Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Экономический рост




Внешние факторы экономичности. Внешние факторы экономичности обусловлены ростом всей отрасли, т.е. они являются внешними по отношению к фирме. По мере расширения отрасли все входящие в нее фирмы получают некоторое преимущества, которые особенно важны, когда предприятия сконцентрированы в определенном регионе.

1. Обеспеченность квалифицированной рабочей силой: Когда отрасль сконцентрирована в одном регионе, то местные рабочие получают квалификацию в тех профессиях, которые необходимы в данной отрасли, а также приспосабливаются к ее условиям труда. Если бы фирма, входящая в отрасль, открывала свой завод за пределами этого региона, ей бы пришлось нести расходы по обучению рабочих необходимым профессиям.

2. Дезинтеграция: Когда отрасль достигает определенных размеров, фирмы стараются специализироваться на каком-нибудь одном процессе или на производстве одной из комплектующих деталей. Это называется дезинтеграцией отрасли. Например, производители автомобилей занимаются их сборкой, а не производят каждую отдельную деталь. Многие комплектующие приобретаются у других производителей, специализирующихся на их производстве. Фирмы, выпускающие колеса, карбюраторы или тормозные колодки для всей отрасли, могут производить больше этих комплектующих, чем любой производитель автомобилей в одиночку. Поэтому все фирмы, входящие в отрасль, имеют возможность приобретать комплектующие изделия по более низкой цене, чем, если бы они сами их изготавливали.

3. Смежные отрасли: Когда крупная отрасль сконцентрирована в определенном регионе, там же размещаются и смежники, которые обслуживают все фирмы данной отрасли. Так, вокруг Лейсестера и Нортгемптона, где много обувных фабрик, легко найти фирмы, специализирующие на производстве, техническом обслуживании и ремонте этих фабрик. Другими примерами смежников могут служить отрасли, специализирующиеся на использовании отходов крупной компании или на изготовлении тары и упаковочных материалов, предназначенных для нужд основной отрасли.

4. Специализированные услуги: Когда отрасль промышленности, сосредоточена в одном месте, достигает определенных размеров, возникает необходимость в ее обеспечении специализированными услугами. Появляются фирмы, которые предлагают такие услуги, как оптовая торговля, транспортное обеспечение, исследования и информация, финансовые услуги и т. д. Они предназначаются для того, чтобы удовлетворять конкретные требования фирм, входящих в данную отрасль. Каждой из фирм в отдельности такие услуги обошлись бы слишком дорого. Местные банки и страховые компании хорошо знают нужды этих фирм и предлагают им такие услуги, которые соответствуют их потребностям. Кроме того, при концентрации отрасли в одном регионе местные колледжи обычно предлагают специализированные курсы для работников фирм данной отрасли

 

2. Крупномасштабное производство имеет много достоинств, однако, создает и немало проблем. Очевидно, в любой отрасли фирма достигает оптимальных размеров, когда средние издержки сводятся к минимуму. Когда фирма выходит за пределы этих размеров, вступают в силу факторы неэкономичности.

Внутренние факторы неэкономичности. Главная причина возникновения этих факторов заключается в том, что при расширении фирмы ее руководство сталкивается с возрастающим количеством проблем. Крупные фирмы обычно состоят из нескольких специализированных отделов, которые занимаются сбытом, производством, управлением запасами, бухгалтерским учетом, закупками, работой с персоналом и т.д. Не так-то легко организовать и контролировать деятельность нескольких крупных отделов и следить за тем, чтобы они работали слаженно, как единая команда. Слабые организация и контроль могут стать причиной неэффективной работы фирмы и, следовательно, увеличения издержек. Главная задача менеджеров крупной фирмы – установить тесное сотрудничество с рабочими.

Внешние факторы неэкономичности. Внешние факторы влияют на все фирмы в отрасли. Они возникают в том случае, когда расширение отрасли в определенном районе достигает такого уровня, при котором растущая плотность населения приводит к увеличению транспортных расходов.

Возрастающая концентрация определенной отрасли промышленности в одном регионе вызывает увеличение спроса на землю для размещения предприятий. Это, в свою очередь, приводит к росту цен на землю, на промышленные и коммерческие здания, а также арендной платы.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Совершенствование финансово-кредитных отношений: пути и что вы можете рассказать о проблемах?

2.Каково состояние о формировании денежно-кредитной системе в Республике Казахстан?

3. Какова сущность и цель социальной политики государства?

Рекомендуемая литература: /4/,/5/,/7/

 

  1. Понятие экономического роста.
  2. Факторы и типы экономического роста.
  3. Образец экономического роста.
  4. Факторы и условия экономического роста.

 

1. Почему фирмы расширяются? Основными причинами расширения бизнеса являются:

1. Чтобы сократить средние издержки. Фирмы стремятся к расширению потому, что они хотят добиться экономии, обусловленной ростом масштабов производства, и сократить средние издержки. Это самая очевидная и рациональная причина.

2. Чтобы расширить долю рынка. Чем крупнее фирма, тем больше ее доля рынка. Желание увеличить свой контроль над всем рынком является важным стимулом для расширения фирмы. Компания, контролирующая, скажем, 70 % всего рынка, будет иметь гораздо больше власти, чем фирма, которой принадлежит только 10 % рынка.

3. Чтобы обеспечить стабильность. Крупные фирмы, имеющие больше ресурсов и более широкий ассортимент товаров, легче справляются с колебаниями спроса. Это важный стимул для расширения фирм, производящих несколько различных товаров. Совокупный спрос на разнообразные товары скорее будет стабильным, чем спрос на какой-нибудь один из них.

Фирмы могут расти за счет увеличения доли рынка для имеющегося товара или расширения ассортимента товаров. В последнем случае фирма должна найти новые пути для применения своего «ноу-хау». Например, фирма «Данлоп» использовала свой опыт в технологии производства резиновых изделий, чтобы войти на рынки спортивных товаров, обуви, покрытий для пола. Фирма «Гувер», выпускающая маленькие электромоторы, тоже использовала свою специализацию и вошла на рынки таких товаров, как электрополотеры, сушилки и стиральные машины.

Однако совсем недавно фирмы стали расширятся за счет слияний и объединений. Объединение двух или нескольких фирм называется интеграцией. Есть несколько способов интеграции:

1) Вертикальная интеграция. Под этим термином подразумевается объединение фирм на различных этапах производственного процесса. Интеграция может происходить в направлении первичных или конечных этапов производства.

Вертикальная интеграция в направлении первичных стадий производства означает поглощение поставщиков или слияние с ними. Так, фирма, выпускающая шоколад, может взять под свой контроль плантацию какао, а производитель автомобилей приобрести завод, изготавливающий автомобильные кузова. Фирма хочет в большей степени контролировать качество сырья и материалов, а также своевременность их поставок.

Вертикальная интеграция в направлении конечных стадий производства имеет место, когда фирма берет под контроль каналы сбыта своей продукции. Например, производственная фирма может приобрести сеть розничных магазинов, торгующих ее продукцией, а нефтяная компания - несколько заправочных станций. К такому типу вертикальной интеграции часто прибегают в тех случаях, когда производители хотят переоборудовать помещения, где продаются их товары и повысить качество обслуживания. Крупные пивоварни поглотили много пивных и потратили большие средства на модернизацию их интерьера и оборудования. А крупные нефтяные компании взяли под свой контроль многие заправочные станции и вложили большие суммы в их переоборудование.

2) Горизонтальная интеграция. Эта форма интеграции означает, что фирмы, производящие одинаковые товары, объединяются в одну компанию. Объединение двух или нескольких угольных компаний, слияние фирм, которым принадлежит сеть магазинов одежды, называется горизонтальной интеграцией. Основными причинами горизонтальной интеграции являются:

1. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Масштабы производства объединенной фирмы будут гораздо больше, чем любой из фирм до интеграции. Естественно, что основная цель фирмы - уменьшение средних издержек.

2. Контроль над рынком. Слияние фирм, выпускающих одинаковую продукцию, безусловно, уменьшает количество конкурентов.

3. Рационализация. Под этим термином имеется в виду закрытие нерентабельных заводов или фабрик и концентрация производства на более эффективных предприятиях. Предположим, что есть три фирмы, выпускающие очень похожие бытовые электроприборы. Каждая из этих фирм работает не на полную мощность и, следовательно, имеет сравнительно высокие средние издержки. Интеграция этих фирмпозволила бы закрыть наименее эффективные фабрики, чтобы остальные могли работать на полную мощность. Масштабы производства можно было бы увеличить также за счет сокращения количества моделей. Если каждая из этих трех фирм выпускала по три разных моделей данного товара, то объединенная фирма могла бы уменьшить эту номенклатуру, например, с 9 до 4-5 моделей.

3) Конгломераты. Иногда фирмы объединяются и в тех случаях, когда они не производят одинаковую продукцию и не участвуют в общем производственном процессе. Такой тип интеграции называется слиянием в конгломерат. Объединяющиеся фирмы принадлежат к различным отраслям, используют разное сырье и разную технологию. Основным стимулом для такой интеграции является, по-видимому, стремление к большей безопасности. В конгломерат входят компании, производящие абсолютно разные товары, и можно надеется, что успех одной будет компенсировать возможный провал другой.

Хотя две фирмы и производят разные товары, у них могут быть связи, которые служат хорошим стимулом для интеграции. Например, фирма, производящая шоколад и конфеты, может извлечь выгоду, объединившись с фирмой, которая выпускает безалкогольные напитки. Можно добиться экономии, используя одинаковое сырье и продавая продукцию через одни и те же предприятия (например, газетные киоски, табачные магазины, супермаркеты и т. д.)

2. Многонациональная корпорация:

1. Осуществляет контроль над предприятиями в нескольких странах. Многие крупные компании Великобритании являются многонациональными, например, «Форд», «Кодак», «Дженерал Моторз», «Ай-Си-Ай», «Би-Пи».

2. Некоторые из этих компаний действительно очень большие, и ежегодный объем продукции нескольких многонациональных компаний превышает по стоимости объем национального производства многих небольших стран.

3. В развитых странах на многонациональные корпорации приходится 60 % торговли промышленными товарами. Большинство таких компаний находится в США, но многие и в Великобритании, Франции, Германии и Японии.

4. Эти мощные корпорации оказывают большое влияние на экономику тех стран, где они ведут свои операции. Решая вложить капиталы в страну А, а не в страну В, закрыть завод в стране С и расширить фабрику в стране Д, многие национальные корпорации оказывают воздействие на производство и занятость в этих странах.

5. Такие компании могут использовать специализацию на международном уровне. Например, производитель автомобилей может наладить массовое производство двигателей в одной стране, коробок передач – в другой, а собирать свои автомобили в нескольких странах.

6. Инвестиционные решения многонациональных корпораций часто зависят от торговых барьеров. Если страна устанавливает высокие тарифные барьеры импорту автомобилей, многонациональная корпорация, которая их производит, может принять решение об открытии сборочного завода в данной стране, чтобы избежать высокой стоимости импорта своей продукции.

7. В большинстве стран, где проводят свои операции многонациональные компании, они обычно являются экспортерами. Это объясняется тем, что их товары известны во многих странах, где они имеет широкую сеть заводов, агентств, каналов сбыта, сервисных организаций и т. д.

3. Хотя тенденция к укрупнению фирм была достаточно долгосрочной, есть много успешно работающих мелких предприятий. Например, по оценкам 1982 г. в Великобритании было примерно 100 тыс. мелких производственных фирм и 230 тыс. предприятий розничной торговли. В 80-е годы наблюдалось значительное расширение сектора мелких предприятий. Ежегодно открываются около 800 тыс. новых фирм. Многие из них умирают, но количественно - «рождаемость» превышает «смертность». По оценкам 1987 г., чистый прирост составлял около 500 новых фирм в неделю. «В настоящее время один из десяти работающих имеет свою фирму, и эти мелкие предприятия обеспечивают ¼ всех рабочих мест, 1/3 – в частном секторе; на них приходится 1/5 – валового национального продукта страны».

В некоторых случаях фирмы не расширяются, потому что владелец не хочет подвергать себя излишнему беспокойству и брать на себя обязанности управления более крупным предприятием. Однако есть ситуации, когда мелкая фирма имеет явные преимущества перед крупной.

Некоторые причины выживания и успеха мелких фирм:

1. Объем рынка. Мелкие фирмы существуют вполне благополучно, когда рынок данного товара или услуги сравнительно невелик. В таких случаях нет нужды пользоваться преимуществами крупномасштабного производства. Вот несколько причин, почему рынки некоторых товаров и услуг остаются небольшими.

1. Иногда люди предпочитают какой-нибудь неординарный товар. Например, они хотят приобрести одежду, обувь, драгоценности, соответствующие их индивидуальности. Рынок для особой модели или стиля всегда ограничен, поэтому производители не могут использовать методы массового производства в этой сфере.

2. Ремонтные работы – это еще один вид услуг, который не может быть стандартным; каждый вид работы – особый. Поэтому существуют много мелких фирм по ремонту домов, автомобилей, обуви, часов.

3. Мелкие фирмы также обычно оказывают личные услуги, потому что люди предпочитают иметь дело с одним человеком. Семейный доктор, семейный адвокат, местный парикмахер и специализированные магазины служат примерами таких услуг, когда необходим индивидуальный подход.

4. Иногда географические факторы ограничивают объем рынка. Маленькое изолированное сообщество не может обеспечить достаточно большой рынок и содержать такие розничные предприятия, как универмаги и супермаркеты.

5. Есть небольшие рынки очень дорогих товаров, таких, как роскошные яхты, дорогие лимузины и высококачественные спортивные автомобили. Эти товары могут приобретать люди только с очень высокими доходами, а их в мире всего примерно около 10 %.

2. Специализированное производство и сбыт. Процесс дезинтеграции, о котором уже говорилось, способствовал процветанию многих мелких производственных фирм. Они снабжают крупные сборочные заводы стандартными комплектующими изделиями. Мелкие фирмы занимаются и сбытом продукции крупных компаний, которые производят, например, телевизоры, стиральные машины и холодильники. Их установкой и техническим обслуживанием также занимаются мелкие фирмы.

3. Кооперация между мелкими фирмами. Малые фирмы могут добиться экономии, обусловленной ростом масштабов производства, путем кооперации друг с другом. Объединяясь, они имеют возможность получить некоторые выгоды, которыми пользуются более крупные фирмы. Несколько малых производственных предприятий могут проводить исследования в лаборатории, которой они владеют совместно. Фермеры создали совместные закупочные предприятия, чтобы на более выгодных условиях приобретать крупные партии семян, удобрений и корма для скота. Кроме того, группа фермеров может совместно владеть габаритным капитальным оборудованием, таким, как уборочные комбайны.

4. Технические факторы. В некоторых отраслях сохранились относительно небольшие единицы капитального оборудования, которые не позволяют добиться существенной экономии от масштаба, связанной с техническими факторами. Швейные и вязальные машины, используемые в швейной и трикотажной промышленности, достаточно малы, чтобы дать эту экономию сравнительно небольшим фирмам. Как показывает нижеприведенная цитата, в некоторых случаях технический прогресс идет на пользу малым фирмам: «С появлением микропроцессоров возникло огромное количество новых и относительно недорогих машин. Они легко устанавливаются и просты в управлении; их можно разместить в удобном месте; они выполняют целый ряд обычных в бизнесе операций: обрабатывают платежные ведомости, данные о наличии запасов и другую информацию». Источник: «Financial Times», 3 марта 1980.

5. Гибкость. Гибкость – это самое большое преимущество малой фирмы над крупной организацией. Она может гораздо быстрее приспособиться к изменениям запросов потребителей.

6. Государственная помощь. У правительства есть ряд программ, направленных на оказание помощи мелким фирмам. В министерстве торговли и промышленности существует отдел по обслуживанию мелких фирм, который предлагает им поддержку и консультации. Он также готов оказывать финансовую помощь различным местным организациям, которые содействуют тем, кто уже имеет или собирается открыть малое предприятие.

Определение размеров фирмы. Нет ни одного удовлетворительного способа определения размеров фирмы. Чаще всего для этого используется количество занятых в ней рабочих. Однако такая оценка может ввести в заблуждение, потому что в ней учитывается следующее обстоятельство: очень крупные предприятия, такие, как нефтеочистительные и химические заводы, используют огромные объемы дорогого капитального оборудования при сравнительно небольшом количестве рабочих. По этой причине статистические данные о размерах фирм обычно включают стоимость используемого ими капитала. Можно сравнить размеры фирм еще одним способом: брать за основу выпуск их продукции в стоимостном выражении.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Современный тип экономического роста и в чем ее особенность?

2. Каковы факторы и условия экономического роста?

3. Как характеризуют моделей экономического роста?

4. Что означает интенсивное развитие?

Рекомендуемая литература: / 4/,/6/,/10/

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.