Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство забывать 3 страница




После воздействия зрительного сигнала его образ сохраняется несколько десятых секунды. Этот образ представляет собой «непо­средственный отпечаток» зрительной сенсорной информации. Сле­довательно, можно обрабатывать сигнал в течение времени, пре­вышающего длительность действия самого сигнала. «Непо­средственный отпечаток» полезен в тех случаях, когда сигнал действует очень недолго, как при просмотре кинофильмов и теле­визионных передач; он обеспечивает также непрерывность восприя-


тия при моргании или движении глаз. При кратковременном предъявлении сигнала длительность воздействия почти не играет роли; существенное значение имеет лишь время, в течение которого сигнал остается в системе ИП.

Очевидно, система ИП не только сохраняет четкое представле­
ние о сенсорных сигналах, поступивших в течение последних не­
скольких десятых секунды, но и содержит больший запас инфор­
мации, чем может быть использовано. Это расхождение между ко­
личеством информации, хранящимся в сенсорной системе, и тем
ее количеством, которое может быть использовано на последую­
щих ступенях анализа, имеет чрезвычайно важное значение. Оно
указывает на некоторую ограниченность объема памяти на после­
дующих стадиях, не свойственную самой сенсорной стадии. Эта
ограниченность проявляется при попытке запомнить предъявлен­
ный материал. Огромное количество информации, содержащейся
в сенсорном образе, обычно несущественно для интерпретации его
значения. Более того, нередко чрезмерное количество деталей лишь
затрудняет дело. ЭВМ, которые пытаются читать печатный текст,
расшифровывать фонограммы устной речи и даже читать напеча­
танные нотные знаки, легко сбиваются при наличии в информации
на входе самых нехитрых деталей, на которые человек никакого
внимания не обратит при выполнении той же задачи. Мельчайшие
пятна краски или разрывы печатных букв сбивают счетно-решаю­
щие устройства, человек же часто просто не замечает даже орфо­
графических ошибок. _

Сенсорная система должна сохранять точный образ всего, что воздействует на органы чувств, поскольку, хотя большая часть этой информации окажется ненужной, сенсорная система не способна определить, какие аспекты вводимой информации могут быть существенными. Это могут выполнить только такие системы, которые распознают и интерпретируют сигналы. Система ИП, казалось бы, идеально соответствует своему назначению. Эта система удержи­вает в течение короткого времени весь материал, обеспечивая про­цессам распознавания образов возможность извлечения и выбора...

Емкость системы ИП. Легко показать, что система ИП исходно содержит больше информации, чем используется на последующих ступенях анализа. Предположим, что испытуемому на мгновение предъявляют сложный зрительный образ. Он сможет извлечь из этого образа лишь небольшое количество содержащейся в нем ин­формации и заявит, что ему не хватило времени «увидеть» все. Но если испытуемому велят смотреть лишь на определенную часть изображения, он сможет сосредоточить на ней все свое внимание и дать очень точное описание. Это свидетельствует о том, что огра­ничение нашей способности воспринимать сенсорные сигналы появ­ляется в процессе анализа.

Эксперимент Сперлинга. Следует тщательно проанализировать этот эксперимент, чтобы ознакомиться с основной методикой, ис­пользуемой при изучении «непосредственного отпечатка» сенсорной


но место одной из них, и попросим испытуемого просто назвать отмеченную букву. До предъявления карточки с прямоугольной меткой испытуемый не знает, какая из девяти букв будет отмечена (рис. 10) 2. Если испытуемый всегда может назвать произвольно помечен­ную букву, это означает, что он действительно в состоянии увидеть в одно мгновение все девять букв; если он может узнать, какая

буква будет помечена лишь после предъявления стимулирующей карточки, значит, он удерживает в системе ИП все девять букв, чтобы иметь возможность отыскать там отмеченную букву и на­звать ее. Результаты этого эксперимента показаны на рис. 12: испытуе­мый почти всегда правильно называет помеченную букву. Таким образом, он видит больше, чем может сообщить в отчете. Очевид­но, в исходном эксперименте в системе ИП содержались все бук­вы, но к тому времени, когда испытуемый воспроизвел три или че­тыре- из них, остальные стерлись в его памяти. Это весьма ценная методика для изучения восприятия. Следую­щий способ ее применения состоит в том, что вводится задержка,

1 Сперлинг указывал, какую букву надлежит запомнить посредством звукового тона, а не отмечал ее прямоугольником. Это дает несколько иные результаты, чем те, которые приведены здесь, но разница невелика, и продемонстрирован­ный здесь принцип остается правильным.

 

информации. В одном из основных экспериментов карточку, на ко­торой изображено 9 букв, расположенных в три строки по 3 буквы в каждой (рис. 10), предъявляют в тахистоскопе в течение 50 мил­лисекунд. Обычно испытуемому удается прочитать только 4 или 5 букв из 9. Даже если увеличить число букв в карточке или изме­нить длительность ее 'предъявления, испытуемый почти неизменно называет примерно 4—5 букв (рис. 11).

Карточка с прямоугольной меткой

Сигнальная карточка

I
.Белая карточка с Сигналь-
Карточка! Белая с прямо - i карточка угольной | меткой I
Белая карточка Время

I

меткой в центре

точка фиксации). карточка

I I

0,5 мс Изменяемый 50 мс
  интерзал  

Рис. 10

Если мы хотим выяснить, что же в действительности может ув'идеть испытуемый, не следует просить его сообщать обо всем, что он видит. Возможно, что он видит все буквы, а затем забывает некоторые из них. Чтобы проверить это предположение, мы мо­жем попросить его дать частичный отчет о предъявленных буквах. В этом случае, как и ранее, предъявим карточку с девятью буквами, но затем предъявим карточку, где прямоугольным значком отмече-


1 2 3 4 5 6 7 8 9 101112 Числе предъявленных, букв

Рис. 11. I — идеальный случай; II —фактические данные.

Рис.12. I — идеальный случай; II тические данные.


■ фак-


—2'3 4 5 S 78 9 It 1112 Число предъявленных оуко

100

I 1



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.