Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст клятвы Гиппократа (5–4 век до н.э.)




«Клянусь Апполоном - врачом, Асклепием, Гигией и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им без всякого договора и безвозмездно; наставления, устные уроки и все остальное в учение сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но ни кому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у людей страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное тому».

 

Основателем следующей медицинской школы был Аристотель- сын врача Книдской школы. Аристотель для естественных наук был тем же, кем был Гиппократ для медицины. Он первый начертал верный путь для их развития, положив в их основу на­блюдения и рационально-эмпирический метод. Он не раз­делял идеалистического взгляда на мир и заменил его ре­алистическим и критическим, полагая сущность вещей в самих явлениях.

Аристотель (384—322 до н.э.), древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 году отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона. В 343 был приглашен царём Македонии воспитывать его сына Александра. В 335 году вернулся в Афины и создал там свою школу. Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии. Был сторонником умеренной демократии.

Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей «первой философии» («метафизике») он подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного.

Аристотель создал обширнейшую энциклопедию, включающую в себя физику, логику, этику, психологию, астрономию, зоологию, анатомию, физиологию.

Ближайший ученик Платона и Аристотеля - Теофрастсчитается одним из первых ботаников древности.

Теофраст, Феофраст, то есть «обладатель божественной речи» (настоящее имя — Тиртам) (около 372 г. до н. э., Эресос на Лесбосе,- около 287 г. до н.э., Афины), древнегреческий философ и естествоиспытатель; один из первых ботаников древнего времени. Ученик Платона, затем Аристотеля. Теофраст - автор «Учебника риторики» (не сохранился) и «Характеров» - сборника из 30 кратких характеристик человеческих типов (льстец, пустослов и т.д.), послужившего образцом для многих моралистов нового времени.

 

За свою жизнь он написал большое количество трудов.

Самый главный из дошедших до нас - «Исследование о растениях». Со­временная ботаника и фармакогнозия многим обязаны Теофрасту, которому было известно около 500 растений, произраставших в Элладе, Египте, Аравии, Индии, на побережье Черного моря и в других странах. «Исследо­вание о растениях» в 1951 г. было переведено на рус­ский язык М.Е. Сергеенко. Сочинение состоит из 9 книг и комментариев к ним. Каждая книга рассматривает оп­ределенный круг вопросов. Заслуживает внимания опи­сание в четвертой книге флоры Крымского и Керченско­го полуостровов, которые были тогда греческой колони­ей. Наибольший интерес для фармацевтов представляет девятая книга, посвященная ароматическим, ядовитым и лекарственным растениям. Теофраст описал примене­ние трав для лечения различных болезней, условия хра­нения лекарственного растительного сырья. Он знал о папоротнике как о средстве, изгоняющем ленточных гли­стов, кашель лечил алтеем со сладким вином, а нарывы - мальвой. Теофраст привел интересное наблюдение о влиянии корма на свойства коровьего молока.

В медицине того времени постепенно обозначалось интересное явление, вызванное не одной александрийс­кой школой, а расширением предела науки, - это разде­ление врачебного искусства на три главных отдела: диэтеку, фармацевтику и хирургию. Причем каждая из этих отраслей не сделалась специальностью отдельных клас­сов врачей, а только каждый врач, согласно своим на­клонностям, предавался занятиям одной из этих отрас­лей предпочтительнее перед другими, содействуя ее усо­вершенствованию.

К фармацевтике присоединились врачи - эмпирики, враги всякой теории, и все те, которые сделали врачебное искусство чисто практическим. В то время фармацевтика в Греции была учением об исцелении болезней одними лекарственными средствами. Здесь в первый раз появи­лось множество новых сложных медикаментов, и была усовершенствована техника фармацевтических операций, хотя фармации в прямом смысле слова тогда еще не су­ществовало.

К этому времени относится развитие токсикологии и изобретение противоядий. Имеются сведения о наличии в Александрии и других эллинистических государствах больниц и прообразов аптек при них, в которых работали врачи - эмпирики. Эмпириком называли всякого врача, отвергавшего все рассуждения о причинах возникновения болезней. Они рано оставили путь наблюдения, указанный Гиппократом, объявив, что единственным путеводи­телем при изучении медицины должен служить накоп­ленный опыт.

После Гиппократа древнегреческая медицина приобрела новые черты. В области медицины нашли выражение два новых направления - эмпирическая школа и полифармация. Эмпирическая школа провозгласила: единственным путеводителем при изучении медицины должен быть опыт, надо верить только в свидетельство чувств, они сводили медицину к простому накоплению сопровождавших себя на практике приемов лечения. Отсюда возникло такое направление как полифармация, утверждавшее, что для каждой болезни существует специфическое лекарство. Полифармация дала толчок широкому развитию фармации. Фармацевтическая техника усовершенствовалась, рецепты усложнялись, значительно развивалась токсикология с отыскиванием противоядий.

Основателями так называемой эмпирической шко­лы были ученые Серапион и Гераклид (ок. 540 - ок. 480 гг. до н.э.), которые занимались преимущественно иссле­дованием действия лекарств. Серапион открыл целебное свойство серы при накожных болезнях, особенно при чесотке. Гераклид оценил по досто­инству опий, до тех пор мало употреблявшийся внутрь, рекомендовал его против бессонницы, судорог, кашля, болей. Им были написаны сочинения о лекарственных веществах и ядах, в которых приводились способы при­готовления и исследования лекарств; о растениях - нечто вроде военной фармакопеи или рецептурной книжки для солдат.

В области фармакологии и токсикологии известен был Митридат Евпатор Великий (Понтийский).

Царь Митридат Понтийский (120–69 гг. до н.э.) опасаясь отравления, делал опыты с ядами и противоядиями на преступниках и на самом себе. Он ежедневно принимал противоядие, примешивая к нему кровь понтийских уток, охотно поедающих ядовитые растения, и затем принимал яд в возрастающих дозах. В результате этих опытов он изобрел противоядие, получившее название «териак». Побежденный в глубокой старости древними римлянами он решился лишить себя жизни и для этого прибег к мечу, т.к. яд на него не действовал. Состав этот еще в 18 веке был в употреблении.

Вера в силу териаков держалась очень долго и основывалась на представлении о том, что чем больше будет введено лекарственных веществ, тем больше будет подавлено болезнетворных начал. Териак нюренбергской фармакопеи 1546 г. состоял из 65 ингредиентов.

Териак готовился публично в торжественной обстановке в присутствии представителей городского управления. Способ изготовления териака был предусмотрен особыми правилами аптекарского устава, согласно которым составные части в неизмельченном виде должны были лежать для публичного их осмотра присяжными, аптекарь обязан был указывать дату изготовления и многое другое. Важнейшими составными частями териака были опий и змеиное мясо.

Териак встречается еще во французском кодексе 1818 года под названием Elecbuarium Opiatum Polypharmauim и в Германской фармакопеи 1872 г. Постепенно состав териака видоизменяется и в начале 20 века он принимает характер слабительного средства. В настоящее время рецепты сложнейшего состава не встречаются, так как считается, что многочисленные составные части, взаимодействуя между собой, уничтожают действие начала и терапевтический эффект.

В I в. до н.э. с падением политической самостоятель­ности эллинистического Египта Александрия утратила свое значение политического и экономического центра Древне­го мира. Центр его переместился в Римскую империю.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.