Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечение. Общая техника




С,-С2.

С,.

Исследование смещения сегмента

Исследование ротации сегмента С,-С2.

Исследуется в положении сидя, врач

находится позади пациента. Исходное

положение головы прямое, впоследст­

вии поворачивается в исследуемую сто­

рону (правую). При этом на противопо­

ложной стороне рука фиксирует боль­

шим пальцем остистый отросток давле­

нием сбоку (слева), исследующая (пра­

вая) рука мягким обхватом поворачива­

ет голову (вправо) до появления предна-

пряжения в сегменте С,-С2, что реги­

стрируется большим пальцем фикси­

рующей (левой) руки. Дополнительное


 

ротирующее усилие (вправо) позволяет

оценить пружинирование в суставе С Г С 2

на противоположной стороне поворота

(слева). Этот диагностический прием

ценен своей точностью, он может быть

легко преобразован в манипуляционный

прием (методика "противоудержания").

На стороне блокады фиксирующий па­

лец (слева) не регистрирует пружиниро­

вание остистого отростка С2 при пово­

роте головы (вправо).

Положение пациента сидя, врач сто­

ит слева и несколько сзади (рис. 10.15).

Левая рука врача обхватывает и фикси­

рует голову пациента, прижимая ее к

своему туловищу. Причем, ульнарный

край руки касается I и II пальцев пра­

вой кисти, которая устанавливается на

заднюю дугу атланта. Большой палец за­

хватывает боковую массу атланта слева,

указательный — справа. Таким образом

можно обеспечить параллельное смеще­

ние С{ по отношению к затылочной

кости вперед, вправо и влево. Основные

 


 

Шейный отдел позвоночника

 

 

Рис. 10.15. Исследование смещания сегмента 0-С,.


 


 

требования к исполнению технического

приема универсальны: создавание пред-

напряжения в исследуемом направле­

нии и вызывание пружинирования в

этом направлении. Отсутствие пружи­

нирования будет свидетельствовать об

ограничении резерва движения, т.е. о

блокаде.

Диагностический прием параллельно­

го смещения удобен, позволяет точно

локализовать уровень патологии и его

характер.

6. Исследование смещения сегмента

Диагностический прием напоминает

описанный выше. Положение рук вра­

ча: левая рука обхватом головы пациен­

та фиксирует заднюю дугу атланта, а

правая устанавливается на позвонке С2.

Ульнарная часть левой кисти и радиаль­

ная часть правой (I и II пальцы) касают­

ся друг друга, тем самым обеспечивается

перемещение только в исследуемом сег­

менте. Левая рука фиксирует атлант,

правая рука обеспечивает движение С2

вправо и влево, изолированное движе­


 

ние С2 вперед невозможно из-за денто-

аксиального сустава Крювелье. Ограни­

чение пружинирования в стороны явля­

ется диагностическим признаком блока­

ды ПДС С,-С2.

Мобилизационную и манипуляцион-

ную технику можно проводить в положе­

нии пациента сидя и лежа. Прежде чем

провести нацеленный технический прием

мобилизации блокированного сегмента,

полезно провести общие подготовитель­

ные мероприятия. К ним относятся: осе­

вая тракция позвоночника, мобилизация

ротации за счет ПИР мышц-вращателей

шеи, мобилизация наклонов. Эти общие

приемы в ряде случаев вполне достаточ­

ны для разрешения негрубых блокад и

восстановления объема движений. Если

же ограничение движения сохраняется, то

общие приемы дополняются нацеленной

техникой на блокированный ПДС.

1. Осевая тракция позвоночника. По­

ложение лежа на спине, врач у изголо­

вья пациента (рис. 10.16). Захватом одной

 


 

 

 

Рис. 10.16. Осевая тракция шеи в положении лежа.


 

Мануальная медицина


 

рукой за подбородок пациента, а другой

за затылок, обеспечивается тракция

шейного отдела позвоночника вдоль

продольной оси. Сила растяжения ми­

нимальная, достаточная хтя появления у

пациента чувства натяжения шеи. В этом

положении можно проводить ритмичес­

кую тракцию с частотой I Гц. Следует

учесть, что в фазе расслабления нельзя

уменьшить силу тракции до 0, а нужно

удерживать величину минимального пер­

воначального усилия. Прирост возможен

на 15-20% от минимальной силы. Про­

должительность процедуры — 20-45 с.

Другая модификация осевой тракции

заключается в сочетании с дыханием.

Создав предварительное минимальное

усилие растяжения, больного просят за­

держать вдох на 6-10 с. После выдоха во

время паузы (15 с) несколько увеличива­

ется сила растяжения (на 10-15%). После

паузы вновь задерживается дыхание на

вдохе, причем прирост силы сохраняется

до следующей паузы. Во время второй

паузы вновь увеличивается сила тракции

на 10-15%. Достаточно 2-3 повторов.


 

Возможна тракция шейного отдела и

в положении сидя (рис. 10.17). Врач сто­

ит сзади, захватом обеих кистей за ниж­

нюю челюсть и виски пациента с после­

дующим упором локтями на надплечье

создается вертикальная осевая тракция

позвоночника. Дозирование усилий и

его прирост во время сеанса соответст­

вует описанному выше.

2. Мобилизация ротаторов шеи. Необ­

ходимость в ней возникает при ограни­

чении поворотов за счет укорочения

основных ротаторов шеи, а также синер-

гистов. "Высвобождение" от общих кон-

трактильных феноменов впоследствии

способствует диагностике функциональ­

ной патологии отдельного ПДС.

Положение пациента сидя, врач сто­

ит сзади. Исходное положение: поворот

головы максимально в противополож­

ную сторону (вправо) по отношению к

напряженным ротаторам. Голова паци­

ента упирается на туловище врача. Одна

рука (левая) фиксирует плечо (левое),

другая (правая) рука обеспечивает враще­

ние головы (вправо) до преднапряжения.

 


 

Шейный отдел позвоночника

 

В этом положении возможны два вари­

анта.

Вариант 1. Использование горизон­

тальных глазодвигательно-дыхательных

синергии. Поворот глаз в противопо­

ложную сторону (влево) и последующий

вдох вызывают тоническое напряжение

ротаторов (слева), эта изометрическая

работа сохраняется в течение 6-8 с. За­

тем пациент поворачивает взор в сторо­

ну ротации головы (вправо) и совершает

выдох, в это время происходит активное

расслабление ротаторов (слева) и увели­

чивается исходный объем ротации (впра­

во). Производится 3-4 повтора.

Описанный вариант вызывает сильную

активацию ротаторов, особенно у лиц с

сильной мускулатурой. В таких случаях

целесообразно применение варианта 2.

Вариант 2. Использование вертикаль­

ных глазодвигательно-дыхательных дви­

жений. Поворот взора кверху и вдох

также обеспечивают тоническое напря­

жение растянутых ротаторов шеи. взор

вниз и выдох — расслабление ротаторов.

В этом случае интенсивность горизон­

тального ротирующего усилия намного

слабее, чем в варианте 1. В остальном

варианты 1 и 2 идентичны.

Прекрасный релаксирующий эффект

достигается применением методики ре­

ципрокного расслабления. Для этого

после двухкратной ПИР мышц пациент

производит сильное активное произ­

вольное усилие в сторону пассивного

растяжения. С этой целью направление

движения пациенту подсказывается ка­

санием большого пальца кисти врача к

подбородку. Можно этим же пальцем

создать сопротивление повороту головы,

которое пациент должен преодолеть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.