КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Развитие медицины и фармации в Древней Греции
ДревняяГреция, Эллада, общее название территории древнегреческих государств, занимавших юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё влияние в период греческой колонизации (8-6 вв. до н.э.) на территории Южной Италии, восточной Сицилии, южной Франции, на северном побережье Африки (в Киренаику), проливы и побережья Чёрного и Азовского морей, куда были выведены греческие колонии. История древней Греции насчитывает по меньшей мере три тысячелетия блистательного развития, в котором выделяют 6 основных периодов: 1) Эпоха камня (до 3-го тысячелетия до н.э.) 2) Бронзовый век (XXVIII – XII вв. до н.э.) 3) Период дорийского переселения (XI – IX вв. до н.э.) 4) Возникновение и развитие полисного строя (VIII – VI вв. до н.э.) 5) Классический период (V – IV вв. до н.э.) 6) Греция в период эллинизма и римского господства (IV век до н.э. – IV век н.э.). Эпоха камня в Греции. Становление и формирование родового строя (около 100 тыс. - около 2900 до н.э.). О заселении территории Греции. человеком свидетельствуют археологические раскопки, обнаружившие палеолитические стоянки на территории от Македонии до Элиды, относящиеся к периоду среднего палеолита (около 100-го - 40-го тысячелетия). К этому времени относится череп неандертальского человека, найденный на полуострове Халкидика. В период неолита (около середины 7-го тысячелетия - около 2800) население Греции освоило земледелие, занималось скотоводством, ведя оседлый образ жизни. В этот период родовой строй, складывавшийся ещё в эпоху среднего палеолита, достиг полного развития. В 5-4 тысячелетии вырабатывались локальные варианты неолитической культуры материковой Греции, островов Эгейского моря и особенно Крита. На материке и островах отмечены передвижения племён. Бронзовый век (около 28 — около 12 вв. до н. э.). Возникновение раннеклассовых обществ. Период ранней бронзы (около 28 - около 21 вв. до н.э.). Этот период отмечен особым подъёмом островной Греции. К середине 3-го тысячелетия на многих островах (на Сиросе, Паросе, Мелосе, Китносе, Аморгосе и др.) была развита широкая добыча серебра, свинца и меди и изготовление металлической посуды, оружия, орудий, украшений и ритуальных вещей. Одновременно наблюдался значительный прогресс в гончарном и строительном ремёслах. Мореходство во 2-й половине 3-го тысячелетия связало всё побережье Эгейского моря. Появились первые города. Период средней бронзы (около 20-17 вв. до н.э.). Этот период отмечен значительным прогрессом Крита в хозяйственной и социальной жизни. Здесь возникли небольшие раннерабовладельческие государства. Быстро эволюционировало критское письмо: от пиктографического к иероглифическому (в 23-17 вв.). Внутреннюю историю материковой Греции в 20-17 вв. характеризует сравнительно медленное развитие, способствовавшее устойчивости общинных отношений. Лишь с 17 века началось формирование раннерабовладельческих государств Микен, Тиринфа, Пилоса и др. Период поздней бронзы (около 16 - около 12 вв. до н.э.). Продолжался подъём критских государств. Материковая Греция достигла наивысшего подъёма в 16-13 вв. Прогресс в земледелии и ремёслах повлек рост населения. Для 15-14 вв. характерно широкое распространение ахейских изделий на восток (в Троаду и др. районы Малой Азии, на Кипр, в Финикию, Сирию, Египет) и на запад (в Сицилию и Южную Италию). Период дорийского переселения - начало железного века. Дальнейшее формирование классовых обществ (около 11-9 вв. до н.э.). Около 1200 года до н.э. племенные вторжения охватили материковую Грецию и острова, включая Крит. Из северных районов вторглись новые греческие племена дорийцев, занявших часть земель в Средней и Южной Греции. Только Афины смогли сохранить свою независимость, и туда бежала часть населения из побеждённых ахейских государств Пелопоннеса. После дорийского завоевания в Греции сложились мелкие самостоятельные общины. К 9 веку греческие племена заселяли эолийцы - северную Грецию, дорийцы - среднюю Грецию и восточную часть Пелопоннеса, ионийцы - Аттику, ахейские племена, сохранившие самостоятельность, были оттеснены в Аркадию и Ахайю. Важнейшее событие этого периода - начало колонизации греками островов и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (Иония) - ионийцами, южные - дорийцами. Возникновение и развитие полисного строя (8-6 вв. до н. э.). Дальнейшее распространение железных орудий труда привело к выделению ремесленников. Отделение ремесла от земледелия означало переход к более широкому обмену, производству на рынок, к развитию городов. Для городов Греции стало жизненно важным установление регулярных торговых связей и снабжение населения городов сырьём и недостающими продуктами питания. В городах скапливались обезземеленные крестьяне. Возрастала в то же время нужда в рабах. Экономической необходимостью стал вывод колоний. Он был вызван, прежде всего, классовой борьбой внутри греческих городов- государств и проводился с целью смягчения резких социальных противоречий. В Грецию поступали рабы; она ввозила хлеб и др. продукты питания, сырьё, предметы роскоши. Повсеместное распространение получили монеты, заимствованные греками у лидийцев в 7 в. Некоторые города превратились в общегреческие религиозные центры. Рост количества рабов в городах усиливал позиции рабовладельцев, связанных с торговлей, ремеслом и денежным хозяйством. Однако основное средство производства - земля и политическая власть по-прежнему оставались в руках родовой знати, экономическое могущество которой базировалось на семейно-родовой собственности на землю и порабощении и закабалении мелких земледельцев. Раннегреческая тирания (7-6 вв.) характерна и для ряда городов материковой Греции. Классический период рабовладельческого полиса (5 - первые три четверти 4 вв. до н.э.). 5-4 вв. до н.э. в истории Греции - период наивысшего экономического, политического и культурного расцвета полисного строя. Хозяйственную систему экономически передовых торгово-ремесленных полисов в основном определял труд рабов, использовавшийся в ремесле (рабские мастерские), на рудниках, а также спорадически в сельском хозяйстве. Мелкое крестьянское хозяйство и мелкое свободное ремесло играли значительную роль. Время наибольшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры падает на годы правления Перикла (443-429). Однако этот период был сравнительно кратковременным. Превращение союзников в подданных, перенос всех важнейших дел в афинский суд, ограничение свободы торговли, взыскание подати - фороса, карательные экспедиции, выведение клерухий на территории союзников вызывали стремление последних к освобождению, особенно со стороны олигархических кругов. Одновременно назревал и конфликт внешнеполитического характера: борьба Афин и Коринфа за торговые пути на западе, борьба Афин и Спарты за гегемонию в Греции. В этот период на севере Греции возникла новая сила - Македония. К 346 году македонским царём Филиппом II были завоёваны сначала Фессалия, затем Фокида, Халкидика и фракийское побережье. Греция в период эллинизма и римского господства (конец 4 века до н.э. - 4 в. н. э.). Битва при Херонее и завоевания греко-македонской армии на востоке под командованием Александра Македонского открыли период эллинизма. Монархия Александра Македонского распалась сразу после его смерти. Борьба государств во главе с Афинами против Македонии после смерти Александра закончилась победой Македонии и расправой с греческими демократами. Однако Македония не смогла восстановить свою власть над всем Балканским полуостровом. Борьба преемников Александра, а позже Македонии и двух союзов за власть в Греции приводила к массовому разрушению городов, продаже жителей в рабство, заселению центров новыми колонистами. С этого времени Греция постоянно находилась под римским влиянием. Греки свою культуру большей частью заимствовали из Азии, но она подверглась у них такой коренной внутренней переработке, что имеет право считаться самобытной. Греческие мыслители и ученые, во многом превзойдя своих учителей, заложили основы многих научных знаний. В этой стране пытливый дух исследования во всех отраслях человеческого знания рано вступил в свои права. Вот почему и медицина ни в одной стране Древнего мира не достигла такого высочайшего развития, как в Греции, и послужила основанием всей западной позднейшей медицины. В Греции медицина прошла две фазы развития: период первобытного эмпиризма, доступного всем и каждому, и период мифологический, в котором она была достоянием немногих. Но в продолжение всего мифологического периода развивалась, росла и передавалась из века в век другая, рациональная медицина, независимо и вопреки влиянию жрецов. Первыми научными открытиями медицина обязана древнегреческой философии. Серьезные изыскания древних школ продвинули вперед медицину, и тем самым было положено начало естествознанию и научной медицине. Так называемая натурфилософия ионийских философов - материалистов явилась философской и естественно-научной основой медицины античной Греции. Крупнейшим представителем материализма и атеизма в древнегреческой философии был Демокрит. Значительное внимание он уделял и медицине. «Здоровье просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они имеют сами в своем распоряжении средства к этому», - писал он. Демокрит (около 460, Абдера (Фракия), — умер около 370 до н.э.), древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма. Из сохранившихся отрывочных сведений о жизни Демокрита известны его многочисленные путешествия в разные страны (в том числе в Египет, Вавилонию, Иран, Индию, Эфиопию), энциклопедический характер его познаний: он занимался всеми существовавшими тогда науками - этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т.д. Из многочисленных сочинений до нас дошло только около 300 фрагментов. Многие авторитетные античные источники восхваляют простоту, ясность и красоту его стиля, по своей поэтичности приближающегося к стилю Платона. Душа также состоит из атомов - огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т.е. лишена бессмертия. Мышление, хотя и основанное на ощущениях и носившее у Д. вполне телесный характер, тем не менее, ставилось у него выше всего; ощущения, взятые сами по себе, ложны. Этика впервые становится у Демокрита отдельной наукой. Высшее блаженство он видит в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности духа. Он одним из первых говорил об историческом прогрессе в области наук, искусств и ремёсел, происхождение которых объяснял нуждой, потребностями людей.
Продолжателем его философии был Эпикур, влияние которого сказалось позднее в Риме. Эпикур (342—341 до н.э., о. Самос, - 271 до н.э., Афины), древнегреческий философ-материалист. С 306 года жил в Афинах, где основал философскую школу. Из большого наследия Эпикура (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание. Философия Эпикура разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике, исходя из идей Демокрита и киренской школы, он объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни - в достижении удовольствий. Результат правильной жизни - невозмутимый покой души, счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.
Но материалистическая натурфилософия не была единственным философским учением в античной Греции. Наиболее ранней идеалистической школой была пифагорейская. Основатель ее - Пифагор из Самоса. Он лечил по правилам храмовой медицины, пением религиозных гимнов, очистительными обрядами и религиозными танцами. Все лекарственные средства он отвергал. Пифагор Самосский (около 570 - около 500 до н.э.), древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. Скудные сведения о жизни и учении Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его как полубога, совершенного мудреца, наследника всей античной и ближневосточной науки, чудотворца и мага. Пифагор покинул родной остров Самос в знак протеста против тирании Поликрата; возможно, что он действительно посетил в своих путешествиях Египет и Вавилон (позднейшие авторы предполагали, что П. был посвящен в различные тайные доктрины восточных жрецов). В зрелом возрасте (по преданию, на 40-м году жизни) он поселился в южноиталийском г. Кротоне, где основал строго закрытое сообщество своих последователей, уже при жизни почитавших его как высшее существо. Доктрины и открытия Пифагора, сохранившиеся в устной традиции сообщества, невозможно отделить от идей его последователей, любивших приписывать Пифагору собственную умственную инициативу.
Существовала в Древней Греции еще одна идеалистическая школа - школа Платона, который считал, что человеком во всех проявлениях его жизни правит «вечный разум» посредством трех душ: разумной, животной и растительной. Платон (428 или 427 до н.э., Афины, - 348 или 347), древнегреческий философ. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу - Академию платоновскую. Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами. Философия Платона не изложена систематически в его произведениях, представляющихся современному исследователю скорее обширной лабораторией мысли; его систему приходится реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе»; к нему примыкает учение о «космосе». В последние годы жизни Платон переработал учение об идеях в духе пифагореизма, усматривая их источник в «идеальных числах». Историческое значение философии Платона определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма. Его идеи послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма.
Борьба материалистической «линии Демокрита» с идеалистической «линией Платона» в Древней Греции была борьбой прогрессивной рабовладельческой демократии с реакционной рабовладельческой аристократией. Под влиянием передовых философских учений - стихийного материализма и наивной диалектики - передовые врачи Древней Греции дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезни, связи их с внешней средой, болезнях, как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т.п. Эти новые подходы к болезни и ее лечение способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Основой научной медицины в Древней Греции была первоначальная, эмпирическая медицина, возникшая гораздо ранее жреческой медицины. Первые сведения о ней находятся в творениях Гомера и других древнегреческих писателей. Врачи того времени причислялись к классу людей, ремесло которых приносило пользу народу. Их называли «врачами болезней». Но болезни они не различали на внутренние и наружные. Для лечения ран (поверхностных, проникающих, ушибленных) употреблялись порошковатые вещества в виде присыпок для остановки кровотечения и для устранения боли. Внутрь при этом давали укрепляющий напиток из вина с луком, медом, козьим сыром и белой мукой. Как гигиеническое средство назначались серные окуривания. Рекомендовались капуста как местное средство при болезнях половых органов, против укусов бешеных собак; анис, шалфей, орехи кедра при полипах; мальва как смягчительное средство. Уже тогда знали ядовитое действие некоторых грибов; ячменный отвар играл важную роль в терапии многих древнегреческих врачей. Вообще же считалось, что хороший врач тот, кто вовремя умеет применять соответствующие лекарства, а дурной тот, который, при серьезной болезни теряет присутствие духа и не в состоянии выдумать никакого лечения. Но врачей сколько-нибудь подготовленных было так мало, что в случае нужды и при отсутствии врачебной помощи всякий принимался за заклинания и магические формулы. Постепенно в различных местностях Греции возник целый ряд культов богов. Но греческие боги - это не столько владыки и деспоты, стоящие над людьми, сколько олицетворение различных людских качеств как хороших, так и дурных. В VII в. до н.э. в Древней Греции возник культ бога врачевания Асклепия (у римлян - Эскулап), по преданию жившего в Фесалии в северной Греции. Асклепий, в древнегреческой мифологии бог врачевания. При храмах, где служители Асклепия (асклепиады) занимались врачеванием, возникли медицинские школы, в которых греческая медицина достигла значительного для своего времени развития. В 3 в. до н.э. культ Асклепия проник в Рим, где его стали называть Эскулапом. В древнегреческой мифологии он являлся сыном Аполлона, врача богов и бога врачей, бога солнца, света и покровителя искусств и учеником кентавра Хирона, которого считают одним из первых основателей греческой медицины. Хирон, отличался умением лечить целебными травами. Он нашел, что сок василька обладает драгоценными свойствами заживлять раны, и исцелил им свою рану, нанесенную отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение Gentaureum cianus. Великий и беспорочный врач, славился искусством исцелять больных. Лечил он хирургические болезни втираниями и разрезами, внутренние болезни - освежающими напитками, волшебными средствами и приятными песнопениями. Сыновья Асклепия были также искусными врачами, а покровительницы отдельных отраслей медицины, Гигиея и Панацея, считались его дочерьми. Гигиея (отсюда термин, «гигиена»), что значит «здоровье» - прославилась разумными профилактическими советами и была почитаема как богиня здоровья. Она изображалась юной девой, держащей в левой руке чашу, из которой пьет змея. Панацея - покровительница лекарственной терапии) умела лечить от всех болезней. Впоследствии имя ее стало нарицательным: панацеей стали называть средство, которое может помочь во всех случаях жизни.
Асклепий чаще всего изображался в виде могучего, внушающего уважение старца с седой бородой, со строгими и вместе с тем кроткими чертами лица. В руке он держал посох, обвитый змеей - эмблемой здоровья, живучести, бессмертия, мудрости; у ног его был кувшин, а самого его окружали петух, сова, орел, ястреб, коза и баран. О происхождении змеи в изображении Асклепия существует миф, в котором рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец легендарного царя Крита Миноса, чтобы воскресить его умершего наследника. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее. Вдруг появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую с помощью этой травы. Асклепий понял, что этой травой он может оживить умершего царевича. В дальнейшем он исцелял этой травой людей от болезней.
Посох Асклепия изображался в виде суховатой палки. Считается, что посох - символ зрелости, так как люди постоянно чувствовали большое доверие к пожилому, умудренному знаниями врачу. Одним из первых указал на необходимость в медицинской эмблеме посоха древнеиндийский врач Сушрута. Изображение прямого вертикального посоха и обвивающей его змеи является в настоящее время международной медицинской эмблемой. В XVIII веке в Падие появилась широко распространенная эмблема - чаша с обвитой вокруг нее змеей; чаша, по одним данным, это сосуд для воды, по другим - сосуд для лекарственного яда (противоядия), по третьим - сосуд с жертвенным (медовым) напитком. Но, по общепринятому мнению, чаша представляет собой сосуд с исцеляющими силами природы. Смысл же всей эмблемы таков: врач должен быть мудр, как змея, а мудрость черпать из чаши познания природы. В честь Асклепия по всей Греции были построены храмы - асклепейоны. Они были расположены большей частью вне городов, в живописных местностях, вблизи рек и целебных минеральных источников. При многих из них находились приюты для обращавшихся за помощью больных. Самым главным средством для исцеления был священный сон у ног божества - Асклепия. Толкованием сновидений занимались жрецы. По ним определялись средства против болезней: внутреннее и наружное употребление жертвенной крови, диетические средства (мед, изюм), слушание стихов, посещение театра, езда верхом, охота, обильные кровопускания, употребление рвотных и слабительных, водные процедуры, массаж. Принято считать, что храмы служили не только учреждениями для лечения болезней, но и школами для наблюдения и записывания представлявшихся случаев болезней. Эти познания передавались в семействах жрецов из одного поколения в другое, и таким образом возник кастообразный класс асклепиадов. Позднее название асклепиадов постепенно потеряло свое первоначальное значение, и его присваивали всем без различия врачам. Постепенно отдельные асклепейоны развивались в настоящие лечебные учреждения, которые были первыми в истории медицины общественными лечебницами. Отдельные города учреждали у себя должность городского врача. Купцов, ремесленников и свободных земледельцев обслуживали врачи - периодевты, странствовавшие по городам с набором примитивных инструментов и лекарств. Были придворные, а также военные и флотские врачи. Во времена Гиппократа рабов лечили врачи из неосвобожденного сословия, но им не воспрещалось лечиться и у свободных врачей. Большая часть врачей занималась всеми отраслями медицины, специалистов было немного. Кроме врачей существовали еще ризотомы, собиравшие растения и коренья. Несколько выше их стояли фармакополы, которые на площадях продавали не только лекарства, но и косметические средства, оптические стекла. Были у греков и ветеринары. Практика была свободным ремеслом. Лечение больных производилось или на дому, где нередко консультировало несколько врачей, или в «ятрейях», которые открывали у себя на дому разбогатевшие врачи и представляли собой нечто вроде амбулаторных клиник или лечебниц. В ятрейи обращались преимущественно больные с легкими болезнями, чтобы тут же получить лекарство. Существовали также подобные заведения для бедных, содержавшиеся на средства общин или государства, которые снабжали их всем необходимым и платили жалованье заведовавшим им врачам. В более древние времена, выздоравливавшие от болезней, благодарили врачей подарками. Позднее врачи стали получать плату, о которой условливались заранее, и преимущественно потому, что сами отпускали лекарства. В общественных лечебницах, наряду с врачами, существовал вспомогательный медицинский персонал. В круг его обязанностей входило собирание лекарственных материалов и приготовление лекарств; они ставили компрессы, банки, втирали мази, готовили ванны, производили незначительные хирургические операции. Одно из помещений лечебницы отводилось для хранения лекарственных средств и называлось apotheke (от греческого «аро» - от и «theke» - ящик). Так в древней Греции называли хранилища редких и ценных вещей. Термин «аптека» впоследствии распространился во многие страны мира и стал означать специализированные предприятия по изготовлению и продаже лекарственных средств. Целью общественных лечебниц было не только исцеление больных, но и дать возможность молодым врачам совершенствоваться в искусстве, то есть это были к тому же и медицинские учебные учреждения. Обучение в таких школах начиналось рано, в возрасте от 10-12 лет. По окончании школы врач перед городской общиной приносил присягу или давал клятву в честном служении обществу. Только тогда он получал право на занятие должности врача. Наиболее известными в Древней Греции были медицинские школы в Книдосе и Коссе, между которыми установились отношения оживленного соперничества. Передовой была Косская школа, считавшая истинной задачей врача создание определенных общих принципов лечения больных. Остров Кос считается родиной знаменитого древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ (460 до н. э., о. Кос, - 377 до н. э. (по др. данным — 356 до н. э.), около Ларисы, Фессалия), древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Медицинское образование получил под руководством своего отца Гераклида, мать Гиппократа, Фенарета, была повитухой. Считают, что Гиппократ относился к 17-му поколению врачебной семьи, из которой вышла косская школа врачей. Гиппократ вёл жизнь странствующего врача (периодевта) в Греции, Малой Азии, Ливии; посетил берега Чёрного моря, был у скифов, что позволило ему ознакомиться с медициной народов Передней Азии и Египта. Сочинения, дошедшие до нас под именем Гиппократа, представляют собой сборник из 59 сочинений различных авторов, собранных воедино учёными Александрийской библиотеки. Самому Гиппократу приписывают чаще всего следующее сочинение: «О воздухе, воде и местности», «Прогностика», «Диета в острых болезнях», 1-я и 3-я книга «Эпидемии», «Афоризмы», «Вправление сочленений», «Переломы», «Раны головы». Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от влияний жреческой, храмовой медицины и определение пути её самостоятельного развития. Гиппократ учил, что врач должен лечить не болезнь, а больного, принимая во внимание индивидуальные особенности организма и окружающую среду. Он исходил из мысли об определяющем влиянии на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека факторов внешней среды. Гиппократ выделял эти факторы (климат, состояние воды, почвы, образ жизни людей, законы страны и пр.) с точки зрения их влияния на человека. Он явился родоначальником географии медицинской. Различал по конституции основных 4 типа людей - сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Разрабатывал вопросы этиологии, отрицая при этом сверхъестественное, божественное происхождение болезней. Установил основные стадии развития болезни, разрабатывал вопросы диагностики. Выдвинул 4 принципа лечения: приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогать природе и, соблюдая осторожность, щадить больного. Гиппократ известен и как выдающийся хирург; разработал способы применения повязок, лечение переломов и вывихов, ран, фистул, геморроя, эмпием. Гиппократу приписывают текст врачебной клятвы («Клятва Гиппократа»), сжато формулирующей моральные нормы поведения врача (хотя первоначальный вариант клятвы существовал ещё в Египте). Гиппократа называют «отцом медицины».
Сочинения, приписываемые Гиппократу, были впоследствии сгруппированы в дошедший до нас «Гиппократов сборник». Гиппократ в основном придерживался материалистических взглядов. Главной его заслугой является то, что он освободил медицину от преобладающего в ней влияния религия, первый пытался обобщить все известные медицинские наблюдения, привел их в систему и дал им философское обоснование. Средством решения этой задачи служил врачебный метод Гиппократа, сводящийся к мыслящему наблюдению врача у постели больного с учетом индивидуальных особенностей его организма. Он разработал нормы поведения врача в отношении больного и выдвинул четыре принципа лечения: приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогая природе и соблюдая осторожность, щадить больного. Гиппократ впервые и последовательно показал неразрывное единство между организмом и окружающей природой. Но совершающиеся внутри организма процессы он представлял себе менее ясно. Здесь Гиппократ исходил в основном из гуморальных представлений. Согласно этим представлениям жизнь, организма определяется четырьмя соками: кровью, слизью, желтой желчью и черной желчью. В основе этих соков лежат четыре основных начала: огонь, вода, воздух и земля, которым соответствует четыре качества: сухое, влажное, теплое и холодное. В связи с этим в основу его системы лекарствоведения было положено представление о том, что болезни возникают при изменении или нарушении соотношения между основными жидкостями организма. Гиппократ полагал, что каждое лекарство должно действовать на одну из них, то есть в зависимости от соразмерности смешения четырех качеств лекарство должно согревать, охлаждать или высушивать организм. Поэтому все лекарственные вещества делились на холодные, влажные, теплые и сухие. Какое значение Гиппократ придавал лекарствоведению, видно из следующего: «Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен тщательно удержать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все, что относится к лечению болезней вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют в определенных болезнях, ибо в этом начало, середина и конец познаний лекарств». Причем для школы Гиппократа лекарством является все то, что изменяет состояние организма: «Все обладающие известной силой вещества могут быть лекарственными». Гиппократ уделял особое внимание лечению травами. Гиппократ стремился наилучшим образом сохранить природу лекарственных средств, для лечения он применял в основном свежие растения. Гиппократ придавал большое значение условиям хранения лекарств. «Все соки, выжатые и вытекающие из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы и корни - в новых глиняных банках, хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарства, как бы впавши в обморочное состояние», - обращался он в письме к Кратевасу, одному из собирателей трав. Гиппократ сам занимался приготовлением лекарств. На дозировку мало обращалось внимания, не было точных определений веса и меры, часто ограничивались такими понятиями, как, например: «с раковину», «с пятку оленя». Лекарственные вещества, употреблявшиеся в Древней Греции во времена Гиппократа, весьма разнообразны. К ним относятся лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождений. Рассмотрим лишь некоторые из них. Вода представлялась как холодное и влажное начало. Самой худшей считалась стоячая, болотная или прудовая вода, самой лучшей - горная и дождевая. Холодная вода рекомендовалась в виде примочек при переломах и вывихах, в виде обливаний - при обмороке; теплая вода - при воспалениях легких, при головных болях. Ванны считались полезными при болях в груди и спине, при одышке. К питательным веществам относились разные злаки, овощи, плоды, яйца и различные виды молока. Коровье молоко назначалось при самых разнообразных болезнях, часто употреблялось ослиное, кобылье и козье молоко. В качестве наркотических веществ применялся мак (считался у древних греков атрибутом бога сна - Морфея, которого изображали в виде юноши, держащего в руках пучок маковых головок; с венком из мака изображали и родную сестру его - смерть). Рвотные средства греки применяли с профилактической целью вместо клизмы. Рвоту вызывали с помощью теплой воды, дикого огурца, чемерицы. Клизмы были двух видов: жирные, густые с молоком и бобовым отваром и жидкие, соленые с рассолом и морской водой. В качестве мочегонных назначались морской лук, чесаок, рута. При острых заболеваниях применялись отвар из очищенного ячменя вместе с вином и медом, вино красное или белое, мед с уксусом и водой, отвары из трав, из сухого винограда, оливок, пшеницы, настойки из миртовых ягод и зерен граната. Среди остальных растений применялись крапива (при болезнях легких и матки), пион (в переводе с латинского означает «врачебный, целительный»; помогал при удушье, подагре), мирра (винный настой на плодах считали эликсиром здоровья и бодрости), терпентин, жостер, камфара (все против женских болезней), мята, душица, укроп, мыльнянка, ирис, артенизия (ее называли «травой здоровья»), подорожник (рекомендовали настой из семян при желудочных заболеваниях), в качестве вяжущих средств дуб, марена, василек, шалфей (в переводе с древнегреческого означает «здоровье», греки верили в чудодейственную силу этого растения, якобы продлевающего жизнь), фиалка (на цветках ее настаивали вино и применяли при камнях в почках и в мочевом пузыре, как средство «сокрушающее» их в песок), также льняное масло, масло горького и сладкого миндаля при болезнях внутренних органов, водоросли. Из минеральных веществ использовали: медь внутрь в виде пилюль, как мочегонное, снаружи при чесотке, при язвах, как прижигающее; медный купорос для мазей на язвы; свинец только для наружного употребления, окислы свинца и углекислая окись свинца для мазей при язвах головы, матки; железо, раскаленное я затем гашенное в моче, против бесплодия; сера при удушье, водянке, истерике, для вдыхания - при воспалениях зева, снаружи в виде мазей; известь как прижигающее на язвы и против проказы; мышьяк в смеси с серой, горьким миндалем на вине как питье при истерике, снаружи как прижигающее; квасцы как вяжущее при воспаления зева, при болях десен; поваренная соль для присыпки на раны, при болезнях селезенки, для ванн при болезнях кожи. Несмотря на обоснование Гиппократом медицины, как науки и искусства, влияние его на ближайший за ним период было очень кратковременным. Трезвое научное наблюдение весьма скоро стушевалось перед выступившей после него чисто умозрительной философией, под влиянием которой возникла так называемая догматическая медицинская школа, следовавшая философии Платона - крупнейшего идеалиста античного мира. Учением этой школы завершилась древняя возвышенная доктрина, согласно которой жизнь состоит в постоянном взаимодействии тела и духа, который управляет ею. Болезни же стесняют свободу духа, они всеми усилиями стараются изгнать ее, эта борьба выражается в симптомах болезни. Но первые основатели догматической школы не были однородными догматиками, они располагали значительным запасом хороших наблюдений, но слепо верили в непогрешимость умозаключений и преимущество перед опытом. Часто они вдавались в теоретические объяснения, опирались не на факты, а на свои предвзятые идеи. Терапия их состояла в восстановлении нарушенного равновесия. Они советовали, как можно реже прибегать к лекарствам и обращали внимание в основном на диетический способ лечения. В это время было уже известно исправление вкуса лекарств прибавлением сладких примесей.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |