Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. 3 страница




Успех в педагогической деятельности, по выводам В.А. Сухомлинского, зависит от умения руководителей школы создать сплочённый педагогический коллектив и направить его усилия на творческий подход к решению новых задач, которые ставит перед школой жизнь. «Главное и важное качество, без которого педагог не может быть директором, как и не всякий человек может быть педагогом, - это глубокая любовь к детям, органическая потребность в детском коллективе, глубокая человечность и способность проникать в духовный мир ребёнка, понять, почувствовать в каждом из воспитанников личное, индивидуальное»[11].

Теоретическое и практическое наследие В.А. Сухомлинского, поднятые им педагогические проблемы, способы их решения и в настоящее время не потеряли своей актуальности, новизны в той их части, которые созвучны современным методологическим и технологическим подходам гуманистического, личностно - ориентированного воспитания.

Высшими смыслами коммунистического воспитания в Советской России являлись преданность Коммунистической Партии, беззаветное служение делу коммунистического строительства. Своё наиболее полное воплощение ценностная основа воспитания получила в «Моральном кодексе строителя коммунизма», который как часть Программы КПСС был принят в 1961 году на XXII съезде партии. Дух коммунистического воспитания предполагает безусловный приоритет общественных (классовых) ценностей над личными, требует непримиримости к врагам коммунизма, но он также провозглашает труд высшей человеческой и общественной добродетелью, формирование чувства патриотизма.

В 70 - 80-х годах в педагогике советского периода продолжалось развитие общей теории коммунистического воспитания, исследования процесса формирования отдельных сторон и характеристик личности нового человека в их взаимосвязи. Теория коммунистического воспитания развивалась на основе партийных решений и в тесной связи со школьной практикой. Преобразование Академии педагогических наук РСФСР в Академию педагогических наук СССР (1966 год) было направлено на повышение роли педагогической науки в разработке проблем воспитания.

Большое внимание в рассматриваемый период было уделено исследованию методологических проблем педагогики (М.А. Данилов, Н.К. Гончаров, В.И. Загвязинский, Э.И. Моносзон, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин и другие).

В связи с возрастанием социальных функций школы и активизацией воспитательной деятельности всех других институтов советского воспитания - семьи, внешкольных учреждений, детских и юношеских коммунистических организаций, трудовых коллективов, общественности, средств массовой информации и коммуникаций, а также необходимости повышения эффективности воспитания для педагогической науки назрела необходимость разработки проблемы целостности педагогического процесса, как одного из его методологических оснований. Началась её разработка и обсуждение исходных начал (Ю.К. Бабанский, Л.Ю. Гордин, В.В. Краевский, В.С. Ильин и др.). Сущность этой целостности раскрывается советской педагогикой в таких направлениях:

· единство цели, задач, содержания, методов и форм организации педагогического процесса и его результатов (компонентов педагогического процесса);

· органическое взаимодействие в едином процессе воспитания, обучения и развития личности;

· воздействие в педагогическом процессе на все сферы личности, её сознание, чувства, практическое поведение;

· руководство формирующими влияниями на личность, всестороннее развитие социальной сферы, включённой в систему воспитательной деятельности школы, семьи, внешкольных учреждений и всех других социальных институтов воспитания.

В 70-е годы ряд работ советских педагогов (И.С. Марьенко, Г.И. Щукиной, В.М. Коротова) посвящён исследованию сущности воспитательного процесса.

Вопросы семейного воспитания (нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание детей в семье; школа, семья и общественность и другие) нашли отражение в работах Ю.П. Азарова, Е.И. Волковой, А.О. Пинта, С.А. Соловейчика, Б.Т. Лихачёва и других.

Методика коммунистического воспитания была предметом исследований Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова, Л.Ю. Гордина, И.А. Каирова, Т.Е. Конниковой, В.М. Коротова, И.С. Марьенко. Л.И. Новиковой. И.Ф. Харламова и других.

Мастерству учителя - воспитателя посвящён ряд работ Ю.П. Азарова. Всё большее внимание обращается в педагогической науке на проблемы взаимоотношений педагогов и учащихся.

Проблемы детского коллектива в советский период разрабатывались в следующих направлениях: детский коллектив как объект и субъект воспитания; деятельность и общение в коллективе - важнейшие факторы воспитания и развития творческой индивидуальности школьника в коллективе, в системе межличностных отношений; педагогическое руководство детским коллективом; проблема единого школьного коллектива; роль пионерских и комсомольских организаций в детском коллективе (М.И. Смирнов, В.М. Коротов, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, И.Б. Первин и другие).

Содержание воспитательной работы в школе было раскрыто в практическом пособии для учителей «Примерное содержание воспитания школьников», подготовленное И.С. Марьенко (1984 год).

Важное место в системе школьного воспитания занимала деятельность пионерских и комсомольских организаций. Специфические задачи пионерской организации и школьного комсомола были сформулированы в «Положении о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина», Торжественном обещании, Законах юных пионеров Советского Союза, в Уставе ВЛКСМ, в решениях съездов КПСС, ВЛКСМ. Примерное содержание работы пионерской организации было закреплено в программе «Ориентир», разработанной при участии учёных - педагогов, учителей, пионерских и комсомольских работников.

Проблемы воспитательной деятельности пионерской организации рассматриваются в работах Л.И. Божович, Т.Е. Конниковой, Б.Е. Ширвиндта, Г.М. Иващенко и других; комсомольской организации - в исследованиях Л.К. Корнешова, С.Е. Хозе, В.В. Лебединского, М.М. Ященко Б.З. Вульфова и других.

В 80-х годах XX века развернулась деятельность педагогов-новаторов, методические поиски которых стали известны всей стране. Разработанная ими оригинальная педагогика, получившая название педагогики сотрудничества, явилась противовесом официальной, административной педагогики, готовившей послушных и безынициативных «винтиков» административной советской системы.

Педагогика сотрудничества - это педагогика, выработанная снизу, созданная самими учителями-практиками, а не спущенная в виде методических писем из официальных педагогических инстанций. Кроме того, она возникла как протест учителя против омертвляющей административной педагогики. Работая порознь, в разных уголках страны, порой даже не зная друг о друге, они пришли к одним и тем же выводам. Во время первой встречи в подмосковном посёлке Переделкино осенью 1986 года они обменялись идеями, которые были выработаны ими в двадцатипятилетней экспериментальной работе в своих классах и школах (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, С.Н Лысенкова, Е.Н. Ильин, И.П. Волков, Л.А. и Б.П. Никитины, М.П. Щетинин).

Исходный постулат педагогики сотрудничества - прямо противоположный официальной педагогике взгляд на человека - оптимистический и гуманистический. Учитель принимает на себя личную, профес сиональную и граждански осознанную ответственность за диалектическое соединение интересов личности и воспитательного коллектива с интересами и идеалами общества в процессе воспитания.

Педагогика сотрудничества - это идеология, методология новой педагогики, положившая начало повороту педагогической мысли в направлении создания гуманистической педагогики в противовес авторитарной в условиях ещё существовавшего коммунистического режима.

Назовём основные идеи педагогики сотрудничества: отношения с учениками, учение без принуждения, идея трудной цели, идея опоры, оценка работ, идея свободного выбора, идея опережения, идея крупных блоков, идея соответствующей формы, идея самоанализа, интеллектуальный фон класса, коллективное творческое воспитание, творческий производительный труд, творческое самоуправление, со трудничество с родителями, личностный подход, сотрудничество учителей.

Идеалы педагогики сотрудничества были предвестниками и послужили основой создания новой гуманистической парадигмы образования в постсоветский период.

Характеризуя проблему воспитательного идеала в советский период, нельзя обойти вниманием научно-педагогическую деятельность видных советских историков педагогики и образования, исследования которых позволяют с различных методологических позиций проследить генезис проблемы, выделить её аксиологические, прогностические аспекты и возможность проецирования отдельных элементов педагогического опыта прошлого в современное образовательное пространство с учётом корректировки, диктуемой особенностями современного образования.

Е.Н. Медынский (1885-1957) - доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук РСФСР. Он автор первого советского учебника по истории педагогики (т.1-3, 1925-1929), фундаментальных исследований по истории советской школы.

В.Я. Струминский (1880-1967) - один из ведущих историков отечественной педагогики, доктор педагогических наук, член - корреспондент Академии педагогических наук РСФСР. Он всесторонне изучал наследие К.Д. Ушинского, В.Ф. Одоевского и других представителей отечественной классической педагогики. В.Я. Струминский проводил глубокие исследования по педагогике Киевской Руси, истории начального образования в России. Важным вкладом в педагогическую науку явилась работа ученого «Очерки жизни и деятельности К.Д. Ушинского». Под его руководством и личном участии было подготовлено 11-томное издание собрания сочинений великого русского педагога (1948-1952).

Н.А. Константинов (1894-1958) - доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН СССР, один из ведущих специалистов по истории зарубежной педагогики (в частности Востока) и советской школы и педагогики. Н.А. Константинов совместно с Е.Н. Медынским и М.Ф. Шабаевой - автор учебника для студентов педагогических вузов «История педагогики», неоднократно переиздававшегося и долгое время служившего в качестве основного учебного пособия по курсу.

Г.Е. Жураковский (1894-1955) - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР. Он исследовал проблемы истории античной педагогики, педагогики средневековья и эпохи Возрождения, педагогическое наследие Л.Н. Толстого. Н.И. Пирогова, А.С. Макаренко. Целый ряд публикаций Г.Н. Жураковского посвящён вопросам преподавания истории педагогики в педагогических вузах.

В.З. Смирнов - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН РСФСР. Значительное место в исследованиях профессора В.З. Смирнова заняли работы о педагогических взглядах русских революционных демократов: Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. В поле зрения исследовательских интересов ученого было также изучение педагогического творчества выдающихся русских методистов В.И. Водовозова, Н.Ф. Бунакова.

В.З. Смирнов - автор учебных пособий по истории педагогики для педагогических училищ.

В конце 50-60-х годов он вёл большую работу по объединению учёных-историков педагогики союзных республик в целях всестороннего исследования истории школы и педагогической мысли народов СССР.

М.Ф. Шабаева (1906-1984) - доктор педагогических наук, профессор. Основные научные интересы ученого - история всеобщей и отечественной педагогики. Она занималась исследованием педагогической теории Джона Локка, работала над созданием курса истории всеобщей педагогики для педвузов, создавая совместно с Е.Н. Медынским и Н.А. Константиновым учебник для студентов.

А.И. Пискунов (1921 -2005) - доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН СССР. Его научные интересы связаны с исследованием истории зарубежной (в частности, немецкой) и отечественной педагогики и школы. Он один из инициаторов-руководителей и авторов многотомного издания, посвящённого развитию школы и педагогики народов СССР. А.И. Пискунов принимал активное участие в разработке методологических проблем истории и теории педагогики.

Большой вклад внёс А.И. Пискунов в разработку и совершенствование вузовской педагогики, вопросов преподавания педагогики в педагогических вузах и университетах.

З.И. Равкин (1918-2004) - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель наук РСФСР и Марийской АССР, член-корреспондент АПН СССР, руководитель лаборатории истории советской школы и педагогики НИИ общей педагогики АПН СССР. Талантливый, увлечённый творческим поиском учёный, настоящий труженик науки, блестящий организатор научной деятельности, обладавший незаурядным педагогическим даром, он давно вынашивал идею объединения советских историков педагогики на постоянной и содержательной основе. Благоприятные условия для воплощения его планов в жизнь сложились после 1985 года во времена перестройки. По его инициативе и личном участии был создан и начал функционировать Научный совет по истории образования и педагогической науке РАО, к деятельности которого были привлечены не только маститые, уже признанные в научном мире учёные, но и учёные из многих провинций страны, активно включившиеся в разработку актуальной историко-педагогической проблематики.

В предпринятых за последние 20 лет историко-педагогических исследованиях можно выделить следующую проблематику: общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе; методология историко-педагогического исследования; историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования; аксиологические аспекты изучения истории педагогики; ценностные ориентации в сфере педагогического образования; национальные ценностные приоритеты в сфере образования и воспитания; гуманистическая парадигма образования и воспитания; формирование духовности личности в педагогической теории и практике; методология и методика формирования ценностного, предметно-конкретного подхода к историко-педагогическим исследованиям; формирование ценностной ориентации личности в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики, преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки.

Историко-педагогические исследования осуществляются как на базе исследовательских центров городов центрального региона, так и кафедрами педагогики, научно-исследовательскими структурами провинциальных городов.

Фундаментальные исследования по историко-педагогической проблематике осуществляются М.В. Богуславским, Г.Б. Корнетовым, С.Ф. Егоровым, Б. Бим-Бадом, Л.А. Степашко, В.А. Джуринским, З.И. Васильевой, Е.Г. Осовским, А.В. Плехановым, А.А. Фроловым, В.Г. Безроговым и другими.

4. Образование как фундаментальная категория может быть понято в контексте всего происходящего в мире. Сегодняшнее состояние образования, перспективы его развития трудно себе представить без таких понятий, как «глобализация», «устойчивое развитие», «Болонский процесс», которые складываются в общемировой контекст.

Формой проявления начавшейся в конце XX столетия и интенсивно продолжающейся в XXI веке глобализации являются мощные интегративные процессы, которые несут в себе огромные преимущества, но параллельно с этим скрывают в себе потенциальные, невиданные ранее опасности для развития национальных культур, систем образования, традиций.

Глобальные проблемы, от решения которых зависит существование и прогресс человеческой цивилизации, их решение возможно лишь при рациональном сочетании национальных усилий и деятельности эффективной системы международного сотрудничества. В этом ключе в ХХІ веке в международном сотрудничестве ценностные императивы связаны с формированием единого образовательного пространства, о котором почти два столетия назад говорил Ш.М.Талейран: «Образование – это самостоятельная великая держава, величину владений которой не дано определить ни одному человеку. Даже национальные власти не в силах установить ее границ: сфера ее влияния громадна, беспредельна…».

Устойчивое развитие, по мнению академика РАН В.А. Садовничего, это естественно складывающееся соединение традиции и модернизации, и любая попытка отбросить традиции, безоглядно занявшись одними лишь нововведениями, изначально обречена на провал. Опыт России последних полутора десятилетий - ярчайший урок, весьма поучительный и печальный. Устойчивое развитие, понимаемое как динамичное состояние общества, сочетающее преемственность и прогресс, непосредственно зависит от состояния образования и науки.

Болонским процессом стали называть совместную деятельность европейских стран по гармонизации образовательных систем; при этом гармонизация означает, что при реформировании (модернизации, совершенствовании) своих систем образования страны, участвующие в общеевропейском процессе, выбирают движение в одном направлении, руководствуясь выработанными сообща принципами.

Болонский процесс - один из новейших общеевропейских проектов. По результатам двухдневной встречи (18-19 июня 1999 года в Болонье) 29 европейских министров, отвечающих за высшее образование в своих странах, подписали совместное заявление «Зона европейского высшего образования», которое впоследствии стало называться Болонской декларацией, определившей основные параметры «Болонского процесса». Согласно этому заявлению, государство добровольно вступающее в «Болонский процесс», исполняет обязательства: введение двух циклового обучения - бакалавр, магистр; введение кредитной системы, контроль качества образования, расширение мобильности, обеспечение трудоустройства выпускников, обеспечение привлекательности европейской системы образования. В 2003 году министр образования РФ В.М. Филиппов подписал Болонскую декларацию и, таким образом, Россия вошла в Болонский процесс.

Проблема демократизации образования предполагает доступность образования, автономию учебных заведений, преемственность ступеней школ, дифференциацию (диверсификацию) образования сообразно индивидуальным способностям, склонностям, интересам учащихся.

Образование XХІ века призвано быть образованием для всех. Чем дальше продвигается наша цивилизация, тем в большей мере люди без образования вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. Поэтому ущемление права на образование, в том числе и его неудовлетворительное качество, ведут к интеллектуальной и культурной деградации личности, что несовместимо с устойчивым развитием.

Образование в настоящем веке должно иметь смыслообразующим стержнем этическую доминанту. Необходимо воспитывать детей в духе мира, взаимопонимания и терпимости, как непреложных императивов. Не менее важным императивом стало в ХХІ веке и экологическое воспитание, а шире – формирование у каждого глобальной этики, глобальной ответственности как принципиальных норм нового гуманизма для нового единого и целостного мира.

Творческий и новаторский характер образования, как ведущие тенденции, предполагают подготовку нового поколения к решению таких проблем, с которыми личность и общество еще никогда прежде не встречались.

Наконец, образование в ХХІ веке должно быть многообразным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества, удовлетворяющим всесторонние потребности социально–профессиональных и конфессиональных групп, равно как и индивидуальные духовные запросы.

Таким образом, в советский период сформировались представления о типе личности, нужной государству, преданной интересам партии, её идеалам, готовой продолжать дело строительства социализма, а затем и коммунизма. Интересы самой личности, ей потребности, возможности оставались второстепенными по отношению к интересам государственным.

В постсоветский период акценты смещаются в сторону признания человека высшей ценностью, утверждаются права и свободы личности, её право на раскрытие и развитие природных способностей. В основание новых воспитательных парадигм были положены идеи гуманизма, антропоцентризма, свободы, духовности, национального достоинства.

Литература

1. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций [Текст]. - СПб.: Издательство Р. Арсланова «Юридический центр Пресс», 2004. - 704 С.

2. Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной России: «Круглый стол» [Текст] // Педагогика. - 2005. - № 9.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Народное образование. - 2002. - № 4.

4. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 1917-1987: Кн. для учителя [Текст]. - М.: Просвещение, 1987. - 224 С.

5. Образование в современной России. «Круглый стол» [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 1.

6. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки. Материалы XXV сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки [Текст] / под ред. члена - корреспондента РАО, докт. пед наук, профессора М.В. Богуславского. канд. пед. наук, доцента Т.Б. Игнатьевой. - М.: Тверь: Золотая буква.- ИТИП РАО, 2007. – С. 3-7.

7. Родчанин Е.Г. Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А. Сухомлинского [Текст]. - М.: Педагогика. - 1991. - 112 С.

8. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики [Текст]: учеб. пособое / под ред. чл. - корр. АПН СССР. д-ра пед наук. проф. А.Н. Алексеева и канд. пед. наук, доцента Н.П. Щербова. Сост. и авт. вводных очерков канд. пед. наук, доцент М.И Анисов. Учеб.пособие для студентов пед ин-тов. - М.: Просвещение, 1972. - 407 С.

9. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. Т. 3: Новейшее время [Текст] / под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 560 С.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.