![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 2 страница. «Социологическая социальная психология», как доминирующее направление социологии, развивается усилиями Г
«Социологическая социальная психология», как доминирующее направление социологии, развивается усилиями Г. Тарда, Г, Лебопа, Г. Зиммеля, В. Зомбарта и др., на основе исследований социетальных, групповых и индивидуальных психических факторов социальных явлений, процессов и взаимодействий. Ее кредо — духовных мир определяет ход вещей, выступает против концепций решающей роли экономического фактора и классовых структур в развитии общества, Предметом анализа социологического психологизма выступает душа, мнение и верования социальных общностей (раса, нация, толпа и т. п.), капиталистический дух, религиозные верования как определяющие факторы развития общества, цивилизации, капитализма. Популярность и влияние гуманистически ориентированного психологизма в социологии были велики и он активно внедрялся в сферу интеллектуальной деятельности, обыденного сознания и социальной практики. Необходимо отметить, что психологизм, акцентирующий духовную жизнь людей, внутреннюю работу духа и его роль в социальной жизни, в марксистской литературе зачастую отождествляется с идеализмом (субъективным), являющимся врагом материализма. Психологизм связан со становлением во второй половине XIX века новой пауки — психологии. Ее формирование выявило тот факт, что ориентация на парадигму естественных наук и материализм в изучении социальной жизни вела к элиминированию из нее субъективной стороны поведения и деятельности индивидов, социальных групп и общностей (воля, верования, подражания, настроения и т. д.), к избыточному отрыву психики от социальных процессов. Налицо была односторонняя (жесткая) позиция в объяснении социальных явлений, отчуждающая от них человека. Продолжающие данную линию школы «одного фактора», привели к дискредитации натуралистические концепции и теории ранней социологии. В результате, под воздействием психологии формируется новое направление социологии — социологический психологизм, восстановивший се авторитет и исключивший из социологии политико-революционную проблематику. Время становления социологического психологизма было отмечено свершением глубинных социально-политических перемен, последствия которых стали очевидны на рубеже XX—XXI веков. Современный мир развивается вопреки ключевым идеям и прогнозам марксизма. Смена веков и тысячелетий протекает под флагом расово-зтническо-конфессиопальных, а отнюдь не классовых противоречий. В сознании широких масс, не находящихся в кровном родстве, они проявляются гораздо резче, чем на рубеже XIX—XX веков: Африканский континент, Ближний и Средний Восток, Пакистан, Индия, бывшие СССР, Югославия и др. Осознание сложности современного развития, которое предвидели представители социологического психологизма, является стимулом для того, чтобы сегодня вновь обратиться к осмыслению бытия, человека, судьбы человечества и спасения человечности с учетом психологической стороны их поведения и деятельности. К сожалению, проблематика социологического психологизма всегда была на периферии отечественной социологической мысли. Сегодня к самому существенному в сложный переходный период от «социализма к капитализму» — психологии, отношение также гораздо хуже, чем должно быть. Психологическая сторона демократических реформ, «обработка» общественности с помощью информационно-разъяснительной работы, убеждение в честности властно-управленческих структур (что обещал — выполнил) не стала важной задачей переходного периода. В результате гипертрофированного увлечения политико-экономической сферой, значительная часть российской общественности оказалась не готовой и отстраненной от сути происходящих перемен. Кроме того, реальные процессы разгосударствления собственности на пути рыночных реформ, децентрализации власти, этнического сепаратизма, восстановления религии, роста самостоятельности и самобытности региональных и местных интересов, актуализирует обращение к концепциям, доктринам, учениям и теориям социологического психологизма, ориентированным либерально-демократически и на идеалах гуманизма. Особое внимание в работе уделено социологическим воззрениям В. Зом-барта, осуществившего анализ истории капитализма, определяемого им как освобождение от «чар Маркса». Зомбарт занимает достойное место между ним и М. Вебсром («буржуазным Марксом»). Зомбартовская концепция альтернативна концепциям капитализма (А. Смит) и социализма (К. Маркс), которые родились из трезвого буржуазного сознания XVIII — первой половины XIX веков и выступили материалистическим анализом экономических явлений. Одновременно она альтернативна и рационалистическим идеям (М. Вебер) в трактовке капитализма. Зомбарт в своей концепции органичес-ко-эволюциониого развития европейской экономической жизни подверг специальному исследованию феномен, обозначенный им понятием «капиталистический дух» и лежащее в основе его кредо: «Капитализма нет, если нет капиталистического духа». Через все свои работы Зомбарт проводит идею, что эпоха— это дух, а экономика каждой эпохи есть лишь выражение духовной жизни в той же мере, как ее любой продукт. Соответственно, взлет или падение духа сопровождается ростом или стагнацией экономики. Ход идей определяет ход вещей: капиталистический (хозяйственный) дух конструирует экономическое и социальное развитие, а не наоборот. Видя в религии один из основных факторов, способствующих становлению капиталистического духа и капиталистических отношений, Зомбарт особо выделяет роль иудаизма и евреев в формировании современного капитализма. Полемически раздражающая тема о роли евреев в жизни общества (лишенная антисемитизма) не потеряла своей актуальности и для наших дней. Поучительна и сама судьба Зомбарта: будучи необычайно популярным в первой трети XX века, в последующем его имя предано забвению. Этому способствовало перенесение его идеологе-политических установок в научную сферу. В частности, его установки, что капитализм является делом «белой» (западно-европейской) расы, что индустриальная цивилизация ведет к разложению культуры, что демократия и парламентаризм есть лишь «европейское фразерство», что исторический прогресс есть функция действий творческих одиночек, что «богоизбранным народом» современности является немецкий и др., способствовали направленности поиска средств зашиты от индустриально-капиталистической цивилизации в немецком национал-патриотизме, спобоствующем строительству социализма особой породы — германского национал-социализма (фашизма). Решение данной задачи Зомбарт мыслит с помощью автаркии для Германии, реорганизации страны путем возвращения к «почве» через исключение рыночной механики, современной техники и массовой демократии, которые, по его мнению, угрожают немецкому духу и культуре. Концентрация внимания на проблематике политической борьбы и включенность в нее на антидемократической и антшшбсральной позиции делала его (как и итальянского социолога В. Парето) провозвестником и апологетом режимов фашистского толка. В этом плане Зомбарт является знаковой фигурой для тех представителей российской социологии, политологии и политики, которые ищут пути выхода общества из кризиса, акцентируя национал-патриотическую основу. Вместе с тем, историко-социологичсское исследование Зомбартом «капиталистического духа» и «капитализма», проведенное в соответствии с выделяемыми его циклами: рождение (генезис), ранний, зрелый и поздний (современный), позволяет нам достаточно адекватно интерпретировать и моделировать факторы и процессы движения российского общества от социализма к капитализму. Именно в этом аспекте происходит реанимация имени Зомбарта и его социологически осмысленной концепции истории капиталистического хозяйствования. Избранная структура данной работы позволяет продемонстрировать общую картину возникновения, становления и развития социологии, творческих, мучительных (подчас драматических) и мятежных поисков научной истины, ломающих устоявшиеся догмы и правила их построения. Тернист путь к истине и критическое усвоение результатов данных поисков, как отметил А. Шопенгауэр, проходит три этапа: первый — над ними смеются; второй — с ними энергично борются; третий — они принимаются как самоочевидность. Сложным моментом на этом пути является способность проникновения в дух эпохи, принятие ее как собственной, тогда она превращается для нас в современность. Это позволяет читателю воспринимать социологический материал с позиций автора и смотреть на содержание его глазами. В конце каждой главы дан список литературы, которую автор книги рекомендует для использования в процессе изучения выделенных этапов истории и теоретических основ социологии. Согласно этому же списку даны сноски в тексте. Через всю книгу проходит анализ развития социалистических идей и религии и неоднозначного отношения к ним со стороны социологов. Социализм. Его адепты представляют социализм (коммунизм) как утопию, миф и некий социальный идеал, рисующие картину без государственного, бесклассового и безрыночного «земного рая» и порождающие романтические грезы в устройстве счастливой совместной жизни людей. Но именно эти его свойства обусловливали критическую позицию подавляющего числа социологов (Г. Спенсер, Г. Лебон, В. Зомбарт и др.), рассматривающих социализм как фактор, тормозящий развитие цивилизации. Они указывали, что «тотализирующии» принцип примата общественного (общего) над частным во всех сферах социальной жизни может вести только к подавлению индивидуальной свободы, инициативы и выгоды. Но именно они придают динамику социальному развитию. Кроме того, претворение в жизнь данного принципа связано с насилием и тотальным контролем за жизнедеятельностью в социалистическом (коммунистическом) обществе. В конечном счете подобные установки неминуемо ведут к статичности, стагнации и гибели подобного жизнеустройства. Коллапс обществ реального социализма XX века подтвердил эти результаты теоретического анализа. Наоборот, либерально-демократические концепции обеспечили механизмы баланса общественных и индивидуальных интересов, способствующие развитию индустриальной и постиндустриальной цивилизации. Поворот в развитии российского общества в этом магистральном па-| правлении обусловливает сложный процесс освобождения населения от! ностальгии по «развитому социализму». Вместе с тем п осткоммунистичес-\ кая модернизация (всстернизация), направляемая по прежнему правящей! экс-парт-госномснклатурой, небезосновательно вызывает у большинства^ россиян ощущение того, что она угрожает социокультурной, национальной и религиозной самобытности. Люди, реформирующие общество с мен-тальностыо партийных и советских работников, те, у которых в голове законы диамата и политэкономии, способны лишь создать ситуацию «первоначального накопления капитала» и скорее «задушить» процесс интегрирования России в постиндустриальную цивилизацию, чем реально его осуществить. Обращение к истории и теории социологии XIX века, присутствие в его духовно-научной ситуации, позволяет предметнее познать процессы становления капиталистического общества. Запад должен перестать быть для нас «экзотическим» другим: то, что для него является прошлым, для России выступает сегодня новационным. По мнению автора, мы будем лучшими патриотами, если вместо того, чтобы закрывать глаза на свои недостатки, постараемся их исправить, и вместо того, чтобы хулить все западное, постараемся перенимать все, что в нем есть лучшее. В этом плане мы вынуждены будем работать с заимствованными из Запада концепциями, теориями, формами и учреждениями. Это не вполне современный, но кратчайший путь реформирования российского общества. Только начинать надо не с начала — периода первоначального накопления, а с конца — лучших образцов постиндустриальной цивилизации, умело адаптируя их к нашим условиям. Такой подход помогает избегать преобразования общества мето- дом «проб и ошибок», своевременно предупреждать сограждан о вероятных вариантах развития событий и находить более взвешенную перспективу на пути демократических реформации российского общества В этом смысле история и теория социологии нужна для социальной практики. Власть и знания необходимы друг другу (Платон). Религия. В развитии общества и познания религия оказывала различное влияние, препятствуя определенному развитию или ускоряя его. Поэтому и интерпретация религиозного фактора в социологии неоднозначна. В частности, представители Просвещения, марксизма на основе материализма создали систему воинствующего атеизма, проповедующую формулу «религия опиум народа» и обосновывающую беспощадную борьбу с институтом религии. Достаточно распространенным в социологии является подход религиозного атеизма (О. Конт, Г. Зиммель и др.), опирающийся на психологическую и функциональную оценку религии. При таком рассмотрении допускается атеизм для людей просвещенных, способных видеть в религии воплощение лжи. Однако для масс ома рассматривается как необходимая и полезная' религия смыкается с моральной жизнью людей, дает им в мире страданий радужные надежды и счастливые ожидания. Представители религиозного атеизма, опираясь на установку, что «какая вера, таково и общество», пытались создать не только новую мораль, по и новую религию, которые способствовали бы созданию нового общества, основывающегося на отношениях всеобщей любви между всеми людьми. Наконец, многие социологи являются людьми верующими и разделяют убеждение, что все существующее является частью опыта: индивидуального для конечных вещей и божественного для мира в целом. Достигнутые ими научные результаты свидетельствуют о том, что между религиозным мировоззрением и наукой нет конфликта, но есть сложные взаимодействия между данными формами духовного освоения действительности. В частности, это касается признания ортодоксальными богословами «сверхъестественного частного» — чудес, осуществления пророчеств, описанных в священных книгах, опираясь на догмат. Но оно не имеет экспериментальной проверки и ставит сверхъестественное (свободная воля Божества) вне научной почвы. Этим допускается совершенно ненаучное объяснение, которое не может признать никакой рационалист. Последний, со времен создания экспериментальной науки, убежден, что нет оснований верить в такое явление, которое нигде в мире опытно-экспериментально не подтверждается. Данный факт предостерегает or упрощенной оценки религиозного опыта и абсолютизации значимости науки, долго господствовавших в советской литературе. Сегодня мы освобождаемся он незаслуженного принижения вненауч-ных форм знаний. Нам еще предстоит освоить религию как один из определяющих факторов становления человечества и развития исторического процесса; проявление одного из типов фундаментального опыта человечества. В российском обществе происходит процесс отхода от безрелигиозной (воинствующий атеизм) традиции и восстановление института религии, цер- кви — воцерковление. Оно связано с осознанием того, что религия — это образ, стиль и качество жизни, которые способны порождать национально-религиозную нетерпимость, то есть стремление интерпретировать национальную самобытность на основе религии В полиэтнической и конфессионально разнородной российской среде остро стоит проблема достижения через компромиссы и терпимость консенсуса в разработке общенациональной идеологии гражданского согласия, социальной солидарности и цивилизованного общественного развития. По крайней мере, мы не видим сегодня реального движения суперэкуменизма — за согласие христианских и нехристианских религий, за установления единства всех религиозных людей Как нам использовать религиозный потенциал в продвижении демократических реформ? Ждать от автора подробного объяснения собственной работы — дело бессмысленное. Остается сказать: «Читайте книгу, там все написано». Самому автору, занимающемуся историей социологии, социальной мысли, приходится переживать определенного рода сомнения по поводу того, что не повторил ли он сказанного другими, сумел ли в своем стремлении выразить значительное и интересное, с аллюзиями на наше время, и не оглядываясь на критиков. Для критики не существует непогрешимых текстов: первое ее правило допускать возможность погрешности в том тексте, который она рассматривает. Когда пишут об истории социологии, то каждый автор по своему прав в истолковании историко-культурных текстов. Сложность заключается в том, чтобы создать правдивое целое из частей, которые сами по себе правдивы лишь отчасти. Каждый новый историк творит новое содержание истории, заново саму историю. При этом факты текстов и самой истории выступают пластичным и податливым материалом Они заключают в себе неограниченные интерпретационные возможности Каждый автор может повторить знаменитые слова М. Лютера: «Здесь стою я. Не могу иначе» Рецензент же — коллега ученый всегда скажет, что здесь «верно» или «неверно» и если он не согласен — истолкует по другому. Остается только надеяться, что читатели найдут для себя в предлагаемой книге что-то новое, будут удовлетворены и воспользуются той долей, которую автор вложил в общее дело развития отечественной социологии. В заключение хочу выразить искреннюю признательность всем, кто реально содействовал опубликованию книги Особая благодарность Беляевой Татьяне Евгеньевне за помощь в работе над текстом, а также издательству «Экспертное бюро» за предоставленную широкому кругу читателей возможность познакомиться с моим трудом. ГЛАВА 1 ГЕНЕЗИС СОЦИОЛОГИИ Вещи нет, когда она начинается,.. Гегель Наш предмет — это такое прошлое, которое ясно взаимосвязано с настоящим и будущим. Я. Буркхардт Генезис — это процесс происхождения социологии, охватывающий и подготавливающий ее образование до непосредственного результата — возникновения качественно новой самостоятельной науки об обществе. Раскрыть его содержание — значит, ответить на вопросы: когда, как, из чего появилась данная наука, а также каковы ее границы? Появление новой научной дисциплины является событием чрезвычайным. Этимология термина «социология» (социус — общество, логос — наука) дословно означает «наука об обществе». Данный момент обусловливает проблему ее определения. Решение этой проблемы связано с вопросом: «Является ли социология самостоятельной наукой?» На него существует два альтернативных ответа. 1. Представители одного считают, что наука об обществе существует как раздел философского знания — социальная философия. Они проводят периодизацию истории социологии в рамках традиционной рационалистической философии начиная от Платона. Но такой подход ведет к тождеству социальной философии и социологии: любые взгляды, касающиеся проблематики общества, рассматриваются как социологические. В результате, социология «тонет» в философии, снимая вопрос о статусе последней как самостоятельной науки, и, естественно, о собственной истории. Необходимо отметить, что действительно долгое время наука об обществе существовала как философское знание, которое вплоть до XVII века оставалось единым и нерасчлененным — «знанием обо всем». В частности, Аристотель развивает свои социально-философские взгляды на общество, получившие название «Политики». В ней за точку отсчета (историческую единицу, клеточку) было взято государство. Это привело к тому, что вплоть до Сен-Симона наука об обществе в рамках философии сводилась главным образом к учению о государстве, его устройстве, управлении, праве и т. п В ней изменчивые конкретно-исторические закономерности государства (единичное) представляли как всеобщее (рецептурное) для всех времен и народов. Естественно, такие попытки были несостоятельны. Поэтому на рубеже XVIII-XIX веков традиционная (от Платона до Гегеля), в том числе и социальная, философия терпят крах. К этому времени целый ряд самостоятельных дисциплин (политэкономия, историография, статистика, антропология и др.), имеющих разные предметы, обретает один объект — общество. Наряду с ними возникает и социология как самостоятельная нефилософская научная дисциплина. 2. Представители альтернативного подхода именно в этом качестве понимают социологию. Она является: а) самостоятельной социальной дисциплиной, б) теорией, возникшей как позитивная наука об обществе, в) наукой, строящейся по канону опытно-математического естествознания, г) теорией, которая обретает суверенный понятийный аппарат. В этом качестве социология имеет свою историю развития, возникновения и становления. В данной главе выделены и рассмотрены два периода: предыстории и предсоциологии. Предыстория социологии охватывает время до рубежа XVI—XVII веков, когда наука пробивала себе путь в культуре в рамках объективно-исторического процесса мучительной и драматической (трагической) борьбы за достижение истины. Предсоциология охватывает период до рубежа XVIII—XIX веков, в течение которого сознательно вырабатывается новый идеал позитивной науки, выходящий за пределы философской (натурфилософия, метафизика) сферы. Данный период непосредственно привел к возникновению новой научной дисциплины — социологии. Такой концептуальный подход к генезису социологии обусловил необходимость прорисовывания общей логики истории развития научного познания, имеющей философский фон. Пристальное всматривание в историю, исторические переломы, персоналии необходимо для того, чтобы понять истоки наступления новаций с учетом совершающихся изменений во взглядах на историко-философский опыт развития научного познания.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |