Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Те­ма 4. МЕ­ДИ­ЦИ­НА И ФАР­МА­ЦИЯ ДРЕВ­НЕЙ ИН­ДИИ




 

Ар­хео­ло­ги­че­ские на­ход­ки сви­де­тель­ст­ву­ют о на­ли­чии в Ин­дии че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва уже в пе­ри­од ка­мен­но­го ве­ка. В от­ло­же­ни­ях этой эпо­хи най­де­ны ка­мен­ные ору­дия шелль­ско-ашель­ско­го ти­па. Эти па­лео­ли­ти­че­ские ору­дия сме­ни­лись ме­зо­ли­ти­че­ски­ми и за­тем не­оли­ти­че­ски­ми. Пер­вые да­ти­ро­ван­ные ос­тат­ки брон­зо­вой куль­ту­ры, най­ден­ные в до­ли­не ре­ки Инд, от­но­сят­ся к на­ча­лу 3-го ты­ся­че­ле­тия до н.э. Счи­та­ет­ся, что древ­ней­шее клас­со­вое об­ще­ст­во су­ще­ст­во­ва­ло в до­ли­не Ин­да во 2-й по­ло­ви­не 3-го ты­ся­че­ле­тия до н.э. – 1-й по­ло­ви­не 2-го ты­ся­че­ле­тия до н.э. Во 2-й по­ло­ви­не 2-го ты­ся­че­ле­тия до н.э. с се­ве­ро-за­па­да на­ча­лось про­ник­но­ве­ние в Ин­дию, так на­зы­вае­мых ари­ев, по­се­лив­ших­ся сна­ча­ла в Пенд­жа­бе, а за­тем и в до­ли­не Ган­га. Ве­ды (со­б­ра­ние древ­не­ин­дий­ских ре­ли­ги­оз­ных гим­нов и за­кли­на­ний) ри­су­ют кар­ти­ну жиз­ни этих пле­мён, жи­ву­щих ско­то­вод­ст­вом и зем­ле­де­ли­ем, знаю­щих раз­лич­ные ре­мёс­ла, ве­ду­щих тор­гов­лю. У ве­ди­че­ских ари­ев уже су­ще­ст­во­ва­ла ча­ст­ная соб­ст­вен­ность на скот и про­чее дви­жи­мое иму­ще­ст­во, на ра­бов, а так­же на зем­лю под усадь­бой. Вы­де­ля­лась пле­мен­ная ари­сто­кра­тия, всё бо­лее за­хва­ты­вав­шая в свои ру­ки власть над ря­до­вы­ми чле­на­ми пле­ме­ни.

В 1-й по­ло­ви­не 1-го ты­ся­че­ле­тия до н.э. в се­вер­ной Ин­дии воз­ник ряд ра­бо­вла­дель­че­ских го­су­дарств. Ис­то­рия Ин­дии это­го пе­рио­да еще не­дос­та­точ­но изу­че­на, а мно­гие вы­во­ды ис­то­ри­ков, в том чис­ле и по та­ким кар­ди­наль­ным во­про­сам, как со­ци­аль­ные от­но­ше­ния Древ­ней Ин­дии и др., всё ещё яв­ля­ют­ся дис­кус­си­он­ны­ми.

Зем­ле­дель­цы жи­ли об­щи­на­ми – ро­до­вы­ми и со­сед­ски­ми. Чле­ны об­щи­ны бы­ли кол­лек­тив­ны­ми соб­ст­вен­ни­ка­ми зем­ли и со­ору­же­ний (ир­ри­га­ци­он­ных и др.), соз­дан­ных их со­вме­ст­ным тру­дом. Раз­ви­ва­лась и ча­ст­ная зе­мель­ная соб­ст­вен­ность. Этот про­цесс шёл не­рав­но­мер­но в раз­ных час­тях Ин­дии. Раб­ст­во, в ос­нов­ном име­ло пат­ри­ар­халь­ный ха­рак­тер. Труд ра­бов при­ме­ня­ли глав­ным об­ра­зом в до­маш­нем хо­зяй­ст­ве. Поя­ви­лись го­ро­да – сто­ли­цы ра­бо­вла­дель­че­ских го­су­дарств.

Эко­но­ми­че­ский про­гресс, дос­тиг­ну­тый в 6-4 в.в. до н.э., внёс су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния в ус­ло­вия жиз­ни древ­не­ин­дий­ско­го об­ще­ст­ва. Есть ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что в не­ко­то­рых рай­онах Ин­дии, пат­ри­ар­халь­ное раб­ст­во пе­ре­ста­ло удов­ле­тво­рять по­треб­но­сти об­ще­ст­ва. Труд ра­бов и на­ём­ных ра­бот­ни­ков ис­поль­зо­вал­ся в зем­ле­де­лии, ре­мес­ле и в гор­но­руд­ных про­мыс­лах.

К се­ре­ди­не 4 в. до н.э. скла­ды­ва­ют­ся раз­ви­тые ра­бо­вла­дель­че­ские от­но­ше­ния. Класс ра­бо­вла­дель­цев зна­чи­тель­но уси­лил­ся. Уси­ли­лась экс­плуа­та­ция ра­бов, за­ня­тых в руд­ни­ках, зем­ле­де­лии, ре­мес­ле и на строи­тель­ст­ве. Всё это обо­ст­ри­ло клас­со­вые про­ти­во­ре­чия. Рост со­ци­аль­ных про­ти­во­ре­чий по­ро­дил ре­ли­ги­оз­но-сек­тант­ское дви­же­ние, из ко­то­ро­го вы­де­ли­лись буд­дизм и джай­низм.

По­треб­ность в ра­бах и в сред­ст­вах для ир­ри­га­ци­он­но­го строи­тель­ст­ва, оче­вид­но, сти­му­ли­ро­ва­ла за­хват­ни­че­ские вой­ны.

В 1-3 в.в. Ин­дия ве­ла ожив­лён­ную тор­гов­лю с Ри­мом. Рас­ши­ря­лись тор­го­вые свя­зи и со стра­на­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми на вос­то­ке от Ин­дии, вплоть до Ки­тая.

До­шед­шие до нас ли­те­ра­тур­ные па­мят­ни­ки 2-4 в.в. да­ют ос­но­ва­ние пред­по­ла­гать, что в этот пе­ри­од ра­бо­вла­дель­че­ский строй всту­пил в фа­зу сво­его раз­ло­же­ния. В сбор­ни­ках на­став­ле­ний ус­та­нав­ли­ва­лись за­пре­ты на об­ра­ще­ние сво­бод­ных в раб­ст­во. Ра­бы, за­ня­тые в го­су­дар­ст­вен­ных по­ме­сть­ях, а за­тем и в ча­ст­ных зе­мель­ных вла­де­ни­ях, на­де­ля­лись зе­мель­ны­ми уча­ст­ка­ми и на­чи­на­ли вес­ти соб­ст­вен­ное хо­зяй­ст­во, от­да­вая хо­зяи­ну зем­ли часть уро­жая. В об­щи­нах уси­лил­ся про­цесс дроб­ле­ния хо­зяй­ст­ва боль­ших се­мей ме­ж­ду ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми семь­я­ми. Ло­ги­че­ским по­след­ст­ви­ем это­го про­цес­са, не­со­мнен­но, бы­ло по­все­ме­ст­ное рас­про­стра­не­ние ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, раз­ви­тие иму­ще­ст­вен­ной диф­фе­рен­циа­ции сре­ди об­щин­ни­ков, по­яв­ле­ние в об­щи­нах бо­га­тых се­мейств, ко­то­рые су­ще­ст­во­ва­ли за счёт экс­плуа­та­ции тру­да по­пав­ших к ним в ка­ба­лу обед­нев­ших чле­нов об­щи­ны, пла­тив­ших им до­лю уро­жая.

Так ста­ли раз­ви­вать­ся фор­мы экс­плуа­та­ции, ха­рак­тер­ные для фео­даль­но­го об­ще­ст­ва. По­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние да­ре­ние ца­ря­ми зе­мель ча­ст­ным ли­цам и ре­ли­ги­оз­ным уч­ре­ж­де­ни­ям с на­ло­го­вым и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным им­му­ни­те­та­ми. Пер­вый до­ку­мент та­ко­го ро­да от­но­сит­ся ко 2 ве­ку. В ре­зуль­та­те да­ре­ний сво­бод­ные об­щин­ни­ки пре­вра­ща­лись в фео­даль­но-за­ви­си­мых кре­сть­ян.

На­ча­ло фео­даль­но­го пе­рио­да в Ин­дии да­ти­ру­ет­ся 5-6 в.в. В 6-7 в.в. уже ос­нов­ная мас­са зем­ле­дель­че­ско­го на­се­ле­ния под­вер­га­лась фео­даль­ной экс­плуа­та­ции и при­чис­ля­лась к низ­ше­му со­сло­вию. Круп­ней­ши­ми фео­даль­ны­ми соб­ст­вен­ни­ка­ми зем­ли бы­ли пра­ви­те­ли го­су­дарств. Го­су­да­ри раз­да­ва­ли зем­ли выс­шим слу­жа­щим го­су­дар­ст­вен­но­го ап­па­ра­та в ка­че­ст­ве слу­жеб­но­го по­жа­ло­ва­ния или да­ри­ли её хра­мам и всем тем, кто сни­скал их рас­по­ло­же­ние. В фео­даль­ный пе­ри­од зна­чи­тель­но вы­рос­ли го­ро­да – ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные цен­тры фео­даль­ных го­су­дарств, а так­же пор­то­вые го­ро­да. Го­род­ские ре­мес­лен­ни­ки, как и кре­сть­я­не, на­хо­ди­лись в за­ви­си­мо­сти от фео­да­лов. Об­слу­жи­вая по­треб­но­сти фео­да­лов и внеш­нюю тор­гов­лю, ре­мес­лен­ни­ки пе­ре­да­ва­ли свою про­фес­сию по на­след­ст­ву внут­ри сво­их каст. По ме­ре рос­та раз­де­ле­ния тру­да мно­жи­лось ко­ли­че­ст­во каст.

В 6-12 вв. в Ин­дии су­ще­ст­во­ва­ло мно­же­ст­во го­су­дарств. Ме­ж­ду ни­ми шли бес­пре­рыв­ные вой­ны, за­вер­шав­шие­ся час­то па­де­ни­ем од­них и вы­дви­же­ни­ем дру­гих ди­на­стий.

В кон­це 12 – на­ча­ле 13 в.в. се­вер­ная Ин­дия бы­ла за­воё­ва­на пра­ви­те­лем го­су­дар­ст­ва Гур. По­сле смер­ти за­вое­ва­те­ля, его на­след­ник в до­ли­не Ган­га объ­я­вил се­бя не­за­ви­си­мым пра­ви­те­лем Ин­дии и соз­дал своё го­су­дар­ст­во со сто­ли­цей в Де­ли. С об­ра­зо­ва­ни­ем Де­лий­ско­го сул­та­на­та уси­ли­лось рас­про­стра­не­ние в Ин­дии ис­ла­ма.

Пе­ри­од су­ще­ст­во­ва­ния Де­лий­ско­го сул­та­на­та от­ме­чен зна­чи­тель­ным рос­том про­из­во­ди­тель­ных сил, осо­бен­но строи­тель­ст­вом круп­ных ир­ри­га­ци­он­ных со­ору­же­ний, раз­ви­ти­ем ре­мес­ла, внут­рен­ней и внеш­ней тор­гов­ли, но в то же вре­мя и рос­том фео­даль­ной экс­плуа­та­ции кре­сть­ян и ре­мес­лен­ни­ков. Фео­даль­ный гнёт вы­зы­вал круп­ные кре­сть­ян­ские вос­ста­ния и вол­не­ния в го­ро­дах. К на­ча­лу 15 в. в ре­зуль­та­те фео­даль­ных мя­те­жей Де­лий­ский сул­та­нат рас­пал­ся. Под вла­стью сул­та­нов ос­та­лись толь­ко об­ласть Де­ли и Пенд­жаб.

В кон­це 15 в. в Ин­дии поя­ви­лись пер­вые ко­ло­ни­аль­ные по­ра­бо­ти­те­ли – пор­ту­галь­цы. В 1-й по­ло­ви­не 16 ве­ка они ук­ре­пи­лись в ря­де при­мор­ских пунк­тов и пе­ре­хва­ти­ли мор­скую тор­гов­лю.

В на­ча­ле 17 в. в Ин­дии поя­вил­ся ев­ро­пей­ский тор­го­вый ка­пи­тал, пред­став­лен­ный Анг­ли­ей и Гол­лан­ди­ей, ко­то­рые вы­рва­ли из рук пор­ту­галь­цев мо­но­по­лию на мор­скую тор­гов­лю с Ин­ди­ей и рас­ки­ну­ли по стра­не сеть фак­то­рий (1-я анг­лий­ская фак­то­рия – в 1613 г. в Су­ра­те). Во 2-й по­ло­ви­не 17 ве­ка в Ин­дии поя­ви­лись фак­то­рии фран­цуз­ской ком­па­нии (ос­но­ва­на в 1664). С по­мо­щью ин­дий­ских куп­цов анг­ли­ча­не, гол­ланд­цы и фран­цу­зы ску­па­ли про­дук­ты ин­дий­ско­го про­из­вод­ст­ва и вы­во­зи­ли их не толь­ко в Ев­ро­пу, но и в Иран, Ин­до­не­зию, Япо­нию, Ки­тай и дру­гие стра­ны.

Рост внут­рен­ней и внеш­ней тор­гов­ли Ин­дии со­про­во­ж­дал­ся ухуд­ше­ни­ем по­ло­же­ния ин­дий­ско­го кре­сть­ян­ст­ва.

Не­пре­кра­щаю­щие­ся вой­ны ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми Ин­дии соз­да­ва­ли бла­го­при­ят­ную об­ста­нов­ку для пе­ре­хо­да анг­лий­ских и фран­цуз­ских ком­па­ний от тор­го­вой к во­ен­ной экс­пан­сии. В ре­зуль­та­те поч­ти не­пре­рыв­ной вой­ны в 1746-63 г.г. ме­ж­ду обеи­ми ком­па­ния­ми в Ин­дии анг­ли­ча­не пол­но­стью раз­гро­ми­ли сво­их со­пер­ни­ков и зна­чи­тель­ная часть Юж­ной Ин­дии бы­ла при­сое­ди­не­на к вла­де­ни­ям анг­лий­ской ком­па­нии,

Анг­лий­ское ко­ло­ни­аль­ное за­вое­ва­ние ока­за­ло глу­бо­кое влия­ние на эко­но­ми­че­ское и со­ци­аль­ное раз­ви­тие Ин­дии.

Ко­ло­ни­аль­ная экс­плуа­та­ция вы­зва­ла со­про­тив­ле­ние на­ро­дов Ин­дии. На­чи­ная с 70-х г.г. 18 ве­ка в раз­лич­ных мес­тах стра­ны вспы­хи­ва­ли вос­ста­ния кре­сть­ян и ре­мес­лен­ни­ков. В сре­де фео­даль­ной ин­тел­ли­ген­ции воз­ник­ло дви­же­ние за ре­фор­му ор­то­док­саль­но­го ин­ду­из­ма. В борь­бе с на­цио­наль­ным дви­же­ни­ем ко­ло­ни­аль­ные вла­сти ста­ли ши­ро­ко ис­поль­зо­вать раз­жи­га­ние ин­дус­ско-му­суль­ман­ской ре­ли­ги­оз­ной роз­ни.

Рос­ту на­род­но­го не­до­воль­ст­ва спо­соб­ст­во­ва­ла по­ли­ти­ка, рас­ши­ряв­шая по­зи­ции анг­лий­ско­го ка­пи­та­ла и ог­ра­ни­чи­вав­шие по­ли­ти­че­ские и со­ци­аль­ные пра­ва ин­дий­цев. Осу­ще­ст­в­ляя по­ли­ти­ку «раз­де­ляй и вла­ст­вуй», анг­ли­ча­не рас­чле­ни­ли Ин­дию на две час­ти: му­суль­ман­скую (вос­ток) и ин­дус­скую (за­пад). Кам­па­ния про­тес­та про­тив раз­де­ла по­слу­жи­ла на­ча­лом подъ­е­ма на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния.

В сен­тяб­ре 1939 г. Ин­дия бы­ла втя­ну­та в ми­ро­вую вой­ну, ко­то­рая воз­ло­жи­ла ог­ром­ные тя­го­ты на на­се­ле­ние стра­ны. Уг­лу­би­лась де­гра­да­ция сель­ско­го хо­зяй­ст­ва. Вме­сте с тем в го­ды вой­ны по­лу­чи­ли раз­ви­тие не­ко­то­рые от­рас­ли про­мыш­лен­но­сти (во­ен­ной, тек­стиль­ной). Бла­го­при­ят­ная во­ен­ная конъ­юнк­ту­ра ук­ре­пи­ла по­зи­ции на­цио­наль­но­го ка­пи­та­ла.

К кон­цу вой­ны рез­ко обо­ст­ри­лись эко­но­ми­че­ские и по­ли­ти­че­ские про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду Ин­ди­ей и анг­лий­ским им­пе­риа­лиз­мом. В Ин­дии на­чал­ся но­вый подъ­ём на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния. В на­ча­ле 1946 г. про­изош­ли мас­со­вые ан­ти­анг­лий­ские вы­сту­п­ле­ния в ар­мии, фло­те и авиа­ции. Анг­лий­ская бур­жуа­зия бы­ла вы­ну­ж­де­на пой­ти на ус­туп­ки. Рас­ши­ре­ние фрон­та на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ной борь­бы вы­ну­ди­ло анг­лий­ских ко­ло­ни­за­то­ров уй­ти из Ин­дии. 15 ав­гу­ста 1947 на тер­ри­то­рии Ин­дии воз­ник­ло два но­вых не­за­ви­си­мых го­су­дар­ст­ва: Ин­дия и Па­ки­стан.

Та­ким об­ра­зом, ис­то­рию раз­ви­тия ле­кар­ст­во­ве­де­ния Древ­ней Ин­дии мож­но ус­лов­но раз­де­лить на три пе­рио­да:

· Этап ха­рапп­ской ци­ви­ли­за­ции (ко­нец III – на­ча­ло II ты­ся­че­ле­тия до н.э.);

· Ве­дий­ский пе­ри­од (II ты­ся­че­ле­тие – се­ре­ди­на I ты­ся­че­ле­тия до н.э.);

· Клас­си­че­ский пе­ри­од (ко­нец I ты­ся­че­ле­тия до н.э. – пер­вая по­ло­ви­на I ты­ся­че­ле­тия н.э.).

Ис­точ­ни­ка­ми све­де­ний о куль­ту­ре, фи­ло­со­фии, по­эзии, а так­же ме­ди­ци­не древ­них ин­ду­сов, яв­ля­ют­ся:

Ø Этап ха­рапп­ской ци­ви­ли­за­ции:

дан­ные ар­хео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок в го­ро­дах до­ли­ны Ин­да (са­ни­тар­но-тех­ни­че­ские со­ору­же­ния ци­ви­ли­за­ции)

Ø Ве­дий­ский пе­ри­од:

· свя­щен­ные ве­ды (свя­щен­ные кни­ги, пред­став­ляю­щие со­б­ра­ние гим­нов, ми­фо­ло­ги­че­ских кар­тин, за­го­во­ры, мо­лит­вы, за­кли­на­ния, по­яс­не­ние ри­туа­лов и т.п.):

v «Риг­ве­да» (гим­ны, ми­фо­ло­ги­че­ские кар­ти­ны и об­ря­ды вра­че­ва­ния, от­ра­же­ны та­кие бо­лез­ни, как про­ка­за, кро­во­те­че­ния, че­сот­ка, по­ка­за­ны бо­лее 1000 ле­кар­ст­вен­ных ве­ществ).

v «Са­ма­ве­да» (пес­но­пе­ния).

v «Яд­жур­ве­да» (тол­ко­ва­ния жерт­во­при­но­ше­ний).

v «Ат­хар­ва­ве­да» (за­кли­на­ния и за­го­во­ры).

· эпи­чес­кие по­эмы: «Ма­хаб­ха­ра­та» и «Ра­мая­на».

Ø Клас­си­че­ский пе­ри­од:

· дан­ные ар­хео­ло­ги­че­ский рас­ко­пок;

· буд­дий­ская ли­те­ра­ту­ра (с VI ве­ка до н.э.);

· пред­пи­са­ния Ма­ну «Ма­ну-смри­ти»

· ме­ди­цин­ские сбор­ни­ки

v «Ча­ра­ка - сам­хи­та» (I – III в.в. н.э.)

v «Суш­ру­та – сам­хи­та» (IV век н.э.).

 

«Ча­ра­ка – сам­хи­та» – аю­вер­ди­че­ский ка­нон, счи­таю­щий­ся са­мым древ­ним. Он из­ло­жен сти­ха­ми, для луч­ше­го за­по­ми­на­ния уче­ни­ка­ми. Со­дер­жит бо­лее 8000 сти­хов и со­сто­ит из 8 раз­де­лов:

1) об­щие ме­то­ды ле­че­ния, тре­бо­ва­ния к вра­чу и т.п.;

2) спо­со­бы оп­ре­де­ле­ния ос­нов­ных бо­лез­ней;

3) об­щая па­то­ло­гия и обу­че­ние ме­ди­цин­ским зна­ни­ям;

4) ана­то­мия и эм­брио­ло­гия;

5) ди­аг­ноз и те­че­ние бо­лез­ни;

6) спе­ци­фи­ка ле­че­ния бо­лез­ней;

7) со­став и дей­ст­вие ле­карств;

8) тех­но­ло­гия при­го­тов­ле­ния ле­карств.

 

С 6 в. до н.э. в Ин­дии раз­го­ре­лась борь­ба за власть ме­ж­ду во­ен­ной кас­той и жре­ца­ми. С этой борь­бой свя­за­но по­яв­ле­ние но­во­го уче­ния, ко­то­рое на­зы­ва­лось уче­ние «ча­ра­ка», с ко­то­рым тес­но свя­за­на ме­ди­цин­ская сис­те­ма Суш­ру­ты. Ос­нов­ные по­ло­же­ния уче­ния «ча­ра­ка»:

1) все зна­ния лю­ди по­лу­ча­ют не от бо­гов, а по­сред­ст­вом ор­га­нов чувств;

2) все ор­га­ны чувств го­во­рят, что лю­дей ок­ру­жа­ет ма­те­ри­аль­ный мир, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жат 4 про­стых и всем из­вест­ных кос­ми­че­ских эле­мен­та: огонь, воз­дух, во­да, зем­ля;

3) ис­тин­ное зна­ние со­сто­ит не в тол­ко­ва­нии от­кро­ве­ния бо­гов, а в по­зна­нии ок­ру­жаю­ще­го лю­дей ма­те­ри­аль­но­го ми­ра.

К се­ре­ди­не 4 го в. до н.э. эта борь­ба за­вер­ши­лась по­бе­дой во­ен­ной кас­ты, хо­тя и не под фла­гом уче­ния «ча­ра­ка», а под фла­гом уче­ния Буд­ды, при­зы­вав­ше­го лю­дей ис­кать бла­жен­ст­во не в этом су­ет­ном ми­ре, а в том, где ждет веч­ный по­кой или, как го­во­рил Буд­да, в «нир­ва­не».

 

«Суш­ру­та – сам­хи­та» – сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­ные пре­да­ния Аюр­ве­ды, вос­пол­няю­щие зна­ния по хи­рур­гии. Суш­ру­та – вы­даю­щий­ся врач, зна­ме­ни­тый хи­рург, вос­пи­тан­ник Бе­на­рес­ско­го уни­вер­си­те­та.

«Суш­ру­та – сам­хи­та» со­сто­ит из шес­ти книг. Пер­вая кни­га по­свя­ще­на вве­де­нию в ме­ди­ци­ну, оз­на­ком­ле­нию с тер­ми­на­ми и т.п. Вто­рая кни­га со­дер­жит объ­яс­не­ния раз­лич­ных ви­дов бо­лез­ней. Тре­тья кни­га учит ос­но­вам ана­то­мии и эм­брио­ло­гии. Чет­вер­тая кни­га со­дер­жит ин­фор­ма­цию о ле­кар­ст­вен­ных ве­ще­ст­вах и ме­то­дам ле­че­ния. Пя­тая кни­га по­свя­ще­на от­рав­ле­ни­ям, а шес­тая от­ра­жа­ет но­вое на­прав­ле­ние в ме­ди­ци­не Ин­дии – ле­че­ние глаз­ных бо­лез­ней.

Суш­ру­та при­во­дит клас­си­фи­ка­цию воз­ник­но­ве­ния бо­лез­ней:

1) на­след­ст­вен­ность и трав­мы ор­га­низ­ма во вре­мя бе­ре­мен­но­сти;

2) внеш­ние при­род­ные фак­то­ры (кли­мат, уку­сы жи­вот­ных и т.п.);

3) Сверх­при­род­ные фак­то­ры (бо­ги и де­мо­ны).

 

В древ­ней Ин­дии ме­ди­цин­ская под­го­тов­ка осу­ще­ст­в­ля­лась в спе­ци­аль­ных шко­лах ти­па уни­вер­си­те­та. Пре­по­да­ва­ние ве­ли на­став­ни­ки из выс­ше­го со­сло­вия вра­чей, ко­то­рым раз­ре­ша­лось на­би­рать по 3-4 уче­ни­ка. На обу­че­ние при­ни­ма­ли уче­ни­ков с 12 лет и обу­ча­ли око­ло 6 лет. Пре­по­да­ва­ние но­си­ло тео­ре­ти­че­ский и прак­ти­че­ский ха­рак­тер. Тео­ре­ти­че­ским ос­но­вам обу­че­ние про­во­ди­лось под от­кры­тым не­бом, а прак­ти­че­ская часть про­хо­ди­ла не­по­сред­ст­вен­но «у по­сте­ли боль­ных». В обу­че­ние так­же вхо­ди­ли экс­кур­сии по сбо­ру ле­кар­ст­вен­ных трав. По окон­ча­нии обу­че­ния врач при­ни­мал обя­за­тель­ст­ва рег­ла­мен­ти­ро­вать его дея­тель­ность. От мо­ло­до­го спе­циа­ли­ста тре­бо­ва­лось гу­ман­ное от­но­ше­ние к па­ци­ен­там.

До­ку­мент, оп­ре­де­ляю­щий ко­декс по­ве­де­ния вра­ча в Ин­дии гла­сил: «Мож­но бо­ять­ся от­ца, ма­те­ри, дру­зей, на­став­ни­ка, но нель­зя чув­ст­во­вать стра­ха пе­ред вра­чом, он дол­жен быть до­б­рее, вни­ма­тель­нее к боль­но­му, не­же­ли отец, мать, дру­зья, на­став­ни­ца».

Вме­сте с тем жен­щин и ра­бов раз­ре­ша­лось ле­чить толь­ко с раз­ре­ше­ния му­жа или вла­сте­ли­на. Не­укос­ни­тель­но вы­пол­няв­ший дан­ные тре­бо­ва­ния врач ни­чем не рис­ко­вал пе­ред об­ще­ст­вом, да­же при не­удач­ном ис­хо­де ле­че­ния. Ес­ли же врач от­сту­пал от дей­ст­вую­щих ка­но­нов, то его счи­та­ли убий­цей и под­вер­га­ли на­ка­за­нию, вплоть до смерт­ной каз­ни.

Силь­ную сто­ро­ну ме­ди­ци­ны Древ­ней Ин­дии со­став­ля­ли эле­мен­ты об­щей ги­гие­ны.

Ги­гие­ни­че­ские на­вы­ки, вы­ра­бо­тан­ные эм­пи­ри­че­ским пу­тем, за­кре­п­ле­ны в «Пред­пи­са­ни­ях Ма­ну».

x «Ни­ко­гда не сле­ду­ет есть пи­щу боль­ных, ни та­кую, на ко­то­рой ока­за­лись во­ло­сы или на­се­ко­мые, ни тро­ну­тую на­ме­рен­но но­гой, ни по­кле­ван­ную пти­цею, ни тро­ну­тую со­ба­кой».

x «На­до уда­лять да­ле­ко от жи­ли­ща мо­чу, во­ду, ис­поль­зо­ван­ную для омо­ве­ния ног, ос­тат­ки пи­щи и во­ду, ис­поль­зо­ван­ную при очи­сти­тель­ных об­ря­дах».

x «Ут­ром на­до одеть­ся, ис­ку­пать­ся по­чис­тить зу­бы, на­те­реть гла­за кол­ли­риу­мом и поч­тить бо­гов».

x «Имея ост­ри­жен­ные во­ло­сы, ног­ти и бо­ро­ду, сми­рен­ный, в бе­лой оде­ж­де, чис­тый, пусть все­гда за­ни­ма­ет­ся изу­че­ни­ем вед и де­ла­ми, по­лез­ны­ми для не­го».

В за­ко­нах Ма­ну ос­ве­ще­ны мно­гие во­про­сы ги­гие­ны: о влия­нии кли­ма­та и вре­мен го­да на здо­ро­вье, чис­то­ту в жи­ли­ще, пра­ви­лах лич­ной ги­гие­ны, гим­на­сти­ки, пи­та­нии, уме­рен­но­сти в пи­ще, ран­ним вста­ва­ни­ем, ги­гие­ны рта, ку­па­нии, оп­рят­но­сти в оде­ж­де, стриж­ке во­лос и ног­тей. За­ко­ны Ма­ну осу­ж­да­ли пре­сы­ще­ние, ог­ра­ни­чи­ва­ли упот­реб­ле­ние мя­са и ре­ко­мен­до­ва­ли све­жую рас­ти­тель­ную пи­щу, а так­же мо­ло­ко и мед. Об­ра­ща­лось вни­ма­ние на чис­то­ту по­су­ды. Тща­тель­но бы­ли раз­ра­бо­та­ны пра­ви­ла ухо­да за те­лом: чи­ст­ка зу­бов щет­ка­ми и по­рош­ка­ми, ку­па­ние, сме­на оде­ж­ды. Ги­гие­ни­че­ские пред­пи­са­ния от­но­си­лись в пер­вую оче­редь к при­ви­ле­ги­ро­ван­ным кас­там и со­вер­шен­но не име­ли в ви­ду ра­бов. На­ря­ду с лич­ной ги­гие­ной су­ще­ст­во­ва­ли и эле­мен­ты об­ще­ст­вен­ной ги­гие­ны. При рас­коп­ках в Ма­хенд­жо-Да­ро (се­ве­ро-за­пад Ин­дии) об­на­ру­же­ны от­но­ся­щие­ся к кон­цу 4-го на­ча­ла 3-го ты­ся­че­ле­тия до н.э. сле­ды бла­го­ус­т­рой­ст­ва круп­но­го го­ро­да: го­род­ская ка­на­ли­за­ция, ка­ж­дый дом имел бас­сейн.

Этио­ло­гия у ин­ду­сов сво­ди­лась к дей­ст­вию уже пя­ти кос­ми­че­ских эле­мен­тов (в уче­ние «ча­ра­ка» - их 4), ко­то­рые ста­но­вят­ся при­чи­на­ми бо­лез­ней:

· зем­ли · во­ды · эфи­ра · ог­ня · воз­ду­ха

 

Глав­ны­ми при­чи­на­ми воз­ник­но­ве­ния бо­лез­ней счи­та­ют­ся:

Ø Слиш­ком обиль­ная пи­ща и пи­тье;

Ø Не­бла­го­при­ят­ная ме­ст­ность про­жи­ва­ния;

Ø Не­оп­рят­ность в оде­ж­де и жи­ли­ще;

Ø Ги­по­ди­на­мия и ги­пер­ди­на­мия;

Ø Чрез­мер­ный жар и хо­лод;

Ø Боль­шие на­груз­ки и днев­ной сон.

 

Са­ма бо­лезнь со­стоя­ла в из­ме­не­нии трех ор­га­ни­че­ских жид­ко­стях ор­га­низ­ма:

· жел­чи,

· воз­ду­ха,

· сли­зи.

 

Из этих эле­мен­тар­ных ве­ществ об­ра­зу­ют­ся ор­га­ни­че­ские про­дук­ты, вхо­дя­щие в со­став те­ла, на­при­мер, кровь, мя­со, жи­ро­вая клет­чат­ка, кос­ти, мозг, се­мя. Ка­ж­дый пре­ды­ду­щий из пе­ре­чис­лен­ных про­дук­тов слу­жит для об­ра­зо­ва­ния по­сле­дую­ще­го. Со­во­куп­ность этих эле­мен­тов об­ра­зу­ет жиз­нен­ную си­лу.

Суш­ру­та раз­ли­чал 23 ле­кар­ст­ва для ле­че­ния бо­лез­ни жел­чи, 39 ле­карств для ле­че­ния бо­лез­ней воз­ду­ха и для ле­че­ния бо­лез­ней сли­зи – 23 ле­кар­ст­ва.

Роль вра­ча сво­ди­лась к вос­ста­нов­ле­нию рав­но­ве­сия этих жид­ко­стей.

От­кло­не­ния в нор­маль­ных про­пор­ци­ях эле­мен­тов урав­но­ве­ши­ва­ют­ся:

· Ле­кар­ст­вен­ны­ми ве­ще­ст­ва­ми, слу­жа­щи­ми для уда­ле­ния из те­ла ис­пор­чен­ных со­ков: рвот­ные, сла­би­тель­ные, по­то­гон­ные ван­ны, очи­щаю­щие на­руж­ные по­кро­вы и т.п.

· Мас­са­жем.

· Фи­зи­че­ски­ми уп­раж­не­ния­ми.

· Хи­рур­ги­че­ски­ми опе­ра­ция­ми.

 

Врач при вы­бо­ре ме­то­да ле­че­ния дол­жен был учи­ты­вать воз­раст боль­но­го, пол, тем­пе­ра­мент, кон­сти­ту­цию и ха­рак­тер. При­ме­не­ние ле­карств счи­та­лось са­мой важ­ной и от­вест­вен­ной ча­стью вра­че­ва­ния, т.к. по ут­вер­жде­нию Суш­ру­ты: «в ру­ках не­ве­ж­ды ле­кар­ст­во – яд и по сво­ему дей­ст­вию мо­жет быть срав­ни­мо с но­жом, ог­нем и све­том, в ру­ках же лю­дей све­ду­щих – оно упо­доб­ля­ет­ся на­пит­ку бес­смер­тия».

В за­ви­си­мо­сти от дей­ст­вия все ле­кар­ст­ва де­ли­лись на:

· по­то­гон­ные (го­ря­чая во­да, при­пар­ки, от­ва­ры);

· рвот­ные;

· сла­би­тель­ные (рвот­ный орех, кун­жут, се­на, ре­вень);

· чи­ха­тель­ные (дым от сжи­га­ния во­лос и смол, пас­ты из ду­ши­стых де­ревь­ев втя­ги­ва­ли но­сом че­рез труб­ку);

· мо­че­гон­ные (от­ва­ры и по­рош­ки);

· слю­но­гон­ные (чер­ный пе­рец, кис­лые пло­ды);

· вя­жу­щие при по­но­сах, яз­вах, кро­во­те­че­ни­ях;

· ук­ре­п­ляю­щие – для ос­ве­же­ния па­мя­ти.

 

 

Суш­ру­та раз­де­лял все ле­кар­ст­ва на два клас­са:

Ø Воз­бу­ж­даю­щие и про­хла­ж­даю­щие;

Ø Умень­шаю­щие воз­бу­ж­даю­щее дей­ст­вие ис­пор­чен­ных со­ков и вос­ста­нов­ле­ние их со­от­но­ше­ний.

По мне­нию древ­не­ин­дий­ских вра­чей, да­вать ле­кар­ст­ва боль­ным сле­ду­ет в кри­ти­че­ские дни и вре­ме­на го­да - это пе­рио­ды со­зре­ва­ния ис­пор­чен­ных жиз­нен­ных со­ков, ко­гда не­об­хо­ди­мо их уда­ле­ние из ор­га­низ­ма: рвот­ные да­ва­ли 1 раз в 2 не­де­ли, сла­би­тель­ные 1 раз в ме­сяц, кро­во­пус­ка­ние де­ла­ли 2 раза в год при сме­не вре­мен го­да.

Ле­кар­ст­вен­ные ка­та­лог древ­них ин­ду­сов очень бо­гат и пред­став­лен боль­шим ко­ли­че­ст­вом ле­кар­ст­вен­ных форм:

· По­рош­ки

· Пи­лю­ли

· От­ва­ры

· Ма­зи

· Пас­ты

· На­стои

· Экс­трак­ты

· Каш­ки

· Жже­ные сред­ст­ва для вти­ра­ний

· Жид­кие пла­сты­ри

· Об­ли­ва­ния

· Оку­ри­ва­ние

· Вды­ха­ния

 

Средств рас­ти­тель­но­го про­ис­хо­ж­де­ния на­счи­ты­ва­лось бо­лее 1000 (толь­ко Суш­ру­та опи­сал 760 ле­кар­ст­вен­ных рас­те­ний, не­ко­то­рые из них до сих пор не изу­че­ны. Са­мым свя­щен­ным был цве­ток ло­то­са, счи­тав­ший­ся жи­вым бо­же­ст­вом. При­ме­ня­лись зла­ки, дре­ве­си­на, ко­ра, ко­ре­нья, цве­ты, пло­ды, яго­ды, упот­реб­ля­лось ви­но, ук­сус и т.п.

При сбо­ре рас­те­ний об­ра­ща­лось вни­ма­ние на ме­сто про­из­ра­ста­ния ле­кар­ст­вен­ных рас­те­ний. По мне­нию ин­ду­сов, рас­те­ния на­ка­п­ли­ва­ют це­леб­ные свой­ст­ва лишь от солн­ца, от до­ж­дя и гро­зы. Для сбо­ра тре­буе­мых рас­те­ний со­вер­ша­лись по­хо­ды по ле­сам и го­рам. Рас­ти­тель­ные ле­кар­ст­ва со­би­ра­ли и го­то­ви­ли са­ми вра­чи в спе­ци­аль­ные дни и ча­сы, с про­из­не­се­ни­ем не­об­хо­ди­мых за­кли­на­ний и мо­литв. Ле­кар­ст­ва, при­го­тов­лен­ные не вра­ча­ми, ис­поль­зо­вать за­пре­ща­лось.

Вы­ше все­го по­чи­та­лась во­да, осо­бен­но во­да Ган­га.

Сред­ст­ва жи­вот­но­го про­ис­хо­ж­де­ния бы­ли пред­став­ле­ны:

· Ко­жа, ног­ти, во­ло­сы для оку­ри­ва­ния по­ме­ще­ний при ли­хо­рад­ке;

· Кровь при по­те­ре кро­ви;

· Мя­со в сме­си с мас­ля­ни­сты­ми рас­ти­тель­ны­ми ве­ще­ст­ва­ми – при ис­то­ще­нии и нерв­ных бо­лез­нях;

· Кос­ти в ви­де зо­лы в сме­си с дру­ги­ми ле­кар­ст­ва­ми – при нерв­ных и дет­ских бо­лез­нях, а так­же для оку­ри­ва­ния;

· Мас­ла и жи­ры для на­руж­но­го и внут­рен­не­го (ко­ро­вье мас­ло при ча­хот­ке) при­ме­не­ния;

· Мозг для на­руж­но­го и внут­рен­не­го (при ис­то­ще­нии) при­ме­не­ния;

· Желчь (воз­бу­ж­даю­щее сред­ст­во при ли­хо­рад­ке – внутрь и при глаз­ных бо­лез­нях – на­руж­но);

· Мо­ло­ко с от­ва­ра­ми при дет­ских и нерв­ных бо­лез­нях (ко­ро­вье, ко­зье, верб­лю­жье, ове­чье, ко­бы­лье и т.п.);

· Мо­ча (лег­кое сла­би­тель­ное сред­ст­во при гли­стах, от­рав­ле­ни­ях, во­дян­ке, жел­ту­хе);

· По­мет ко­ро­вий для на­руж­но­го (вос­па­ле­ние и из­ме­не­ние цве­та ко­жи) и внут­рен­не­го (в сме­си с дру­ги­ми ле­кар­ст­ва­ми) при­ме­не­ния;

· Мед, яй­ца:

· Пи­яв­ки.

· Шпан­ские муш­ки – это ле­кар­ст­вен­ное сред­ст­во ис­поль­зо­ва­лось ме­ди­ка­ми мно­гих на­ро­дов, у нас в стра­не мы встре­ча­ем его еще в Го­су­дар­ст­вен­ной Фар­ма­ко­пее VIII из­да­ния. Это жук-на­рыв­ник, встре­чаю­щий­ся в юж­ной и сред­ней час­ти на­шей стра­ны. Их со­би­ра­ют, умер­щв­ля­ют и вы­су­ши­ва­ют, рас­ти­ра­ют в по­ро­шок. Шпан­ские муш­ки очень ядо­ви­ты, раз­дра­жа­ют сли­зи­стые обо­лоч­ки, вы­зы­ва­ют на ко­же вол­ды­ри. При сбо­ре, суш­ке, тол­че­нии не­об­хо­ди­мы ме­ры пре­дос­то­рож­но­сти. Нель­зя про­бо­вать на вкус. При­ем очень не­зна­чи­тель­ных доз вы­зы­ва­ет силь­ное вос­па­ле­ние по­чек, а боль­шие до­зы- смер­тель­ны. Дей­ст­вую­щее ве­ще­ст­во - ка­пил­ляр­ный яд – кан­та­ри­дин, ока­зы­ваю­щий при ме­ст­ном при­ме­не­нии рез­кое раз­дра­же­ние и на­рыв­ное дей­ст­вие. Яд шпан­ских му­шек при­ме­ня­ли в ви­де на­стой­ки и пла­сты­ря. Пла­стырь – на­руж­ное от­вле­каю­щее и раз­дра­жаю­щее сред­ст­во.

Сред­ст­ва ми­не­раль­но­го про­ис­хо­ж­де­ния так­же ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лись в ле­че­нии. На­ро­ды Ин­дии об­ла­да­ли боль­ши­ми по­зна­ния­ми хи­мии. Ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись:

· дра­го­цен­ные кам­ни (ал­маз, жем­чуг, ко­рал­лы) ис­поль­зо­ва­лись с ли­мон­ным со­ком как ук­ре­п­ляю­щие;

· ртуть – яв­ля­лась па­на­це­ей, ее ис­поль­зо­ва­ли при ле­че­нии си­фи­ли­са, па­ра­ми уби­ва­ли на­се­ко­мых;

· зо­ло­то ис­поль­зо­ва­лось в ви­де тон­ких лис­точ­ков, ко­то­рые на­ка­ли­ва­ли, а за­тем ос­ту­жа­ли в мас­ле или мо­ло­ке – это счи­та­лось силь­но ук­ре­п­ляю­щим сред­ст­вом;

· се­реб­ро, медь и же­ле­зо как ле­кар­ст­ва го­то­ви­лись так же, как и зо­ло­то – се­реб­ром и ме­дью ле­чи­ли глаз­ные бо­лез­ни, а же­ле­зом вос­ста­нав­ли­ва­ли кро­во­по­те­рю;

· сви­нец, оло­во, цинк, сурь­ма и мышь­як ис­поль­зо­ва­ли в ви­де жел­то­го и бе­ло­го ве­ще­ст­ва для ле­че­ния кож­ных бо­лез­ней;

· се­лит­ра, ед­кий натр, мор­ская соль, бу­ра, на­ша­тырь, се­ра.

 

Древ­не­ин­дий­ский врач дол­жен был обя­за­тель­но знать все из­вест­ные рас­ти­тель­ные, жи­вот­ные и ми­не­раль­ные яды. В древ­ней Ин­дии ток­си­ко­ло­гия оп­ре­де­ля­ла 7 эта­пов от­рав­ле­ния, по­след­ним из ко­то­рых бы­ла смерть. Про­ти­во­яди­ем слу­жи­ли сна­ча­ла хо­лод­ная во­да, за­тем рвот­ные от­ва­ры рас­те­ний с ме­дом или мас­лом, и, на­ко­нец, сла­би­тель­ные и чи­ха­тель­ные сред­ст­ва.

Ин­ду­сы час­то стра­да­ли от змей и бе­шен­ных жи­вот­ных. Суш­ру­та на­счи­ты­ва­ет до 80 ви­дов ядо­ви­тых змей, ука­зы­вая все­воз­мож­ные спо­со­бы ле­че­ния.

Ино­гда, яды так­же упот­реб­ля­лись и для ле­че­ния. Ядо­ви­тые ле­кар­ст­вен­ные рас­те­ния, та­кие как дур­ман, ако­нит, опий ки­пя­ти­ли с мо­ло­ком или вод­ным на­сто­ем ко­ровь­е­го по­ме­та. Су­шен­ная желчь рыб, коз­лов, буй­во­лов, ди­ких ка­ба­нов счи­та­лась воз­бу­ж­даю­щим сред­ст­вом. Ми­не­раль­ные яды, та­кие как су­ле­ма, сер­но­кис­лая медь да­ва­лись в ма­лых ко­ли­че­ст­вах в рас­тво­ре. По­ря­док прие­ма ядов та­ков: пер­вый день яд при­ни­мал­ся ве­ли­чи­ной с гор­чич­ное зер­но, за­тем при­бав­ляя еже­днев­но та­кое же ко­ли­че­ст­во яда в те­че­ние 7 дней, а за­тем убав­ляя столь­ко же яда в те­че­ние по­сле­дую­щих 7 дней. Ис­поль­зо­вать яды боль­ным до 10 лет и стар­ше 80 лет за­пре­ща­лось.

Все эти от­кры­тия ока­за­ли ог­ром­ное влия­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие фар­ма­ции не толь­ко в Ин­дии, но и в со­сед­них араб­ских стра­нах.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.