КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Археологические находки свидетельствуют о наличии в Индии человеческого общества уже в период каменного века. В отложениях этой эпохи найдены каменные орудия шелльско-ашельского типа. Эти палеолитические орудия сменились мезолитическими и затем неолитическими. Первые датированные остатки бронзовой культуры, найденные в долине реки Инд, относятся к началу 3-го тысячелетия до н.э. Считается, что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда во 2-й половине 3-го тысячелетия до н.э. – 1-й половине 2-го тысячелетия до н.э. Во 2-й половине 2-го тысячелетия до н.э. с северо-запада началось проникновение в Индию, так называемых ариев, поселившихся сначала в Пенджабе, а затем и в долине Ганга. Веды (собрание древнеиндийских религиозных гимнов и заклинаний) рисуют картину жизни этих племён, живущих скотоводством и земледелием, знающих различные ремёсла, ведущих торговлю. У ведических ариев уже существовала частная собственность на скот и прочее движимое имущество, на рабов, а также на землю под усадьбой. Выделялась племенная аристократия, всё более захватывавшая в свои руки власть над рядовыми членами племени. В 1-й половине 1-го тысячелетия до н.э. в северной Индии возник ряд рабовладельческих государств. История Индии этого периода еще недостаточно изучена, а многие выводы историков, в том числе и по таким кардинальным вопросам, как социальные отношения Древней Индии и др., всё ещё являются дискуссионными. Земледельцы жили общинами – родовыми и соседскими. Члены общины были коллективными собственниками земли и сооружений (ирригационных и др.), созданных их совместным трудом. Развивалась и частная земельная собственность. Этот процесс шёл неравномерно в разных частях Индии. Рабство, в основном имело патриархальный характер. Труд рабов применяли главным образом в домашнем хозяйстве. Появились города – столицы рабовладельческих государств. Экономический прогресс, достигнутый в 6-4 в.в. до н.э., внёс существенные изменения в условия жизни древнеиндийского общества. Есть основания предполагать, что в некоторых районах Индии, патриархальное рабство перестало удовлетворять потребности общества. Труд рабов и наёмных работников использовался в земледелии, ремесле и в горнорудных промыслах. К середине 4 в. до н.э. складываются развитые рабовладельческие отношения. Класс рабовладельцев значительно усилился. Усилилась эксплуатация рабов, занятых в рудниках, земледелии, ремесле и на строительстве. Всё это обострило классовые противоречия. Рост социальных противоречий породил религиозно-сектантское движение, из которого выделились буддизм и джайнизм. Потребность в рабах и в средствах для ирригационного строительства, очевидно, стимулировала захватнические войны. В 1-3 в.в. Индия вела оживлённую торговлю с Римом. Расширялись торговые связи и со странами, расположенными на востоке от Индии, вплоть до Китая. Дошедшие до нас литературные памятники 2-4 в.в. дают основание предполагать, что в этот период рабовладельческий строй вступил в фазу своего разложения. В сборниках наставлений устанавливались запреты на обращение свободных в рабство. Рабы, занятые в государственных поместьях, а затем и в частных земельных владениях, наделялись земельными участками и начинали вести собственное хозяйство, отдавая хозяину земли часть урожая. В общинах усилился процесс дробления хозяйства больших семей между индивидуальными семьями. Логическим последствием этого процесса, несомненно, было повсеместное распространение частной собственности, развитие имущественной дифференциации среди общинников, появление в общинах богатых семейств, которые существовали за счёт эксплуатации труда попавших к ним в кабалу обедневших членов общины, плативших им долю урожая. Так стали развиваться формы эксплуатации, характерные для феодального общества. Получило распространение дарение царями земель частным лицам и религиозным учреждениям с налоговым и административным иммунитетами. Первый документ такого рода относится ко 2 веку. В результате дарений свободные общинники превращались в феодально-зависимых крестьян. Начало феодального периода в Индии датируется 5-6 в.в. В 6-7 в.в. уже основная масса земледельческого населения подвергалась феодальной эксплуатации и причислялась к низшему сословию. Крупнейшими феодальными собственниками земли были правители государств. Государи раздавали земли высшим служащим государственного аппарата в качестве служебного пожалования или дарили её храмам и всем тем, кто снискал их расположение. В феодальный период значительно выросли города – административные центры феодальных государств, а также портовые города. Городские ремесленники, как и крестьяне, находились в зависимости от феодалов. Обслуживая потребности феодалов и внешнюю торговлю, ремесленники передавали свою профессию по наследству внутри своих каст. По мере роста разделения труда множилось количество каст. В 6-12 вв. в Индии существовало множество государств. Между ними шли беспрерывные войны, завершавшиеся часто падением одних и выдвижением других династий. В конце 12 – начале 13 в.в. северная Индия была завоёвана правителем государства Гур. После смерти завоевателя, его наследник в долине Ганга объявил себя независимым правителем Индии и создал своё государство со столицей в Дели. С образованием Делийского султаната усилилось распространение в Индии ислама. Период существования Делийского султаната отмечен значительным ростом производительных сил, особенно строительством крупных ирригационных сооружений, развитием ремесла, внутренней и внешней торговли, но в то же время и ростом феодальной эксплуатации крестьян и ремесленников. Феодальный гнёт вызывал крупные крестьянские восстания и волнения в городах. К началу 15 в. в результате феодальных мятежей Делийский султанат распался. Под властью султанов остались только область Дели и Пенджаб. В конце 15 в. в Индии появились первые колониальные поработители – португальцы. В 1-й половине 16 века они укрепились в ряде приморских пунктов и перехватили морскую торговлю. В начале 17 в. в Индии появился европейский торговый капитал, представленный Англией и Голландией, которые вырвали из рук португальцев монополию на морскую торговлю с Индией и раскинули по стране сеть факторий (1-я английская фактория – в 1613 г. в Сурате). Во 2-й половине 17 века в Индии появились фактории французской компании (основана в 1664). С помощью индийских купцов англичане, голландцы и французы скупали продукты индийского производства и вывозили их не только в Европу, но и в Иран, Индонезию, Японию, Китай и другие страны. Рост внутренней и внешней торговли Индии сопровождался ухудшением положения индийского крестьянства. Непрекращающиеся войны между государствами Индии создавали благоприятную обстановку для перехода английских и французских компаний от торговой к военной экспансии. В результате почти непрерывной войны в 1746-63 г.г. между обеими компаниями в Индии англичане полностью разгромили своих соперников и значительная часть Южной Индии была присоединена к владениям английской компании, Английское колониальное завоевание оказало глубокое влияние на экономическое и социальное развитие Индии. Колониальная эксплуатация вызвала сопротивление народов Индии. Начиная с 70-х г.г. 18 века в различных местах страны вспыхивали восстания крестьян и ремесленников. В среде феодальной интеллигенции возникло движение за реформу ортодоксального индуизма. В борьбе с национальным движением колониальные власти стали широко использовать разжигание индусско-мусульманской религиозной розни. Росту народного недовольства способствовала политика, расширявшая позиции английского капитала и ограничивавшие политические и социальные права индийцев. Осуществляя политику «разделяй и властвуй», англичане расчленили Индию на две части: мусульманскую (восток) и индусскую (запад). Кампания протеста против раздела послужила началом подъема национально-освободительного движения. В сентябре 1939 г. Индия была втянута в мировую войну, которая возложила огромные тяготы на население страны. Углубилась деградация сельского хозяйства. Вместе с тем в годы войны получили развитие некоторые отрасли промышленности (военной, текстильной). Благоприятная военная конъюнктура укрепила позиции национального капитала. К концу войны резко обострились экономические и политические противоречия между Индией и английским империализмом. В Индии начался новый подъём национально-освободительного движения. В начале 1946 г. произошли массовые антианглийские выступления в армии, флоте и авиации. Английская буржуазия была вынуждена пойти на уступки. Расширение фронта национально-освободительной борьбы вынудило английских колонизаторов уйти из Индии. 15 августа 1947 на территории Индии возникло два новых независимых государства: Индия и Пакистан. Таким образом, историю развития лекарствоведения Древней Индии можно условно разделить на три периода: · Этап хараппской цивилизации (конец III – начало II тысячелетия до н.э.); · Ведийский период (II тысячелетие – середина I тысячелетия до н.э.); · Классический период (конец I тысячелетия до н.э. – первая половина I тысячелетия н.э.). Источниками сведений о культуре, философии, поэзии, а также медицине древних индусов, являются: Ø Этап хараппской цивилизации: данные археологических раскопок в городах долины Инда (санитарно-технические сооружения цивилизации) Ø Ведийский период: · священные веды (священные книги, представляющие собрание гимнов, мифологических картин, заговоры, молитвы, заклинания, пояснение ритуалов и т.п.): v «Ригведа» (гимны, мифологические картины и обряды врачевания, отражены такие болезни, как проказа, кровотечения, чесотка, показаны более 1000 лекарственных веществ). v «Самаведа» (песнопения). v «Яджурведа» (толкования жертвоприношений). v «Атхарваведа» (заклинания и заговоры). · эпические поэмы: «Махабхарата» и «Рамаяна». Ø Классический период: · данные археологический раскопок; · буддийская литература (с VI века до н.э.); · предписания Ману «Ману-смрити» · медицинские сборники v «Чарака - самхита» (I – III в.в. н.э.) v «Сушрута – самхита» (IV век н.э.).
«Чарака – самхита» – аювердический канон, считающийся самым древним. Он изложен стихами, для лучшего запоминания учениками. Содержит более 8000 стихов и состоит из 8 разделов: 1) общие методы лечения, требования к врачу и т.п.; 2) способы определения основных болезней; 3) общая патология и обучение медицинским знаниям; 4) анатомия и эмбриология; 5) диагноз и течение болезни; 6) специфика лечения болезней; 7) состав и действие лекарств; 8) технология приготовления лекарств.
С 6 в. до н.э. в Индии разгорелась борьба за власть между военной кастой и жрецами. С этой борьбой связано появление нового учения, которое называлось учение «чарака», с которым тесно связана медицинская система Сушруты. Основные положения учения «чарака»: 1) все знания люди получают не от богов, а посредством органов чувств; 2) все органы чувств говорят, что людей окружает материальный мир, в основе которого лежат 4 простых и всем известных космических элемента: огонь, воздух, вода, земля; 3) истинное знание состоит не в толковании откровения богов, а в познании окружающего людей материального мира. К середине 4 го в. до н.э. эта борьба завершилась победой военной касты, хотя и не под флагом учения «чарака», а под флагом учения Будды, призывавшего людей искать блаженство не в этом суетном мире, а в том, где ждет вечный покой или, как говорил Будда, в «нирване».
«Сушрута – самхита» – систематизированные предания Аюрведы, восполняющие знания по хирургии. Сушрута – выдающийся врач, знаменитый хирург, воспитанник Бенаресского университета. «Сушрута – самхита» состоит из шести книг. Первая книга посвящена введению в медицину, ознакомлению с терминами и т.п. Вторая книга содержит объяснения различных видов болезней. Третья книга учит основам анатомии и эмбриологии. Четвертая книга содержит информацию о лекарственных веществах и методам лечения. Пятая книга посвящена отравлениям, а шестая отражает новое направление в медицине Индии – лечение глазных болезней. Сушрута приводит классификацию возникновения болезней: 1) наследственность и травмы организма во время беременности; 2) внешние природные факторы (климат, укусы животных и т.п.); 3) Сверхприродные факторы (боги и демоны).
В древней Индии медицинская подготовка осуществлялась в специальных школах типа университета. Преподавание вели наставники из высшего сословия врачей, которым разрешалось набирать по 3-4 ученика. На обучение принимали учеников с 12 лет и обучали около 6 лет. Преподавание носило теоретический и практический характер. Теоретическим основам обучение проводилось под открытым небом, а практическая часть проходила непосредственно «у постели больных». В обучение также входили экскурсии по сбору лекарственных трав. По окончании обучения врач принимал обязательства регламентировать его деятельность. От молодого специалиста требовалось гуманное отношение к пациентам. Документ, определяющий кодекс поведения врача в Индии гласил: «Можно бояться отца, матери, друзей, наставника, но нельзя чувствовать страха перед врачом, он должен быть добрее, внимательнее к больному, нежели отец, мать, друзья, наставница». Вместе с тем женщин и рабов разрешалось лечить только с разрешения мужа или властелина. Неукоснительно выполнявший данные требования врач ничем не рисковал перед обществом, даже при неудачном исходе лечения. Если же врач отступал от действующих канонов, то его считали убийцей и подвергали наказанию, вплоть до смертной казни. Сильную сторону медицины Древней Индии составляли элементы общей гигиены. Гигиенические навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены в «Предписаниях Ману». x «Никогда не следует есть пищу больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой, ни поклеванную птицею, ни тронутую собакой». x «Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах». x «Утром надо одеться, искупаться почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов». x «Имея остриженные волосы, ногти и бороду, смиренный, в белой одежде, чистый, пусть всегда занимается изучением вед и делами, полезными для него». В законах Ману освещены многие вопросы гигиены: о влиянии климата и времен года на здоровье, чистоту в жилище, правилах личной гигиены, гимнастики, питании, умеренности в пище, ранним вставанием, гигиены рта, купании, опрятности в одежде, стрижке волос и ногтей. Законы Ману осуждали пресыщение, ограничивали употребление мяса и рекомендовали свежую растительную пищу, а также молоко и мед. Обращалось внимание на чистоту посуды. Тщательно были разработаны правила ухода за телом: чистка зубов щетками и порошками, купание, смена одежды. Гигиенические предписания относились в первую очередь к привилегированным кастам и совершенно не имели в виду рабов. Наряду с личной гигиеной существовали и элементы общественной гигиены. При раскопках в Махенджо-Даро (северо-запад Индии) обнаружены относящиеся к концу 4-го начала 3-го тысячелетия до н.э. следы благоустройства крупного города: городская канализация, каждый дом имел бассейн. Этиология у индусов сводилась к действию уже пяти космических элементов (в учение «чарака» - их 4), которые становятся причинами болезней: · земли · воды · эфира · огня · воздуха
Главными причинами возникновения болезней считаются: Ø Слишком обильная пища и питье; Ø Неблагоприятная местность проживания; Ø Неопрятность в одежде и жилище; Ø Гиподинамия и гипердинамия; Ø Чрезмерный жар и холод; Ø Большие нагрузки и дневной сон.
Сама болезнь состояла в изменении трех органических жидкостях организма: · желчи, · воздуха, · слизи.
Из этих элементарных веществ образуются органические продукты, входящие в состав тела, например, кровь, мясо, жировая клетчатка, кости, мозг, семя. Каждый предыдущий из перечисленных продуктов служит для образования последующего. Совокупность этих элементов образует жизненную силу. Сушрута различал 23 лекарства для лечения болезни желчи, 39 лекарств для лечения болезней воздуха и для лечения болезней слизи – 23 лекарства. Роль врача сводилась к восстановлению равновесия этих жидкостей. Отклонения в нормальных пропорциях элементов уравновешиваются: · Лекарственными веществами, служащими для удаления из тела испорченных соков: рвотные, слабительные, потогонные ванны, очищающие наружные покровы и т.п. · Массажем. · Физическими упражнениями. · Хирургическими операциями.
Врач при выборе метода лечения должен был учитывать возраст больного, пол, темперамент, конституцию и характер. Применение лекарств считалось самой важной и отвественной частью врачевания, т.к. по утверждению Сушруты: «в руках невежды лекарство – яд и по своему действию может быть сравнимо с ножом, огнем и светом, в руках же людей сведущих – оно уподобляется напитку бессмертия». В зависимости от действия все лекарства делились на: · потогонные (горячая вода, припарки, отвары); · рвотные; · слабительные (рвотный орех, кунжут, сена, ревень); · чихательные (дым от сжигания волос и смол, пасты из душистых деревьев втягивали носом через трубку); · мочегонные (отвары и порошки); · слюногонные (черный перец, кислые плоды); · вяжущие при поносах, язвах, кровотечениях; · укрепляющие – для освежения памяти.
Сушрута разделял все лекарства на два класса: Ø Возбуждающие и прохлаждающие; Ø Уменьшающие возбуждающее действие испорченных соков и восстановление их соотношений. По мнению древнеиндийских врачей, давать лекарства больным следует в критические дни и времена года - это периоды созревания испорченных жизненных соков, когда необходимо их удаление из организма: рвотные давали 1 раз в 2 недели, слабительные 1 раз в месяц, кровопускание делали 2 раза в год при смене времен года. Лекарственные каталог древних индусов очень богат и представлен большим количеством лекарственных форм: · Порошки · Пилюли · Отвары · Мази · Пасты · Настои · Экстракты · Кашки · Жженые средства для втираний · Жидкие пластыри · Обливания · Окуривание · Вдыхания
Средств растительного происхождения насчитывалось более 1000 (только Сушрута описал 760 лекарственных растений, некоторые из них до сих пор не изучены. Самым священным был цветок лотоса, считавшийся живым божеством. Применялись злаки, древесина, кора, коренья, цветы, плоды, ягоды, употреблялось вино, уксус и т.п. При сборе растений обращалось внимание на место произрастания лекарственных растений. По мнению индусов, растения накапливают целебные свойства лишь от солнца, от дождя и грозы. Для сбора требуемых растений совершались походы по лесам и горам. Растительные лекарства собирали и готовили сами врачи в специальные дни и часы, с произнесением необходимых заклинаний и молитв. Лекарства, приготовленные не врачами, использовать запрещалось. Выше всего почиталась вода, особенно вода Ганга. Средства животного происхождения были представлены: · Кожа, ногти, волосы для окуривания помещений при лихорадке; · Кровь при потере крови; · Мясо в смеси с маслянистыми растительными веществами – при истощении и нервных болезнях; · Кости в виде золы в смеси с другими лекарствами – при нервных и детских болезнях, а также для окуривания; · Масла и жиры для наружного и внутреннего (коровье масло при чахотке) применения; · Мозг для наружного и внутреннего (при истощении) применения; · Желчь (возбуждающее средство при лихорадке – внутрь и при глазных болезнях – наружно); · Молоко с отварами при детских и нервных болезнях (коровье, козье, верблюжье, овечье, кобылье и т.п.); · Моча (легкое слабительное средство при глистах, отравлениях, водянке, желтухе); · Помет коровий для наружного (воспаление и изменение цвета кожи) и внутреннего (в смеси с другими лекарствами) применения; · Мед, яйца: · Пиявки. · Шпанские мушки – это лекарственное средство использовалось медиками многих народов, у нас в стране мы встречаем его еще в Государственной Фармакопее VIII издания. Это жук-нарывник, встречающийся в южной и средней части нашей страны. Их собирают, умерщвляют и высушивают, растирают в порошок. Шпанские мушки очень ядовиты, раздражают слизистые оболочки, вызывают на коже волдыри. При сборе, сушке, толчении необходимы меры предосторожности. Нельзя пробовать на вкус. Прием очень незначительных доз вызывает сильное воспаление почек, а большие дозы- смертельны. Действующее вещество - капиллярный яд – кантаридин, оказывающий при местном применении резкое раздражение и нарывное действие. Яд шпанских мушек применяли в виде настойки и пластыря. Пластырь – наружное отвлекающее и раздражающее средство. Средства минерального происхождения также активно использовались в лечении. Народы Индии обладали большими познаниями химии. Широко использовались: · драгоценные камни (алмаз, жемчуг, кораллы) использовались с лимонным соком как укрепляющие; · ртуть – являлась панацеей, ее использовали при лечении сифилиса, парами убивали насекомых; · золото использовалось в виде тонких листочков, которые накаливали, а затем остужали в масле или молоке – это считалось сильно укрепляющим средством; · серебро, медь и железо как лекарства готовились так же, как и золото – серебром и медью лечили глазные болезни, а железом восстанавливали кровопотерю; · свинец, олово, цинк, сурьма и мышьяк использовали в виде желтого и белого вещества для лечения кожных болезней; · селитра, едкий натр, морская соль, бура, нашатырь, сера.
Древнеиндийский врач должен был обязательно знать все известные растительные, животные и минеральные яды. В древней Индии токсикология определяла 7 этапов отравления, последним из которых была смерть. Противоядием служили сначала холодная вода, затем рвотные отвары растений с медом или маслом, и, наконец, слабительные и чихательные средства. Индусы часто страдали от змей и бешенных животных. Сушрута насчитывает до 80 видов ядовитых змей, указывая всевозможные способы лечения. Иногда, яды также употреблялись и для лечения. Ядовитые лекарственные растения, такие как дурман, аконит, опий кипятили с молоком или водным настоем коровьего помета. Сушенная желчь рыб, козлов, буйволов, диких кабанов считалась возбуждающим средством. Минеральные яды, такие как сулема, сернокислая медь давались в малых количествах в растворе. Порядок приема ядов таков: первый день яд принимался величиной с горчичное зерно, затем прибавляя ежедневно такое же количество яда в течение 7 дней, а затем убавляя столько же яда в течение последующих 7 дней. Использовать яды больным до 10 лет и старше 80 лет запрещалось. Все эти открытия оказали огромное влияние на дальнейшее развитие фармации не только в Индии, но и в соседних арабских странах.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |