КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная революция
Маркс допускал разные формы классовой борьбы. Он не отрицал значимость борьбы профсоюзной, но считал, что реформистская борьба, по крайней мере, в ранний период развития капитализма, не решает проблему преодоления отчуждения трудящихся от производственного процесса и политической власти. Кардинальное решение проблемы он усматривал в социальной революции, которая разрешает социальные противоречия путем уничтожения доминирования конкретного класса в экономической и политической жизни, и постепенного эволюционное отмирание пережитков ранее существовавших общественных отношений. Обратим внимание на два принципиальных момента. Во-первых, диалектико- материалистическая теория предполагает как революционное, контрреволюционное, так и эволюционное развитие. Поэтому вполне естественны в истории каждого общества периоды прогресса, регресса, застойного развития. Во-вторых, что более важно, диалектика предполагает развитие самих противоречий и конфликтов. Поэтому вполне естественно, что Маркс развивает и уточняет свои взгляды на социальную революцию. Широко известны его слова: “революции – локомотивы истории”27 и не востребованы мысли о том, что революционную борьбу трудно регулировать, что ее конечные результаты зачастую оказываются непредвиденными, мало похожими на декларировавшиеся революционерами цели. А Энгельс прямо указывал, что “во всякой революции неизбежно делается множество глупостей”28. Маркс и Энгельс не абсолютизировали средства разрешения противоречий, что относится и к социальной революции. При изменении общественных реалий иным 24 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. – Т. 8. – С. 207 25 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. – Т. 23. – С.10–11 26 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. – Т. 25, ч.I. – С. 479–482; ч.II. – С. 458 27 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. – Т. 7. – С. 86 28 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. Т. 18. – С. 516 становится характер противоречий и, следовательно, возможные средства их разрешения. Не удивительно, что в последние годы жизни они искали альтернативные варианты, имеющие самое прямое отношение к социологическому анализу возникающих новых реалий капиталистического строя. Так, в третьем томе «Капитала» Маркс отмечает серьезные трансформации в частной собственности и в конечном счете самого капиталистического общества. Приведем некоторые, на наш взгляд, наиболее значимые выдержки: «Образование акционерных обществ. Благодаря этому: …колоссальное расширение масштабов производства и возникновение предприятий, которые были невозможны для отдельного капитала. Вместе с тем такие предприятия, которые раньше были правительственными, становятся общественными. Капитал, который сам по себе покоится на общественном способе производства и рабочей силы, получает здесь непосредственную форму общественного капитала (капитала непосредственно ассоциированных индивидуумов) в противоположность частному капиталу, а его предприятия выступают как общественные предприятия в противоположность частным предприятиям. Это – упразднение капитала как частной собственности в рамках самого капиталистического способа производства… Превращение действительно функционирующего капиталиста в простого управляющего, распоряжающегося чужими капиталами…»29. «Это, – говорится ниже, – упразднение капиталистического способа производствами и потому само себя уничтожающее противоречие, которое (прежде всего) представляется простым переходным пунктом к новой форме производства»30. Эти новые реалии капиталистического общества обусловили то, что в конце жизни у Маркса и Энгельса изменяются оценочные суждения о социальных революциях с однозначно восторженных до взвешенных и критических. Безусловно, социология марксизма 70-80-х годов не сводится к революционному пролетарскому мессианизму. К этому следует добавить и то, что социальные изменения отнюдь не всегда являются результатом противоречий и классовых конфликтов. Классовая борьба может быть лишь частным случаем общественных преобразований.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |