Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Основные направления экономической политики




1. Денежно-кредитная система и ее элементы.

2. Сущность и формы кредита.

3. Международные экономические отношения.

4. Причины неравентсва доходов.

5. Кривая Лоренца.

 

1. В конечном счете, фирма может изменить количество всех факторов производства, которые она использует, т.е. изменить масштабы производства. Например, производственное предприятие имеет возможность расширить свои помещения, добывающая компания – начать эксплуатацию новой шахты, производитель натурального каучука – обработать дополнительное количество деревьев. Все это приводит к изменению масштабов производства.

Изменение масштабов производства не обязательно прямо пропорциональны изменениям объема выпуска продукции. Если фирма расширится вдвое, это не значит, что и объем производства тоже увеличится в 2 раза. Он может увеличиться больше или меньше, чем на 100 %. В таблице показано, что происходит, когда фирма увеличивает свои размеры, используя большее количество всех факторов производства.

 

Размеры фирмы (в единицах факторов производства) Размер фирмы увеличивается на, % Ежегодный объем выпуска продукции, тонн Объем выпуска продукции увеличивается на, %
Земля Труд Капитал
150 Факторы 60 экономичности 25 Факторы 20 неэкономичности    
33,3
5

         
10
15
20
25

 

1. Когда фирма начинает расширяться, объем ее производства возрастает, но не пропорционально увеличению ее размеров. Если размеры фирмы увеличиваются на 100 %, то объем ее производства возрастет на 150 %; при увеличении размеров фирмы на 50 % выпуск продукции возрастает на 60 %.

2. По мере расширения фирмы общий объем выпуска продукции продолжает расти, но процентные изменения объема производства и размеров фирмы отличаются друг от друга.

3. Если относительный прирост выпуска продукции фирмы больше, чем увеличение ее размеров, то это значит, что действуют факторы экономичности, обусловленные ростом масштаба производства.

4. Если относительный прирост выпуска продукции фирмы меньше, чем увеличение ее размеров, то вступает в силу факторы неэкономичности, обусловленные ростом масштаба производства.

Если мы допустим, что цены на землю, трудовые ресурсы и капитал не меняются, то факторы экономичности приведут к уменьшению средних издержек. Например, если фирма начнет расти, ее размеры увеличатся вдвое, а ее производство – больше чем вдвое. Фирма будет использовать в 2 раза больше земли, трудовых ресурсов и капитала, а ее производство возрастет в 2,5 раза. Если больше ничего не изменится, то затраты фирмы на единицу продукции должны сократится. Поэтому термин факторы экономичности, обусловленные ростом масштабов производства (положительный эффект от роста масштабов производства), отражает такую ситуацию, когда увеличение размеров фирмы приводит к сокращению издержек.

Факторы неэкономичности, обусловленные ростом масштабов производства (отрицательный эффект от роста масштабов производства), действуют в том случае, когда увеличение размеров фирмы приводит к росту средних издержек.

Когда средние издержки фирмы достигают минимума, считается, что она имеет оптимальный размер.

Все факторы экономичности являются результатом роста масштабов производства, но их принято делить на две основные группы – внутренние и внешние.

Внутренние факторы экономичности. Ясно, что общие издержки крупной фирмы будут гораздо больше, чем издержки малой фирмы; мы же хотим узнать, почему сокращаются ее средние издержки. Различные характеристики крупного производства, которые обуславливают сокращение средних издержек, изложены в следующих разделах.

1. Технические факторы экономичности:

1. Крупная фирма имеет большие, чем малая, возможности использовать разделение труда. Производственный процесс можно разбить на большее число специализированных операций, чем на малом предприятии.

2. Крупная фирма может более эффективно использовать габаритное капитальное оборудование. В малой фирме такое оборудование практически нельзя загрузить полностью, поэтому его эксплуатация очень дорого стоит. Мощное капитальное оборудование, такое, как большие подъемные краны на строительных площадках, гигантские прессы для производства автомобилей, уборочные комбайны в сельском хозяйстве, чрезвычайно эффективно – оно способствует сокращению средних издержек, когда работает на полную мощность. Однако при небольшом объеме производства такое оборудование большую часть времени будет простаивать, и постоянные издержки резко возрастут.

3. Если увеличить вдвое длину, ширину и высоту ящика, его объем увеличится в 8 раз. На этом простом арифметическом примере можно объяснить появление огромных реактивных самолетов, гигантских нефтеналивных танкеров и большегрузных автомобилей. Затраты на производство, электроэнергию и рабочую силу не увеличиваются пропорционально их размерам. Такая же экономия, связанная с ростом размеров оборудования, характерна для доменных печей, нефтеочистительных и химических заводов.

4. В промышленности, где целый ряд различных станков участвуют в производственном процессе, может возникнуть проблема согласованности их мощностей. На станке А можно произвести 50 единиц продукции в час, а на станке Б, на котором выполняется следующий этап производственного процесса - 125 единиц. На фирме с небольшим объемом производства, скажем 50 единиц в час, станок А будет полностью загружен, а мощность станка Б будет использована только на 2/3. Но крупная фирма имеет возможность эксплуатировать целый парк таких станков. Она может объединить пять станков типа А и два станка типа Б. В этом случае все станки будут работать на полную мощность.

5. У крупной фирмы есть средства, чтобы содержать отдел исследований и разработок, который улучшает качество продукции и производственные методы. Такой отдел можно отнести к факторам экономичности, если он помогает фирме работать более эффективно и сокращать издержки производства.

2. Экономия в сфере маркетинга:

1. Крупная фирма имеет возможность покупать материалы большими партиями и, следовательно, по более низким ценам.

2. Размещая большие заказы у поставщиков, крупная фирма может получать привилегии в отношении качества и условий поставки закупленных товаров.

3. Затраты на покупку и упаковку не увеличиваются в зависимости от объема заказа. Например, напечатать счет-фактуру на 1000 изделий стоит не дороже, чем на 100 изделий. Как указано в пункте 3, относительная стоимость упаковки и транспортировки заказа на 1000 изделий будет гораздо меньше, чем на 100 изделий.

4. Крупная компания имеет возможность нанять специалистов в области сбыта для сохранения и расширения своих рынков, а также специалистов по закупкам, чтобы контролировать качество и цены приобретаемых материалов.

5. Общие затраты крупной компании на рекламу будут значительно превышать расходы малой фирмы, но ее рекламные расходы на каждую проданную единицу будут гораздо меньше, чем у малой фирмы.

3. Финансовая экономия:

1. Поскольку крупная фирма имеет более дорогостоящие активы и она более известна, чем малая фирма, кредиторы считают, что заем крупной компании, связан с меньшим риском. Обычно крупные фирмы имеют возможность брать деньги в банках и других финансовых институтах под более низкие проценты, чем мелкие.

2. Крупным компаниям легче, чем мелким фирмам, получить доступ к более широкому кругу кредиторов.

4. Экономия, связанная с фактором риска: У крупных компаний больше возможностей, чем у мелких, распределять риск при проведении торговых операций. Малой фирме чаще приходится «ставить все на карту».

1. Обычно крупная компания выпускает ряд товаров, так что ее выживание не зависит от успеха реализации одного из них. Падение спроса на один из видов ее продукции может компенсироваться увеличением спроса на другие.

2. Малая фирма чаще всего зависит от местного или, реже, национального рынка. Крупная компания продает свои товары, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

«Торн И-Эм-Ай» - яркий пример фирмы, выпускающий широкий ассортимент товаров, которые она продает на внутреннем и внешнем рынках. Эта компания владеет огромным числом филиалов и контролирует их; в ней работают 70.000 человек в Великобритании и 20.000 за границей. Круг ее деятельности очень широк: прокат и розничная торговля телевизорами и видеосистемами, производство и сбыт электроприборов для домашнего обихода, производство пластинок для музыкальных салонов, производство осветительной аппаратуры, информационная технология. С этой компанией связаны такие известные фирмы, как «Бентикс», «Рамбелуоз» и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.