КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение медицины в первобытном обществе 2 страница
Со 2-й половины 18 века до н. э. начались вторжения в Вавилонию внешних врагов, главным образом касситов, овладевших в 16 в. всей страной. При касситской династии (1518—1204 г.г.) после временного регресса наблюдался хозяйственный подъём (развитие коневодства, установление регулярных связей с Египтом, откуда ввозилось золото, и т.д.). При касситской и следующих за ней династиях неоднократно происходили вторжения в Вавилонию новых внешних врагов (главным образом ассирийцев и эламитов). В 7 в. до н.э. (689 и 648 г.г.) Вавилон дважды был разрушен ассирийскими войсками. В 1901 году французская археологическая экспедиция, раскапывая город Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила бальзатовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Это уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до нашей эры. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона – Мардук. В руках Хаммурапи жезл – символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы, исходящими от бога, было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом пытались придать им большую силу. Свод законов состоял из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось, впрочем, восстановить оп документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала. Выставленная на городской площади стела со сводом законов должна была служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права. Статьи свода законов Хаммурапи составлены иначе, чем современные Кодексы и законы. Некоторые статьи свода законов восходят к более древним – шумерским законам и законам царя Билаламы из г. Эшнуны, который составлен на два века раньше. Можно предположить, что объединив в одно государство разные народы, Хаммурапи стремился дать им всем общее законодательство. Свод законов Хаммурапи не является всеохватывающим. В нем не упоминается многие религиозные и государственные преступления, основные – основные виды убийства в стране и др. Главными источниками законов были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще. Некоторые статьи свода законов Хаммурапи касались оплаты труда и ответственности врачевателей: Ст. 215. Если врачеватель сделал человеку сильный надрез бронзовым ножом и спас этого человека или снимет бельмо человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра. Ст. 216. Если больной – кто-либо из мушкенумов, то он должен получить 5 сиклей серебра. Ст. 217. Если больной – раб человека, то господин раба должен отдать врачевателю 2 сикля серебра. Ст. 218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому человеку или снимет бельмо человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, то ему должны отрезать пальцы. Ст. 219. Если врач сделает тяжелый надрез бронзовым ножом рабу мушкенума и причинит ему смерть, то он должен возместить раба за раба. Ст. 220. Если он снимет рабу бронзовым ножом его бельмо и повредит его глаз, то он должен отвесить серебром половину его покупной цены. Ст. 221. Если один ударит другого в драке и причинит ему повреждение, то должен и поклясться: «Я ударил его без намерений и уплатить врачу». Ассирия, древнее государство на территории современного Ирака. Ядром Ассирии явился Ашшур. Этнический состав его первичного населения неизвестен, к 2000 г. до н.э. основную массу жителей составляли семиты-аккадцы. В начале 18 в. до н. э. Ашшур стал центром крупной державы аморея Шамшиадада I. В 18 в. Ашшур и смежные города подчинялись вавилонскому царю Хаммурапи, а в 16-15 вв. - царям Митанни. Правителю Ашшура Ашшурубаллиту I [конец 15 - начало 14 вв.] удалось создать сильную державу и подчинить своему влиянию Вавилонию. Его потомки приняли титул "царей Ассирии". В 14-13 вв. им удалось покорить Северную Месопотамию и захватить пути подвоза в Вавилонию. Для древнейшей Ассирии характерна самоуправляющаяся сельская и городская община (алу), имевшая в собственности периодически переделяемый земельный фонд, которым непосредственно владели домашние общины (биту). Знать, входившая в торговые компании, наживалась на караванной торговле. С начала 2-го тыс. до н. э. началась интенсификация и специализация сельского хозяйства и в связи с этим стал развиваться ростовщический кредит. Это привело к созданию крупных частных земельных владений торгово-ростовщической знати и к закабалению и разорению значительной части рядовых общинников. Потребности крупных имений в рабочей силе недостаточно удовлетворялись за счёт долговой кабалы; с 13 в. до н.э. в результате военных походов усилился приток рабов-военнопленных. Как Вавилония уходила корнями в Шумер, так и Ассирия в части естественно-научных знаний придерживалась в основном вавилонских традиций. Это позволяет говорить о вавилонско-ассирийской культуре и врачевании как о едином целом. Между 16 и 13 вв. был составлен дошедший до нас сборник ассирийских законов. Ассирийское право характеризовалось исключительной жестокостью наказаний, беззащитностью должников и бесправием женщины. После временного ослабления (12 в. до н.э.) начался новый подъём могущества Ассирии при Тиглатпаласаре I [конец 12 - начало 11 вв.]. Он вёл войны в Вавилонии, Северной Сирии и Финикии и совершал набеги на Армянское нагорье. Во 2-й половине правления Тиглатпаласара I началось движение арамейских племён из сирийской степи в Северную Сирию и Северную Месопотамию. Ассирийская держава оказалась ослабленной и расчленённой. В результате борьбы внутри господствующего класса резиденция царей Ассирии из г. Ашшура была перенесена в другие города - сначала в Кальху (современное городище Нимруд), а в 8 -7 вв. - в Дур-Шаррукин (современный Хорсабад) и Ниневию (современный Куюнджик). Новый подъём завоевательной политики Ассирии был вызван стремлением ассирийского господствующего класса захватить богатые сырьём районы, которые с 10 в. до н.э., в результате развития своего собственного ремесла, перестали нуждаться в широком международном обмене. В конце 10-9 вв. ассирийским царям удалось восстановить свою власть в Северной Месопотамии и в горах к Вавилонии от Ассирии. С конца 9 в. в Ассирии начался кризис, связанный с опустошением сельско-хозяйственных районов во время войн, а также гражданскими войнами между партией жречества и привилегированной торговой и служилой знати и военной партией. В результате 3-й гражданской войны царём стал Тиглатпаласар III [745-727]. В период его правления политика истребления покорённых народов была заменена политикой массового переселения их из одних районов в другие; наместничества разукрупнены, и права наместников ограничены; создана постоянная армия, которая содержалась за счёт государства; Ассирия вновь перешла к завоевательной политике. В течение 100 лет были завоёваны вся Передняя Азия (кроме Урарту и некоторых окраинных областей) и Египет. Тиглатпаласар III и его сын Салманасар V [727-722], а позже Синахериб [705-680] были сторонниками военной партии и ограничивали права знати, отменяя привилегии самоуправляющихся торговых городов как в самой Ассириии, так и в Вавилонии (Синахериб даже полностью разрушил Вавилон). Напротив, Саргон II [722-705] и особенно Асархаддон [680-669] блокировались с жреческой партией и вавилонскими привилегированными городами. Хищнические войны разоряли население покорённых стран и истощали Ассирию. Моральное состояние армии ухудшалось. Военно-технические достижения Ассирии перестали быть её монополией. В конце 7 в. коалиция Вавилонии и Мидии разгромила Ассирию, разрушила её основные города и уничтожила (626-605 г.г.) ассирийское государство. Ассирийская знать была вырезана во время войны, остальное население смешалось с арамеями Месопотамии. Сведения о развитии медицины и лекарствоведения в Древнем междуречье находят отражение только в 3 тысячелетии до н.э., когда началось возвышение Вавилонского государства. В Месопотамии было широко распространено представление, что от явлений на небе зависят все процессы в здоровом организме и все изменения в больном. Ими определялся ход эпидемических заболеваний. При всех лечебных мероприятиях приходилось, таким образом, принимать во внимание движение небесных светил. Для объяснения процессов в человеческом организме охотно прибегали также к сравнениям с событиями в природе: пропитывание тела кровью сравнивали с оплодотворением земли реками, значение присущей организму теплоты сравнивали с влиянием солнца на произрастание хлебов, функция дыхания приравнивалась к ветру, и т.д. Исходя из того, что некоторые черви, живущие в организме в качестве паразитов и происходящие, по мнению вавилонских врачей, из гниющих веществ, могут вызывать болезни, они пытались по аналогии объяснить возникновение других болезней. Наряду с этим особую роль в жизненных проявлениях организма приписывали циркулирующим в теле человека жидкостям, особенно крови. Таким образом, у древних вавилонян мы находим смесь различных теорий, объясняющих болезнь: демонической, космической, паразитарной и гуморально-патологической. Такие представления о болезни обуславливали и лечебные мероприятия. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями, идолы добрых духов. При лечении применялись символические приемы: ощипывание луковиц, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен, и сметание их снова в кучу. Большую роль играло гадание на внутренностях животных, например осмотр печени жертвенных животных. До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные на части. На каждую часть наносился текст, по которому предсказывалось состояние данной доли печени. На таких моделях обучали будущих врачей-жрецов в государственных медицинских школах. Таким образом, на первый взгляд, терапия у древних вавилонян представляла собой хаос, состоящий из самых различных, друг с другом несовместимых приемов и процедур. Однако, присматриваясь ближе, можно отметить, что врач отнюдь не предоставлял все дело лечения больного божеству или действующей вслепую природе. Врач был свободен от суеверий, он энергично вмешивался в течение болезни при помощи своих приемов, облекая их, впрочем, в мистическое одеяние. Лекарственный арсенал вавилонян и ассирийцев представлял собой довольно богатое собрание средств из всех трех царств природы: растительного, животного и минерального. Наиболее распространенными при лечении болезней являлись вода и масло. Слово «врач» в буквальном переводе означало «знающий воду» или «знающий масло». Применялись почки различных растений, животные жиры, нефть. Лекарства назначались в форме настоев и отваров из растений для применения их внутрь. Готовили мази и пасты для наружного применения, назначали компрессы, натирания, клизмы и ванны. Рекомендовали массаж и обливания, ставили кровососные банки и производили кровопускание. Различался прием лекарств натощак и после еды. При употреблении лекарств в отдельных случаях использовалась специальная посуда. Описан поильник с решетчатой перегородкой для задержания твердых частиц. В случае возможного неблагоприятного исхода врачу рекомендовалось уклониться от лечения: «Врач не должен касаться такого больного, такому человеку суждено умереть и выздороветь он не может». При изготовлении лекарственных форм использовались процессы кипячения, растворения, смешивания, фильтрации, измельчения и др. Для изгнания демонов в ассирийской медицине часто применялись вещества, вызывающие отвращения (кал людей и животных, неприятные по вкусу лекарства и другие вещества). Считалось, что противное больному должно быть противно и засевшему в теле больного «злому духу». При раскопках в городах Месопотамии обнаружены следы благоустройства: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб. Существовали санитарные законы об изоляции и удалении из городов больных заразными болезнями (оспа, экзема, сифилис). Как и в других странах Древнего Востока, лечение больных в Вавилоне было доступно наиболее состоятельным людям. Греческий историк Геродот, живший в 5 веке до н.э., описал своеобразный древневавилонский обычай лечения бедных людей – их выводили на людные места и проходящие мимо давали им советы, основываясь на личном опыте. К середине 2-го тысячелетия до н.э. сформировались два основных направления врачевания: асуту – искусство врачевания и ашипуту – искусство заклинания. Такое разделение произошло благодаря трем различным взглядам на причины возникновения болезней. По одной точке зрения, болезни были связаны с явлением природы и образом жизни людей, т.е. употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, гигиенической нечистоплотностью. Другая точка зрения все относила к причинам религиозным: болезнь – это происки демонов или, напротив, «рука бога». Третья версия гласила, что причина болезни в нарушении обрядовых, правовых и моральных законов общины. Если врачеватель асу полагал, что человека можно вылечить, он старался это сделать без оглядки на происки демонов. Методы лечения асу основывались на облегчении симптомов болезни. Врач пытался остановить лихорадку, уменьшить отеки, «успокоить выступающие сосуды рук и ног». Изучая все местные лекарственные растения и травы, асу активно применял их в своей практике. Он использовал овощи (лук, чеснок, горох, огурцы), листья и плоды деревьев, кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, сера, соли) и нефть. В ход шли и продукты животного происхождения: мед, топленное масло, кровь мангусты, рыбий жир, кожа козла и ягненка, экскременты птиц. Врачеватели асу готовили эти средства на пиве, уксусе, меде, воде и жире. Одна готовая микстура имела зачастую более 20 составляющих. Использовались лекарства при полосканиях и обмываниях, вводились с помощью клизмы. Изготавливались мази, порошки, свечи, тампоны и пилюли. Перевязку больного проводили с помощью полосок из кожи. В противовес действиям врачевателя асу, врачеватель ашипу обращал особое внимание на совершение обрядовых действий и чтение заклинаний. Впрочем, лекарственные средства тоже не оставались без внимания ашипу, хотя их ассортимент был куда более скудным, чем у асу. Причем каждый прием лекарства сопровождался у ашипу опять же заклинанием. Ашипу вычерчивал вокруг больного магические круги и вычислял магические числа, например, три раза, семь капель и пр. Заклинатель умел определять критические дни выздоровления или, наоборот, обострения болезни. Впрочем, еще до начала лечения ашипу делал своеобразный прогноз течения болезни. Заранее предполагалось, что больной скорее умрет, чем выживет. Ашипу предостерегал других людей от общения с больным. Как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, нежели магические чары ашипу. В текстах есть упоминание об успешном излечении травм, кожных заболеваний, лихорадки, воспалении дыхательных путей. Чаще всего больные находились под присмотром врачевателей в течение всей болезни. При храмах даже создавались специальные помещения для больных – своеобразные прародители современной больницы. Помощь оказывалась не только знатным особам, но и их рабам. Ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминания об оперативном лечении: об удалении зубов, об операции кесарева сечения у живых женщин или трепанации черепа. Разрешалось проводить операцию кесарева сечения у умершей роженицы, чтобы спасти живого младенца. Есть сведения о применении обезболивающих паст при заболеваниях зубов, а также лечебных мастик с растительными компонентами, которые заполняли дупло зуба. Развитие медицины в древней Месопотамии находилось на таком уровне, что неудачный исход врачевания был вполне естественным делом. Врачеватель ашипу объяснял это вмешательством сверхъестественных сил или тем, что больной неправильно принимал снадобья. Таким образом, ашипу в любом случае сохранял свой престиж и репутацию. Неудачи естественно-научного асу нельзя было списать на неблагосклонность богов, поэтому со временем врачеватель асу стал утрачивать свои медицинские позиции. Исходя из вышеописанного, можно предположить, что источниками сведений о развитии медицины Древнего Востока являются: v Произведения письменности (надписи на саркофагах, пирамидах, колоннах храмов, клинописные записи на каменных монолитах и обожженных глиняных плитках в Месопотамии); v предметы материальной культуры (санитарно-гигиенические сооружения, предметы медицинского назначения); v законодательные акты (свод законов Хаммурапи в Вавилоне); v религиозные книги Древнего Ирана «Авесты»; v предметы изобразительного искусства (сцены ухода за телом, производство операций) и др. Из этих источников мы узнаем, что ко времени перехода к рабовладельческому строю уже имелся значительный опыт распознавания лечения и предупреждения болезней, сохранения здоровья. По мере укрепления рабовладельческих государств и возвышения религии, мистика предшествующей эпохи сменяется развитыми воззрениями, медицина развивается при храмах, появляется сословие жрецов, т.е. возникает храмовая медицина, как одно из проявлений классового рабовладельческого общества. Но народная медицина продолжает оставаться основной формой медицины того времени, вместе с тем в ней вырисовываются некоторые новые и весьма существенные черты. В этот период отмечается несколько особенностей развития в медицине. Занятие медициной выделяется из числа остальных профессий. Народная медицина перерастает в профессиональную, выделяются врачи-профессионалы – первая особенность того периода, об этом свидетельствуют официальные документы как законы (свод законов Хаммурапи). Законы Древнего Ирана в 13 веке до н.э. также констатировали появление врача-профессионала. Эти законы говорят о том, что наряду с народной медициной, тарифицировали труд врача-профессионала в расчете не на серебро, а на домашний скот. Тариф был такой: за излечение сатрапа провинции - две пары волов; за излечение начальника уезда - коня; за излечение старшины общины - быка; за излечение домохозяина - осла. Медициной в странах Древнего Востока занимался врач-профессионал, и эта новая профессия завоевала столь видное место в обществе, что получила признание со стороны государства. Однако для того, чтобы быть врачом-профессионалом и нести ответственность перед законом (вплоть до отсечения пальцев или руки), нужно было иметь солидную специальную подготовку. Эту подготовку врачи получали в семье. Глава семьи, если он имел солидный врачебный опыт, передавал его сыновьям и дочерям. Возникали семейные медицинские школы. Вторая особенность медицины того периода – появление врачебных школ. Они были многочисленны: глава каждой школы, имея свои секретные лекарства и врачебные приемы, передавал их только членам своей семьи. Так врачебные знания передавались из поколения в поколение. Материал накапливался, становилось трудно удерживать его в памяти. В связи с этим появляются первые записи, первые «лечебники», первая медицинская литература. Судя по этим лечебникам в медицине древнего рабовладельческого государства по сравнению с медициной первобытной эпохи. Прежде всего – это совершенно новое решение вопроса об этиологии болезней, т.е. причинах и условиях возникновения болезней. Третья особенность медицины того периода – поиск естественных причин для объяснения болезней. В результате возникновения новых условий материальной жизни общества земледелец сталкивался с вопросом, что представляет собой окружающая его природа, внешняя среда, которая являлась источником его благ и бед. Человек был вынужден давать свою оценку отдельным элементам природы: почве, климату. Отсюда и объяснение причин болезни заключаются в неправильном питании, влиянии климата, недостаточной личной гигиене. Так египтяне объясняли болезни состоянием крови и воздуха, индусы создали теорию о трех органических жидкостях, китайцы уподобляли организм миру в миниатюре, а все процессы в организме - взаимоотношению «первоэлементов» (огонь, земля, вода, дерево, металл). Четвертая особенность медицины рабовладельческого периода - это ее классовый характер. В своде законов Хаммурапи Вавилон, 18 века до н.э. за успешное лечение рабовладельца врачу полагалось вознаграждение 10 сиклей серебра, а за лечение раба полагалось всего 2 сикля (от его владельца). Неудачное лечение представителя знати наказывалось отсечением пальцев или руки, а при плохом исходе лечения раба врач обязывался возместить убыток другим рабом. Сильную сторону медицины рабовладельческого государства составляла гигиена (создание древнейших санитарно-технический сооружений, санитарно-гигиенических навыков и традиций). Это пятая особенность медицины того периода. Она формировалась с целью охраны здоровья людей, предупреждения болезней, продления жизни. Осуждалось пресыщение, предписывалось ограничение употребление мяса, рекомендовались свежая растительная пища, молоко, мед, предписывалось содержание посуды в чистоте. Имелись тщательно разработанные правила ухода за телом, давались указания о чистоте жилища, умеренности в питании, режиме дня, ежедневной гимнастике. Предупреждение болезней в Древнем Китае было возведено в ранг официальной доктрины. «Мудрый лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека мучает жажда или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?» Глубокий след в медицине позднейших времен оставила храмовая медицина стран Дальнего Востока, которая названа одним из проявлений классового рабовладельческого общества. Наибольшее развитие храмовая медицина получила в Древнем Вавилоне - столице Вавилонского царства в 19 веке до н.э. В Древнем Вавилоне считали: ü Всеми событиями на Земле управляют звезды, над которыми стоят боги, которые управляют излучением или эманацией звезд. Это центральный пункт храмовой медицины. ü По воле бога солнца эманация или излучение Солнца проникает в кровь человека, сообщая ему движение и теплоту, т.е. кровь считалась источником всех жизненных свойств организма. Гематическая система взглядов получила название гематизма. Гематическая система вавилонских жрецов приписывала главенствующую роль крови, т.к. по мнению авторов этой системы, кровь является носителем души, якобы дающей нам жизнь. Эта система – одно из ранних проявлений идеализма в медицине. ü По мнению жрецов, медицинские знания людям дали боги. Из их числа назовем 2-х египетских богов медицины. Тот - изображался с головой ибиса в знак того, что по преданию, от этой птицы он научился делать клизму и это искусство передал людям. Второй египетских бог медицины - Анубис, изображался с головой пса, и по преданию, научил египтян бальзамировать трупы. ü Главной причиной болезни считали гнев богов, а терапия - в просьбах к богам сменить гнев на милость. В храмовой медицине применялись лекарственные средства народной медицины. Однако свои терапевтические мероприятия жрецы облекали в форму таинственности: нельзя было просто назначить лекарство, его нужно было вывести из «откровения» богов. Откровение же узнавалось гаданием. Наиболее распространены были следующие гадания: · по внешнему виду внутренних органов животных; · по полету птиц; · по очертанию капли масла на поверхности воды; · по содержанию сновидений (сновидения вызывались опием и гашишем – эти средства вызывают яркие галлюцинации; толкование сновидений и гаданий являлось основанием для диагностики, терапии и прогноза). В благодарность за излечение и выздоровление больные приносили в храм изображение тех органов, которые у них болели. Изображения делались из дерева, кости, бронзы, золота, серебра. По-гречески, они назывались “анатэмата“. По мнению некоторых ученых, анатэмата якобы явилась началом науки о строении человека - анатомии, однако только при очень сильном воображении эти грубые подобия органов можно считать зачатками анатомии человека. Вторая заслуга, приписываемая некоторыми ученными храмовой медицине, состоит в том, что храмовая медицина, якобы положила начало пользованию целебными источниками. Это не совсем верно, т.к. целебные свойства источников открывал сам народ и при том задолго до появления храмов и жрецов. Жрецы лишь использовали эти источники, устраивая там храмы и раздувая их славу с тем, чтобы привлекать к себе больных. Таковы главнейшие черты храмовой медицины, возникшей как новое явление в истории медицины, порожденное новым общественно-экономическим строем ¾ рабовладельческим.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |