Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеал общечеловеческого и народно-православного воспитания в воззрениях педагогических мыслителей России XIX - начала XX века. 2 страница




Оба типа гимназий объявлялись внесословными при раздельном обучении мальчиков и девочек. По новому уставу предполагалось открывать учебные библиотеки для учителей и учеников; предметные оснащённые кабинеты.

Новым типом учебных заведений в этот период были земские начальные школы, которые открывались земствами - органами местного самоуправления («Положение о земских учреждениях» от 1 января 1864 года).

Реформа высшей школы осуществлялась по университетскому уставу, утверждённому 18 июля 1868 года. Согласно этому документу университеты получали некоторую самостоятельность: право выбирать ректора и проректора, избирать по конкурсу профессоров, создавать факультетские советы, избирать деканов.

По «Положению о женских гимназиях» все гимназии стали подразделяться на гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Фёдоровны и гимназии Министерства народного просвещения. Учреждались четырёхклассные женские прогимназии, обучение в которых соответствовало младшим классам гимназий. Новым в женских гимназиях было открытие дополнительного восьмого педагогического класса.

В 1871 году вышел новый «Устав гимназий и прогимназий», по которому реальные гимназии ликвидировались и оставались одни классические (8 лет обучения). Содержание обучения оставалось традиционным. Чтобы затруднить доступ поступления в гимназии детям недворянского сословия, в восьмидесятых годах была повышена плата за обучение; в 1887 году был издан циркуляр, по которому предписывалось директорам гимназий и прогимназий ограничить приём детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников.

«Устав реальных училищ» 1872 года вводил новый тип учебного заведения (реальное училище с 7 летним обучением), которое давало общее и специальное образование, 5 и 6 классы имели основное (общеобразовательное) и коммерческое отделения, 7 класс был дополнительным и тоже имел, кроме общеобразовательного, механико-техническое и химико-техническое отделения. Такая профессионализация образования давала возможность учащимся после окончания училища сразу приступать к практической деятельности.

По «Положению» 1872 года преобразовывались уездные училища и на их базе создавались двухклассные начальные училища (5 лет обучения) и городские училища (6 лет обучения).

Самым распространённым типом начальной школы оставались церковно-приходские школы (2 года обучения). Содержание обучения в них составляли чтение, письмо, счёт, Закон Божий. Это был самый распространённый тип начальной школы к началу XX века.

Специфическим типом средних учебных заведений в России в конце XIX - начале XX века были кадетские корпуса, дворянские учебные заведения для подготовки офицеров.

Характерной особенностью данного периода было развитие общественно-педагогического движения, в центре внимания которого стояли проблемы: профессионализация начальной школы, создание национальной школы, трудовой школы, женское образование, материальное, юридическое и общественное положение учителей.

Предлагались различные проекты реформирования средней общеобразовательной школы: Н.П. Боголепова (1899 год), П.С. Ванновского (1901 год), П.Н. Игнатьева (1915 год), находившихся на посту министра народного просвещения в разные периоды. Последний в истории дореволюционного отечественного образования проект реформы школы (министра просвещения П.Н. Игнатьева) предполагал внесение значительных изменений в её задачи и структуру, содержание обучения, введение специализации в старших классах, ручного труда как отдельного предмета, использование активных методов обучения и другое. Обсуждение документа не было доведено до конца из-за революционных событий февраля 1917 года.

Попытки решения насущных педагогических проблем воплощались в частной и общественной инициативе по созданию школ нового типа: школа в Царском селе Е.С. Левицкой (1900 год), гимназия в Новочеркасске Е.Д. Петровой (1906 год), гимназия О.Н. Яковлевой в Голицыне под Москвой (1910 год), «Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцеля, образовательно-воспитательное учреждение «Сетлемент» С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко и другие.

В конце XIX - начале XX веков в общественном движении России начинает принимать активное участие социал-демократия, заявляя о том, что она выражает интересы рабочего класса и демократически настроенной интеллигенции. Частью их политической программы выступали проблемы народного образования (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.К. Крупская и др.), которое служило одним из средств политической борьбы за власть.

3. К концу XVIII - началу XIX веков Россия не имела специальных книг, которые бы стали основанием национального воспитания. Недовольство иностранным воспитанием усиливалось, что явилось одной из причин разработки русской системы воспитания. Первую попытку удовлетворить эту потребность предпринял И.Ф. Богданович (1758-1831). В книге «О воспитании юношества» (1807 год) он сформулировал национально-образовательные задачи. Основы становления духовно-нравственной жизни ребенка он видит в семье, в семейных взаимоотношениях. Родители, а затем и педагоги в школе должны были заботиться о воспитании гражданина и человека, готовить для отечества благонравных и добродетельных граждан, формировать представление о чувстве долга, о любви к ближнему и к родной земле, языку народа и его преданиям, о человеческом достоинстве. Главным средством такого воспитания И.Ф. Богданович считает предметы, связанные с изучением своего Отечества.

Гражданская, патриотическая проблематика была в центре размышлений, дискуссий передовых людей первой половины XIX века: Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, И.М. Ястребцова, А.Ф. Афтонасьева, А.С. Хомякова, С.Т. Шевырёва, И.В. Киреевского, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. Так, педагогические идеалы В.Г. Белинского (1811-1848) раскрываются в его рецензиях на произведения детской художественной, учсбной и научно-популярной литературы, в письмах к родным и знакомым. Они укладываются в целостную педагогическую концепцию.

В наиболее обобщённом виде проблема воспитательного идеала рассматривается мыслителем в статье «О детских книгах». «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность. …Воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком»[7]. Быть человеком - значит воспитывать в себе человечность, под которой мыслитель понимает «живое соединение в одном лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого человека, какой бы он ни был нации,… звания, состояния, в каком бы возрасте жизни и при каких бы обстоятельствах ни находился,- тех общих элементов, которые должны составлять его внутреннюю жизнь, его драгоценнейшее сокровище и без которых он не человек»[8]. Настаивая на приоритете общечеловеческих ценностей в воспитании личности (любовь, сострадание, доверчивость, искренность, чувство изящного и другие), В.Г. Белинский видит главное основание их формирования, прежде всего, в национальной культуре.

У А.И. Герцена (1812-1870) тема воспитания возникает в связи с постановкой и решением тех или иных философских или социально-политических проблем. Цель воспитания, по А.И. Герцену, в раскрытии всей полноты личности. Центральное место в нравственном воспитании занимает гуманизм, понимаемый мыслителем как служение на благо народа. Патриотическая ориентация легла в основу воспитания его собственных детей. Тема Родины постоянно звучала в письмах отца к детям. В одном письме из Парижа сыну Александру он призывал его к тому, чтобы быть твёрдым в своих убеждениях, готовым на всякую борьбу, уметь стоять за истину. Заканчивал он письмо словами: «Занимайся как можно больше русским языком. Ты никогда не забывай, что ты должен быть русским»[9].

Идея воспитания человечности, патриотизма актуализируется в работах А.В. Жуковского (воспитание человека, гражданина, христианина), И.М. Ястребцова (воспитывать - значит готовить к жизни для Отечества), А.Ф. Афтонасьева (воспитание должно согласовываться с духом Отечества), Н.П. Огарева (воспитание любви к Отечеству через изучение родного языка) и других.

Непреходящее значение в размышлениях над судьбой России, направлении дальнейшего развития её образовательной сферы имела деятельность трёх поколений религиозных мыслителей России XIX-XX веков. В 30-50 годах XIX века проходила деятельность старших славянофилов (К.С. Аксакова, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова и других). Свой педагогический поиск они связывали с основанным на православном христианстве взгляде на культуру, просвещение и воспитание человека. В их работах представлен новый подход к развитию просвещения и образования, аргументирована мысль о необходимости синтеза западноевропейской науки и образования с принципом народности, учётом национальных традиций воспитания на основе православия, общины, семьи.

Их искания были продолжены в последней трети XIX - начале XX веков В.С.Соловьёвым и его единомышленниками братьями Е.Н. и С.Н. Трубецкими, В.В. Розановым и др. Деятельность третьего поколения мыслителей начиналась на рубеже столетий и протекала преимущественно в первой половине XX века. С 1922 года большинство из них оказалось в вынужденной эмиграции - Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк и другие, некоторые (П.А. Флоренский) были репрессированы. Мыслители этого поколения сохранили и развили за рубежом традиции русской гуманистической религиозной мысли - поиск религиозных путей воспитания.

Раскрытый ими образ цельной личности включал систему целост ного знания, цельность всех духовных сил: «всесущий разум» и «сердечную зрячесть» как гуманистический идеал православной образованности. Образ цельной личности религиозные мыслители всех поколений связывали с понятием «соборность». В «соборности» им виделся путь преодоления раздробленности внутреннего мира человека, ориентация на «хоровое начало» в русской крестьянской общине, где личность не подавлена, а свободна, «как в хоре», сохраняет своё своеобразие и свободно развивается. Конечно, представления об идеальном православии и идеальной крестьянской общине были утопичными. Но они содержали реальную программу воспитания, представляя модель идеальной воспитательной среды, целостно образующей и развивающей личность. Педагогическим построениям такого рода свойственна опора на народность, национальные традиции, ориентация на культуросообразность воспитания. К началу XX века религиозные мыслители углубили и расширили понятие «хорового начала», «соборности», раскрыв общесоциальную и общепедагогическую глубину этой категории как национальной и общечеловеческой, планетарной по своему характеру[10].

Дальнейшее развитие проблемы воспитательного идеала связано с именем Н.И. Пирогова (1810-1881). В июле 1856 года в журнале «Морской сборник» была опубликована его знаменитая статья «Вопросы жизни», положившая начало общественно-педагогическому движению 60-х годовXIX века. В этой статье известный русский хирург поднял ряд актуальных педагогических проблем: каким быть человеку, что составляет главную цель воспитания, какой должна быть школа и что делать учителю в достижении цели.

Уже в эпиграфе к статье Н.И. Пирогов определил цель воспитания - воспитание человека.

Современное Н.И. Пирогову воспитание носило преимущественно практический прикладной характер; родителя уже с колыбели предопределяли дальнейший жизненный путь ребёнка; воспитание не учитывало склонностей детей и особенностей их развития в разные периоды жизни. Мыслитель обращается к родителям и школьным воспитателям и учителям: «Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку… Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане»[11].

В ряду общечеловеческих ценностей, необходимых гуманной личности, педагогический мыслитель выделяет: убеждение, волю, чувство законности, справедливость, правду, честь. В основу общечеловеческого воспитания, ориентированного на формирование «внутреннего человека», должно быть положено христианское откровение, утверждающее современную жизнь как приготовление к будущему, о чём было забыто в современной Н.И. Пирогову школе.

Намечая содержание образования в гуманистической школе будущего, мыслитель особую роль в формировании духовного мира личности отводит гуманитарным наукам, подчёркивает необходимость выбора принципов и методов преподавания, соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям ребёнка; высказывает оригинальные для того времени идеи об учительском сотрудничестве, о творческой стороне деятельности педагогов, о законах педагогического искусства.

Статья Н.И. Пирогова всколыхнула педагогическую общественность России, инициировала мощное общественно-педагогическое движение, представители которого требовали решения комплекса злободневных проблем в образовании: создание общедоступной бессословной светской школы, воспитание человека и гражданина, образование женщины, отказ от догматизма и схоластики, зубрёжки и муштры, уважение к личности ребёнка, обучение на прогрессивных дидактических началах и другие.

Изучив педагогические поиски зарубежных и отечественных мыслителей, образовательную практику, К.Д. Ушинский (1824-1870) разработал педагогическую концепцию, основанием которой вы ступают: христианская духовность, народность и наука.

Размышляя над вопросом идеала человеческого совершенства и выводя из него цель воспитания, К.Д. Ушинский видел его в христианстве, вечные истины которого и должны составить содержательную основу воспитания. Эти истины, с другой стороны, обогащаются народной идеей воспитания (народность воспитания), предполагающей следование национальным особенностям общественного воспитания у разных народов. Наука же указывает средства, помогающие воплощать в образовательной практике христианские и народные идеалы. «В этом смысле педагогика будет высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества - их стремлению… к усовершенствованию самой природы человека - его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек» [12].

Науки, из которых педагогика берёт знание средств, необходимых ей для достижения её целей, К.Д. Ушинский назвал те, «в которых изучается телесная или душевная природа человека» и обозначил их термином «антропологические науки». Отсюда он сделал вывод о том, что «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[13].

Центральное место в педагогическом наследии мыслителя занимает теория воспитания, основу которой составляет принцип народности, как соответствие духовно-нравственной традиции православия. Этот принцип предполагал воспитание в детях высоких патриотических чувств: любви к Родине, её культуре, к людям, потребность в свободном творческом трудена благо Отчизны и другие. Важнейшими средствами духовно-нравственного развития личности он считал родной язык и трудовую деятельность. К.Д. Ушинский называл родной язык «величайшим народным наставником», «удивительным педагогом», цветом всей духовной жизни народа. Такая высокая оценка педагогического значения родного слова звучала вызовом в адрес господствовавшей в русских школах классической системы образования, которая оттесняла отечественный язык на второй план, а на первое место выдвигала изучение древних языков.

В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинский обосновал мысль о труде, как главном факторе, основном средстве воспитания. Выделяя труд умственный и физический, педагог указал на их тесное взаимопроникновение и взаимообусловленность, подчёркивал их живительное, освежающее влияние на душу человека. С другой стороны, правильно организованный труд способен развивать в человеке уважение, привычку и любовь к труду, возможность отыскать для себя труд в жизни. Важное условие воспитательного влияния труда - его свободный характер.

К.Д. Ушинский обогатил отечественную дидактическую мысль, рассматривая проблему цели, принципов, форм организации обучения, его содержания, методику обучения и другие. Он занимался разработкой проблем начального обучения детей. Его общепедагогические и дидактические взгляды воплотились в учебных книгах для начальной школы: «Родное слово» и «Детский мир».

Педагогические идеалы К.Д. Ушинского развивались в теоретической мысли и практической деятельности его последователей: В.И. Водовозова (1825-1886 ), Н.А. Корфа (1834-1883), Н.Ф. Бунакова (1837-1904), В.Я. Стоюнина (1826-1888). Так, по мысли Н.Ф. Бунакова, народная школа должна не только преследовать цель научить детей грамоте и сообщить им известные знания, но и влиять на учащихся воспитательно, готовить их к жизни честной, разумной, не отрывая от родной среды и привычного труда. Он отвергал попытку внести в начальную школу «специализм». Начальная школа должна «иметь не профессиональный, а общеобразовательный, очеловечивающий характер», готовить из каждого ученика не специалиста какой-либо отрасли труда, а человека, гражданина, способного жить трудовой, истинно-человеческой жизнью.

Чтобы ответить на вопрос, в каком направлении работать школе, какого человека воспитывать, нужно, по убеждению педагогического мыслителя, ясно представлять идеал, который должна иметь в виду русская народная школа и определить средства для достижения цели. «Школа должна поселять в душах своих учеников задатки возвышенных, живучих и благотворных идеалов и через своих учеников проводить их в жизнь»[14]. И первым таким идеалом выступает идеал человека труда, поэтому школа должна развивать в своих учениках любовь и уважение к труду как в интересах обучения, которое само по себе есть труд и немыслимо без труда, так и в интересах жизни вообще, поэтому воспитательным средством в этом случае является само учение.

Вторая существенная черта идеала, которую должна иметь в виду русская народная школа,- его национальная особенность: «сознавать себя гражданином известной страны и стремиться к пользе своего отечества» [15]. Основными средствами воспитания чувства народности, патриотизма Н.Ф. Бунаков называет содержание и характер учебной работы, изучение родной природы, отечественной географии и истории, родного языка и поэтического материала, носящих на себе яркую и живую печать народного духа. При благоприятных условиях нравственное влияние могут оказывать школьные порядки. И самым главным средством нравственного влияния на воспитуемых выступает личность учителя, своим примером возбуждающий в детях любовь к отечеству, учению, труду.

Направляя свои усилия на воспитание в детях любви к отечеству, мыслитель предостерегал от узкого патриотизма. «Разумная педагогия, просвещая умы воспитанников светом европейской науки, насколько это возможно, рядом с любовью к отечеству должна развивать и вообще любовь к человеку, в обширном смысле слова»[16].

Оригинальный педагогический мыслитель Н.Х. Вессель (1838-1906) свой педагогический поиск связывал с разработкой такой системы образования, которая была бы направлена на согласное всестороннее развитие всех духовных и телесных способностей и сил человека, «приготовляла людей самостоятельных, способных сознательно избрать себе деятельность и потом правильно совершать её». Образование он рассматривал как средство, ведущее к самопознанию личности, её активной деятельной позиции в этом процессе. «Всё дело воспитания состоит именно в том, чтобы привести воспитывающегося к сознанию своей личности. Человек должен сам постоянно трудиться, давая себе отчёт во всех своих действиях, во всех проявлениях духа своего… Воспитание может только наводить человека на этот путь, помогать ему сознавать свою природу. Каждый желающий образовать себя должен быть сам деятелен, ибо только своей деятельностью, своим напряжением, своим трудом человек может приобрести истинное образование»[17].

Идея народного воспитания на отечественных религиозно-культурных традициях развивалась выдающимся педагогом С.А. Рачинским (1833-1902) и была реализована им в практике народной сельской школы в селе Татеве Смоленской губернии (открыта в 1875 году). Народную школу он рассматривал не только как средство элементарного образования, но и как школу, подготавливающую учащихся к христианской жизни под руководством духовенства.

Идеалы свободного воспитания легли в основу педагогической деятельности гениального русского писателя Л.Н. Толстого (1828-1910). Свобода в воспитании означает, по Л.Н. Толстому, определённую форму побуждающего воздействия на ребёнка, при котором он, не подвергаясь непосредственному давлению со стороны воспитателя, не чувствуя над собой его власти, но вместе с тем находясь постоянно в сфере его интеллектуального и нравственного влияния, наиболее полно может проявить активность и самостоятельность во всех областях своей деятельности. С этим пониманием сущности свободного воспитания связан известный тезис Толстого о совершенстве природы ребёнка. Для него была важна забота о том, чтобы воспитание и обучение не подавили и не извратили всё то прекрасное, что дано от природы ребёнку, а, наоборот, отказавшись от жёсткой методики как педагогической системы, развили в полной мере, обогатили всё лучшее, что дано ему изначально. Именно в этом и видел Толстой гуманистический смысл свободного воспитания. В Яснополянской школе Толстой на практике убедительно показал бесспорные преимущества процесса интеллектуального и нравственного формирования детей, основанного на идее свободного воспитания. Школа Толстого была по-своему уникальной педагогической лабораторией, в которой мыслитель реализовал свой педагогический идеал целостной личности, развитой умственно, нравственно, эстетически, готовой к трудовой деятельности.

Отсутствие казёнщины, учение по доброй воле и желанию, индивидуальный подход к каждому ученику и хорошо организованные, дружные коллективные занятия - характерные черты Яснополянской школы.

Основаниями свободной школы и свободного воспитания он считал религию и нравственность, поэтому главная задача школы - помочь детям осознать самих себя: как мне жить и что считать всегда, при всех условиях хорошим и дурным.

В конце XIX - начале XX веков в отечественной педагогической мысли появился ряд педагогических концепций, в которых, несмотря на особенности и своеобразие мировоззренческих позиций их авторов, вместе с тем, утверждались общие новые антропоориентированные педагогические ценности. Выдвигалась необходимость создания бессословной школы, равного полноценного для всех детей образования, индивидуального подхода к учащимся, разностороннего изучения ребёнка, подготовка растущего человека к жизни, к трудовой деятельности, к выполнению им гражданских обязанностей и общественного долга.

Вслед за Л.Н. Толстым идеалы свободного воспитания положили в основу своих концепций К.Н. Вентцел (1857-1947) и С.Т. Шацкий (1878-1934). Главным принципом этих концепций была ценность индивидуального человека, его внутреннего мира, его свободы. Человек признавался высшей ценностью по отношению к другим - духовным или материальным ценностям. Теоретико-методологическое значение этого принципа заключалось в признании конкретного ребёнка исходным моментом и главной целью воспитательно-образовательного процесса, направленного на сохранение и развитие в ребёнке индивидуальности, создание условий для его саморазвития.

Важнейшим условием реализации концепции свободного воспитания рассматривалась свобода, как запрет на целенаправленные воздействия с целью сформировать личность по заданному образцу. Поэтому в педагогическом процессе необходимо было создавать условия для естественного развития природных сил и дарований ребёнка. По-другому, в сравнении с традиционным, нужно было строить учебно-воспитательный процесс: обучение без отметок, экзаменов, создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка и его возможности, предоставление ученикам свободы выбора вида деятельности и другие.

Сторонники концепции свободного воспитания обращали внимание на важность социальной среды, в том числе различных социальных институтов, в процессе становления и развития личности.

В целом учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности; школа должна участвовать в преобразовании окружающей ребёнка среды (С.Т. Шацкий), воспитание должно быть направлено на формирование в личности качеств социального творца (К.Н. Вентцель).

Идеалы свободного воспитания были реализованы в практической деятельности. Под руководством К.Н. Вентцеля работал «Дом свободного ребёнка» (1906-1909), экспериментальное учебно-воспитательное заведение, в котором проверялись идеи свободного воспитания и концепция свободной школы. Особое внимание К.Н. Вентцель уделял производительному творческому труду как средству разностороннего развития личности: умственному, физическому и нравственному. Общими усилиями воспитателей, родителей и учащихся создаётся общество, основанное на равноправии, уважении и любви. Программа деятельности свободной школы создаётся постепенно, в процессе жизни и труда детей, с учётом их интересов и потребностей. Педагогический процесс должен строиться на исследовательских, поисковых методах, а задача учителя - создавать условия самостоятельного поиска учеником знаний.

С.Т. Шацкий педагогическую деятельность начал в 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы (Марьина роща), когда вместе с А.У. Зеленко организовал общество «Сетлемент», имевшее целью поиск новых путей социального воспитания детей, организация свободной детской жизни, не стеснённой обычными рамками. В клубах «Сетлемента» дети занимались пением, танцами, рукоделием, рисованием, чтением книг. Здесь ставились элементарные опыты по физике и химии; по праздникам дети посещали театры, музеи. Были созданы: экспериментальный детский сад, школа, политехнические курсы для рабочей молодёжи, швейные мастерские для девочек, столярные и слесарные - для мальчиков. Яркая и разнообразная умственная, художественная и трудовая жизнь детей, свободная от казённой педагогики, положительно сказывалась не только на самих детях, но и на их родителях. Они охотно помогали общественникам - педагогам, вели занятия рукоделием, черчением, фотографией. После закрытия общества в мае 1908 года за попытку «проведения социализма среди детей» С.Т. Шацкий добился открытия в 1909 году нового общества «Детский труд и отдых», продолжением которого стала деятельность детской трудовой колонии «Бодрая жизнь». Основной вывод, который сделал С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая из анализа итогов работы колонии за три года, состоял в том, что главная цель педагогической работы - организация детской жизни в каждый данный момент. «Организовать жизнь детей - значит организовать их деятельности, которые мы определяем как деятельность самосохранения (охраны здоровья), труда физического, игры, искусства, деятельности умственной и социальной»[18]. Для осуществления этой цели С.Т. Шацкий предлагал строить программу не по предметам и не по комплексам их, а по деятельности.

Выдающийся педагогический мыслитель России П.Ф. Каптерев (1849-1922) высшей и конечной целью воспитания считал идеалосообразное усовершенствование личности, которая реализуется в целостном образовательном процессе. Новаторство П.Ф. Каптерева в дальнейшей разработке проблемы выразилось в новом содержательном наполнении тезиса о воспитывающем элементе в образовательном процессе, в установлении живой, тесной связи между умственным развитием, формированием мировоззрения и различными сторонами душевной деятельности, чувствованиями, поступками, становлением духовно-нравственного облика взрослеющего человека. Назначение разнообразных знаний П.Ф. Каптерев видел в их благотворном влиянии на прочие стороны душевной деятельности человека, в возвышении и просветлении его нравственного кругозора, в облагораживании его. «Обучение есть непосредственное воспитание ума и опосредованное воспитание всего человека»[19].

Анализируя современную ему постановку образования, мыслитель указывал на оторванность умственного образования от духовно-нравственного развития, которые в идеале должны стремиться к одной цели и непрерывно соприкасаться и поддерживать друг друга. Смыслообразующими понятиями в его теории воспитывающего образовательного процесса выступают категории истины, добра, духовного общения, духовной жизни. Образовательный процесс наряду с другими задачами ориентирован на создание благоприятных условий для духовно-нравственного облагораживания личности в процессе её участия в общественно - полезных делах, воспитание сочувствия к людям, искоренение личных недостатков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.