Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. 1 страница




Целевые установки образовательной деятельности в педагогической мысли советского периода.

Изменение ценностных образовательных ориентиров в постсоветский период (90-е гг.XX века - начало XXI века).

Образовательная политика советской России (1917 г. - начало 90-х гг. XX века).

План

Модуль IІ. Лекция 3. Воспитательные приоритеты отечественного образования в XX-XXI веке. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

1. Государственный переворот, осуществлённый большевиками в октябре 1917 года, положил начало новому этапу в развитии отечественной школы и педагогики. Политика большевиков центрировала внимание на школе как важном средстве распространения коммунистической идеологии.

Идеологическим основанием советской школы и педагогики становится марксизм-ленинизм и атеизм. В основе коммунистической идеологии лежали представления о преимуществе классовых ценностей перед общечеловеческими и национальными, отвергались ценностные ориентации религии (православия) и положительная роль церкви в истории российского государства.

Воспитание нового типа личности - всесторонне развитых строителей коммунистическогообщества как педагогический идеал советской России рассматривался как важное звено в культурной революции и необходимое условие строительства коммунизма.

После революции началось разрушение существовавшей системы образования, закрывались частные учебные заведения, ликвидировались прежние структуры управления школьным делом, запрещалось преподавание древних языков и религии.

На протяжении 1918 года советским государством был издан ряд документов, в которых законодательно закреплялись новые цели, задачи, принципы, программы школьного образования, структура общеобразовательной школы. Одним из авторов первых документов советской власти по послереволюционной перестройке школы был А.В. Луначарский, назначенный на должность наркома по просвещению РСФСР.

Начало истории советской школы положили два документа: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (30.09.1918 г.) и «Основные принципы единой трудовой школы» (16.10.1918 г.).

В первом документе закреплялось название за учебным заведением «единая трудовая школа», состоящая из 2-х ступеней: I-для детей от 8 до 13 лет (5 летний курс) и II-от 13 до 17 лет (4 летний курс; обучение объявлялось бесплатным, обязательным, совместным; не допускалось преподавание какого бы то ни было вероучения и исполнение в школе обрядов культа; устанавливалась выборность всех педагогических и административно-педагогических должностей и единая система оплаты труда преподавателей. В качестве основы школьной жизни документ определял производительный труд, как общественно необходимый, который должен быть органически связан с обучением и знакомить детей с разнообразными формами производства.

В документе также определялся порядок и условия школьной работы: начало и окончание учебного года, каникул, нормы учебного времени для разных категорий учащихся. Запрещались домашние задания, телесные наказания, все виды экзаменов (вступительные, переходные и выпускные); деление на классы рекомендовалось заменить делением на группы по степени подготовленности учащегося к соответствующему роду занятий. Во всех школах вводились обязательные горячие завтраки бесплатно.

Деятельность школьного коллектива, состоящего из всех учащихся данной школы и всех школьных работников, направлялась ответственным органом школьного самоуправления - Школьным советом, в компетенцию которого входил широкий спектр вопросов-от распределения учащихся по группам до выпуска из школы.

Главные идеи «Положения о единой трудовой школе» были развёрнуты в «Основных принципах единой трудовой школы». В этом документе была сформулирована цель школы нового типа и перспективы её развития. Предполагалось сделать школу общедоступной, подлинно народной, бесплатной, обязательной, единой и трудовой, общей для обоих полов, светской.

Принцип единой школы предполагал движение учащихся по образовательной лестнице от детского сада до университета. Это означало, что все дети должны поступать в один и тот же тип школы, начинать своё образование одинаково дальше идти по лестнице до её наивысших ступеней. С другой стороны, школа должна строить свою деятельность в зависимости от местных условий.

Новая школа виделась и как трудовая, намечалось введение труда как основы преподавания, ориентация учащихся на земледельческий и промышленный труд во всех его разновидностях. Вместе с тем, подчёркивалось, что цель трудовой школы «не дрессировка для того или иного ремесла, а политехническое образование, дающее детям на практике знакомство с методами всех важнейших форм труда, частью в учебной мастерской или на школьной ферме, частью на фабриках, заводах и т.п.»[1]. Вовлечение учащихся в трудовую деятельность рассматривалось как важнейшее условие воспитания гражданских качеств, настойчивости, трудолюбия, духа солидарности и др.

Важным принципом обновлённой школы называлась полная индивидуализация обучения - анализ склонностей и особенностей характера ученика и возможно более полное приспособление к его личным потребностям.

Личность утверждалась высшей ценностью в социалистической культуре, а коллектив рассматривался как средство, позволяющее личности «развернуть со всей возможной роскошью свои задатки», развить «наклонности в нём, широкую общественность, способность реально, всем сердцем чувствовать себя солидарной частью великого целого»[2].

«Основные принципы» ориентировали на гуманное отношение учителей к учащимся, отказ от строгости, наказаний, учёт интересов учеников.

Определённое место в документе посвящено вопросам самоуправления, как средству гражданского воспитания.

Несмотря на гибельную разруху и отчаянную нищету, в которую была ввергнута страна войной и потрясениями революции, государство предусматривало меры по обеспечению школ учебниками и учебными пособиями, а также педагогическими кадрами.

Как видно из проанализированных документов, основатели новой школы стремились придать образованию в ней гуманистический и демократический характер, однако в соответствии с идеологией того времени, образовательный процесс на протяжении более чем 70-летней истории советской школы был жёстко политизирован, классовые интересы были приоритетными по отношению к интересам личным. Советская школа и педагогика отсекла ценное педагогическое знание и опыт отечественной педагогической культуры предшествующих периодов. Идеи воспитания любви к человеку, истине, добродетели и другие духовно-нравственные ценности рассматривались в советской педагогике как абстрактные, туманные, хотя и не отрицались. Школа рассматривалась как проводник «принципов коммунизма вообще… и идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм»[3].

На протяжении 1918-1922 гг. велись дискуссии по вопросу о структуре средней школы, о том, какой должна быть школа II ступени, о профессиональной школе. Школы II ступени могли быть связаны организационно со школами I ступени или существовать отдельно.

В 1926-1934 гг. существовало раздельно два типа школ I ступени: ФЗС (в городах и рабочих посёлках), ШКМ (в сельской местности). После окончания этих школ можно было поступать в восьмой класс (школу II ступени) или в средние профессиональные учебные заведения.

С 1927 года для школ II ступени были приняты обязательные учебные планы и программы.

Одновременно с организационно педагогической деятельностью по развитию новой системы образования проводилась большая работа по ликвидации неграмотности (с декабря 1919 года). Всё население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В этих целях предлагалось использовать государственные школы, народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях.

18 декабря 1923 года СНК РСФСР был утверждён «Устав единой трудовой школы», в котором были сформулированы правила, определяющие основы жизнедеятельности школы в учебно-воспитательной и организационно-хозяйственной областях. В нём указывалось на необходимость организации производительного труда, органически связанного с обучением в школе с целью подготовки учащихся к полезной производительной и общественно-политической деятельности. Вновь образуемому Школьному Совету рекомендовалось составлять учебный план в тесной связи с местным производством.

В 20-х годах Наркомпросом РСФСР была развёрнута учебно-методическая работа: разрабатывались учебные планы, программы, учебная литература для учащихся, методические пособия для учителей. В 1921 году были изданы «Программы семилетней единой трудовой школы», в которых предпринята попытка увязать обучение с современностью, создать условия для развития инициативы у учащихся и учителей. Однако в них отсутствовал единый подход к отбору образовательного материала.

В 1923 году обучение стало строиться на основе комплексных программ, содержание учебного материала в которых концентрировалось вокруг трёх тем: природа, труд, общество. Содержание традиционных учебных предметов объединялось вокруг той или иной комплексной темы: «Наша деревня», «Наш город» и т.д. Предметная система обучения при таком подходе практически ликвидировалась. Опыт реализации этих программ показал, что они не обеспечивали овладения учащимися систематическими знаниями и формирования у них учебных навыков, хотя в определённой мере и помогали устанавливать связь приобретаемых знаний и возможность их использования в жизни.

В 1927-1928 учебном году были введены первые обязательные для всех школ РСФСР государственные программы, которые сочетали элементы комплексного и предметного обучения.

Комплексное построение учебных планов и программ не было поддержано большинством учителей, что нашло отражение в выступлениях, прозвучавших на I Всесоюзном съезде учителей.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 года в СССР повсеместно вводилось обязательное обучение детей в возрасте 8, 9 и 10 лет в объёме не менее четырёхлетнего курса начальной школы.

Констатируя определённые успехи, достигнутые школой после введения всеобщего начального обучения, в Постановлении ЦК ВПП (б) от 25 августа 1931 года в качестве основного недостатка назывался недостаточный объём общеобразовательных знаний в процессе обучения в школе, недостаточную подготовку для техникумов и высшей школы грамотных людей, хорошо владеющих основами наук. Критике подвергались и различные новые методы обучения, предварительно на практике не проверенные и, в частности, «метод проектов». Исходя из того, что важнейшей задачей коммунистического воспитания выступало политехническое обучение, было решено развернуть сеть мастерских и рабочих комнат при школах, сочетая эту работу с прикреплением школ к предприятиям, совхозам, МТС и колхозам на основе договоров. Соединение обучения с производительным трудом необходимо было проводить на такой основе, чтобы весь общественно-производительный труд учащихся был подчинён учебным и воспитательным целям школы. Было дано указание на создание образцовых школ, политехнических музеев, политехнических библиотек.

Важнейшей составляющей осуществления требования об общем и политехническом образовании детей и подростков до 17 лет выступала разработка плана всеобщего обязательного семилетнего обучения.

Основные направления дальнейшего совершенствования деятельности средней школы, критического осмысления построения учебного процесса на основе действующих учебных программ были проанализированы в Постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». Были отмечены основные недостатки программ: перегрузка учебным материалом, недостаточность или отсутствие связи между отдельными программами, наличие принципиальных ошибок, недостаточность исторического подхода к программам по общественным предметам и поставлена задача разработки новых учебных программ для начальной и средней школы с учётом замечаний.

Вместо бригадно-лабораторного метода, ставшего в практике многих школ практически универсальным, основной формой организации учебной работы определялся урок с данной группой учащихся, строго определённым расписанием занятий и твёрдым составом учащихся. Ведущая роль отводилась учителю, призванному организовать коллективную, бригадную и индивидуальную работу каждого учащегося с применением разнообразных методов обучения. На основе внимательного изучения каждого ученика учитель был обязан проводить текущий индивидуальный, систематически проводимый учёт знаний учащихся, а в конце года - проверочные испытания для всех учащихся.

Важнейшим условием перехода на новые устойчивые программы и методы преподавания являлось наличие по всем предметам стабильных учебников. Поэтому Постановление ЦК ВКП (б) от 12 февраля 1933 года «Об учебниках для начальной и средней школы» определило задачу издания стабильных учебников и переход на обучение по ним с начала 1933-1934 учебного года. Запрещалось издавать учебники самостоятельно каждой областью, краем и автономной республикой РСФСР.

Уже к началу 30-х годов возникла потребность унифицировать типы школ, и 15 мая 1934 годабыло издано Постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и среднейшколы в СССР», согласно которому на территории СССР устанавливались единые типы общеобразовательных школ: начальная (с 1-го по 4-й класс), неполная средняя (с 1-го по 7-й класс), средняя (с 1 по 10-й класс). Существовавшие в школах группы переименовывались в классы, заведующие неполными средними и средними школами стали именоваться директорами; запрещалось принимать лиц, имеющих специальное педагогическое образование, на другую, не по сцециальности, работу.

Такая структура общеобразовательной школы с некоторыми изменениями сохранялась вплоть до 80-х годов, заслужив мировое признание с точки зрения логичности её построения и уровня даваемой общеобразовательной подготовки.

С 1937 по 1941 год в работе советской школы серьёзных изменений не произошло, если не считать введения в 1940 году платы за обучение в старших классах общеобразовательной школы и техникумах. В Москве, Ленинграде и столицах союзных республик она составляла 200 рублей в год, в остальных городах и сельской местности - 150 рублей. Плата за обучение была отменена в 1956 году.

В годы Великой Отечественной войны работа школы перестраивалась в соответствии с условиями военного времени. Особое внимание в школах военного времени уделялось идейно-политическому и патриотическому воспитанию, военно-физической подготовке учащихся, участию школьников в труде народа по оказанию помощи фронту и тылу. Учащиеся принимали участие в сельскохозяйственных работах, общественно-полезной деятельности.

Были приняты меры по обеспечению трудоустройства детей, оставшихся сиротами или потерявших родителей при переезде в другую местность (январь 1942 г.). Для детей воинов Красной Армии и партизан Великой Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, начали организовываться суворовские военные училища, специальные ремесленные училища, специальные детские дома и детские приёмники-распределители. Важную роль в обучении подростков, занятых в промышленности и сельскохозяйственном производстве, сыграли вечерние школы для рабочей (1943) и сельской (1944) молодёжи.

В целях повышения уровня учебно-воспитательной работы в годы войны были утверждены «Правила для учащихся» (1943 г.), введены выпускные экзамены по окончании начальной и семилетней школы, экзамены на аттестат зрелости, награждение золотой и серебряной медалями учащихся, отличившихся в учении (1944 г.), введена цифровая пятибалльная система оценки успеваемости и поведения учащихся (1944 г.).

Включение в учебные планы школы нового предмета «Военное дело» (1942-1943 учебный год) стало одним из аргументов при организации раздельного обучения мальчиков и девочек (1943 год), которое существовало до 1954 года.

В годы войны активизировалась деятельность пионерской и комсомольской организаций, которые вели политическую работу среди детей, подростков и юношей.

Важнейшей предпосылкой развития педагогической науки явилось создание в 1943 году Академии педагогических наук РСФСР, ставшей центром научных изысканий в области теории и истории педагогики, дидактике и частным методикам, общей и педагогической психологии.

В послевоенные годы в СССР усилился контроль над школой со стороны государства и партийных органов. Особое внимание уделялось идейно-политическому, патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся. В учебные планы и программы семилетних и средних школ были внесены некоторые изменения, усиливавшие идейно-воспитательное значение преподавания истории, Конституции СССР, литературы.

Полная средняя школа была десятилетней, в неё принимались дети, достигшие семилетнего возраста. С 1949 года предусматривалось введение всеобщего обязательного семилетнего обучения детей, а с 1952 - переход к всеобщему среднему образованию в крупных городах и промышленных центрах. Рост числа полных средних школ в городах был достаточно быстрым, а в сельской местности таких школ было мало. Выпускники, оканчивавшие сельские школы (малокомплектные с 7 летним сроком обучения), не имели возможности продолжать образование, так как они не имели паспортов и не могли покидать свои колхозы.

В 50-х годах возросла потребность в рабочих кадрах, однако существовавшая общеобразовательная политехническая школа эту задачу не решала. Наблюдался отрыв обучения от жизни, «практики коммунистического строительства», на что обращалось внимание в Законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (24 декабря 1958 года). В соответствии с этим законом вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, а срок обучения в полной средней школе увеличивался до 11 лет, была введена обязательная производственная подготовка. Как правило, в большинстве школ обучение в XI классе соединялось с производительным трудом, в ходе которого учащиеся получали подготовку по одной из рабочих профессий.

Был учреждён новый тип учебных заведений - ПТУ (профессионально-техническое училище) на базе школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ. ПТУ наряду с профессиональным образованием давали и общеобразовательную подготовку, в них могли поступать и взрослые, не достигшие 30 лет.

На протяжении последующих лет в процессе перехода к одиннадцатилетнему обучению были выявлены определённые недостатки, не позволявшие в полной мере реализовать на практике идею соединения обучения с производительным трудом, овладение учащимися социально и регионально значимыми профессиями. Так, во многих школах отсутствовали необходимые условия для осуществления обязательной профессиональной подготовки, в большинстве школ учащиеся готовились к труду по профессиям, для овладения которыми общее образование в объёме средней школы и длительный срок обучения не являлись необходимыми. Нередко выбор профессий, по которым готовились школьники, производился без учёта общественных потребностей, способностей и желаний учащихся. Эти и другие обстоятельства были отмечены в постановлении «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» от 10 ноября 1966 года. В этом документе определены задачи и основные направления реформирования школы. Важнейшей задачей в области народного образования считалось осуществление к 1970 году в стране всеобщего среднего образования. Рост числа полных 10-летних школ не соответствовал кадровым и экономическим возможностям государства, поэтому уже в середине 70-х годов констатировалось снижение качества образования.

Последняя реформа школы в СССР в 1984 году предполагала слияние общего и профессионального образования, профессионализацию общеобразовательной школы. На школу возлагались функции всеобщей профессиональной подготовки на уровне СПТУ (средних профессионально-технических училищ). С этой целью была расширена и усовершенствована сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов, в которых учащиеся старших классов один раз в неделю осваивали одну из рабочих профессий. Эти попытки были направлены на превращение общеобразовательной школы в профессиональное учебное заведение при неизбежном снижении её образовательного уровня. Кроме этого, в советской школе вновь был осуществлён переход на 11 летний срок обучения, в неё стали принимать детей, достигших 6- летнего возраста.

В этот период в государстве проявляются признаки идеологического кризиса коммунизма, идеалов коммунистического воспитания, коммунистической морали. Наблюдается разрыв между высокими целями образования и результатами школьного воспитания и обучения, что выразилось в снижении уровня успеваемости, падении интереса к образованию, ухудшении здоровья учащихся, асоциальном поведении детей и подростков.

2. В конце 80-х годов распался социалистический лагерь, а в 1991 году прекратил своё существование Советский Союз. После распада СССР в России были провозглашены принципы демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, его вариативность и альтернативность, национальный характер. Открылись возможности педагогических поисков, не стеснённых определёнными идеологическими предпосылками. Была пересмотрена законодательная база образования.

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон об образовании, другие законодательные и нормативно правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Закон РФ «Об образовании» был введён в действие 15 января 1996 года. Он включает 58 статей, размещённых в шести главах. В нём отмечается, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации; область образования провозглашается приоритетной.

Закон определяет принципы государственной политики в области образования:

1. «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5. свобода и плюрализм в образовании;

6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений»[4].

Закон гарантирует возможность получения образования каждым человеком независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

В Законе вводится новое понятие «государственные образовательные стандарты», включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компоненты образовательного учреждения. В последующих главах раскрывается структура системы образования, вопросы управления системой образования и её экономики.

Для постсоветского образовательного пространства характерна децентрализация управления школьным делом, автономия образовательных учреждений и академические свободы; открытость и преемственность в системе обучения; диверсификация типов образовательных учреждений и их учебных программ и другие.

Отказ от марксистско-ленинской философии образования повлёк за собой существенное изменение учебных программ по общественным и гуманитарным наукам, имеющим идеологическую направленность, запрещение в образовательных учреждениях деятельности организационных структур политических партий и движений.

В 1990-х годах произошли изменения в системе общего образования: сократились сроки обязательного обучения, появилась промежуточная ступень между начальной и средней школой (школа основного общего образования, 5-6 лет обучения), стали открываться негосударственные (частные) учебные заведения.

Вместе с тем, необходимо отметить, что дискредитация коммунистической идеологии, сопровождавшаяся отказом от ценностей общественного воспитания, привела к отказу от воспитания в целом, государство перестаёт рассматривать воспитание как приоритетное направление своей политики. Образовательные учреждения были полностью выведены из-под влияния партии (начало 90-х годов XX века).

К середине 1990-х годов становится очевидным, что состояние воспитания детей и молодёжи в России угрожает национальной безопасности страны, предпринимаются меры возродить интерес к воспитательным проблемам. В «Рекомендациях парламентских слушаний о воспитании детей и молодёжи в современных условиях» от 16.12.1997 года Правительству РФ предлагается «формирование в 1998 году государственной концепции воспитания, программ, ориентированных на осуществление гражданского, нравственного, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения». Образование было вынуждено своими силами искать пути обновления системы воспитания, не рассчитывая на привычные в прошлом государственную помощь и поддержку. Обозначилось несколько направлений такого поиска: личностно-ориентированное, национальное и религиозное воспитание. В основание новых воспитательных парадигм были положены идеи гуманизма, антропоцентризма, свободы, духовности, национального достоинства.

Теоретики современной национальной школы рассматривают Родину как идею, способную сплотить расколотое российское общество, а любовь к ней - как движущую силу воспитания.

Возрождается религиозное воспитание как путь общественного воспитания, призванный взращивать новое поколение граждан, любящих своё отечество, ориентированных на высокие духовно-нравственные идеалы и ценности.

Во второй половине 90-х годов XX-начала XXI века на правительственном уровне принят ряд документов, определивших стратегические задачи, направления развития российского образования на длительную перспективу. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (1999 год) образование рассматривается как основное условие и основа социально-экономического и духовного развития России. В ней определяются цели воспитания и обучения, пути их достижения и ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Образование рассматривается как высшая ценность гражданина, общества и государства, призванное способствовать разностороннему и своевременному развитию детей и молодёжи, формированию навыков самообразования и самореализации.

Главной потребностью современного общества является обеспечение гуманистической направленности образования, при которой ученик становится в центре педагогического процесса, его действенным участником, как на этапе проектирования, так и на этапе реализации. Сущность образования в таких условиях - целенаправленное приращение социального опыта в опыт личностный. Особая роль в решении этих проблем принадлежит личностно-ориентированному образованию, реализующему потребность обеспечения индивидуальной зоны творческого развития и самореализации ученика.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» цели общеобразовательной школы связаны с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в отношении овладения и применения знаний, умений и навыков. Это объясняется необходимостью формирования целостной личности, которую отличает не только информированность в различных областях наук, но и такие качества, как современное мышление, ответственность и воля в принятии решений в ситуации выбора, коммуникабельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Развитие образования связано с состоянием культуры общества, которая испытывает на себе сильное влияние глобализации. Средства массовой информации активно распространяют образцы массовой культуры, что определяется законами рынка. В итоге телевидение и радио заполонено низкопробной продукцией, культивирующей жестокость, агрессию, насилие, вседозволенность, физическую и моральную распущенность. В этих условиях особое значение приобретает проблема истинных ценностных духовно-нравственных ориентиров, уходящих корнями в пласт общечеловеческой и отечественной педагогической культуры. Актуальной является проблема выработки государственной концепции воспитания, общенациональной системы ценностей, национально-культурно-воспитательного идеала, определение которого продолжается и в настоящее время.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.