КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические аспекты самостоятельной работы в вузе и их развитие в процессе обучения
Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования Н. Рубакин Самообразование и саморазвитие имеют важное значение для формирования личности студента. «Развитие и образование ни единому человеку не могут быть даны или сообщены,— писал знаменитый немецкий педагог Адольф Дистервег (1790—1866).— Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». [22]. Поэтому самообучение, самообразование, саморазвитие — средства и одновременно результаты образования. Рационально организованная самостоятельная работа уменьшает вероятность умственных перегрузок и эмоциональных расстройств. Путь к успешному обучению в вузе пролегает через скорейшее овладение студентами рациональными приемами организации и проведения самостоятельной работы. В связи с этим необходимо специальное обучение приемам, формам и содержанию самостоятельной работы. Программа такого обучения включает следующие элементы, 1. Определение цели самостоятельной работы — ближайшей и отдаленной. 2. Самостоятельный выбор и обоснование студентом объекта изучения. 3. Разработку конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы. 4. Определение форм и времени самоконтроля. 5. Диагностирование своей потребности в расширении 6. Определение собственных интеллектуальных и личностных возможностей. Самостоятельная работа тесно связана с развитием самостоятельности мышления. В тоже время исследования психологов показывают, что только 25% студентов-первокурсников обладают навыками, необходимыми для логического и абстрактного мышления. Развитие самостоятельности мышления студентов связано, прежде всего, с формированием собственных суждений, убеждений и оценок. Особенно велика роль установки в развитии мышления. Выработка установки на самостоятельное, критическое мышление не менее важна, чем развитие навыков мышления. Человеку, пользующемуся самостоятельным мышлением, свойственны следующие качества: готовность к планированию своих действий, гибкость (пересматривать очевидное и не отступаться от задачи, пока она не будет решена), настойчивость, готовность исправить свои ошибки, рефлексия собственной умственной деятельности (наблюдение за собственными действиями, осознанное использование интеллектуальных приемов и стратегий, анализ недостатков своей познавательной деятельности и их причин, самоконтроль и самооценка своих результатов), поиск компромиссных решений. Улучшению уровня мышления и понимания сложного материала способствуют задания, в которых требуется: ■ выделить главную, существенную информацию сообразно исходной цели сообщения или выполняемого задания, определить главные мысли в тексте и раскрыть подтекст; ■ произвести преобразование (трансляцию) материала из одной формы выражения в другую; ■ сделать собственное изложение прочитанного материала в краткой, более или менее обобщенной форме (своими словами, а не близко к подлиннику); ■ дать вариативность способов видения одного и того же объекта или одних и тех же его свойств в их различных связях и отношениях; ■ обосновать теорию, объяснить полученное решение своими словами (например, решение математической задачи показать на практическом языке), самостоятельно привести примеры; ■ объяснить значение некоторых терминов, понятий, обозначений, предложений; ■ интерпретировать схемы, диаграммы, таблицы, графики; ■ уметь составлять схемы, диаграммы, графики, зарисовки как способы перевода содержания текста в образные представления; ■ систематизировать материал, провести классификацию, ■ уметь озаглавить текст, составить план, конспект, тезисы, представляющие собой смысловую группировку содержания текста в определенной последовательности; ■ самостоятельно составить вопросы по содержанию материала, ответить на вопросы по тексту, заданные в разной форме. Важное место в процессе мышления занимает память. Главная задача памяти – усвоить информацию, которая может быть полезной в будущем, при чем, сделать это таким образом, чтобы её можно было без труда воспроизвести, когда в этом будет необходимость. Стремясь развить память необходимо работать над своими навыками внимания. В основе работы памяти лежат ассоциации. Ассоциации - это связи между отдельными представлениями, при которых одно из этих представлений может вызывать другое. Ассоциации могут быть по смежности, по сходству, по контрасту, по смыслу. Понимание и память – понятия, тесно связанные друг с другом, так как возможности памяти увеличиваются, если воспринимаемый материал является значимым и такая информация легче сохраняется в памяти. Также лучше запоминается материал, если он распределяется во времени, и группируется в смысловые блоки. В связи с этим основополагающими принципами работы памяти являются: внимание, упорядочение материала, придание ему смысла и укрупнение. Облегчают запоминание следующие закономерности: • пристальное внимание к изучаемому материалу; • осознание значимости и важности изучаемого материала; • понимание и осмысление материала; • выделение существенных мыслей или ключевых слов; • придание информации осмысленного структурированного характера и её упорядочение; • овладение приемами смысловой обработки и группировки материала (деление материала на части и определение главного и второстепенного; выделение опорных пунктов и ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку; составление логической схемы запоминаемого материала). При самостоятельной работе важное значение имеет заучивание материала. Заучивание — это специально организованное запоминание с применением определенных способов или приемов. Заучивание: зависит от установки запомнить надолго или на короткий срок, от отношения к материалу, а также от активной мыслительной работы над текстом, которая предполагает использование целого ряда способов и приемов лучшего запоминания. Основные способы заучивания. 1. Деление материала на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, по ассоциациям и др.). 2. Выделение опорных пунктов и ключевых слов. 3. Составление плана как совокупности опорных пунктов 4. Классификация — распределение понятий, предметов 5. Структурирование материала — установление взаимно 6. Схематизация — изображение материала с учетом основных связей и отношений между частями, группами, ключевыми словами. 7. Перекодирование — представление информации в образ 8. Достраивание — привлечение нового в запоминании 9. Мнемонические приемы. Для уменьшения забывания и лучшего сохранения в памяти выученного учебного материала необходимо его понимание и осмысление. Кроме того, важно правильно организовать повторение материала. Чаще необходимо повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальные потери от забывания. Поэтому систематическая учеба, без перегрузок, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическим повторением намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее перегрузки и почти полное забывание через неделю. При этом целесообразно логически обрабатывать и структурировать материал, изучать подряд учебные предметы с похожим материалом, создавать стимулы-средства для воспроизведения материала. Большую помощь для облегчения воспроизведения играют слова – напоминания, создание ключей для поиска в памяти. Например, задавая себе вопросы «почему»?, «когда»?, и «как»? облегчает воспроизведение нам информации. Создание собственных ключей при изучении чего-либо с целью облегчить себе припоминание - хороший способ развить свою память. При этом материал проще вспомнить, пользуясь теми же ключами, которые использовались при его изучении и запоминании. Важно выявлять причинно-следственные связи, соотносить воспринятую информацию с другими знаниями. На использовании ключей основаны многие стратегии, способствующие развитию памяти, ибо ключи помогают определить местонахождение нужной информации в памяти; они позволяют нам воспользоваться тем, что мы знаем. Способность найти путь к хранимым в памяти знаниям — отличительный признак интеллекта.
Контрольные вопросы. 1.Что такое самостоятельная работа? 2.Каковы рациональные приемы организации и проведения самостоятельной работы? 3. Какие качества свойственны человеку, пользующемуся самостоятельным мышлением? 4. Дайте определение мышления и назовите способы его улучшения. 5. Как улучшить уровень понимания сложного материала? 6.Что такое память, что лежит в её основе? 7.Каковы важнейшие закономерности запоминания? 8. Перечислите основные способы заучивания материала 9.Как лучше организовать повторение материала? Практические задания 1.Составте блок-схему основных составляющих самостоятельной работы. 2. Составьте программу самостоятельной работы по одной из учетных дисциплин. 3. Проанализируйте содержание своей мыслительной деятельности, отметьте возможные недостатки и пути их устранения. 4. Дайте объяснение отдельных терминов по бухгалтерскому учету. 5. Сделайте изложение прочитанного материала своими словами или в виде схемы по одному из параграфов учебного предмета, например, по теории бухгалтерского учета. 6. Выделите абзац из книги, озаглавьте его и составьте к нему вопросы. 7.Разделите текст по смыслу, выделите ключевые слова и составьте на основании их план.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |