Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция как ценный источник получения и усвоения знаний




Ценным источником получения знаний и основным видом учебных занятий в ВУЗе является лекция, представляющая собой логически стройное, систематически последовательное, ясное изложение того или иного вопроса с сопровождением демонстрацией наглядных пособий, слайдов, кино- и видеофильмов, компьютерных мультимедийных процессов[14,49].

Лекция, где изучаются основы теории того или иного учеб­ного предмета, должна дать студенту путеводную нить, помочь ему не захлебнуться в потоке информации, обрести ориентиры, выбрать самое главное и необходимое. Вузовская лекция не толь­ко дает глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студентов. Между тем известно, что от 60 до 70% студентов записывают лекции без понимания [22]. При недостаточно полном понимании особенностей лекционной формы обуче­ния нередко возникает представление о полной взаимозаменя­емости лекции и учебных пособий. Между тем лекция никак не сводима лишь к одной из ее функций — информативной. Преж­де всего, это очень эффективная форма живого, непосредствен­ного контакта сознания, воли, чувств, убежденности — всего богатства личности педагога с внутренним миром студента. Обла­дающий обширными знаниями, богатым опытом и целым арсе­налом научных методов лектор ведет студентов в мир знания, приобщает к «тайнам» научного мышления, вводит в лабораторию современного научного творчества.

Суть лекции хорошо выразил великий русский ученый и фило­соф Павел Александрович Флоренский (1882-1937): «Существо лекции -непосредственная научная жизнь, совместное со слуша­телями размышление о предметах науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов. Лекция — это посвящение слушателей в процесс научной работы, приобщение их к научному творчеству, род наглядного и даже экспериментального научения методам работы, а не только передача «истин» науки в ее «настоящем» положении... Лекция должна не научить тому или другому кругу фактов, обобщений или теорий, а приучить к работе, создать вкус к научности. Давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности».

Важнейшие качества лекции, информа­ционная насыщенность, оперативность, возможность концентра­ции в ней новейших сведений из данной области знаний, диффе­ренцирования ее по отношению к различной аудитории.

Как правило, выделяют пять основных функций вузовской лекции: информативную, ориентирующую, стимулирующую, раз­вивающую и воспитывающую.

Эффективная работа студента на лекции требует определенных умений. К ним относятся: умение эффективно слушать лекцию, умение осмысливать информацию, управлять своим вниманием, правильно конспектировать лекцию, владеть навыками синхронной переработки логической структуры информации в записи.

Поэтому на лекции следует проявлять интерес к предмету, относиться с уважением к лектору, соблюдать дисциплину, не опаздывать на занятия, изучить методику усвоения лекционного материала. В наиболее общем виде последовательность восприятия лекции представлена на нижеприводимой схеме.

Последовательность и этапы усвоения лекций в процессе обучения

 

 

Проработка и усвоение содержания лекционного материала
Работа на лекции – слушание, осмысление, конспектирование
Формирование психологической установки на усвоение информации
Концентрация устойчивости и направленности внимания
Доработка конспекта лекций
Подготовка к лекции и повторение предыдущего материала

 


Проверка качества усвоения информации

 

Рис. 9.Последовательность усвоения содержания лекции

 

Как научиться эффективно слушать, и конспектировать лекцию. Чтобы восприятие было полным и осмысленным, реко­мендуется заранее готовиться к лекции, для этого полезно повто­рить предыдущий материал. Тогда восприятие нового материала будет более эффективным. Нужно сформировать у себя установ­ку на то, что материал, который будет сейчас излагаться, очень важен как для усвоения последующей информации, так и для дальнейшей учебы, для будущей профессии.

Необходимо быть готовым к лекции, к ее записи еще до при­хода лектора в аудиторию, так как уже в первую минуту объяв­ляется тема, формулируется основная цель, дается перечень важ­нейших вопросов. Без этого дальнейшее понимание лекции затруднено. В ходе слушания лекции надо помнить название темы и соответствующий план изложения. Весь материал лекции, все обоснования, разъяснения, примеры необходимо постоянно соотносить с главными теоретическими положениями.

Эффективность познавательной деятельности студента в процессе слушания лекций всецело зависит от направленности его внимания. Известный русский педагог Константин Дмитри­евич Ушинский (1824—1870) назвал внимание той дверью, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнeгo мира.

В деятельности студента на лекции проявляются различные свойства внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение.

Работа студента на лекции - сложный процесс, сочетающий в себе три вида деятельности: слушание, осмысливание и соб­ственно конспектирование (запись). Причем умение слушать, как один из важных методов восприятия информации, используется намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые. Дан­ный канал передачи информации наиболее часто задействуется в учебном процессе. Психологи установили, что время, которое мы посвящаем разным видам коммуникации, в среднем распре­деляется следующим образом: около 40% времени мы тратим на слушание, до 35% - на разговоры, до 16% - на чтение, до 9% - на письмо. При этом средняя эффективность слушания состав­ляет всего 25%, тогда как около 70% своего времени (без учета сна) мы проводим в вербальном общении [22].

Слышать и слушать - не одно и то же. Чтобы научиться слушать эффективно, требуются затраты времени и сил, но это - самый простой и доступный спо­соб получения полезной информации. Он требует определенной дисциплины и затрат энергии. Причем умение слушать эффек­тивно - не врожденное, данное нам от природы, оно является при­обретаемым и его необходимо постоянно развивать. Для оптимизации процесса слушания необходимо: психологически подготовиться к процессу восприятия новой информации; выделять основные положения и главные идеи лекции; учитывать психологические закономерности мышления; концентрируйтесь на позитивном; слушайте оптимистически; учитесь слушать без предубеждений; никогда не перебивайте выступающего; используйте разнообразные способы конспектирования; регулярно практикуйтесь в совершенствовании своего умения слушать.

Задача студента на лекции состоит в том, чтобы кратко, ясно, конструктивно записывать материал - конспектировать. Конспект помогает восстановить в памяти все содержание лекции, дисциплинирует студента, является важным приемом обучения. Чтобы научиться конспектировать, целесообразно использовать следующие приемы: проводить записи в специальной тетради; писать разноцветными ручками, выделяя главные идеи; оставлять в конспекте широкие поля для записи свих мыслей и уточнения деталей; между строчками оставлять интервалы для вписывания информации почерпнутой из других источников; записи должны быть экономичны по технике выполнения; обязательно выделять главные положения или ключевые слова; разрабатывать свою собственную систему сокращений; приводить в порядок свои конспекты сразу после лекции.

Основное отличие конспекта от текста - отсутствие или зна­чительное снижение избыточности, т.е. удаление отдельных слов или частей текста, не выражающих существенной информа­ции, а также замена развернутых оборотов текста более лаконич­ными словосочетаниями (свертывание).

При конспектировании основную информацию следует записывать подробно, а допол­нительные и вспомогательные сведения, примеры - очень крат­ко. Умение отделять основную информацию от второстепенной - одно из главных требований к конспектирующему. Хорошие результаты в выработке такого умения дает прием, названный условно приемом фильтрации и сжатия текста, который вклю­чает в себя две операции:

1) разбивка текста на части по смыслу;

2) нахождение в каждой части текста слова, краткой фразы
или обобщающей короткой формулировки, которые бы
выражали основной смысл этой части. Такие слова или
фразы называются ключевыми.

Аккуратное выполнение конспекта должно сочетаться со скоростью записи. Нормальная скорость - 120 знаков в мину­ту, но при хорошей тренировке ее можно увеличить до 150 зна­ков в минуту. Студентам редко удается записывать лекцию дословно, да в этом и нет необходимости. Как правило, лектор диктует в замедленном темпе те положения, которые считает особенно важными.

Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания прослушанного, так как в этом процессе принимают участие слух, зрение, рука. Это позволяет сосредоточиться, способствует запоминанию.

Умело зафиксированный материал легче запоминается, поэтому хороший конспект можно считать своеобразным пособием при подготовке к экзамену. Это пособие, составляемое каждым индивидуально, в определенно мере характеризует ваши деловые и личные качества. Начиная слушание лекций по каким-либо курсам, необходимо предварительно продумать, каким должен быть ваш конспект, что бы можно было быстрее и успешнее решать следующие задачи:

• дорабатывать записи в будущем (уточнять, вводить новую информацию);

• работать над содержанием записей - сопоставлять отдельные части, выделять основные линии, делать выводы;

• ускорить поиск нужного материала в конспекте;

• сократить время, необходимое на повторение изучаемого материала, повысить скорость и точность запоминания.

Одна только рациональная форма конспекта повышает объем материала, усвоенного непосредственно на лекции, и очень существен­но сокращает время, необходимое на дальнейшую проработку. Сле­дует подумать, что можно изменить, добавить или устранить в вашем конспекте, чтобы им было удобнее пользоваться в дальнейшем.

При любом способе конспектирования целесообразно оставлять на листе сво­бодную площадь для последующих добавлений и вспомогательных отметок. Это или широкие (до '/3 ширины страницы) поля, или чи­стые страницы. Если этого не делать, то при подготовке к экзаме­нам дополнительная, поясняющая и прочая информация будет впи­сываться между строк, а конспект превратится в малопригодный для чтения и усвоения текст.

При неумелом конспектировании характерны следующие основ­ные ошибки:

-попытки записывать все почти дословно;

-составление плана вместо записи лекций;

-выборочная запись лишь только важной и трудной инфор­мации.

Основной принцип конспектирования - писать не все, но так, чтобы сохранить все действительно важное и логику изложения материала, чтобы при необходимости можно было полностью «развернуть» конспект в исходный текст.

Сокращение записи может достигаться не за счет пропусков каких-то элементов лекций, а благодаря концен­трированию, сгущению исходной информации.

Очень важно выделить и четко зафиксировать идеи лекции. Во время лекции цветными карандашами необходимо обводить, подчеркивать или обозначать ключевые аспекты лекций. При работе с конспектом это позволяет сразу увидеть главное.

Лекция - это всегда совместное творчество преподавателя и студента. От того, как слушают, во многом зависит, что и как будет рассказывать лектор. Внимательная, активная аудитория воодушевляет лектора, стимулирует его на более яркое, содержательное изложение. Поэтому учитесь слушать лектора: попытайтесь предугадать логические переходы его речи, т.е. то, о чем он будет говорить дальше, а также предвосхитить те выводы, которые он далее сформулирует. Умение опережать мыслью слушаемый и читаемый текст позволяет основ­ные положения лекции предварительно отыскать самому, а потом услышать их формулировку от лектора. Тем самым улучшается их понимание и запоминание.

Отведите ежедневно 20-25 минут на доработку конспекта - до­писывание пропущенного, исправление ошибок и неразборчивых записей, акцентирование ключевых аспектов лекции.

Материал лекции желательно проработать в течение 3-4 часов после нее. Весьма эффективным способом проработки лекционного мате­риала в течение семестра является составление и сохранение подроб­ных планов, особенно тех лекций, усвоение которых вызывало за­труднение. Этот план позволит гораздо быстрее и полнее вспомнить материал, к экзамену его можно использовать и как план ответа.

В плане материал представляется более сжато, без мел­ких деталей и подробностей, поэтому при сопоставлении и анализе планов лекций легче, чем по конспекту, выявить основные, стерж­невые идеи курса, его логику и определить типовой алгоритм, по которому обычно излагаются важнейшие понятия.

Для лучшего представления структуры изучаемого материала очень полезно составлять схемы логических связей отдельных час­тей лекции, раздела.

После проработки лекции желательно проверить, как вами ус­воен материал. Критериями качественной работы могут быть сле­дующие аспекты:

■ знать тему;

■ четко представлять план лекции или данного вопроса;

■ уметь выделять основное, главное;

■ усвоить значение примеров и иллюстрации;

■ знать, как связаны вновь получаемые знания с уже, имеющимися;

■ знать возможность и необходимость применения полученных
сведений.

Усвоение структуры учебного предмета, изложенного в лекции - это понимание всех основных понятий и взаимосвязей в нем. Приемы, которые способствуют фокусированию внимания студентов на изучении и построении структуры учебного материала, можно назвать при­емами «постижения» структуры информации. Американский психолог Д. Халперн такие приемы назвала «графические систе­матизаторы» (иногда их называют «понятийными схемами»). Графические систематизаторы представляют собой про­странственные построения, требующие от студентов тщательно­го выявления глубинной структуры изучаемого материала. С их помощью можно изобразить структуру знаний изучаемого материала и показать, каким образом новая информация встраи­вается в то, что уже известно.

Понятия, идеи, объекты, содержащиеся в новой информации, могут быть связаны между собой разнообразными отношениями. Центральной задачей всех приемов графической систематизации является выявление и показ того, каковы же эти отношения на самом деле. Сознательное использование графических систе­матизаторов называется «методами постижения структуры», поскольку они способствуют фокусированию внимания на струк­туре текста. Существует несколько видов графических система­тизаторов, но каждый из них предполагает использование про­странственных образов, помогающих осмыслить представленную в тексте информацию. К ним относят: линейные последовательности (информация представляется в виде простой цепочки логических рассуждений), иерархии (изображение информации в форме иерархии), сети (показ информации в виде связей между объектами), матрицы (пространственный способ представления информации), блок-схемы (изображение информации в виде последовательных действий). Каждая из обсуждаемых стратегий понимания требует постоянного наблюдения за процессом усвоения информации са­мим человеком. Все они являются стратегиями активного позна­ния, облегчающими создание значимых представлений. Графи­ческие систематизаторы дают возможность трансформировать текст в подробные пространственные схемы, которые показыва­ют связи между отдельными понятиями. Это позволяет придать конкретность абстрактным идеям. Чтобы научиться использовать графические систематизаторы, требуется немало усилий и продолжительная практика.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.