КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лексические особенности научного текста
Анализ текста научного стиля Текст 1 Способ изложения материала научной литературы – формально-логический (коллективный), по определению профессора А.Л.Пумпянского. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для того, чтобы рассуждение было убедительным, мысли должны излагаться в такой последовательности, при которой одно положение вытекало бы из предыдущего и подготовляло бы к пониманию последующего. Такой способ изложения исключает эксплицитную (выраженную) эмоциональность и образность. Поскольку этот способ изложения свойственен не одному какому-нибудь лицу, а всем работающим в данной области и пишущим на относящиеся к ней темы, уточнение, данное профессором А.Л.Пумпянским в скобках (коллективный), видный теоретик перевода профессор А.В.Федоров считает научно оправданным и целесообразным. Профессор А.В.Федоров считает возможным распространить это определение и на другие функциональные стили литературного языка – газетный (общественно-публицистический), письменно-канцелярский (официально-деловой). Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное восприятие. Поэтому, эмоциональные, экспрессивные средства не играют решающей роли в научной прозе. Однако это не значит, что в научном изложении не могут присутствовать и элементы эмоциональные, экспрессивные, элементы художественного стиля, особенно в научных работах полемических. Эмоционально- экспрессивные средства, элементы художественного стиля могут входить в научное изложение и в целях ясности, понятности и общедоступности излагаемого материала аудитории, читателю. Задания к тексту: 1. Прочитать, озаглавить текст. 2.Объяснить значения новых, незнакомых слов. 3. Выделить ключевые слова, сформулировать основную мысль каждого абзаца. 4. Составить предложения с использованием конструкций для выражения источника, способа получения, наличия информации 5. Составить назывной и вопросный план текста. 6. Ответить на контрольные вопросы по тексту.
Примерная схема анализа Тема:… Идея: описать как, каким образом… Читательский адрес: от специалистов до широкого круга читателей (кому предназначен) Вид: прозаический. Жанр: научно-справочная статья Стиль: научный (научно-популярный подстиль). В анализируемом тексте можно выделить следующие лексические средства научного стиля: -использование общенаучных и специальных терминов. Н-р: общенаучные термины – процесс, система, информация, -специальные термины – звукотехнические приборы, магнитофон, радиофон. -преобладание абстрактных слов и выражений над конкретной лексикой. -эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика практически не употребляется. -особое использование фразеологизмов Н-р: передача информации, с точки зрения. -основу составляет общеупотребительная лексика. Н-р: использование, средства, особенность, возможность, деятельность, распространение 2 ) Морфологические особенности научного текста. Текст имеет следующие морфологические особенности научного стиля: -преобладание имен существительных по сравнению с другими частями речи. Н-р: Практика обучения показывает, что звукотехническое оборудование позволяет, во-первых, расширить возможности преподавателей при передаче информации, во-вторых, повысить эффективность управления деятельностью учеников в ходе урока, в-третьих, активизировать упражнение учащихся в некоторых видах устной деятельности (50%). Использование фонограмм, наговоренных дикторами-иностранцами, дает преподавателю практическую возможность ввести в урок оригинальную иностранную речь.(47%) -характерно использование в качестве связочных глаголов с ослабленным значением. -использование цепочек имен существительных в форме родительного падежа. Н-р: Широкое использование технических средств обучения - одна из существенных особенностей современного учебного процесса. Практика обучения показывает, что звукотехническое оборудование позволяет, во-первых, расширить возможности преподавателей при передаче информации, во-вторых, повысить эффективность управления деятельностью учеников в ходе урока, в-третьих, активизировать упражнение учащихся в некоторых видах устной деятельности. -использование имен существительных, образованных от глаголов и прилагательных на –ние, -ость, -ство, -ка, -ция. Н-р: распространение, владение, практика, возможность, преимущество, упражнение. -использование отыменных прилагательных на -ический, -альный. Н-р: технический, систематическое, звукотехнический, методический, практический, оригинальный, уникальная. использование составных предлогов и союзов. Н-р: как, так и.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |