КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция как ценный источник получения и усвоения знаний
Ценным источником получения знаний и основным видом учебных занятий в ВУЗе является лекция, представляющая собой логически стройное, систематически последовательное, ясное изложение того или иного вопроса с сопровождением демонстрацией наглядных пособий, слайдов, кино- и видеофильмов, компьютерных мультимедийных процессов[14,49]. Лекция, где изучаются основы теории того или иного учебного предмета, должна дать студенту путеводную нить, помочь ему не захлебнуться в потоке информации, обрести ориентиры, выбрать самое главное и необходимое. Вузовская лекция не только дает глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студентов. Между тем известно, что от 60 до 70% студентов записывают лекции без понимания [22]. При недостаточно полном понимании особенностей лекционной формы обучения нередко возникает представление о полной взаимозаменяемости лекции и учебных пособий. Между тем лекция никак не сводима лишь к одной из ее функций — информативной. Прежде всего, это очень эффективная форма живого, непосредственного контакта сознания, воли, чувств, убежденности — всего богатства личности педагога с внутренним миром студента. Обладающий обширными знаниями, богатым опытом и целым арсеналом научных методов лектор ведет студентов в мир знания, приобщает к «тайнам» научного мышления, вводит в лабораторию современного научного творчества. Суть лекции хорошо выразил великий русский ученый и философ Павел Александрович Флоренский (1882-1937): «Существо лекции -непосредственная научная жизнь, совместное со слушателями размышление о предметах науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов. Лекция — это посвящение слушателей в процесс научной работы, приобщение их к научному творчеству, род наглядного и даже экспериментального научения методам работы, а не только передача «истин» науки в ее «настоящем» положении... Лекция должна не научить тому или другому кругу фактов, обобщений или теорий, а приучить к работе, создать вкус к научности. Давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности». Важнейшие качества лекции, информационная насыщенность, оперативность, возможность концентрации в ней новейших сведений из данной области знаний, дифференцирования ее по отношению к различной аудитории. Как правило, выделяют пять основных функций вузовской лекции: информативную, ориентирующую, стимулирующую, развивающую и воспитывающую. Эффективная работа студента на лекции требует определенных умений. К ним относятся: умение эффективно слушать лекцию, умение осмысливать информацию, управлять своим вниманием, правильно конспектировать лекцию, владеть навыками синхронной переработки логической структуры информации в записи. Поэтому на лекции следует проявлять интерес к предмету, относиться с уважением к лектору, соблюдать дисциплину, не опаздывать на занятия, изучить методику усвоения лекционного материала. В наиболее общем виде последовательность восприятия лекции представлена на нижеприводимой схеме.
Рис. 9.Последовательность усвоения содержания лекции
Как научиться эффективно слушать, и конспектировать лекцию. Чтобы восприятие было полным и осмысленным, рекомендуется заранее готовиться к лекции, для этого полезно повторить предыдущий материал. Тогда восприятие нового материала будет более эффективным. Нужно сформировать у себя установку на то, что материал, который будет сейчас излагаться, очень важен как для усвоения последующей информации, так и для дальнейшей учебы, для будущей профессии. Необходимо быть готовым к лекции, к ее записи еще до прихода лектора в аудиторию, так как уже в первую минуту объявляется тема, формулируется основная цель, дается перечень важнейших вопросов. Без этого дальнейшее понимание лекции затруднено. В ходе слушания лекции надо помнить название темы и соответствующий план изложения. Весь материал лекции, все обоснования, разъяснения, примеры необходимо постоянно соотносить с главными теоретическими положениями. Эффективность познавательной деятельности студента в процессе слушания лекций всецело зависит от направленности его внимания. Известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) назвал внимание той дверью, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнeгo мира. В деятельности студента на лекции проявляются различные свойства внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение. Работа студента на лекции - сложный процесс, сочетающий в себе три вида деятельности: слушание, осмысливание и собственно конспектирование (запись). Причем умение слушать, как один из важных методов восприятия информации, используется намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые. Данный канал передачи информации наиболее часто задействуется в учебном процессе. Психологи установили, что время, которое мы посвящаем разным видам коммуникации, в среднем распределяется следующим образом: около 40% времени мы тратим на слушание, до 35% - на разговоры, до 16% - на чтение, до 9% - на письмо. При этом средняя эффективность слушания составляет всего 25%, тогда как около 70% своего времени (без учета сна) мы проводим в вербальном общении [22]. Слышать и слушать - не одно и то же. Чтобы научиться слушать эффективно, требуются затраты времени и сил, но это - самый простой и доступный способ получения полезной информации. Он требует определенной дисциплины и затрат энергии. Причем умение слушать эффективно - не врожденное, данное нам от природы, оно является приобретаемым и его необходимо постоянно развивать. Для оптимизации процесса слушания необходимо: психологически подготовиться к процессу восприятия новой информации; выделять основные положения и главные идеи лекции; учитывать психологические закономерности мышления; концентрируйтесь на позитивном; слушайте оптимистически; учитесь слушать без предубеждений; никогда не перебивайте выступающего; используйте разнообразные способы конспектирования; регулярно практикуйтесь в совершенствовании своего умения слушать. Задача студента на лекции состоит в том, чтобы кратко, ясно, конструктивно записывать материал - конспектировать. Конспект помогает восстановить в памяти все содержание лекции, дисциплинирует студента, является важным приемом обучения. Чтобы научиться конспектировать, целесообразно использовать следующие приемы: проводить записи в специальной тетради; писать разноцветными ручками, выделяя главные идеи; оставлять в конспекте широкие поля для записи свих мыслей и уточнения деталей; между строчками оставлять интервалы для вписывания информации почерпнутой из других источников; записи должны быть экономичны по технике выполнения; обязательно выделять главные положения или ключевые слова; разрабатывать свою собственную систему сокращений; приводить в порядок свои конспекты сразу после лекции. Основное отличие конспекта от текста - отсутствие или значительное снижение избыточности, т.е. удаление отдельных слов или частей текста, не выражающих существенной информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными словосочетаниями (свертывание). При конспектировании основную информацию следует записывать подробно, а дополнительные и вспомогательные сведения, примеры - очень кратко. Умение отделять основную информацию от второстепенной - одно из главных требований к конспектирующему. Хорошие результаты в выработке такого умения дает прием, названный условно приемом фильтрации и сжатия текста, который включает в себя две операции: 1) разбивка текста на части по смыслу; 2) нахождение в каждой части текста слова, краткой фразы Аккуратное выполнение конспекта должно сочетаться со скоростью записи. Нормальная скорость - 120 знаков в минуту, но при хорошей тренировке ее можно увеличить до 150 знаков в минуту. Студентам редко удается записывать лекцию дословно, да в этом и нет необходимости. Как правило, лектор диктует в замедленном темпе те положения, которые считает особенно важными. Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания прослушанного, так как в этом процессе принимают участие слух, зрение, рука. Это позволяет сосредоточиться, способствует запоминанию. Умело зафиксированный материал легче запоминается, поэтому хороший конспект можно считать своеобразным пособием при подготовке к экзамену. Это пособие, составляемое каждым индивидуально, в определенно мере характеризует ваши деловые и личные качества. Начиная слушание лекций по каким-либо курсам, необходимо предварительно продумать, каким должен быть ваш конспект, что бы можно было быстрее и успешнее решать следующие задачи: • дорабатывать записи в будущем (уточнять, вводить новую информацию); • работать над содержанием записей - сопоставлять отдельные части, выделять основные линии, делать выводы; • ускорить поиск нужного материала в конспекте; • сократить время, необходимое на повторение изучаемого материала, повысить скорость и точность запоминания. Одна только рациональная форма конспекта повышает объем материала, усвоенного непосредственно на лекции, и очень существенно сокращает время, необходимое на дальнейшую проработку. Следует подумать, что можно изменить, добавить или устранить в вашем конспекте, чтобы им было удобнее пользоваться в дальнейшем. При любом способе конспектирования целесообразно оставлять на листе свободную площадь для последующих добавлений и вспомогательных отметок. Это или широкие (до '/3 ширины страницы) поля, или чистые страницы. Если этого не делать, то при подготовке к экзаменам дополнительная, поясняющая и прочая информация будет вписываться между строк, а конспект превратится в малопригодный для чтения и усвоения текст. При неумелом конспектировании характерны следующие основные ошибки: -попытки записывать все почти дословно; -составление плана вместо записи лекций; -выборочная запись лишь только важной и трудной информации. Основной принцип конспектирования - писать не все, но так, чтобы сохранить все действительно важное и логику изложения материала, чтобы при необходимости можно было полностью «развернуть» конспект в исходный текст. Сокращение записи может достигаться не за счет пропусков каких-то элементов лекций, а благодаря концентрированию, сгущению исходной информации. Очень важно выделить и четко зафиксировать идеи лекции. Во время лекции цветными карандашами необходимо обводить, подчеркивать или обозначать ключевые аспекты лекций. При работе с конспектом это позволяет сразу увидеть главное. Лекция - это всегда совместное творчество преподавателя и студента. От того, как слушают, во многом зависит, что и как будет рассказывать лектор. Внимательная, активная аудитория воодушевляет лектора, стимулирует его на более яркое, содержательное изложение. Поэтому учитесь слушать лектора: попытайтесь предугадать логические переходы его речи, т.е. то, о чем он будет говорить дальше, а также предвосхитить те выводы, которые он далее сформулирует. Умение опережать мыслью слушаемый и читаемый текст позволяет основные положения лекции предварительно отыскать самому, а потом услышать их формулировку от лектора. Тем самым улучшается их понимание и запоминание. Отведите ежедневно 20-25 минут на доработку конспекта - дописывание пропущенного, исправление ошибок и неразборчивых записей, акцентирование ключевых аспектов лекции. Материал лекции желательно проработать в течение 3-4 часов после нее. Весьма эффективным способом проработки лекционного материала в течение семестра является составление и сохранение подробных планов, особенно тех лекций, усвоение которых вызывало затруднение. Этот план позволит гораздо быстрее и полнее вспомнить материал, к экзамену его можно использовать и как план ответа. В плане материал представляется более сжато, без мелких деталей и подробностей, поэтому при сопоставлении и анализе планов лекций легче, чем по конспекту, выявить основные, стержневые идеи курса, его логику и определить типовой алгоритм, по которому обычно излагаются важнейшие понятия. Для лучшего представления структуры изучаемого материала очень полезно составлять схемы логических связей отдельных частей лекции, раздела. После проработки лекции желательно проверить, как вами усвоен материал. Критериями качественной работы могут быть следующие аспекты: ■ знать тему; ■ четко представлять план лекции или данного вопроса; ■ уметь выделять основное, главное; ■ усвоить значение примеров и иллюстрации; ■ знать, как связаны вновь получаемые знания с уже, имеющимися; ■ знать возможность и необходимость применения полученных Усвоение структуры учебного предмета, изложенного в лекции - это понимание всех основных понятий и взаимосвязей в нем. Приемы, которые способствуют фокусированию внимания студентов на изучении и построении структуры учебного материала, можно назвать приемами «постижения» структуры информации. Американский психолог Д. Халперн такие приемы назвала «графические систематизаторы» (иногда их называют «понятийными схемами»). Графические систематизаторы представляют собой пространственные построения, требующие от студентов тщательного выявления глубинной структуры изучаемого материала. С их помощью можно изобразить структуру знаний изучаемого материала и показать, каким образом новая информация встраивается в то, что уже известно. Понятия, идеи, объекты, содержащиеся в новой информации, могут быть связаны между собой разнообразными отношениями. Центральной задачей всех приемов графической систематизации является выявление и показ того, каковы же эти отношения на самом деле. Сознательное использование графических систематизаторов называется «методами постижения структуры», поскольку они способствуют фокусированию внимания на структуре текста. Существует несколько видов графических систематизаторов, но каждый из них предполагает использование пространственных образов, помогающих осмыслить представленную в тексте информацию. К ним относят: линейные последовательности (информация представляется в виде простой цепочки логических рассуждений), иерархии (изображение информации в форме иерархии), сети (показ информации в виде связей между объектами), матрицы (пространственный способ представления информации), блок-схемы (изображение информации в виде последовательных действий). Каждая из обсуждаемых стратегий понимания требует постоянного наблюдения за процессом усвоения информации самим человеком. Все они являются стратегиями активного познания, облегчающими создание значимых представлений. Графические систематизаторы дают возможность трансформировать текст в подробные пространственные схемы, которые показывают связи между отдельными понятиями. Это позволяет придать конкретность абстрактным идеям. Чтобы научиться использовать графические систематизаторы, требуется немало усилий и продолжительная практика.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |