Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аристотелизм




Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях.

Аристотель

Дальнейшая рационализация философии как науки о сущем и познании истины связана с Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Он был воспитателем Александра Македонского, и сам стал «Александром Македонским» эл­линской философии. Новационньш характер его деятельности выражен в лапидарном тезисе: «Платон мне друг, но истина дороже». Подвергая кри­тике крайности монистических «линий» Демокрита (материализм) и Пла­тона (идеализм). Аристотель исходит из общеэллипского понятия меры: «Ничего через меру». Поэтому он во всем ищет середину как проявление мудрости, что выделяет его из всей сферы знания. Данное стремление к середине (говоря современным языком — к консенсусу) и составляет суть аристотелизма.

Аристотель продолжает традицию называть философией всякое теоре­тическое обобщение как форму созерцания сущего и природы. Она пред­ставляет науку, схватывающую общее и то, что предшествует по необхо­димости. В силу этого наука представляет собой сложную систему, и Арис­тотель впервые предпринимает попытку се классифицировать. Прежде все­го, он выделяет различные роды деятельности.

Практическая. Она является исходной (начальной) деятельностью и опи­рается на опыт как наслаивание чувственных восприятий в памяти. Получа­емое при этом знание имеет чувственный характер и в нем пет мудрости.

Творческая. Данная деятельность носит практический характер и связа­на с производством (продуцированием) вещей — ремеслом (искусством — технэ). Здесь также нет мудрости. Ремесленники производят по привычке и способны передавать только навыки.

Собственно практическая и творческая деятельности, не носящие со­зерцательного характера, науки не составляют. Практические знания слу­жат получению материальной пользы (выгоды) и имеют практическое при­менение. Используемая в них индукция (восхождение от единичного к об­щему) не ведет дальше вопроса о фактах, которые не являются предме­том науки. В этом их главное — ценностное — с точки зрения степени научности, отличие от теории.

Теоретическая. Данная длительность носит созерцательный (умозритель­ный) характер и направлена на исследование вечных начал и первых при­чин. Разумно-содержательная деятельность имеет место только в сфере рассуждений, оторванной и от опыта, и от производственной практики. Основными чертами теоретического знания являются: а) доказательность, б) способность объяснения и в) сочетание единства с наличием степеней подчинения одних знаний другим.

Теоретическая (созерцательная) деятельность составляет науку (эпис-теме), знание которой служит знанию же, а не практическим целям. Ис-


пользуемая в ней дедукция (разложение сложного на простое) возвышает ставшее доказательным знание до сферы науки. Такое значение составляет прочную и незыблемую истину о бытии. Последнее является общим пред­метом и основой для аналогий, связывающих в единство различные роды паук.

Человек — наивысшее существо реального мира. Человеческая деятель­ность может быть двух видов. Во-первых, практической, направленной на достижения целей, внешних для самого деятеля, связанных с производ­ством материальных благ. Это занятие земледельцев, ремесленников и торговцев. Во-вторых, теоретической, направленной на познание сущ­ностей и поиск истины. При этом только наука и мудрость как созерца­тельная деятельность философа способны принести высшее блаженство. Данное обоснование третирования физического труда и апология умствен­ного труда надолго, вплоть до Нового времени, привело к отрыву теории от практики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.