КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. ЛЕКАРСТВЕННОЕ ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
В первобытнообщинный строй (до 14 в. до н.э.) на территории северного Китая, где зародилась китайская цивилизация, археологическими раскопками обнаружены остатки ранних первобытных культур. Люди культуры Ян-шао (примерно с середины 3-го тысячелетия до середины 2-го тысячелетия до н.э.) уже знали земледелие и скотоводство, но занимались также охотой и рыболовством. Луншаньскую культуру сменила культура бронзы эпохи Шан (или Инь) (16-11 в.в. до н.э.). Обе эти культуры имеют много общих черт. По преданиям, приводимым более поздними литературными источниками можно проследить в общих чертах развитие первобытнообщинного строя и его разложение, начавшееся в неолитический период и закончившееся в эпоху бронзы становлением классового общества. Рабовладельческое общество (14 в. до н.э. – первые века н.э.) О характере раннего классового общества в эпоху Шан (Инь) можно судить по по иньским надписям на панцирях черепах и костях животных, самые ранние из которых относятся к концу 14 – началу 13 в. до н.э. Во главе государства, представлявшего интересы землевладельческой аристократии, стоял наследственный монарх – Ван. Угнетённые классы состояли из общинников-земледельцев, ремесленников, а также из рабов, главным образом военнопленных. Труд рабов в основном использовали в скотоводстве. В иньском обществе сохранялись значительные пережитки первобытнообщинных отношений. Государство Инь вело длительные завоевательные войны с соседними племенами, в результате чего его территория расширилась и к 11 в. до н. э. охватывала современные провинции Хэнань, Шаньси, частично Шэньси, Хэбэй. В иньскую эпоху развивалась культура, положившая начало китайской цивилизации времён достоверной истории. Появились зачатки лунного календаря, возникла письменность – прообраз современного иероглифического китайского письма. Классовые противоречия и обострившаяся политическая борьба между различными царствами нашли своё отражение в области идеологии. В 6-3 в. до н.э. сформировались основные философские школы. Между ними велась острая борьба. Войны между государствами закончились победой царства Цинь и созданием первой в Китае централизованной империи Цинь (221 - 207 до н.э.). Её основатель и первый император Цинь Ши-хуанди осуществил ряд реформ, объединивших и укрепивших страну. При нём были соединены стены северных царств и создана Великая китайская стена. Многие китайские авторы относят начало феодализма в Китае к 3 веку до н.э. – 1 веку н.э. Феодальный Китай (с первых веков н. э. до 40-х г.г. 19 в.). В первых веках н.э. окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом свободной купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получило развитие система надельного землевладения на государственных землях. Свыше 100 лет продолжалась борьба на Севере Китая между некитайскими царствами, в ходе которой наиболее сильное из них государство Тоба Вэй, созданное сяньбийским племенем тоба, уничтожило соперников и объединило под своей властью весь северный Китай. Период до конца 6 века известен в истории под названием Нань бэй чао, он характеризовался войнами между северными и южными царствами, а также междоусобной борьбой феодалов внутри царств. В 4 – 6 веке развивается церковное (буддийское) землевладение, главным образом на Севере Китая, где к началу 6 века было около 30 тысяч буддийских монастырей с 2 млн. монахов (буддизм проник в Китай из Индии в 1 в. н.э.). Итак, в Китае рабовладельческий строй укрепился в конце 3 - го и начале 2 - го тысячелетия до нашей эры. В этот период рабовладения в Китае возникла иероглифическая письменность, удержавшаяся в течение тысячелетий. Сложность этой письменности делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов. Во 2-ом веке до н.э. в Древнем Китае была начата выработка бумаги, а овладение техникой ее производства произошло во 2 веке н.э. Поэтому большая часть древних книг вырезана на деревянных бамбуковых дощечках, черепашьих панцирях, каменных барабанах или написана на шелке. В Древнем Китае были известны порох, бумага и компас. Больших успехов достигли точные науки. Лекарствоведение занимала особое место в культуре Древнего Китая. Ее история начинает свои корни более чем 4 тысячелетия назад. Основными источниками сведений о медицине (фармации) Древнего Китая являются: Ø Памятники медицинской письменности: Ø Данных археологии, этнографии; Ø Памятники материальной культуры. Ø Ведийский период: Один из основоположников Китайской медицины (6 век до н.э.) Бань Цяо путешествуя по стране, знакомился с опытом народной медицины. Он владел всеми известными в то время диагностическими приемами (осмотр, расспрос, прослушивание, исследование пульса и т.п.), он был и терапевтом и хирургом (использовал как лекарственные растения, так хирургические инструменты). Он является автором древнейшей книги о лекарствах «Нань цзинь» (книга о трудном). В период империи Цинь (3 век до н.э.) появилось сочинение «Травник Шэнь Нуна». Эта древнейшая фармакопея включала в себя 365 лекарственных средств, из которых 240 – растительного происхождения. Все средства были разделены на 3 группы: · Неядовитые лекарства (омолаживающие) – около 120 лекарств, прием которых не ограничивался ни сроком, ни дозировкой. · Тонизирующие лекарства – около 120 лекарств, употребление которых требовало соблюдения определенных правил. · Токсические лекарства – около 125 лекарств, которые оказывают благотворное действие на организм при применении определенных количеств непродолжительное время. В травнике упоминаются такие лекарственные формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри и т.п. При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий, в котором было представлено более 100 растений, обладающих целебными свойствами. Первым многотомным источником истории Древнего Китая был «Ши цзи» - исторические записки, которая была составлена в 1 веке до н.э. китайским ученым Сыма Цянем (145-86 г.г. до н.э.). В данном источнике широко освещена хроника Ханьской династии, в которой успешно применялся методы «чжэнь-цзю» (иглоукалывание и прижигание) и пульсовой диагностики. Древнейшим из медицинских текстов Древнего Китая является трактат «Хуанди Нэй цзинь», что дословно переводится, как «Книга о внутреннем Желтого предка» или «Канон врачевания Желтого предка». Данный канон составлен около 3 века до н.э. в форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа – Хуанди. «Нэй цзин» состоит из 18 книг. Девять первых – «Су вэнь» (простые вопросы) посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней. В следующих де вяти томах – «Лин шу» (чудесные точки» описывается древний метод «чжэнь-цзю». В этом каноне приводятся названия (около 900) и синонимы растений, ботанические описания, время сбора, географическое распространение, микроскопическое описание сырья, фармакологическое действие и применение. Во 2-ом веке н.э. в Древнем Китае впервые в мировой практике были введены записи течения хода болезни и назначения, которые делались больному. В наше время данные записи носят названия – истории болезни. Изучение действия растительного сырья позволило обогатить имеющие травники, и в 502 году в Китае была составлена новая фармакопея «Шэнь нун бэн цао цзин». Она состояла из 7 томов и включала в себе более 700 видов лекарственных растений. Справочник «Мин бэй лу», составленный Тоу Хун Цзин (452-536 г.г.) содержал около 16000 рецептов и в настоящее время пользуется огромной популярностью у китайских врачей и фармацевтов. Сочинение Сюй Дзы Цая «Лэн гунн яо дуй», появившееся в 550 году впервые классифицировала все лекарства по их действию. Все лекарства были разделены на 10 групп: ветрогонные, укрепляющие, мочегонные, вяжущие, слабительные, потогонные, расслабляющие, смягчающие, успокаивающие и альтернативные. Сунь сы Мяо (581-673 г.г.) занимает видное место в истории лекарствоведения Китая. Его исследования были посвящены фармакологии. Его основным трудом был «Цзян цзинь фан» (тысяча золотых рецептов), который внес ценный вклад в лекарствоведение Китая. Данные сочинения включали 30 томов. С первого по четвертый тома были посвящены женским болезням и назывались «Женские болезни и их лечение». Пятый том был посвящен детским болезням и их лечению. С 6 по 21 том назывались «Частная патология и терапия», 22-24 тома – «Отравления и противоядия», 25 том – «Неотложная помощь», 26 и 27 том – «Диетотерапия», 28 том – «Учение о пульсе» и последние 29 и 30 том – «Иглоукалывание и прижигание». Позже Сунь сы Мяо написал еще 30-ти томное продолжение к своему труду, что в совокупности составило медицинскую энциклопедию для Китая, которой долгое время пользовались не только китайские врачеватели, но и также японские, корейские и многие другие. Особенностью развития китайской медицины в 7 веке было появление сочинений, посвященных отдельным медицинским специальностям, отдельным заболеваниям и способам их лечения. В этот период медицина Китая разделилась на 7 отраслей: · Болезни взрослых; · Болезни детей; · Глазные и ушные болезни; · Болезни зубов и полости рта; · Наружные болезни; · Наука массажа; · Заклинания. Специальностей у врачевателей было меньше: · Болезни взрослых; · Болезни детей; · Глазные и ушные болезни; · Болезни зубов и полости рта; · Наружные болезни; · Наука массажа;
Китайские врачи в 9 – 8 вв. до н.э. считали, что человек – это космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в природе. Они разработали учение о противоборстве и взаимосвязи двух жизненных начал «инь» - темного, женского, инертного и «янь» - светлого, мужского, активного. Все процессы в организме сводились к взаимодействию этих 2-х жизненных начал и участию 5 первоэлементов (космических элементов) металл, вода, огонь, дерево, земля. Представление о жизненных началах привело к трем новым терапевтическим приемам, придавшим китайской медицине особый колорит. Это мокса, массаж, акупунктура. Итак, правильное соотношение этих начал обуславливает здоровье, неправильное - ведет к заболеваниям. Для восстановления нарушенного соотношения китайцы придумали три названных приема. Мокса - состоит в прижигании больного места или отдаленной от этого места точки пучками горящей травы. Цель этого мероприятия - усилить движение начала «инь». К этому приему китайцы пришли, исходя из фантастического представления, но оказывается в нем имеется и практический смысл; приемы местного воздействия на больной организм не только в зонах повышенной чувствительности, но и отдаленных от этих зон точках в самых разнообразных формах применяются и теперь (диатермия, электрическая искра), хотя на других теоретических основах. Второй прием - массаж. Врачи Древнего Китая также применяли его с целью усилить движение начала «инь». Со временем тот фантастический смысл, который китайцы придавали массажу, был забыт, и осталось только то, что называется рациональным в этом терапевтическом приеме. Третий прием - акупунктура - состоял во введении иглы в орган, считавшийся больным, или в какую-нибудь отдаленную от него точку тела. Иглу обычно тут же вынимали из тела, но иногда оставляли ее на сутки и более, т.к. сущностью заболевания считалось нарушение пропорции между началами «янь» и «инь», то иглы делались полыми внутри на тот случай, что какое-нибудь из этих начал окажется в избытке и тогда, этот избыток сможет выйти наружу через канал иглы. Наоборот, если предполагается недостаток начала «янь», его можно было в виде подогретого воздуха ввести в организм через тот же канал. Для проведения данной терапевтической операции, необходимо было хорошо знать точки, в которые надлежало делать уколы в каждом отдельном случае. Для допуска к акупунктуре устраивался экзамен: манекен, с проделанными в нем отверстиями, обклеивался бумагой, а внутрь его наливалась краска. Сдающий экзамен сквозь бумагу должен был ввести иглу в назначенную точку; доказательством удачи было истечение краски из канала иглы. На основе тех же представлений о началах «инь» и «янь» китайские врачи внесли в медицину еще один важнейший момент: они начали исследовать пульс своих больных и создали учение о пульсе, хотя в других странах в то время оно распространения не получило. Древнекитайские врачи считали, что пульс составляет продукт непрерывного прилива и отлива крови и жизненных духов. Всякое изменение в механизме движения крови и воздуха приводит к соответствующим изменением в пульсе, по которому врач узнает состояние крови и воздуха и, следовательно, состояние организма. Посредством пульса врачи диагностировали болезни от истощения, недостатка крови и жизненных духов или же от накопления испорченных соков. Правила для исследования пульса были изложены с величайшей подробностью. При исследовании женщин между врачом и пациенткой ставилась ширма. Рука больного должна покоиться на подушке, а врач кладет пальцы на пульсирующий сосуд с правой или с левой стороны кисти, производя при этом пальцами усиливаемое надавливание. Китайские врачи говорили о существовании 7 наружных и 8 внутренних пульсов. Средний пульс у взрослого человека считался 80 ударов в минуту, у стариков – 76, у детей – 96. На основании пульса китайцы проводили различные методы лечения, которые состояли в очищении крови и соков, укреплении желудка, удалении газов. Для этого применялись в больших количествах слабительные, рвотные, противоглистные лекарства. Болезни, происходившие от холода – лечились теплом, а от перегревания – холодом. Кровопускание использовалось редко, чаще применялись пиявки. Особое внимание уделялось строгой диете, водным процедурам, солнечным ваннам, лечебной гимнастике. Китай был носителем высокой санитарной культуры, острейшую проблему составляло питание: «Люди, хотя и едят, но сытых я вижу так редко и мало». В Китае за 1000 лет до н.э. применяли предупредительные меры против оспы, для этого в ноздри вкладывали вату, пропитанную содержимым человеческого оспенного струпа. Как мера предупреждения чумоподобных болезней применялась самоизоляция, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей). Пить вино не возбранялось, но рекомендовалось соблюдать меру: «Если с трех чарок ты память сумел потерять, смеешь ли ты напиваться опять и опять?». Однако, религия внушала массам, что бесцельны сооружения, регулирующие воду, борьба с саранчой, эпидемиями, болезнями, что вылавливать клопов, вшей, блох – пустая трата времени, «чем больше мы их ловим, тем больше они плодятся».
Лекарствоведение Древнего Китая было самым обширнейшим в мире. В объяснении действия лекарств большую роль играли отношение цвета, вкуса препаратов к пяти элементам и к органам. Зеленые и кислые лекарства соответствуют элементу «дерево» и поэтому действуют на сердце, желтые и сладкие лекарства соответствуют элементу «земля» и действуют на желудок, белые и острые лекарства соответствуют элементу «металл» и действуют легкие, а черные и соленые лекарства соответствуют элементу «вода» и действуют на почки. Растительные средства, применялись сообразно с делением тела на 3 пояса: головки и верхние части растений употребляются при болезнях верхнего пояса, стебли растений - при болезнях среднего, а корни - при болезнях нижнего пояса. Сердцевина использовалась при болезнях внутренностей, ветви растений употреблялись при болезнях конечностей, а кора – при заболеваниях кожи. Лекарственные средства животного происхождения включали в себя коконы шелкопряда, сушеные пауки, панцирь черепахи, а также зубы, ногти, уши, языки, сердце, печень, костный мозг большинства животных. Китайцы считали, что кровь и кости льва придают мужество, слоновая кость в виде порошка использовалась при проблемах мочеиспускания, верблюжье мясо использовали для укрепления нервной системы, верблюжье молоко для лечения геморроя, свежая печень рыб применялась при куриной слепоте, вытяжки из пантов молодого оленя применялись как стимулирующее средство. Как лекарственные средства минерального происхождения использовали железо, свинец, мышьяк, олово, медь, золото, серебро и их соединения – сульфат железа, ацетат меди, сульфат меди, а также буру, квасцы, морскую соль, едкий натр, нашатырь (впервые обнаружен в Египте), соединения серы – противочесоточное средство и соединения ртути – для лечения сифилиса.. Все лекарственные средства делились на: · Тонические; · Вяжущие; · Разрешающие; · Слабительные К тоническим средствам относилось: женьшень, чай, табак, мясо из различных животных и др. Особой известностью пользуется корень женьшеня, который появился V – IV вв. до н.э. На вкус он горько - кислый, его вываривали до консистенции кашицы, прозрачной на вид, со слегка красноватым и желтоватым оттенком. Употребляется он утром и вечером вместе с чаем и супом. Женьшень входил в состав многих лекарственных препаратов. Китайцы называют его «даром бессмертия» и «чудом мира». Он восстанавливает силы, старым возвращает юность, возведен в ранг панацеи. Теперь его научились культивировать. Чай, как целебное растение, упоминается еще в старинной энциклопедии Бань Цяо. Чай излечивает все недуги, прогоняет сонливость и т.д. К вяжущим средствам относилось: чернильные орехи, семена лотоса, мускатный орех, опий, семена фиников, айва, кислая слива, железные опилки, листовое золото. К разрешающим средствам относилось: кассия, мимоза, мускус, имбирь, камфара, белая чемерица, семена и корень репы, сандаловое дерево, семена горчицы, гвоздика. Мускус - продукт выделения мускусного, железистого мешка, находящегося у самца кабарги перед половыми органами. Применяли в виде мускусной настойки по несколько капель как возбуждающее и усиливающее средство. К слабительным средствам относилось: семена подорожника, шалфей, красные бобы, ревень, сернокислый натр, снежная вода Китайская медицина продолжительное время развивалась изолировано. В Европу сведения о ней проникли только в XIII веке. В современном мире традиционная китайская медицина играет большую роль. Изучение ее наследий имеет важное значение для развития научной медицины.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 4400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |