Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеал общечеловеческого и народно-православного воспитания в воззрениях педагогических мыслителей России XIX - начала XX века. 3 страница




В этом сложном процессе неоценима роль учителя, который своими общечеловеческими качествами, так же как и своим учительским искусством, будет неизбежно влиять на учащихся. Духовно-нравственный потенциал личностного воздействия учителя на обучаемых П.Ф. Каптерев видел в отношении учителя к своему делу, к ученикам, в порядках, которые он устанавливает при обучении, в стиле общения с учащимися, в желании и умении учителя понять души детей, войти в их нужды, в умении помогать развитию и укреплению в детях благородных стремлений и интересов.

В конце XIX - начале XX веков получила развитие русская религиозно-философская мысль, представители которой (Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.В. Флоровский и другие) рассматривали проблемы воспитания человека в духе христианско-православной антропологии. Начинается новый этап возрождения педагогической православной традиции.

Деятельность большинства религиозных философов проходила за рубежом, в 20-50 годах они были в эмиграции. Развивая идеи славянофилов, они размышляли над вопросами о бытии, о смысле жизни, о человеке и его воспитании в духе христианско-православного идеала.

По мысли В.В. Зеньковского (1881-1962), смысл воспитания заключается в идее спасения. Цель воспитания в свете православия, полагал философ, являет собой помощь детям «в освобождении от власти греха». Воспитание должно раскрыть пути вечной жизни и жизни «эмпирической». Религиозный мыслитель настаивает, что «если задача воспитания есть духовное «устроение», то и основные средства воспитания должны иметь отношение к духовной стороне в детях». Он выдвигает идею «эмоционализма», понимая под ним стремление к охране, развитию и укреплению основных сил души, «основных её эмоциональных движений», охрану и расширение «творческих недр» души.

В религиозно-философской концепции И.А. Ильина (1883-1954) исходным понятием в определении цели и смысла человеческой жизниявляется духовность как влечение к божественному, воспитание воли к совершенству, радости любви, вкуса к доброте. И перед воспитателем стоит цель - направить духовное око и силу внутреннего духовно-волевого самоуправления на самовоспитание. Цель реализуется через систему предметного воспитания, которому отводится главная роль в духовном возрождении человека и общества. Предметное воспитание призвано помочь человеку найти свой неповторимый путь в соответствии с призванием, включить человека в жизнь мира, помочь ему осознать личную ответственность за происходящее вокруг.

Основным условием формирования зрелого духовного характера И.А. Ильин считал свободу. «Свободен тот, кто приобрёл внутреннюю способность созидать свой дух из материала своих страстей и своих талантов и, значит, прежде всего - способность владеть собою и вести себя; а затем - и внутреннюю способность жить и творить в сфере духовного опыта»[20]. Философ определяет основные пути и средства установления духовной самостоятельности: доброжелательные отношения в семье, отечественную литературу, богатство духовных впечатлений окружающего мира, умение понимать и помогать людям, общение, целенаправленное обучение и воспитание. Опытный и тактичный воспитатель вовлекает ребёнка в духовный опыт Родины, помогая ему развивать свои творческие силы и подготавливая к самовоспитанию.

Таким образом, в рассмотрении воспитательно-образовательных приоритетов в отечественной педагогической культуре изучаемого периода можно выделить несколько этапов, в рамках которых происходила трансформация представлений о назначении человека в обществе и его воспитании под влиянием разнообразных социальных, экономических, идеологических и культурных факторов: человек светский, специалист, необходимый государству, православный (первая половина XVIII века); смещение акцентов в сторону воспитания патриота, готового к переустройству общества на основе идеала справедливости, православный (вторая половина XVIII века): воспитание гражданина своей страны, патриота и человека (первая половина XIX века); воспитание внутреннего, духовного, свободного, совершенного, цельного человека, который стремится жить и трудиться для благо своего Отечества (вторая половина XIX – начало XX века).

 

Литература

1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века (до реформ 60-х гг.) [Текст] /сост.П.А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1987. - 560 с.

2. Зейлингер - Рубинштейн, Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли [Текст].- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1978. - С.43-73.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: / под ред. А.И. Пискунова.-изд.2-е изд., исправ. и доп.- М.: ТЦ Сфера, 2001.-С. 233-276, 339-373, 399-437.

4. История педагогики в России [Текст]: хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров.- 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 400 с.

5. Мир воспитания глазами религиозных мыслителей России XIX - XXвв. [Текст]: хрестоматия / сост. В.М. Кларин, В.М. Петров. - РГПУ, Рязань, 2000. - 224 с.

6. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2: Новое время / под ред. А.И. Пискунова.- М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464 с.

7. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 3: Новейшее время / под ред. А.И. Пискунова.- М.: ТЦ Сфера, 2007. - 560 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.