КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эллинско-римская философия 1 страница
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н. э.) в основном вторична по отношению к философии Древней Эллады. Последняя и после оккупации Греции Македонским, а затем римским войском, продолжает оказывать приорететное влияние на народы Средиземноморского бассейна. Под влиянием греческой культуры появляются новые центры: Александрия, Пергам, Сиракузы. Рим и др. Создаются историко-философские компиляции, в которых авторы (доксографы — описыватсли мнений философов), применяя эпирико-исторический метод, стремятся представить объективную историю философии как она есть, ничего не прибавляя от себя. Наблюдается тенденция к специализации отделявшихся от философии наук. Ученые-специалисты (Евклид, Архимед, Полибий, Лукреций, Цицерон, Клавдий, Птолемей, Гален и др.) заняты тем, что лежит в пределах опыта (эмпирия) и конкретной методики: геометрия, механика, медицина, история и т. д. Поэтому их интересы превалируют над философскими. Утрата связи наук с философией оборачивается для последней снижением теоретического уровня. Внимание все больше акцентируется на этической проблематике, которая отрывается от политики. Пришедшие на место полиса крупные государства — империи — отчуждаются от граждан военно-бюрократическим аппаратом (аристократией), являющимся инструментом абсолютной власти (монарха, императора). Вес большую роль приобретает труд полусвободных производителей в сельском хозяйстве и ремесле. В этих условиях внимание акцентируется на этической проблематике внутренней свободы, добродетелей и самодостаточности человека. В эпикуреизме (внутренний покой), стоицизме (внутренняя стойкость), скептицизме (внутренняя невозмутимость), неоплатонизме (нравственно-очистительный аскетизм) философско-этическому мировоззрению стремятся придать нравственно-назидательный и утешительный жизнеорганизующий принцип. Главное дело философии теперь видят в возделывании души, и поэтому приоритетной становится се психотерапевтическая функций Такой подход усиливал процесс демифологизации и влияния художествен! ю-миф ол о го -религиозного комплекса на философско-этические концепции, авторитарность и бездоказательность которых сильно примитизировала науку. Неоплатонизм. В частности, в смутное время между Ранней и Поздней Римской империей, Плотин (204-270 гг.), обращается к истолкованию учения Платона и, используя мифологию и мистику, создаст на этой основе новую картину мировой иерархии. Источник бытия, который излучает из себя (эманация) все сущее в мире небесном и земном, Плотин называл «Единое» как чистое, безличное, абсолютное и непознаваемое. Он создает вертикаль «единое — многое» как развитие вспять: вниз от более общего и совершенного к менее совершенному и непрерывно умножающемуся бытию. Единое — это бог, без которого в мироздании невозможны ни живой организм, ни общество. Мировой процесс начинается с непостижимого и невыразимого божественного первоединого начала, которое проявляется через эманацию: сначала как мировой ум; затем как душа мира; далее как единые души; потом — единичные тела; наконец материя как небытие. Данный подход ко вселенной, строящейся сверху вниз, отражал новую схему тоталитариспшческой социальной иерархии мировой Римской империи. Одновременно он предвосхищал феодальную иерархию: сведение многого к единому и выведение этого единого как высшей силы за пределы многого. В условиях перехода от принципата кдомипату (по типу восточных деспотий) Плотин просил императора Галлиепа о выделении ему территории для реализации социально-политического проекта Платона, для создания Платонополиса. Плотин сделал решительный шаг по слиянию философии с теологией через конвергенцию положений пифагореизма и платонизма о посмертном переселении душ и дал собственное дополнение к данному учению. Он считал, что задача заключается в том, чтобы человек добился прерыва этого потока перевоплощений: его душа, выполняя истинное предназначение, должна вернуться к своему первоисточнику — мировой душе, к божественному единству. Цель человеческой жизни — восхождение к божественному первоединному началу. Это достигается путем сдерживания и обуздания телесных влечений, а также развитием духовных сил. На высшей экстатической ступени восхождения душа соединяется с богом. Таким образом, душа совершает обратный путь наверх. Сам процесс бытия постигается как чисто умозрительное искусство в момент высшего напряжения познавательных усилий. Это возможно в редкие мгновения познавательного исступления — экстаза (сверхъестественной интуиции, озарения, когда мысль и предмет совпадают подобно любовным упоениям), то есть мыслящий превращается в само мышление. В подобном су пер интеллектуальном (впеиптеллектуальном) состоянии душа верующего сливается с самим богом и человек оказывается способным созерцать бога и сам уподобляться богу Плотин достигал такого высшего состояния человека в реальной жизни, по крайней мере, четыре раза. Учение Плотина о существовании высшего мира, имеющего абсолютный приоритет перед низшим, Единого как начала иерархии сущего, сверхъестественной интуиции и др., сходилось с развивающейся христианской религией. Происходил противоречивый процесс взаимодействия последней с неоплатоновской философией, которая влияла на формирование в IV—V веках ранней христианской философии (патристики). Однако сам неоплатонизм, поддерживающий политеистическую религию, относился к христианству враждебно, подвергая теоретической критике главный его документ — Библию. В ответ христианские апологеты не только подвергали ожесточенным нападкам сочинения неоплатоников, но и добивались указов императора о сожжении последних. Такова общая картина завершения античной философии и начала сближения философии и теологии. 1.3. Средневековая теология и философия Ночь— это тоже солнце... Ф. Ницше Отношение к средневековью как темному периоду (VI—XVI века), приведшему к застою философской и научной мысли, вызывает недоумение. Подобный подход базируется на факте жесткого отношения, отбрасывания христианством античной культуры как языческой, что помогает ей умереть. Действительно, начиная с I в. п. э., в мировой Римской империи формируется иное чем философия духовное явление: возникает новая мировая монорелигия — христианство. На своем уровне оно выступило, прежде всего против любых проявлений самого позорного в истории человечества института рабства. Иудео-христианская, а затем исламская ветви монотеистической религии, формировали мировоззрение своих верующих под прямым воздействием заветов, оставленных человечеству Моисеем и Иисусом Христом и олицетворяющих разум и совесть всех людей Книги. Новаяурелигия стала той составляющей культуры, которая на основе заповедей принесла человечеству общепринятый нравственный канон. Последний и стал мерилом жизнедеятельности па всех ее уровнях до настоящего времени. Крушение Римской империи под натиском варваров, формирование военно-феодального уклада жизни (сельскохозяйственная цивилизация) сопровождается общим упадком городской культуры и интеллектуальной варваризацией. В этих условиях христианская церковь оказалась способной подчинить своему духовному влиянию варварские народы, выполнить руководящую роль в политически распыленном европейском мире и, начиная с рубежа VIII—IX веков, инициировать процесс выхода Западной Европы из глубокого кризиса, в который ее ввергло варварское завоевание. Данный подъем привел, в конечном счете, к формированию на рубеже XVI—XVTI веков новой — индустриальной — цивилизации. 1.3.1. Патристика Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Апостол Павел Христианская теология и теоцентризм доникейского периода (I — начало IV в. н. э.) образуют первую часть патристики (pater — отец), которую отцы апостольской церкви формируют на основании догматов и авторитета «Священного писания». Ее суть выражена в тезисе, приписываемом Тертуллиану (ок. 160 — после 220): «Верую, потому что абсурдно». В нем заключена мысль, что религия и вера не подлежат суду философии и разума. В условиях рабовладельческой цивилизации и поддерживающей ее фило-софско-интеллектуальной деятельности, христианство выдвигает новую систему ценностей, проповедуя равенство всех греховных существ перед всемилостивым богом: смирение и аскетизм, доброта и благость, любовь к ближнему, связывающие человека с богом. Проповедь данных ценностей означала моральные критерии оценки социальной действительности и притязаний на достойную и счастливую жизнь. Идея равенства людей и всемирного гражданства приобретала нормативный смысл, была понятна и доступна для широких масс. Данные ценности и идеи противопоставлялись сложным, темным и запутанным формулам «книжников и фарисеев» («мудрые лукавы» а «умствования мудрецов суетны»). В этом аспекте античная философия представлялась как причина духовных заблуждений и морального разложения римского общества. Факт разномыслия философов признается как свидетельство несостоятельности самой философии. Отношение к ней сформулировал апостол Павел: «Смотрите братия, чтобы кто не увлек вас философией». Ибо после Христа не нужна никакая любознательность, а после Евангелия — никакие исследования. Основы теологии и тсоцентризма: 1. Идея Бога как исходного начала и прямого творения им мира из ничего. 2. Учение о существовании высшего мира, имеющего абсолютный при 3. Идея единства человечества, идущего от единственной пары прароди 4. Идея естественного равенства всех греховных существ «перед лицом 5. Идея морального самосовершенствования и искупления всех грехов 6. Идея утешения в загробном воздаянии за земную жизнь. 7. Идея Мессии — спасителя, своей жертвой избавляющего человечество 8. Эсхатологическое учение о страшном суде, торжестве справедливости Монотеистическое христианство, наполненное антропологическим содержанием, выражало интернациональный, космополитический и моральный характер, то есть было религией и верой абстрактного человека. В силу этого оно оказалось способным сплачивать разные социальные слои и народы в условиях нарастающего кризиса Римской империи. Христианская религия и вера выступают против официально санкционированных форм жизнедеятельности. При этом церковь ставится выше государства: признавая императора как главу государства, христиане отказывались поклоняться ему как божеству (принцип «богу богово, а кесарю кесарево»). В силу этого христианство рассматривается как оппозицонная, враждебная государству и обществу сила и подвергается жесточайшим гонениям. Однако идея равенства всех людей перед богом, идеал сына божьего Иисуса Христа, способного осуществить чудо славного царства (вечного блаженства), способствуют распространению христианства по всей территории Римской империи и в 311—313 гг. его легализации. В 325 г на вселенском Никейском соборе принимается символ всры? и христианство начинает борьбу за положение официальной государственной религии1. Побеждающее христианство начало ответный поход на эллинско-римскуго философию: мудрость Христа, выработавшего абсолютные правила морали (мораль есть любовь), полностью отменяла в глазах христиан языческую (еретическую) мудрость. Церковь инициировала беспощадную расправу с греко-римской культурой как безнравственной «блудницей». Все это подталкивало к общей гибели рабовладельческое общество, и Римскую империю как его оплот. В этих условиях философия вынуждена была приспосабливаться к господствующей христианской теологии. Речь уже идет о том, чтобы усилить религию философией, а не о дополнении или проверке религии философией. Теперь христианство стремится использовать авторитет философии как нормы духовной жизни тысячелетия, чтобы закрепиться в общественном сознании в качестве верховного авторитета. Социальная доктрина христианства Формирование социальной доктрины христианства связано с Августином Блаженным (354—430 гг.), который изложил ее в учении о «Граде Божьем» (3,1 (2)). Он исходит из примата веры над разумом («верю, чтобы понимать»), то есть для того, чтобы верить, не обязательно понимать, но для того, чтобы понимать, надо верить. В основе этого учения лежит противопоставление: а) государства как царства греха (скверна земного града), основанного на любви человека к себе (эгоизма) и б) церкви как божественной благости, основанной на самоотверженной любви человека к богу. Бог как творец (креационизм) природы является источником естественного порядка, то есть натурализации его идей, образующих и поддерживающих лестницу форм бытия, Земное царство заключает в себе неравенство, которое является искажением первоначального блаженства на основе первородного греха Адама и Евы. Это решение божественного промысла, и поэтому бессмысленно стремиться к уравнению земных богатств. Реальное римское государство — это «великая разбойничья организация». Но и оно от бога (божье установление): объединяя весь мир, Рим подготовил условия для повсеместного распространения христианства. Оправданием существования земного (светского) государства является его служение церкви и создание условий для снятия греха и спасения верующих. При подчинении светской власти авторитету и руководству церкви (священства) государство может представлять согласованный организм и благополучие общественного целого. В этом заключается космополитическая концепция единого человечества и всемирного государства, предвос- 1 В 451 г. Халкидонский собор окончательно закрепил христианство в качестве официальной религии в Западной и Восточной частях империи, утратившей к этому времени свое единство. лишающая новый военно-феодальный строй, который шел на смену рабовладельческому обществу. Церковь — это единственный видимый представитель божьего царства на земле. Она имеет иерархическую организацию, предвосхищающую феодальную иерархию (клирики — дьяконы, пресвитеры, епископы), осуществляющую исключительное право (посредничество) на общение мирян с небесным миром. Первоначально божье царство состояло из верных патриархов, пророков и других избранников божьих. После первого пришествия Христа божье царство расширилось: в земном существовании оно включает и праведников, составляющих божий град. Поэтому божье (праведники) и земное (грешники, отступники) царства перемешались. В результате образовались две церкви: 1) видимая, состоящая из всех крещеных (христиан) и 2) невидимая — из избранных к спасению, но не знающих о факте избранности. Каждый со дня рождения определен к спасению, но решение его судьбы является промыслом божьим. Отделение же избранных праведников от грешников призойдет в день страшного суда после второго прихода Христа. Таким образом, свершится замысел божьего провидения в земной истории, и праведники окончательно отделят свое божественное государство — «Град Божий» — от земного (греховного). На этом земная история человечества завершается: спасенным по моральным соображениям избранникам будет возвращена божественная благодать, и они соединятся с богом. В результате, для них наступит вечное божье царство — божественная гармония в раю как торжество равенства и справедливости. Остальные, после соединения их душ с давно истлевшими телами, будут ввергнуты в вечный огонь — ад. Но так как пути божьи неисповедимы, то точно назвать наступление судного дня нельзя. О нем можно будет судить лишь по знамениям. Идея прогресса. Августин закладывает основы теологической идеи прогресса человеческой истории: а) возникновение нового и исчезновение старого; б) расширение и углубление божественного царства. Впервые предметом размышлений стали судьбы всего человечества (а не греков, рим-ляп, варваров и т. п.) и всемирного государства. Сама история рассматривается как процесс: мир имеет начало, смысл и конец в рамках библейской истории. Данный процесс выступает как совокупность конкретно-исторических событий, имеющих периодизацию. Она аналогична шести дням божественного творения, каждый из которых приравнивается к тысяче лет: I) младенчество; 2) детство; 3) отрочество; 4) юность; 5) зрелый возраст; 6) старость. В выделенных эпохах символы веры превращаются в засвидетельствованные исторические события. В частности, младенчество: от детей Адама и Евы до потопа; детство: до патриарха Авраама и т. д. Старость: со времени первого прихода Христа и окончится с прекращением существования земного человечества. В целом, возраст мира определяется по Библии в шесть тысяч лет. Для завершения истории — мировой недели —- нужен еще один день (Воскресенье), еще одна тысяча лет. Это и будет тысячелетнее царство праведников. А за ним последует конец мира, «новое небо и новая земля»1. «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». И далее: «И увидел я новое небо и новую землю: ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от бога с небес...» (Апокалипсис, гл. 20, ст. 4; гл. 21, ст. 1-2). Августин был свидетелем крушения Римской империи, которая в 395 г. окончательно распалась, и гибели Западной ее части под натиском варваров2. В 410 г. вестготы (христиане-ариане) под предводительством Алариха захватили Рим. Это произвело огромное впечатление как месть богов знамение скорого конца грешного мира. В 451 г. Западная империя подвергается нашествию гуннов (Аттила), а в 455 г. Рим захватывают вандалы и подвергают его разгрому (отсюда вандализм). В 476 г. Римская империя прекратила свое существование3. Варвары победили Рим, но католическая ветвь христианства победила варваров, добившись их христианизации. Силой своей институциональной (церковная организация) и духовной (религиозный авторитет) власти дерковь инициировала новые феодальные отношения и духовное развитие варварских пародов. Еще в позднеримской империи начинают зарождаться феодальные отношсния. Возникают замкнутые круппоземельпые латифундии и провинциальная знать. В результате, формируется первенство деревни над городом, смела денежного обращения на натуральный продуктообмен. Определяюшую роль начинает играть труд арендаторов (колонов) на мелких земельных участках. Происходит закрепление места и обязанностей работника законом: рабы и свободные сливаются в крепостные сословия, что ведет к уничтожению рабства. Остальные должности, звания и обязанности также становятся наследственными, образуя сословную иерархию. Крушение Римской империи сопровождается тенденцией варваризации, преобладающей над классовыми антагонизмами. Великое переселение па родов, опустошительные вторжения вели к гибели городов, упадку культуры (одичанию) и экономическому застою. В таких условиях философия и наука теряют свое значение в общественной жизни и производстве. Формирующийся военно-феодальный уклад жизни становится основой сельс нехозяйственной (доиндустриальной) цивилизации, менталыюсть которой направлена на поддержку устойчиво-традиционного образа жизни. 1 Многочисленные церковные движения, связанные с ожиданием тысячелетнего 2 В 392 г. состоялись последние Олимпийские игры, которые проводились с 776 3 Восточная часть Римской империи устояла и отбила натиск варваров и просу Ее чертами являются: — аграрная экономика и натуральное хозяйство; — сельскохозяйственный ручной труд, главное орудие которого — соха; — господство мировой деревни, в которой островками выделяются от — зависимость жизни от природно-климатических циклов и аграрных — естественно-демографическая саморегуляция общества, где главной — погружение в природу (экологическое общество), при котором изме — идеал военно-феодальной аморфной государственности. В VI—VIII веках образованность задержалась лишь в Италии. Западная Европа была политически раздроблена, и лишь единая католическая церковь связывала духовно эту раздробленность. Она постепенно подменяет исчезнувшее централизованное государство, давая соответствующий идеальный материал для социальной ориентации. Тем самым церковь обеспечивает синтез и преемственность духовной жизни западно-европейского феодального общества'. При этом латинский язык становится интернациональным средством культурного общения и распространения образованности, интеллектуальной атмосферы за пределами Италии: в Британии, Ирландии, Франции и др. Свидетельством выхода Западной Европы из глубокого духовного кризиса является возникновение на рубеже VIII—IX веков «Священной Римской империи»2, первым-императором которой стал Карл Великий (королевство франков). С этого момента начинается возрождение западно-европейской культуры. Он поощряет развитие церкви и монастырей как центров образования и культуры, создание при них школ. По образу платоновской академии было создано высшее ученое общество — Академия, в которой зарождается схоластическая философия. 1.3.2. Схоластика Полное счастье человека не может быть ни чем иным, кроме как видением божественной сущности, Фома Аквинский Образование Священной Римской империи усиливает власть римского папства, которая обретает светскую власть, используя право отлучать от церкви императора и других государей. Теократическая доктрина подчинения государства церкви выступает как основа авторитарности, способствовавшей благоприятному функционированию политически раздроблсн- 1 В силу неравнсшерности социокультурного развития во времени и простран 2 Свешенная Римская империя была упразднена Наполеоном в 1806 г. ного феодализма, преодолению варварства и отпору арабским завоевателям1. При этом институциализация самой епископальной церкви реализуется как «лестница власти», которая включает догмат (Святую Библию), религиозный культ и церковную иерархию2. Последняя выступает в качестве посредника (представительства) между богом и верующими. Церковь, в свою очередь, состоит из двух частей — храмовой и монастырской. Последняя выступает оплотом и опорой церковного строя. Многочисленное монашество (монашеские ордена) было связующим звеном с народными массами, оно же выступало и в качестве миссионеров. В монастырях и монастырских школах сосредоточивалось светское и теологическое образование, переработка элементов позднеантичной культуры, переписка сохранившихся античных рукописей и т. д. При этом католическая ветвь христианства опирается прежде всего па наследие Платона и неоплатоников. Особую роль в формировании интеллектуальной атмосферы начали играть возникающие в XII веке университеты (Болонский, Оксфордский, Парижский и др.), где помимо теологии развиваются и светские науки. Они выступают как новая система образования и культуры, закладывающая основы союза (примирения) религии и науки. Университеты обладали автономией (своя территория, юридическое право, суд) и в XIV в. были превращены в государственные учреждения. В XI—XII веках формируется западноевропейская культура, но уже не в рамках бывшей Римской империи, а распространяясь на север от Средиземноморья. Экономический подъем сопровождается ростом новых городов, возникновением ремесленных цехов и развитием товарно-денежных отношений. В результате, усложняется социальная структура: появляется зажиточный слой ремесленников и бюргеров. Усложняется и разнообразится духовная жизнь. Однако приоритетным в ней было утилитарно-служебное предназначение. Оно выражалось в концентрации всего и вся на проблематике соотношения веры и разума. Главный объект познания для средневековья — Бог, а не природа3. Это тормозит научный и технический прогресс, а в дальнейшем дает повод для негативной оценки средневекового периода. Господствующее в рассматриваемое время теоцентрическое мировоззрение основывается на догмате о том, что все сущее есть промысел божий. Богооткровение в «Священном писании» выступает исходным пунктом христианской теологии — богословия. При этом откровение, озарение и т. п. рассматриваются как необходимые помощники человеческого разума. Ocмысление многочисленных религиозных положений и образов осуществ- 1 Мусульманский мир через арабоязычную философию VI- XII веков наследо 2 Окончательный раскол на Западную (католическую) и Восточную (православ 3 В 1163 г. папа Александр III издал буллу о запрещении изучения «физики или ляется через аллегорическое истолкование «Священного писания» — поиск скрытого смысла (герменевтика). Таким образом выражалось абсолютное верховенство веры над разумом, теологии над философией. Средневековая религиозная философия обретает форму схоластики (schola —- школа): формализованная школьная (профессиональная) мудрость, изучаемая как предмет в церковных школах и университетах. Ее основная идея — усиление вероисповедальных формул с помощью человеческого разума исходя из принципа «верить, чтобы понимать». Для схоластики характерны следующие черты: 1) Авторитарность как метод изучения предмета, то есть построение 2) Догматизм как бесплодное умозрительно-спекулятивное умствова 3) Систематизация, предполагающая расчленение и дефиниции множе Интерес к формально-логическим проблемам и рационализация методики познания ведут к рационализации миропонимания и борьбе внутри схоластики. В конце XI в. христианская Европа начинает священную войну с мусульманской Азией (1196—1270 гг.). Одним из ее результатов в духовном плане стало знакомство с арабоязычной философией и возврат в западноевропейскую культуру античной философии, особенно работ и идей Аристотеля. В новых условиях дискуссия платонизма и аристотеяизма получила дальнейшее развитие. В частности, по проблеме общего и единичного, которая развернулась в схоластический спор реализма и номинализма. Реализм. Платонизм, ставший философско-мировоззренческим фундаментом католической теологии, заключал в себе тезис «чем общее, тем реальнее». Повторяя Платона, представители реализма утверждали, что общее существует реально и до вещей. Отсюда вытекает, что «вещное», чувственно данное, есть проявление общего (вечного), то есть случайно и относительно. Признавая реализм понятий (схоластический реализм) вне и до вещей, представители реализма сосредоточивают внимание на вопросах о боге и его сверхъестественных свойствах, а не на фактах природной и человеческой жизнедеятельности. Отсюда и крайняя умозрительность их Рассуждений. В частности, обоснование догмата о первородном грехе, согласно которому грех Адама (вкушение яблока с дерева познания) мог передаться всему человечеству не просто в силу того, что оно произошло от него, а потому, что Адам заключал в себе общую сущность будущего человеческого рода.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |