Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Те­ма 6. Развитие медицины и фармации в Древней Греции




 

ДревняяГреция, Эллада, общее название территории древнегреческих государств, занимавших юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё влияние в период греческой колонизации (8-6 вв. до н.э.) на территории Южной Италии, восточной Сицилии, южной Франции, на северном побережье Африки (в Киренаику), проливы и побережья Чёрного и Азовского морей, куда были выведены греческие колонии.

История древней Греции насчи­тывает по меньшей мере три тысячеле­тия блистательного развития, в котором выделяют 6 основных периодов:

1) Эпоха камня (до 3-го тысячелетия до н.э.)

2) Бронзовый век (XXVIII – XII вв. до н.э.)

3) Период дорийского переселения (XI – IX вв. до н.э.)

4) Возникновение и развитие полисного строя (VIII – VI вв. до н.э.)

5) Классический период (V – IV вв. до н.э.)

6) Греция в период эллинизма и римского господства (IV век до н.э. – IV век н.э.).

Эпоха камня в Греции. Становление и формирование родового строя (около 100 тыс. - около 2900 до н.э.). О заселении территории Греции. человеком свидетельствуют археологические раскопки, обнаружившие палеолитические стоянки на территории от Македонии до Элиды, относящиеся к периоду среднего палеолита (около 100-го - 40-го тысячелетия). К этому времени относится череп неандертальского человека, найденный на полуострове Халкидика. В период неолита (около середины 7-го тысячелетия - около 2800) население Греции освоило земледелие, занималось скотоводством, ведя оседлый образ жизни. В этот период родовой строй, складывавшийся ещё в эпоху среднего палеолита, достиг полного развития. В 5-4 тысячелетии вырабатывались локальные варианты неолитической культуры материковой Греции, островов Эгейского моря и особенно Крита. На материке и островах отмечены передвижения племён.

Бронзовый век (около 28 — около 12 вв. до н. э.). Возникновение раннеклассовых обществ. Период ранней бронзы (около 28 - около 21 вв. до н.э.). Этот период отмечен особым подъёмом островной Греции. К середине 3-го тысячелетия на многих островах (на Сиросе, Паросе, Мелосе, Китносе, Аморгосе и др.) была развита широкая добыча серебра, свинца и меди и изготовление металлической посуды, оружия, орудий, украшений и ритуальных вещей. Одновременно наблюдался значительный прогресс в гончарном и строительном ремёслах. Мореходство во 2-й половине 3-го тысячелетия связало всё побережье Эгейского моря. Появились первые города.

Период средней бронзы (около 20-17 вв. до н.э.). Этот период отмечен значительным прогрессом Крита в хозяйственной и социальной жизни. Здесь возникли небольшие раннерабовладельческие государства. Быстро эволюционировало критское письмо: от пиктографического к иероглифическому (в 23-17 вв.). Внутреннюю историю материковой Греции в 20-17 вв. характеризует сравнительно медленное развитие, способствовавшее устойчивости общинных отношений. Лишь с 17 века началось формирование раннерабовладельческих государств Микен, Тиринфа, Пилоса и др.

Период поздней бронзы (около 16 - около 12 вв. до н.э.). Продолжался подъём критских государств. Материковая Греция достигла наивысшего подъёма в 16-13 вв. Прогресс в земледелии и ремёслах повлек рост населения. Для 15-14 вв. характерно широкое распространение ахейских изделий на восток (в Троаду и др. районы Малой Азии, на Кипр, в Финикию, Сирию, Египет) и на запад (в Сицилию и Южную Италию).

Период дорийского переселения - начало железного века. Дальнейшее формирование классовых обществ (около 11-9 вв. до н.э.). Около 1200 года до н.э. племенные вторжения охватили материковую Грецию и острова, включая Крит. Из северных районов вторглись новые греческие племена дорийцев, занявших часть земель в Средней и Южной Греции. Только Афины смогли сохранить свою независимость, и туда бежала часть населения из побеждённых ахейских государств Пелопоннеса. После дорийского завоевания в Греции сложились мелкие самостоятельные общины. К 9 веку греческие племена заселяли эолийцы - северную Грецию, дорийцы - среднюю Грецию и восточную часть Пелопоннеса, ионийцы - Аттику, ахейские племена, сохранившие самостоятельность, были оттеснены в Аркадию и Ахайю. Важнейшее событие этого периода - начало колонизации греками островов и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (Иония) - ионийцами, южные - дорийцами.

Возникновение и развитие полисного строя (8-6 вв. до н. э.). Дальнейшее распространение железных орудий труда привело к выделению ремесленников. Отделение ремесла от земледелия означало переход к более широкому обмену, производству на рынок, к развитию городов. Для городов Греции стало жизненно важным установление регулярных торговых связей и снабжение населения городов сырьём и недостающими продуктами питания. В городах скапливались обезземеленные крестьяне. Возрастала в то же время нужда в рабах. Экономической необходимостью стал вывод колоний. Он был вызван, прежде всего, классовой борьбой внутри греческих городов- государств и проводился с целью смягчения резких социальных противоречий. В Грецию поступали рабы; она ввозила хлеб и др. продукты питания, сырьё, предметы роскоши. Повсеместное распространение получили монеты, заимствованные греками у лидийцев в 7 в. Некоторые города превратились в общегреческие религиозные центры. Рост количества рабов в городах усиливал позиции рабовладельцев, связанных с торговлей, ремеслом и денежным хозяйством. Однако основное средство производства - земля и политическая власть по-прежнему оставались в руках родовой знати, экономическое могущество которой базировалось на семейно-родовой собственности на землю и порабощении и закабалении мелких земледельцев. Раннегреческая тирания (7-6 вв.) характерна и для ряда городов материковой Греции.

Классический период рабовладельческого полиса (5 - первые три четверти 4 вв. до н.э.). 5-4 вв. до н.э. в истории Греции - период наивысшего экономического, политического и культурного расцвета полисного строя. Хозяйственную систему экономически передовых торгово-ремесленных полисов в основном определял труд рабов, использовавшийся в ремесле (рабские мастерские), на рудниках, а также спорадически в сельском хозяйстве. Мелкое крестьянское хозяйство и мелкое свободное ремесло играли значительную роль. Время наибольшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры падает на годы правления Перикла (443-429). Однако этот период был сравнительно кратковременным. Превращение союзников в подданных, перенос всех важнейших дел в афинский суд, ограничение свободы торговли, взыскание подати - фороса, карательные экспедиции, выведение клерухий на территории союзников вызывали стремление последних к освобождению, особенно со стороны олигархических кругов. Одновременно назревал и конфликт внешнеполитического характера: борьба Афин и Коринфа за торговые пути на западе, борьба Афин и Спарты за гегемонию в Греции. В этот период на севере Греции возникла новая сила - Македония. К 346 году македонским царём Филиппом II были завоёваны сначала Фессалия, затем Фокида, Халкидика и фракийское побережье.

Греция в период эллинизма и римского господства (конец 4 века до н.э. - 4 в. н. э.). Битва при Херонее и завоевания греко-македонской армии на востоке под командованием Александра Македонского открыли период эллинизма. Монархия Александра Македонского распалась сразу после его смерти. Борьба государств во главе с Афинами против Македонии после смерти Александра закончилась победой Македонии и расправой с греческими демократами. Однако Македония не смогла восстановить свою власть над всем Балканским полуостровом. Борьба преемников Александра, а позже Македонии и двух союзов за власть в Греции приводила к массовому разрушению городов, продаже жителей в рабство, заселению центров новыми колонистами. С этого времени Греция постоянно находилась под римским влиянием.

Греки свою культуру большей частью заимствовали из Азии, но она подверглась у них такой коренной внут­ренней переработке, что имеет право считаться самобыт­ной. Греческие мыслители и ученые, во многом превзой­дя своих учителей, заложили основы многих научных зна­ний.

В этой стране пытливый дух исследова­ния во всех отраслях человеческого знания рано вступил в свои права. Вот почему и медицина ни в одной стране Древнего мира не достигла такого высочайшего развития, как в Греции, и послужила основанием всей западной по­зднейшей медицины.

В Греции медицина прошла две фазы развития: пе­риод первобытного эмпиризма, доступного всем и каждо­му, и период мифологический, в котором она была досто­янием немногих. Но в продолжение всего мифологическо­го периода развивалась, росла и передавалась из века в век другая, рациональная медицина, независимо и вопре­ки влиянию жрецов.

Первыми научными открытиями медицина обязана древнегреческой философии. Серьезные изыскания древ­них школ продвинули вперед медицину, и тем самым было положено начало естествознанию и научной медицине.

Так называемая натурфилософия ионийских фило­софов - материалистов явилась философской и естествен­но-научной основой медицины античной Греции.

Крупнейшим представителем материализма и атеиз­ма в древнегреческой философии был Демокрит. Значительное внимание он уделял и медицине. «Здоровье просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они имеют сами в своем распоряжении средства к этому», - писал он.

Демокрит (около 460, Абдера (Фракия), — умер около 370 до н.э.), древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма. Из сохранившихся отрывочных сведений о жизни Демокрита известны его многочисленные путешествия в разные страны (в том числе в Египет, Вавилонию, Иран, Индию, Эфиопию), энциклопедический характер его познаний: он занимался всеми существовавшими тогда науками - этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т.д. Из многочисленных сочинений до нас дошло только около 300 фрагментов. Многие авторитетные античные источники восхваляют простоту, ясность и красоту его стиля, по своей поэтичности приближающегося к стилю Платона.

Душа также состоит из атомов - огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т.е. лишена бессмертия. Мышление, хотя и основанное на ощущениях и носившее у Д. вполне телесный характер, тем не менее, ставилось у него выше всего; ощущения, взятые сами по себе, ложны. Этика впервые становится у Демокрита отдельной наукой. Высшее блаженство он видит в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности духа. Он одним из первых говорил об историческом прогрессе в области наук, искусств и ремёсел, происхождение которых объяснял нуждой, потребностями людей.

 

Продолжателем его философии был Эпикур, влия­ние которого сказалось позднее в Риме.

Эпикур (342—341 до н.э., о. Самос, - 271 до н.э., Афины), древнегреческий философ-материалист. С 306 года жил в Афинах, где основал философскую школу. Из большого наследия Эпикура (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание.

Философия Эпикура разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике, исходя из идей Демокрита и киренской школы, он объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни - в достижении удовольствий. Результат правильной жизни - невозмутимый покой души, счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.

 

Но материалистическая натурфилософия не была единственным философским учением в античной Греции. Наиболее ранней идеалистической школой была пифаго­рейская. Основатель ее - Пифагор из Самоса. Он лечил по правилам храмовой медицины, пением религиозных гимнов, очистительными обрядами и религиозными танца­ми. Все лекарственные средства он отвергал.

Пифагор Самосский (около 570 - около 500 до н.э.), древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. Скудные сведения о жизни и учении Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его как полубога, совершенного мудреца, наследника всей античной и ближневосточной науки, чудотворца и мага. Пифагор покинул родной остров Самос в знак протеста против тирании Поликрата; возможно, что он действительно посетил в своих путешествиях Египет и Вавилон (позднейшие авторы предполагали, что П. был посвящен в различные тайные доктрины восточных жрецов). В зрелом возрасте (по преданию, на 40-м году жизни) он поселился в южноиталийском г. Кротоне, где основал строго закрытое сообщество своих последователей, уже при жизни почитавших его как высшее существо. Доктрины и открытия Пифагора, сохранившиеся в устной традиции сообщества, невозможно отделить от идей его последователей, любивших приписывать Пифагору собственную умственную инициативу.

 

Существовала в Древней Греции еще одна идеалис­тическая школа - школа Платона, который считал, что человеком во всех проявлениях его жизни правит «веч­ный разум» посредством трех душ: разумной, животной и растительной.

Платон (428 или 427 до н.э., Афины, - 348 или 347), древнегреческий философ. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу - Академию платоновскую.

Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами.

Философия Платона не изложена систематически в его произведениях, представляющихся современному исследователю скорее обширной лабораторией мысли; его систему приходится реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе»; к нему примыкает учение о «космосе».

В последние годы жизни Платон переработал учение об идеях в духе пифагореизма, усматривая их источник в «идеальных числах».

Историческое значение философии Платона определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма. Его идеи послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма.

 

Борьба материалистической «линии Демокрита» с идеалистической «линией Платона» в Древней Греции была борьбой прогрессивной рабовладельческой демократии с реакционной рабовладельческой аристократией.

Под влиянием передовых философских учений - сти­хийного материализма и наивной диалектики - передо­вые врачи Древней Греции дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезни, связи их с внешней средой, болезнях, как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные ста­дии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т.п. Эти новые подходы к болезни и ее лечение способствова­ли расширению и углублению медицинских знаний.

Основой научной медицины в Древней Греции была первоначальная, эмпирическая медицина, возникшая го­раздо ранее жреческой медицины. Первые сведения о ней находятся в творениях Гомера и других древнегреческих писателей. Врачи того времени причислялись к классу людей, ремесло которых приносило пользу народу. Их на­зывали «врачами болезней». Но болезни они не различа­ли на внутренние и наружные.

Для лечения ран (поверхностных, проникающих, ушибленных) употреблялись порошковатые вещества в виде присыпок для остановки кровотечения и для устра­нения боли. Внутрь при этом давали укрепляющий напи­ток из вина с луком, медом, козьим сыром и белой мукой. Как гигиеническое средство назначались серные окурива­ния. Рекомендовались капуста как местное средство при болезнях половых органов, против укусов бешеных со­бак; анис, шалфей, орехи кедра при полипах; мальва как смягчительное средство.

Уже тогда знали ядовитое действие некоторых гри­бов; ячменный отвар играл важную роль в терапии мно­гих древнегреческих врачей. Вообще же считалось, что хороший врач тот, кто вовремя умеет применять соответ­ствующие лекарства, а дурной тот, который, при серьез­ной болезни теряет присутствие духа и не в состоянии выдумать никакого лечения.

Но врачей сколько-нибудь подготовленных было так мало, что в случае нужды и при отсутствии врачебной помощи всякий принимался за заклинания и магические формулы.

Постепенно в различных местностях Греции возник целый ряд культов богов. Но греческие боги - это не столько владыки и деспоты, стоящие над людьми, сколь­ко олицетворение различных людских качеств как хоро­ших, так и дурных.

В VII в. до н.э. в Древней Греции возник культ бога врачевания Асклепия (у римлян - Эскулап), по преданию жившего в Фесалии в северной Греции.

Асклепий, в древнегреческой мифологии бог врачевания. При храмах, где служители Асклепия (асклепиады) занимались врачеванием, возникли медицинские школы, в которых греческая медицина достигла значительного для своего времени развития. В 3 в. до н.э. культ Асклепия проник в Рим, где его стали называть Эскулапом.

В древнегреческой мифологии он являлся сыном Аполлона, врача богов и бога врачей, бога солнца, света и покровителя искусств и учеником кентавра Хирона, ко­торого считают одним из первых основателей греческой медицины.

Хирон, отличался умением лечить целебными тра­вами. Он нашел, что сок василька обладает драгоценны­ми свойствами заживлять раны, и исцелил им свою рану, нанесенную отравленной стрелой Геркулеса. Это и послу­жило поводом назвать растение Gentaureum cianus.

Великий и беспорочный врач, славился искусством исцелять больных. Лечил он хирургические болезни втираниями и разрезами, внутренние болезни - освежающими напитка­ми, волшебными средствами и приятными песнопения­ми. Сыновья Асклепия были также искусными врачами, а покровительницы отдельных отраслей медицины, Гигиея и Панацея, считались его дочерьми.

Гигиея (отсюда термин, «гигиена»), что значит «здо­ровье» - прославилась разумными профилактическими со­ветами и была почитаема как богиня здоровья. Она изоб­ражалась юной девой, держащей в левой руке чашу, из которой пьет змея.

Панацея -­ покровительница лекарственной терапии) уме­ла лечить от всех болезней. Впоследствии имя ее стало нарицательным: панацеей ста­ли называть средство, которое может помочь во всех случа­ях жизни.

 

Асклепий чаще всего изображался в виде могучего, внушающего уважение старца с седой бородой, со строгими и вместе с тем кроткими чер­тами лица. В руке он держал посох, обвитый змеей - эмб­лемой здоровья, живучести, бессмертия, мудрости; у ног его был кувшин, а самого его окружали петух, сова, орел, ястреб, коза и баран.

О происхождении змеи в изображе­нии Асклепия существует миф, в котором рассказывает­ся, что Асклепий был приглашен во дворец легендарного царя Крита Миноса, чтобы воскресить его умершего на­следника. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее. Вдруг появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую с помощью этой травы. Аск­лепий понял, что этой травой он может оживить умерше­го царевича. В дальнейшем он исцелял этой травой лю­дей от болезней.

 

Посох Асклепия изображался в виде суховатой пал­ки. Считается, что посох - символ зрелости, так как люди постоянно чувствовали большое доверие к пожилому, умудренному знаниями врачу. Одним из первых указал на необходимость в медицинской эмблеме посоха древне­индийский врач Сушрута. Изображение прямого верти­кального посоха и обвивающей его змеи является в на­стоящее время международной медицинской эмблемой.

В XVIII веке в Падие появилась широко распростра­ненная эмблема - чаша с обвитой вокруг нее змеей; чаша, по одним данным, это сосуд для воды, по другим - сосуд для лекарственного яда (противоядия), по третьим - со­суд с жертвенным (медовым) напитком. Но, по общепри­нятому мнению, чаша представляет собой сосуд с исцеля­ющими силами природы. Смысл же всей эмблемы таков: врач должен быть мудр, как змея, а мудрость черпать из чаши познания природы.

В честь Асклепия по всей Греции были построены храмы - асклепейоны. Они были расположены большей частью вне городов, в живописных местностях, вблизи рек и целебных минеральных источников. При многих из них находились приюты для обращавшихся за помощью больных. Самым главным средством для исцеления был священный сон у ног божества - Асклепия. Толкованием сновидений занимались жрецы. По ним определялись средства против болезней: внутреннее и наружное употребле­ние жертвенной крови, диетические средства (мед, изюм), слушание стихов, посещение театра, езда верхом, охота, обильные кровопускания, употребление рвотных и слаби­тельных, водные процедуры, массаж. Принято считать, что храмы служили не только учреждениями для лече­ния болезней, но и школами для наблюдения и записыва­ния представлявшихся случаев болезней. Эти познания передавались в семействах жрецов из одного поколения в другое, и таким образом возник кастообразный класс асклепиадов. Позднее название асклепиадов постепенно по­теряло свое первоначальное значение, и его присваивали всем без различия врачам.

Постепенно отдельные асклепейоны развивались в настоящие лечебные учреждения, которые были первы­ми в истории медицины общественными лечебницами.

Отдельные города учреждали у себя должность го­родского врача. Купцов, ремесленников и свободных зем­ледельцев обслуживали врачи - периодевты, странство­вавшие по городам с набором примитивных инструмен­тов и лекарств. Были придворные, а также военные и флотские врачи. Во времена Гиппократа рабов лечили врачи из неосвобожденного сословия, но им не воспреща­лось лечиться и у свободных врачей.

Большая часть врачей занималась всеми отраслями медицины, специалистов было немного. Кроме врачей существовали еще ризотомы, собиравшие растения и ко­ренья. Несколько выше их стояли фармакополы, кото­рые на площадях продавали не только лекарства, но и косметические средства, оптические стекла. Были у гре­ков и ветеринары.

Практика была свободным ремеслом. Лечение боль­ных производилось или на дому, где нередко консульти­ровало несколько врачей, или в «ятрейях», которые от­крывали у себя на дому разбогатевшие врачи и представляли собой нечто вроде амбулаторных клиник или лечеб­ниц. В ятрейи обращались преимущественно больные с легкими болезнями, чтобы тут же получить лекарство. Существовали также подобные заведения для бедных, со­державшиеся на средства общин или государства, кото­рые снабжали их всем необходимым и платили жалова­нье заведовавшим им врачам. В более древние времена, выздоравливавшие от болезней, благодарили врачей по­дарками. Позднее врачи стали получать плату, о которой условливались заранее, и преимущественно потому, что сами отпускали лекарства.

В общественных лечебницах, наряду с врачами, су­ществовал вспомогательный медицинский персонал. В круг его обязанностей входило собирание лекарственных материалов и приготовление лекарств; они ставили комп­рессы, банки, втирали мази, готовили ванны, производи­ли незначительные хирургические операции.

Одно из помещений лечебницы отводилось для хра­нения лекарственных средств и называлось apotheke (от греческого «аро» - от и «theke» - ящик). Так в древней Греции называли хранилища редких и ценных вещей. Тер­мин «аптека» впоследствии распространился во многие страны мира и стал означать специализированные пред­приятия по изготовлению и продаже лекарственных средств.

Целью общественных лечебниц было не только ис­целение больных, но и дать возможность молодым вра­чам совершенствоваться в искусстве, то есть это были к тому же и медицинские учебные учреждения. Обучение в таких школах начиналось рано, в возрасте от 10-12 лет. По окончании школы врач перед городской общиной при­носил присягу или давал клятву в честном служении об­ществу. Только тогда он получал право на занятие долж­ности врача.

Наиболее известными в Древней Греции были медицинс­кие школы в Книдосе и Коссе, между которыми установились отношения оживленного сопер­ничества. Передовой была Косская школа, считавшая истинной задачей врача создание опреде­ленных общих принципов лече­ния больных.

Остров Кос считается роди­ной знаменитого древнегреческо­го врача Гиппократа.

Гиппократ (460 до н. э., о. Кос, - 377 до н. э. (по др. данным — 356 до н. э.), около Ларисы, Фессалия), древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Медицинское образование получил под руководством своего отца Гераклида, мать Гиппократа, Фенарета, была повитухой. Считают, что Гиппократ относился к 17-му поколению врачебной семьи, из которой вышла косская школа врачей. Гиппократ вёл жизнь странствующего врача (периодевта) в Греции, Малой Азии, Ливии; посетил берега Чёрного моря, был у скифов, что позволило ему ознакомиться с медициной народов Передней Азии и Египта. Сочинения, дошедшие до нас под именем Гиппократа, представляют собой сборник из 59 сочинений различных авторов, собранных воедино учёными Александрийской библиотеки. Самому Гиппократу приписывают чаще всего следующее сочинение: «О воздухе, воде и местности», «Прогностика», «Диета в острых болезнях», 1-я и 3-я книга «Эпидемии», «Афоризмы», «Вправление сочленений», «Переломы», «Раны головы».

Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от влияний жреческой, храмовой медицины и определение пути её самостоятельного развития. Гиппократ учил, что врач должен лечить не болезнь, а больного, принимая во внимание индивидуальные особенности организма и окружающую среду. Он исходил из мысли об определяющем влиянии на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека факторов внешней среды. Гиппократ выделял эти факторы (климат, состояние воды, почвы, образ жизни людей, законы страны и пр.) с точки зрения их влияния на человека. Он явился родоначальником географии медицинской. Различал по конституции основных 4 типа людей - сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Разрабатывал вопросы этиологии, отрицая при этом сверхъестественное, божественное происхождение болезней. Установил основные стадии развития болезни, разрабатывал вопросы диагностики. Выдвинул 4 принципа лечения: приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогать природе и, соблюдая осторожность, щадить больного. Гиппократ известен и как выдающийся хирург; разработал способы применения повязок, лечение переломов и вывихов, ран, фистул, геморроя, эмпием. Гиппократу приписывают текст врачебной клятвы («Клятва Гиппократа»), сжато формулирующей моральные нормы поведения врача (хотя первоначальный вариант клятвы существовал ещё в Египте). Гиппократа называют «отцом медицины».

 

Сочинения, приписываемые Гиппократу, были впос­ледствии сгруппированы в дошедший до нас «Гиппокра­тов сборник».

Гиппократ в основном придерживался материалис­тических взглядов. Главной его заслугой является то, что он освободил медицину от преобладающего в ней влияния религия, первый пытался обобщить все известные меди­цинские наблюдения, привел их в систему и дал им фило­софское обоснование. Средством решения этой задачи слу­жил врачебный метод Гиппократа, сводящийся к мыслящему наблюдению врача у постели больного с учетом ин­дивидуальных особенностей его организма. Он разрабо­тал нормы поведения врача в отношении больного и выдви­нул четыре принципа лечения: приносить пользу и не вре­дить, противоположное лечить противоположным, помо­гая природе и соблюдая осторожность, щадить больного.

Гиппократ впервые и последовательно показал не­разрывное единство между организмом и окружающей природой. Но совершающиеся внутри организма процес­сы он представлял себе менее ясно. Здесь Гиппократ ис­ходил в основном из гуморальных представлений.

Согласно этим представлениям жизнь, организма оп­ределяется четырьмя соками: кровью, слизью, желтой желчью и черной желчью. В основе этих соков лежат че­тыре основных начала: огонь, вода, воздух и земля, кото­рым соответствует четыре качества: сухое, влажное, теп­лое и холодное.

В связи с этим в основу его системы лекарствоведе­ния было положено представление о том, что болезни воз­никают при изменении или нарушении соотношения между основными жидкостями организма. Гиппократ полагал, что каждое лекарство должно действовать на одну из них, то есть в зависимости от соразмерности смешения четы­рех качеств лекарство должно согревать, охлаждать или высушивать организм. Поэтому все лекарственные веще­ства делились на холодные, влажные, теплые и сухие.

Какое значение Гиппократ придавал лекарствоведе­нию, видно из следующего: «Лекарства и их простые свой­ства, если таковые описаны, ты должен тщательно удер­жать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все, что относится к лечению болезней вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют в определенных болез­нях, ибо в этом начало, середина и конец познаний ле­карств».

Причем для школы Гиппократа лекарством являет­ся все то, что изменяет состояние организма: «Все обла­дающие известной силой вещества могут быть лекарствен­ными».

Гиппократ уделял особое внимание лечению трава­ми. Гиппократ стремился наилучшим образом сохранить природу лекарственных средств, для лечения он приме­нял в основном свежие растения.

Гиппократ придавал большое значение условиям хра­нения лекарств. «Все соки, выжатые и вытекающие из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы и корни - в новых глиняных банках, хоро­шо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не вы­дохлась сила лекарства, как бы впавши в обморочное со­стояние», - обращался он в письме к Кратевасу, одному из собирателей трав.

Гиппократ сам занимался приготовлением лекарств. На дозировку мало обращалось внимания, не было точ­ных определений веса и меры, часто ограничивались та­кими понятиями, как, например: «с раковину», «с пятку оленя».

Лекарственные вещества, употреблявшиеся в Древ­ней Греции во времена Гиппократа, весьма разнообраз­ны. К ним относятся лекарственные средства раститель­ного, животного и минерального происхождений. Рассмот­рим лишь некоторые из них.

Вода представлялась как холодное и влажное нача­ло. Самой худшей считалась стоячая, болотная или прудо­вая вода, самой лучшей - горная и дождевая. Холодная вода рекомендовалась в виде примочек при переломах и вывихах, в виде обливаний - при обмороке; теплая вода - при воспалениях легких, при головных болях. Ванны счи­тались полезными при болях в груди и спине, при одышке.

К питательным веществам относились разные зла­ки, овощи, плоды, яйца и различные виды молока. Коро­вье молоко назначалось при самых разнообразных болез­нях, часто употреблялось ослиное, кобылье и козье моло­ко. В качестве наркотических веществ применялся мак (считался у древних греков атрибутом бога сна - Мор­фея, которого изображали в виде юноши, держащего в руках пучок маковых головок; с венком из мака изобра­жали и родную сестру его - смерть).

Рвотные средства греки применяли с профилакти­ческой целью вместо клизмы. Рвоту вызывали с помо­щью теплой воды, дикого огурца, чемерицы. Клизмы были двух видов: жирные, густые с молоком и бобовым отва­ром и жидкие, соленые с рассолом и морской водой.

В качестве мочегонных назначались морской лук, чесаок, рута. При острых заболеваниях применялись от­вар из очищенного ячменя вместе с вином и медом, вино красное или белое, мед с уксусом и водой, отвары из трав, из сухого винограда, оливок, пшеницы, настойки из мир­товых ягод и зерен граната.

Среди остальных растений применялись крапива (при болезнях легких и матки), пион (в переводе с латин­ского означает «врачебный, целительный»; помогал при удушье, подагре), мирра (винный настой на плодах счита­ли эликсиром здоровья и бодрости), терпентин, жостер, камфара (все против женских болезней), мята, душица, укроп, мыльнянка, ирис, артенизия (ее называли «тра­вой здоровья»), подорожник (рекомендовали настой из семян при желудочных заболеваниях), в качестве вяжу­щих средств дуб, марена, василек, шалфей (в переводе с древнегреческого означает «здоровье», греки верили в чудодейственную силу этого растения, якобы продлеваю­щего жизнь), фиалка (на цветках ее настаивали вино и применяли при камнях в почках и в мочевом пузыре, как средство «сокрушающее» их в песок), также льняное масло, масло горького и сладкого миндаля при болезнях внут­ренних органов, водоросли.

Из минеральных веществ использовали: медь внутрь в виде пилюль, как мочегонное, снаружи при чесотке, при язвах, как прижигающее; медный купорос для мазей на язвы; свинец только для наружного употребления, окис­лы свинца и углекислая окись свинца для мазей при яз­вах головы, матки; железо, раскаленное я затем гашен­ное в моче, против бесплодия; сера при удушье, водянке, истерике, для вдыхания - при воспалениях зева, снаружи в виде мазей; известь как прижигающее на язвы и против проказы; мышьяк в смеси с серой, горьким миндалем на вине как питье при истерике, снаружи как прижигаю­щее; квасцы как вяжущее при воспаления зева, при бо­лях десен; поваренная соль для присыпки на раны, при болезнях селезенки, для ванн при болезнях кожи.

Несмотря на обоснование Гиппократом медицины, как науки и искусства, влияние его на ближайший за ним период было очень кратковременным. Трезвое научное на­блюдение весьма скоро стушевалось перед выступившей после него чисто умозрительной философией, под влия­нием которой возникла так называемая догматическая медицинская школа, следовавшая философии Платона - крупнейшего идеалиста античного мира. Учением этой школы завершилась древняя возвышенная доктрина, со­гласно которой жизнь состоит в постоянном взаимодей­ствии тела и духа, который управляет ею. Болезни же стесняют свободу духа, они всеми усилиями стараются изгнать ее, эта борьба выражается в симптомах болезни. Но первые основатели догматической школы не были однородными догматиками, они располагали значитель­ным запасом хороших наблюдений, но слепо верили в не­погрешимость умозаключений и преимущество перед опы­том. Часто они вдавались в теоретические объяснения, опирались не на факты, а на свои предвзятые идеи.

Терапия их состояла в восстановлении нарушенного равновесия. Они советовали, как можно реже прибегать к лекарствам и обращали внимание в основном на диети­ческий способ лечения.

В это время было уже известно исправление вкуса лекарств прибавлением сладких примесей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.