Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия: кожные ощущения, виды, вибрационная чувствительность, вибратор, восприятие музыки, осязание, особенности, динамика, коррекционные задачи




Кожная чувствительность при нарушении слуха

 

В кожном покрове, включая слизистую оболочку рта и носа, а также роговую оболочку глаз, находятся важные органы чувств, которые составляют специальные рецепторы. Они соответствуют разным видам кожных ощущений. К ним принадлежат тактильные, температурные, болевые. Кожные ощущения вызываются воздействием механических и термических качеств предмета на кожу. Роль дистантных выполняют вибрационные ощущения. Они возникают при прикосновении к предмету, который вибрирует. Колебания этих предметов распространяются в окружающей среде через твердые тела. Ощущения вибрации могут возникнуть при воздействии на любой участок кожной поверхности человека: выразительные — на кончики пальцев, кожу ступни и живота, менее выразительные — на кожу шеи, плечевого пояса, бедра. Возможно отличить вибрации, которые одновременно воздействуют на разные участки кожи.

Для возникновения вибрационных ощущений необходимы воздействия меньшей силы, чем для слуховых. Конечно, слуховой анализатор дает значительно более тонкое, полное отражение вибрационных воздействий, чем кожный. Вибрационная чувствительность у людей разная: от самой высокой 8 000 Гц и 12 000 Гц, до самой низкой - менее 5 000 Гц. Наибольшая чувствительность при 100-250 Гц. Человек отличает вибра­ции в этом диапазоне по частоте и силе. Для характеристики силы вибрации используется единица — децибел (Дб), частоты - герц (ГЦ).

Роль вибрационной чувствительности в познании окружающей действительности значительнее для лиц с нарушением слуха, чем для слышащих. Ольга Скороходова по вибрации могла узнать о наличии предмета, обозначить место, где он находится, установить некоторые его качества.

Глухой может пользоваться вибрационной чувствительностью как познавательным средством, но после специальной работы. Когда ребенок несколько раз воспринимает прикосновения к столу без камертона, а затем с камертоном, который вибрирует, то после тренировки он может не только выделить факт звучания, но и локализовать источник вибраций значительно более слабой интенсивности, чем вибрации при прикосновении.

В среднем и старшем возрасте вибрационные ощущения играют большую роль. Глухие дети различают вибрации костного телефона кончиками пальцев при меньшей их интенсивности, чем их слышащие ровесники. Они в два раза точнее показывают источник вибрации.

Развитие вибрационной чувствительности имеет значение для овладения словесной речью, правильного ее восприятия. Прикладывая ладонь к шее, носу, щеке того, кто говорит, глухой ребенок получает образец, который пробует воспроизвести. Вибрационная чувствительность, которая возникает в коже ладони, прижатой к горлу или носу, щеке, груди в момент рождения звуков, помогает осуществлять контроль за собственным произношением.

В результате тренировки дети могут распознать некоторые звуки речи, знакомые слова и иногда фразы. С помощью специального прибора – вибратора – лучше, чем при чтении с губ, улавливаются такие элементы произношения, как словесное и логическое ударение, темп, ритм. Это позволяет объединять чтение с губ и восприятие речи через вибрационную чувствительность.

Еще в 30-е годы предпринимались исследования по изучению возможности использования кожного анализатора для восприятия через кожу речевых сигналов. Предлагались разные варианты. При одном спонтанный речевой поток направляется на кожу (результаты неудовлетворительные). Другой вариант предполагал передачу через кожу перекодированной информации. Например, на вибраторы подаются сигналы Морзе. Их воспринимает специальная телефонная приставка с выходом на костный телефон. Такая организация "разговора" глухих идет медленно. Пробовали разработать разные виды "кожной речи". В Англии Джелдард закодировал алфавит на основе II переменных вибрационных сигналов. Часть датчиков (5) фиксировала место воздействия, часть (3) — уровень интенсивности, остальные (3) — длительность сигнала. И поскольку в этих условиях после определенной тренировки скорость приема была 190-335 букв в минуту, она не соответствовала темпу устной речи. И сегодня не существует надежной аппаратуры для участия кожного анализатора в восприятии устной речи. Учитывая физиологически огромную пропускную способность кожного анализатора, ученые поиск не прекращают.

Отметим и еще одну область использования вибрационной чувствительности. Речь идет о восприятии музыки. Вибрационная чувствительность фиксирует темп музыки, ритм, размер такта, чередование звуков по их силе и протяженности. Только в некоторых случаях диссонансы воспринимаются дифференцированно. Но надо использовать и такую, хоть и маленькую возможность познакомить детей с музыкой. Как же глухие слушают музыку? К поверхности работающего прибора дети прикладывают руки и воспринимают его колебания. Когда удаленность от звучащего предмета небольшая, дети воспринимают музыкальные волны телом, а колебания пола – ступнями. Восприятию воздушных колебаний помогают близко расположенные предметы с эффектом резонатора.

Воспринимаемые вибрации помогают глухому узнать некоторые музыкальные произведения даже по незначительным признакам: чередование громких и тихих звуков, скорость смены одного звука другим. Наилучшим индикатором музыки при таком восприятии оказывается ритм. Дети могут дифференцировать довольно тонко воспринимаемые ритмы. Вибрационные ощущения музыки неустойчивы, требуют спокойствия тела в момент восприятия. При танцевальных движениях такое восприятие почти невозможно. К источнику вибрации танцующий поворачивается то боком, то спиной - это уменьшает вибрационную
чувствительность. И все же даже такой хрупкий канал нельзя не использовать в целях развития ребенка. Когда он научится выделять ритмический образец и темп воспроизведения, эти признаки он легче определит в речевых воздействиях. Чувство ритма поможет ребенку улучшить речевую моторику.

Кожные ощущения тесно связаны с двигательными. Их совокупность составляет специфику восприятия, которое возникает при последовательном прикосновении к предмету.

Осязание как способ контакта с внешним миром и получения информации о нем играет значительную роль. Во взаимосвязи с другими видами ощущений и в первую очередь со зрением осязание является базой для формирования у человека целостных представлений об окружающих предметах и развития способностей к трудовой деятельности. И. М. Сеченов поставил осязание в один ряд со зрением.

С помощью осязания человек имеет возможность определить форму предмета, качественные особенности поверхности, ее длину, примерный вес предмета. Оно дополняет знания, которые получены зрительным анализатором.

Осязание обусловлено функционированием сенсорно-афферентных систем кожного анализатора. Человек способен очень точно соотнести все ощущения прикосновения и давления на определенное место кожного покрова. Однако такая способность вырабатывается в процессе накопления опыта и во взаимосвязи с развитием других органов чувств. Сначала ребенок только берет, захватывает предмет, затем учится его ощупывать в процессе предметных действий. При этом участвует зрительное восприятие. Далее формируется осязание как самостоятельный процесс познания. Вырабатываются различные движения, которые позволяют более точно выявить признаки предметов. Однако осязание мало знакомых предметов или знакомых, но с изменением в контуре, формируется значительно позже. В средних и старших классах ученики способны соединить объемные движения рук с мелкими движениями вдоль отдельных частей предмета. В развитии осязательного восприятия глухие дети проходят те же ступени, что и слышащие, но по темпам овладения они значительно отстают от них. Поэтому в начальных классах осязательная деятельность глухих школьников напоминает похожие действия дошкольников.

Исследования группы сурдопсихологов выявили особенности такого рода познавательной деятельности глухих.

В опытах А. П. Гозовой дети на ощупь воспринимали сначала знакомые объемные предметы: грушу, пирамидку, фаянсовую посуду, ослика — из дерева, пластмассы, а затем те же предметы, но только в плоскостном виде из плексигласа. В опытах принимали участие ученики разных классов, глухие и слышащие. Выяснилось, что положительная динамика наблюдается у тех и других от класса к классу. Однако для младших детей опознавание предметов по контуру оказалось более сложным, чем объемных. В старших классах ошибок почти не было.


Ученики пользовались сложными формами узнавания. После первичного исследования ученики массовой школы продолжали ощупывать и уточняли название предмета. Глухие чащи всего не пробовали искать дополнительные признаки, специфические для объекта, не старались проконтролировать себя.

Глухих детей нужно как можно раньше приучать к исследованию предмета ощупыванием. Для этого воспитатели и педагоги рано вводят игру "волшебный мешочек". Детей учат использовать прошлый опыт, сопоставлять ощущения с образами.

Большое значение имеет специальное внимание развитию произвольной организации самого процесса обследования. Он идет параллельно с развитием мышления и речи, с уточнением представления о контуре, форме предмета. Совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, что обеспечивает успех осязания.

Коррекционные задачи развития осязания можно представить следующим образом:

- формировать умение находить на ощупь похожую на воспринимаемую поверхность в игре "Собери коробочку";

- формировать умение на ощупь определять форму, размер предмета;

- формировать умение на ощупь определять материал, из которого сделан предмет;

- формировать умение на ощупь определять предмет (волшебный мешочек), находить среди множества других требуемый предмет;

- формировать умение на ощупь сравнивать одинаковые предметы по размеру (матрешки и т.п.);

- формировать умение определять на ощупь температуру, различие в температуре предметов;

- формировать умение на ощупь определять качество поверхности;

- формировать умение на ощупь определять упругость предметов, различать предметы по упругости;

- формировать умение на ощупь определять качество мытья посуды;

- формировать умение на ощупь ориентироваться в знакомой комнате;

- формировать умение на ощупь классифицировать предметы по размеру и по форме.

 

?
Охарактеризуйте особую роль кожных ощущений для глухого.

Раскройте специфику вибрационных ощущений у глухих.

Какие кожные ощущения одинаково развиты у детей с нарушенным слухом и слышащих?

Перечислите признаки предметов, определяемые на ощупь и определяемые только на ощупь.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.