Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические аспекты самостоятельной работы в вузе и их развитие в процессе обучения




Всякое настоящее образование добывается

только путем самообразования

Н. Рубакин

Самообразование и саморазвитие имеют важное значение для формирования личности студента. «Развитие и образование ни единому человеку не могут быть даны или сообщены,— писал знаменитый немецкий педагог Адольф Дистервег (1790—1866).— Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это­го собственной деятельностью, собственными силами, собствен­ным напряжением». [22]. Поэтому самообучение, самообразова­ние, саморазвитие — средства и одновременно результаты образования.

Рационально организованная самостоятельная работа уменьшает вероятность умственных перегрузок и эмоциональных расстройств.

Путь к успешному обучению в вузе пролегает через скорейшее овладение студентами рациональными приемами орга­низации и проведения самостоятельной работы. В связи с этим необходимо специальное обучение приемам, формам и содержа­нию самостоятельной работы.

Программа такого обучения включает следующие элементы,

1. Определение цели самостоятельной работы — ближайшей и отдаленной.

2. Самостоятельный выбор и обоснование студентом объек­та изучения.

3. Разработку конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы.

4. Определение форм и времени самоконтроля.

5. Диагностирование своей потребности в расширении
и углублении полученных знаний.

6. Определение собственных интеллектуальных и личностных возможностей.

Самостоятельная работа тесно связана с развитием самостоятельности мышления. В тоже время исследования психологов показывают, что только 25% студентов-первокурсников обладают навыками, необходимыми для логического и абстрактного мышления. Развитие самостоятельности мышления студентов связано, прежде всего, с формированием собственных суждений, убеждений и оценок. Особенно велика роль установки в развитии мышления. Выработка установки на самостоятельное, критическое мышление не менее важна, чем развитие навыков мышления. Человеку, пользующемуся самостоятельным мышлением, свойственны следующие качества: готовность к планированию своих действий, гибкость (пересматривать очевидное и не отступаться от задачи, пока она не будет решена), настойчивость, готовность исправить свои ошибки, рефлексия собственной умственной деятельности (наблюдение за собственными действиями, осознанное использование интеллектуальных приемов и стратегий, анализ недостатков своей познавательной деятельности и их причин, самоконтроль и самооценка своих результатов), поиск компромиссных решений.

Улучшению уровня мышления и понимания сложного материала способствуют задания, в кото­рых требуется:

■ выделить главную, существенную информацию сообраз­но исходной цели сообщения или выполняемого задания, определить главные мысли в тексте и раскрыть подтекст;

■ произвести преобразование (трансляцию) материала из одной формы выражения в другую;

■ сделать собственное изложение прочитанного материала в краткой, более или менее обобщенной форме (своими словами, а не близко к подлиннику);

■ дать вариативность способов видения одного и того же объекта или одних и тех же его свойств в их различ­ных связях и отношениях;

■ обосновать теорию, объяснить полученное решение сво­ими словами (например, решение математической зада­чи показать на практическом языке), самостоятельно при­вести примеры;

■ объяснить значение некоторых терминов, понятий, обо­значений, предложений;

■ интерпретировать схемы, диаграммы, таблицы, графики;

■ уметь составлять схемы, диаграммы, графики, зарисов­ки как способы перевода содержания текста в образные представления;

■ систематизировать материал, провести классификацию,
группировку объектов;

■ уметь озаглавить текст, составить план, конспект, тези­сы, представляющие собой смысловую группировку содержания текста в определенной последовательности;

■ самостоятельно составить вопросы по содержанию мате­риала, ответить на вопросы по тексту, заданные в разной форме.

Важное место в процессе мышления занимает память. Главная задача памяти – усвоить информацию, которая может быть полезной в будущем, при чем, сделать это таким образом, чтобы её можно было без труда воспроизвести, когда в этом будет необходимость. Стремясь развить память необходимо работать над своими навыками внимания.

В основе работы памяти лежат ассоциации. Ассоциации - это связи между отдельными представлениями, при которых одно из этих представлений может вызывать другое. Ассоциации могут быть по смежности, по сходству, по контрасту, по смыслу.

Понимание и память – понятия, тесно связанные друг с другом, так как возможности памяти увеличиваются, если воспринимаемый материал является значимым и такая информация легче сохраняется в памяти. Также лучше запоминается материал, если он распределяется во времени, и группируется в смысловые блоки. В связи с этим основополагающими принципами работы памяти являются: внимание, упорядочение материала, придание ему смысла и укрупнение.

Облегчают запоминание следующие закономерности:

• пристальное внимание к изучаемому материалу;

• осознание значимости и важности изучаемого материала;

• понимание и осмысление материала;

• выделение существенных мыслей или ключевых слов;

• придание информации осмысленного структурированного характера и её упорядочение;

• овладение приемами смысловой обработки и группировки материала (деление материала на части и определение главного и второстепенного; выделение опорных пунктов и ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку; составление логической схемы запоминаемого материала).

При самостоятельной работе важное значение имеет заучивание материала.

Заучивание — это специально организованное запоминание с применением определенных способов или приемов. Заучивание: зависит от установки запомнить надолго или на короткий срок, от отношения к материалу, а также от активной мыслительной работы над текстом, которая предполагает использование целого ряда способов и приемов лучшего запоминания.

Основные способы заучивания.

1. Деление материала на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, по ассоциациям и др.).

2. Выделение опорных пунктов и ключевых слов.

3. Составление плана как совокупности опорных пунктов
и ключевых слов.

4. Классификация — распределение понятий, предметов
по группам.

5. Структурирование материала — установление взаимно­
го расположения частей, групп, ключевых слов.

6. Схематизация — изображение материала с учетом основных связей и отношений между частями, группами, клю­чевыми словами.

7. Перекодирование — представление информации в образ­
ной форме, реконструкция материала, проговаривание
его своими словами.

8. Достраивание — привлечение нового в запоминании
(свои ключевые слова, образы-посредники).

9. Мнемонические приемы.

Для уменьшения забывания и лучшего сохранения в памяти выученного учебного материала необходимо его понимание и осмысление. Кроме того, важно правильно организовать повторение материала. Чаще необходимо повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальные потери от забывания. Поэтому систематическая учеба, без перегрузок, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическим повторением намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее перегрузки и почти полное забывание через неделю. При этом целесообразно логически обрабатывать и структурировать материал, изучать подряд учебные предметы с похожим материалом, создавать стимулы-средства для воспроизведения материала. Большую помощь для облегчения воспроизведения играют слова – напоминания, создание ключей для поиска в памяти. Например, задавая себе вопросы «почему»?, «когда»?, и «как»? облегчает воспроизведение нам информации. Создание собственных ключей при изучении чего-либо с целью облегчить себе припоминание - хороший способ развить свою память. При этом материал проще вспомнить, пользуясь теми же ключами, которые использовались при его изучении и запоминании. Важно выявлять причинно-следственные связи, соотносить воспринятую информацию с другими знаниями.

На использовании ключей основаны многие стратегии, способствующие развитию памяти, ибо ключи помогают определить местонахождение нужной информации в памяти; они позволяют нам воспользоваться тем, что мы знаем. Способность найти путь к хранимым в памяти знаниям — отличительный признак интеллекта.

 

Контрольные вопросы.

1.Что такое самостоятельная работа?

2.Каковы рациональные приемы организации и проведения самостоятельной работы?

3. Какие качества свойственны человеку, пользующемуся самостоятельным мышлением?

4. Дайте определение мышления и назовите способы его улучшения.

5. Как улучшить уровень понимания сложного материала?

6.Что такое память, что лежит в её основе?

7.Каковы важнейшие закономерности запоминания?

8. Перечислите основные способы заучивания материала

9.Как лучше организовать повторение материала?

Практические задания

1.Составте блок-схему основных составляющих самостоятельной работы.

2. Составьте программу самостоятельной работы по одной из учетных дисциплин.

3. Проанализируйте содержание своей мыслительной деятельности, отметьте возможные недостатки и пути их устранения.

4. Дайте объяснение отдельных терминов по бухгалтерскому учету.

5. Сделайте изложение прочитанного материала своими словами или в виде схемы по одному из параграфов учебного предмета, например, по теории бухгалтерского учета.

6. Выделите абзац из книги, озаглавьте его и составьте к нему вопросы.

7.Разделите текст по смыслу, выделите ключевые слова и составьте на основании их план.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.