Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Й шаг – Формулировка и оценка альтернатив




Й шаг – Выбор целей – критериев

Анализ проблем

Отклонения Гипотезы
  Описание Особенности Изменения Тесты Варианты
Область с проблемой Область без проблем          
ЧТО ОБЪЕКТ?     ________            
ДЕФФЕКТ                    
ГДЕ?                    
КОГДА?                    
СКОЛЬКО?     ________              

 

Начало

 

 

Приложение 5

Метод «Анализ решений (АР)»

Процесс анализа решений показывает, почему одно решение лучше другого. Метод АР позволяет объективизировать субъективные суждения на основе анализа количественной оценки важнейшей информации. Применение метода побуждает к сбору недостающей необходимой информации.

Метод основан на концепции опережающего управления. Его использование позволяет заранее оценить степень достижения поставленных целей и возможные неблагоприятные последствия вариантов решений.

Важнейшей особенностью метода является возможность сочетания индивидуальной и групповой оценки при подготовке решения. Процесс поиска лучшего решения состоит из четырех шагов.

 

Объективный выбор вариантов возможен, если сформулированы все приемлемые критерии. В качестве критериев – целей выбираются те результаты, которые мы хотели бы иметь при решении проблемы. Кроме того, критерии ограничивают имеющиеся в распоряжении средства решения проблемы.

Для формулировки целей – критериев используются следующие вопросы:

- Что, где, когда, в какой мере я хотел бы достичь?

- Что, где, когда, в какой мере я хотел бы избежать?

- Какие средства, где, когда, в какой мере имеются в распоряжении?

 

Приведем примеры областей поиска критериев:

 

- Человек специальные знания

работоспособность

инициативность

образование

должность

возраст

 

- Материалы складские запасы

качество

количество

возможность получения

 

- Оборудование производительность

гибкость

стоимость

размеры

совместимость

и т.д.

 

После формулировки цели следует разделить на две группы:

Обязательные цели – это цели, достижение которых должно быть безусловно. Они определят жесткие границы принимаемого решения.

Желательные цели – цели, к достижению которых по возможности необходимо стремиться.

В свою очередь, желательные цели не равнозначны по своей значимости.

Для ранжирования желательных целей используется метод попарного сравнения. Для этого заполняется форма «Матрица приоритета» (рисунок 5). Результаты первого шага АР заносятся в форму АР -1 (таблица 5).

 

Цели – критерии

1.                                
2.                                
3.                                
4.                                
5.                                
6.                                
7.                                
8.                                
9.                                
10.                                
11.                                
12.                                
13.                                
14.                                
15.                                
16.                                

 

                                 
Желательные цели                                
Приоритет                                
Вес (1-10)                                

 

 

Рисунок 5 - Матрица приоритета

 

 

Таблица 5

Анализ решений (1 – шаг) (АР-1)

Цель решения
Критерий выбора Вид критерия Вес (1-10)
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    
10.    
11.    
12.    
13.    
14.    
……………………………… …………………………. ………………………..

Под альтернативой понимается возможный путь достижения поставленных целей. Альтернативы формируются на основе собственного или группового опыта.

В ряде случаев для поиска альтернативы может быть применен метод мозгового штурма.

В начале альтернативы оцениваются на достижение обязательных целей.

К дальнейшему рассмотрению принимаются только варианты, прошедшие это испытание. Далее каждый вариант оценивается на удовлетворение желаемым целям по балльной системе (от 1 до 10). В итоге по каждой альтернативе получают сумму произведений веса цели на степень ее достижения. Вся процедура по оценке альтернатив (преобразование качественной оценке в количественную) производится в форме АР -2 (таблица 6).

 

Таблица 6

Формулировки и оценки альтернатив (2-й шаг) (АР –2)

Обязательные цели Вариант инф. по ОЦ Исп. Вариант инф. по ОЦ Исп. Вариант инф. по ОЦ Исп.
1.            
2.            
3.            
4.            
5.            
Желаемые цели Вес Инф. по ЖЦ У П Инф. по ЖЦ У П Инф. по ЖЦ У П
1.                    
2.                    
3.                    
4.                    
5.                    
6.                    
7.                    
8.                    
9.                    
10.                    
11.                    
12.                    
Сумма по вариантам              
Сумма риска по вариантам              

 

где У – значение степени удовлетворения

П – значение произведения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.