), её содержания и назначения. Помещается в книгах, брошюрах, перед статьями в журналах и газетах. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура. Аннотация должна соответствовать ГОСТу 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования».

Как правило, аннотация служит основанием ускоренного выбора источника информации для специального чтения.

Для самостоятельного составления аннотации необходимо:

- ознакомиться с текстом;

- выделить в каждом абзаце аннотируемого текста ключевые слова;

- определить тему текста (тема – это то, чему уделяется в тексте наибольшее внимание);

- составить план текста по абзацам с опорой на ключевые слова.

Сформулированные пункты плана называют проблемы, которые рассматриваются в тексте (проблема – это вопрос, требующий решения или освещения и непосредственно рассматриваемый автором в тексте; Совокупность проблем, рассматриваемых в тексте, составляет его проблематику).

При составлении аннотации необходимо учитывать следующие требования:

- структура аннотации должна быть внутренне логична;

- каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов;

- средний объем аннотации не должен превышать 400-600 печатных знаков.

Конспект – (лат. conspectus – обзор) – краткое, с соблюдением логических связей изложение содержания источника информации (книги, статьи) или лекционного материала.

Конспектирование помогает выработать умение анализировать текст и четко формулировать основные мысли автора.

Конспект, составленный самостоятельно, необходим не только для лучшего запоминания определенной информации, но и для глубокого осмысления изучаемого материала.

Составляя конспект источника, следует помнить, что

- прежде всего, необходимо привести полное библиографическое описание конспектируемого источника;

- конспект отличается от текста тем, что в процессе конспектирования основная информация отделяется от второстепенной и происходит свертывание текста;

- главные идеи и логические взаимосвязи текста можно записать своими словами;

- цитируемый текст приводится без искажения и имеет ссылку на источник;

- все сокращения слов и наименований должны быть общепринятыми и понятными;

- следует сохранить структуру конспектируемого текста.

Конспекты могут быть текстовыми, формализованными (табличными) и графическими.

Табличные конспекты удобны в тех случаях, когда готовится сводный конспект по нескольким источникам или возникает необходимость сопоставления данных.

Конспект, составленный в виде ответов на вопросы, можно назвать формализованным.

Составляя графический конспект, части конспектируемого источника располагают в определенном порядке, который дает возможность представить структуру и лучше уяснить содержание работы.

Не менее важным является и правильное оформление конспекта.

1. Конспект должен иметь поля. Справа, слева или с двух сторон. Поля позволяют дополнить текст конспекта, внести какие-либо коррективы.

2. Разные идеи и положения лучше написать разными по цвету ручками или подчеркнуть разными по цвету карандашами.

3. Необходимо выделять главные положения, ключевые слова и опорные пункты. Для этого обычно применяют абзацные отступления.

4. Для облегчения последующей работы с конспектом следует нумеровать его части и делать ссылки на номера страниц в конспектируемом источнике.

Рациональная методика конспектирования позволяет хорошо усвоить изучаемый материал.

Контрольные вопросы

1. Как надо вести конспект и как избежать ошибок при конспектировании?

2. Что такое «рациональное чтение»?

3. Охарактеризуйте сущность беглых заметок.

4. Выписки как самостоятельный вид записей. Для чего они нужны?

5. Простой и сложный планы, как правильно их составить?

6. Дайте определение тезисов. В чем сущность оригинальных и вторичных тезисов

 

Глава 7. Основы библиотечного дела и информационного обслуживания учебного процесса.

…Знание состоит не столько в

запасе сведений, сколько в умении

найти нужные сведения в книгах.

В.Я. Брюсов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.