Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятые сокращения 4 страница. [249] СМ. : указ Президента Российской Федерации «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г




 

[248] C3 РФ. 1999. № 50. Or. 6230.

 

[249] См.: Указ Президента Российской Федерации «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г. № 1003; постановление Правительства РФ «Об утверждении юго устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного «ликвидированного федерального государственного предприятия» от 12 августа t г. № 908 //СЗ РФ. 1994. № 17. Or. 1982; постановление Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фаб-. казенных хозяйств)» от б октября 1994 г. № 1138 // СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2989.

 

[250] В нормативных актах, посвященных казенным предприятиям, говорится об их создании на основе ликвидированных федеральных предприятий. Однако с учетом того, что казенные предприятия все-таки выступают преемниками федеральных, можно сделать вывод, что речь идет о реорганизации предприятия в казенное в форме преобразования.

 

[251] См.: Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая/Подред. О. Н.Садикова. 'M, 1996. С. 61—62,92— 93.

 

 

[252] В законодательстве, регулирующем правовое положение отдельных видов некоммерческих организаций, возобладал весьма странный принцип. В основу правового регулирования кладутся не особенности юридической формы, структуры субъектов права (можно было бы ожидать), а специфика сферы их деятельности. Так, Федеральный № «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. (с изменениями от чрга 1997г. и 18 февраля 1999 г.) (СЗРФ. 1995. № 50. Ст. 4870; 1997. № 10. Ст. 1120; 1999. № 8. Ст. 973) объединяет в одном документе нормы, регулирующие положение и производсгвенных, и потребительских кооперативов в сельском хозяйстве, усматривая в них гораздо больше сходства, нежели различий. Аналогично и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 5г.№ 135-ФЗ(СЗРФ. 1995.№33. Ст. 3334) объединяет вместе такие разные виды юридичсских лиц, как фонды, общественные организации, учреждения, лишь на том основании, что они занимаются благотворительностью. Непродуктивность такого законодательного подхода очевидна.

 

[253] Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федсрации»от 19 июня 1992 г. (в ред. от 11 июня 1997 г.) // Ведомое™ РФ. 1992. № 30. Ст. 1788; СЗ РФ. 1997. № 28. Or. 3306; 2000. № 18. От. 1910.

 

[254] Стремление к централизации системы потребкооперации завело авторов последней редакции указанного Закона так далеко, что его отдельные положения вошли в противоречие с нормами ГК. Так, согласно ст. 1 Закона решения областного и краевого (республиканского) союзов потребительских обществ обязательны для соответствующих потребсоюзов, а решения центрального союза могут обязывать все нижестоящие потребительские союзы и общества. При этом надо иметь в виду, что участниками союзов потребительских обществ не могут выступать другие (например, нижестоящие) погребительские союзы. Тогда на каком основании одно юридическое лицо (Центросоюз) обретает право давать обязательные для другого, совершенно самостоятельного юридического лица (райпотребсоюза) указания?

 

[255] Для создания сельскохозяйственного потребительского кооператива необходимо наличие как минимум пяти граждан или двух юридических лиц (п. 11 ст. 4 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»). В потребительских обществах число учредителей не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц (п. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации»).

 

[256] Кстати, именно существование потребительских кооперативов наряду с федеральными казенными предприятиями (которые отнюдь не всегда преследуют цель извлечения прибыли) позволяет упрекнуть законодателя в непоследовательности в делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.

 

[257] Федеральный закон «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г. (СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963) продекларировал этот принцип в ст. 20. К сожалению, в последующих статьях Закон свел к минимуму возможность выбора домовладельцами других, помимо товарищества, форм управления кондоминиумом.

 

[258] Подробнее об имуществе товариществ собственников жилья см. § 2 главы 20 настоящего учебника.

 

[259] Ст. 8—13 Закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (с изменениями от 17 мая 1997 г. и 19 июля 1998 г.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст.1930; 1997. № 20. С. 2231; 1998. № 30. Ст. 3608.

 

[260] Особой разновидностью органа общественной самодеятельности является национально-культурная автономия (см. подробнее: Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965).

 

[261] Пункт 2 ст. 15 Закона «О некоммерческих организациях» говорит о возможности учреждения такой организации всего одним лицом. Однако по отношению к этому нормативному акту Закон «Об общественных объединениях» (как разновидности некоммерческих организаций) выступает в качестве lex specialius и поэтому обладает преимущественной силой.

 

[262] Статья 10 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

 

[263] Такими обязательными признаками считаются: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. При отсутствии этих признаков объединение не подлежит регистрации в качестве религиозного (см.: п. 1 ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.).

 

[264] Истории возникновения фондов в гражданском праве посвящена интересная рабо-вский М. А. История возникновения и правового регулированияч фондов. В иалы по обобщению арбитражной практики по делам с участием Территори-: фондов обязательного медицинского страхования. М., 1997.

 

[265] См., напр.: ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. (с изменениями от 22 апреля 1996 г., 26 ноября 1996 г. и 17 марта 1997 г.) № 154-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 35. Or. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378.

 

[266] Так, согласно ч. 3 ст. 7 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, только если ее учредителем является другая благотворительная организация (любого вида).

 

[267] См.: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 14 июля 1999 г. № 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения» // Налоговый вестник. 1999. № 11.

 

[268] Отсюда, кстати, следует и то, что акт, которым учреждается такая организация, с большим трудом можно называть законом. Ведь он не содержит общеобязательных правил поведения, т. е. норм права. Такой «закон» должен определять наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место нахождения, порядок управления (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации (п. 3 ст. 7.1 Закона «О некоммерческих организациях»). Все эти вопросы не носят общенормативного характера, так как затрагивают лишь одного-единствснного субъекта права.

 

[269] См.: Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерче-мдинениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.

 

[270] Ст. № 11 Закона РФ «О рынке ценных бумаг». Товарные биржи по своему устройству Тяготеют к организационной форме некоммерческого партнерства, хотя ряд авторов выделяют их в самостоятельный вид некоммерческих юридических лиц (см.: Гражданское Право. Учебник. В 2-х т. / Под ред. E.A.Суханова. Т. 1. М., 1993. С. 276—278).

 

[271] Порой нелегко понять, какими мотивами руководствуется законодатель, конструируя те или иные разновидности некоммерческих организаций. А, в свою очередь, незнание цедей, ради которых такие организации вводятся в оборот, усложняет толкование правовых норм. Остается надеяться, что эти цепи известны самому законодателю, в про-тивном случае новоиспеченные юридические лица так и останутся бумажными конструкциями.

 

[272] Эти вопросы уже были предметом изучения, см.: Виткявичус П. П. Гражданская правосубъектность Советского государства. Вильнюс, 1978; Брагинский М. И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981; Шенгелия Р.В. Гражданская правосубъектность Советского государства в кредитных отношениях. Тбилиси, 1984; Субъекты гражданского права / Под ред. С.Н.Братуся. М., 1984.

 

[273] Именно из этой посылки исходят те авторы, которые считают, что суверенитетом обладает только Российская Федерация, а не ее субъекты (см.: Гражданское право. Часть первая. Учебник / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масяяева. М., 1997. С. 106).

 

[274] До конца 80-х годов государство как субъект гражданского права понималось иначе, а именно как единый субъект, представленный органами власти и управления разных уровней. Все они выражали волю одного лица — Советского государства, которое было и единственным собственником государственных имущсств, где бы они ни находились. При такой модели разные уровни государства отличались лишь в зависимости от компетенции соответстаующих государственных органов.

 

[275] Произошедший в августе 1998 г. финансовый кризис со всей очевидностью показал недостатки существующей модели построения государства. Ряд субъектов РФ и Федерация в целом оказались неплатежеспособными. В то же время закрепленный в законодательстве принцип раздельной ответственности не позволил возложить обязанности по возмещению на все государственное имущество, в чьих бы руках оно ни находилось.

 

[276] В случаях, предусмотренных нормами международного и даже порой национального права, государство может осуществлять властные полномочия также и за пределами своей территории, например на континентальном шельфе. Российская Федерация на своем континентальном шельфе осуществляет суверенные права и юрисдикцию согласно Федеральному закону «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694; 1999. 7. Ст. 879. Этот вопрос подробно освещается в курсе международного публичного права.

 

[277] Более подробно о публичной власти государства см.: Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995.

 

[278] Участиe государства в гражданских правоотношениях на равных с другими субъектами началах не следует толковать таким образом, будто бы на эти отношения распространяется один-единственный принцип равенства. Участие на равных означает, что нормы гражданского права применяются к государству в полном объеме, если иное не предусмотрено законом, см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. 2-е изд. М., 1988. с. 256.

 

[279] Иногда государство относят к коллективным образованиям, привлекая тем самым для его характеристики понятия из арсенала учения о сущности юридического лица (см.: Гражданское право. Часть первая. Учебник / Под ред. А. Г. Калпина и А. И. Масляева. С. 105). Однако видеть за государством коллектив должностных лиц было бы неверно с точки зрения главной его цели — служения обществу. Чиновники не могут предопределять волю государства. Их задача — выявлять и выражать волю общества. В то же время тезис о том, что людским субстратом государства является весь народ, звучит демагогически. Особенно в России, где государство вот уже более тысячи лет считается чуждой, а подчас и враждебной народу силой.

[280] Разумеется, никакой презумпции распространения на отношения с участием государства правового режима, установленного для юридических лиц, не существует (противоположное мнение высказано М.И.Брагинским, см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н.Садикова. С. 256). Если уж вести речь о каком-либо законодательном предположении, то не о презумпции, а о фикции. Ведь государство ipso jure не юридическое лицо.

 

[281] СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3923; 1997. № 28. Ст. 3305; 1999. № 7. Ст. 879. Эта государственная монополия осуществляется на основе лицензирования, причем лицензия выдается только государственным унитарным предприятиям.

[282] См. ст. 12 Федерального закона «О недрах» от 21 февраля 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 16, Ст. 834; № 29. Ст. 1690; 1993. № 2. Ст. 74; СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823; 1999. №7. Ст.879.

[283] См. ст. 4 Закона РФ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст.1462.

[284] Правоспособность государства считает общей В. В. Занесений (см.: Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая /Под ред. О. Н. Садикова. М., 1996. С. 112).

[285] Трактовка правоспособности государства как специальной содержится в работах: Субъекты гражданского права / Под ред. С.Н.Братуся. С. 270; Гражданское право. Учебник/Под ред. Е.А.Суханова. Т. 1. 2-е изд. М., 1998. С. 283.

[286] Соглашаясь в целом, что правоспособность государства не может быть охарактеризована ни как общая, ни как специальная, некоторые авторы, в частности В. А. Плетнев, называют ее универсальной (см.: Гражданское право. Учебник для вузов / Под ред. арионовой, Б.М.Гонгало, В.А.Плетнева. М., 1998. С. 140). Но универсальная правоспособность терминологически немногим отличается от общей и не содержит в названии указаний на ее ограниченный характер. Целевой же характер правоспособности указывает на те ограничения, которые должно соблюдать государство.

[287] И в этих целях закон запрещает совмещение функций органов государства (местного самуправления) и хозяйствующих субъектов, см. ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. в редакции 25 мая 1995 г. //СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977; 1998. № 19. Ст. 2066.

[288] Особый, ограниченный ролью государства в обществе, характер правоспособности признают и другие авторы (см., напр.: Гражданское право. Часть первая / Под ред. З.И.Цыбуленко.М.,1998.С.131).

[289] Банковская гарантия, предусмотренная ст. 368—379 ГК, может выдаваться банком, иным кредитным учреждением или страховой организацией, во никак не государством. Иных видов гарантий ГК не предусматривает. В то же время государственные (муниципальные) гарантии предусмотрены ст. 115—117 Бюджетного кодекса РФ (СЗ РФ. 1998. № 31. От. 3823). К этим гарантиям следует применять нормы ГК о договорах поручительства.

С учетом того, что Бюджетный кодекс РФ регулирует как административные, так и гражданские отношения, его следует признать комплексным нормативным актом. Поэтому в той части, в которой Бюджетный кодекс РФ регулирует имущественные отношения, основанные на началах равенства, он не должен вступать в противоречие с ГК. Нормы последнего в данной сфере должны пользоваться приоритетом на основании абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК.

[290] В действительности государственные и муниципальные образования не так уж обособлены, как кажется на первый взгляд. Они имеют единую бюджетную и налоговую систему, построенную по иерархическому принципу, когда каждый вышестоящий субъект определяет доходную базу субъекта нижестоящего. Поэтому платежеспособность второго зависит от воли первого. В идеале все государственные в муниципальные образования должны рассматриваться как одно целое при ответственности кого-либо из них перед третьим лицом. Но пока такой механизм законом не закреплен, некоторые государственные образования имеют легальную возможность уходить от возмещения вреда.

[291] Термин «органы государственной власти» следует трактовать широко, он охватывает любые органы государства, причем необязательно коллегиальные.

 

[292] Ст. 1 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.//СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст 1917; 1996. № 49. СТ. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378. В Москве и Санкт-Петербурге выборные общегородские органы местного самоуправления могут не создаваться.

[293] И в этом состоит его важное отличие от государства. Трактовка государства как корпоративного лица противоречит идее его служения обществу.

[294] См.: п. 3 ст. 2 Закона РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации от 27 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.

 

[295] От этого законного представительства следует отличать представительство интсрссов государства в классическом смысле, предполагающем выдачу доверенности, как, например, в случае ведения дел от имени Правительства РФ в судах (см.: постановление 1>сгва РФ от 12 августа 1994 г. № 950 «О порадке назначения представителей Правительства РФ в судах» // СЗ РФ. 1994. № 17 Ст. 2003).

[296] Министерство финансов РФ исполняет федеральный бюджет, осуществляет управление и обслуживание внутреннего и. внешнего долга РФ, производит государственные заимствования от имени РФ и выступает в качестве эмитента федеральных ценных бумаг (подробнее см.: Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 // СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288; 1999. № 27. Ст. 3359). С момента вступления в действие Бюджетного кодекса РФ полномочия Министерства финансов РФ в бюджетном процессе определяются ст. 165 названного Кодекса

[297] Министерство имущественных отношений РФ (см.: Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168). Это министерство было образовано путем слияния Мингосимущества РФ и Госкомзема РФ. Название нового министерства явно неудачно, поскольку имущественные отношения находятся в сфере ведения почти всех федеральных министерств.

[298] Реже всех в имущественных отношениях участвуют представительные органы власти. Однако даже их участие не исключено в случаях, когда они принимают нормативные акты, нарушающие право частной собственности. Выводить какой-либо орган из числа тех, кто действует от имени государства, н тем самым освобождать последнее от ответственности было бы ошибкой. Поэтому нельзя согласиться с мнением Е.А. Суханова о том, что высшие органы государства (Федеральное собрание РФ, Президент РФ и пр.) не могут действовать от его имени, а их заменяют управления делами, хозяйственные управления и подобные им органы (см.: Гражданское право. Учебник / Под ред. Е. А. Суханова. 2-е изд. Т. 1. С. 286).

[299] Формально нет оснований считать, что Правительство РФ обладает неограниченными полномочиями для выступления в гражданском обороте от имени государства (такое мнение выражено М. И. Брагинским, см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). 2-е изд. / Под ред О. Н. Садикова. М., 1998. С. 260). Во главе исполнительной власти стоит Президент РФ. Он вправе принимать решения по любым вопросам, относящимся к ведению исполнительной власти. Поэтому вести речь о неограниченных полномочиях Правительства нельзя.

[300] См. постановление Правительства РФ от 21 мая 1996 г. № 625 «Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2698; 1998. № 26. Ст. 3087. См. также Положение о порядке назначения и деятельности представителей РФ в органах управления и ревивизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении ими («золотой акции»), утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 195 // СЗ РФ. 2000. № 11. Ст. 1184.

[301] Можно говорить лишь о наличии некоего «резервного» органа государства, который будет нести ответственность тогда, когда ни на кого другого ее нельзя возложить. Речь идет о финансовых органах (Министерстве финансов РФ и его органах на местах), которые отвечают от имени казны (см., например, ст. 1071 ГК РФ).

[302] Ведомости РФ. 1992. № 50.Ст. 2978.

[303] Собрание актов РФ. 1993. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 681; 1997. № 5. Ст.696.

[304] В настоящее время продолжается переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Эта система предполагает сосредоточение бюджетных средств на счетах казначейства, размещенных, как правило, в Центральном банке РФ. При невозможности открыть счета в Центробанке они могут быть открыты в коммерческих банках, отбираемых на конкурсной основе (см.: Указ Президента РФ от 12 мах 1997 г. № 477 «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета»//СЗ РФ 1997.№20. Ст. 2235). За пользование временно свободными средствами федерального бюджета коммерческие банки обязаны уплачивать проценты в размере, указанном в п. б постановления Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1082 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» // СЗ РФ. 1997. № 36. Ст. 2170; № 44. Ст. 5076.

[305] Сходные принципы положены в основу казначейств субъектов РФ и муниципальных образований. Правда, они обычно обособленную казначейскую систему не образуют, а пользуются существующей банковской сетью или обращаются за помощью к федеральному казначейству. Поэтому для того, чтобы узнать, как устроено казначейство субъекта РФ или муниципального образования, надо обращаться к их законодательству.

[306] Полномочия федерального казначейства описаны практически так же, как и Министерства финансов РФ, хотя они и являются разными юридическими лицами. В рамках гражданского законодательства оба они вполне подходят под понятие «финансовый орган».

[307] Бюджетный кодекс РФ содержит правило о так называемом «иммунитете бюджетов» (см. ст. 239 и286—288 Кодекса). Однако оно противоречит п. 1 ст. 124 ГК, согяасасно которому Государство участвует в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. Поэтому ограничения, установленные Бюджетным кодексом РФвению не подлежат.

 

[308] Oт создания государственных юридических лиц необходимо отличать участие государства в хозяйственных обществах (товариществах). Становясь участником таких обществ, управляя и распоряжаясь их акциями (долями), государство также осуществляет свое право собственности. Но оно делает это, как правило, на равных с другими участниками таких обществ началах. Исключения из этого правила устанавливаются законом (см. ст. б Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г.// СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3595; 1999. № 26. Ст. 3173).

[309] Казну РФ, казну субъекта РФ или муниципальную казну (ст. 214 и 215 ГК).

 

[310] Собрание актов РФ. 1994. № 8. Ст. 593; СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 777; № 13. Ст. 1373.

[311] Их полномочия вытекают из п. 15 постановления Верховного Совета РСФСР от бря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, ПК округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Ведомости РФ. 1992. № 3. Ст. 89; № 22. От. 1185; 1993. № 6. Ст. 191; № 32. 1.П. 5 постановления Правительства РФ от 10 февраля 1994 г X» 96 «О делегиро-пномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами феде-собствснности», а также из ст. 7—8 Закона РФ «О приватизации) имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ».

[312] Выступать в роли учредителей (участников) хозяйственных обществ (товариществ) государственные органы могут только от имени государства, а не от своего имени (п. 4 ст. бб ГК).

 

[313] Более подробно полномочия Минимущества РФ изложены в Положении о нем, утв. постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. № 1190 // СЗРФ. 1995. № 50. Ст. 4930; 1996. № 43. Or. 4915; 1997. № 25. Ог.2948. См. также Указ Президента РФ от 30 сентября 1997г. № 1063 «О Министерстве государственного имущества Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4583) и постановление Правительства РФ от 29 декабря 1997 г. № 1644 «Вопросы Министерства государственного имущества Российской Федерации» (СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 144; № 33. Ст. 4034).

[314] См. Положение о Российском фонде федерального имущества, утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. № 2173 // Собрание актов РФ. 1993. № 51. Ст. 4937.

[315] СЗ РФ. 1995. № 41.Cr.3874; 1997. № 28. Ст. 3417.

 

[316] См. ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 г. // Ведомости РФ. 1991. № 28. Ст. 959; 1993. № 2. Ст. 67; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1864; 1998. Ст. 1472; 1999. № 18. Ст. 2214.

[317] См. Федеральный закон «О товариществах собственников жилья» от 14 июня 1996 г./СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963.

[318] Подробнее о таких сделках сказано в той части главы, которая касается полномочий комитетов по управлению государственным имуществом и фондов имущсыства. Спектр указанных сделок весьма широк — от купли-продажи до доверительного управления имуществом.

[319] См. ст. 11 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. // СЗ РФ. № 9. Ст. 1096. По-иному подходит к регулированию некоторых способов капитальных вложений Бюджетный кодекс РФ.

[320] Порядок предоставления бюджетных инвестиций определен в ст. 80 Бюджетного кодекса РФ. См. также Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территория Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220 // Собрание актов РФ. 1994. № 13. Ст. 996; 1996. № 19. Ст. 2298.

[321] Порядок выдачи государственных (муниципальных) гарантий урегулирован ст. 115—117 Бюджетного кодекса РФ. Гарантии (или поручительства) должны предоставляться на конкурсной основе, причем лишь тем организациям, которые не имеют задолженности по платежам в бюджет либо в государственные внебюджетные фонды и вообще не имеют никаких задолженностей перед государством по ранее предоставленным бюджетным средствам, см.: Указ Президента РФ от 23 июля 1997 г. № 773 «О прс-доставяенин гарантий или поручительств по займам и кредитам» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3606. См. также Положение о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости, утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1249 // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5709. Правда, в этом Положении под государственными гарантиями понимаются поручительства Правительства РФ.

[322] Сроком до одного года (см. Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» // СЗ РФ. 1994. № 11. Ст. 1196). Правда, данный Указ на практике в настоящее время не применяется.

[323] Такие займы предоставляются на конкурсной основе с обязательным взиманием процентов. О бюджетных кредитах вдет речь в ст. 76 и 77 Бюджетного кодекса РФ.

[324] См. также Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 22. Ст. 2462; 1996.№ 4. Ст. 267; № 17. Ст.1956. Инвестиции предназначаются в первую очередь для развития «точек роста» экономики, причем частный инвестор (кроме случаев прямого бюджетного фннансирования должен вложить в проект не менее 20 процентов собственных средств. Срок окупаемости проектов не должен превышать, как правило, двух лет (для сельского хозяйства—пяти лет). Порядок государственного инвестирования установлен постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 534 «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 19. От. 2298. Согласно ст. 80 Бюджетного кодекса РФ закрепление в государственной собственности уставного (складочного) капитала негосударственных юридических лиц, получающих бюджетные инвестиции, обязательно.

[325] См. п. 2 ст. 3 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3540; 1995. № 26. Ст. 2397; 1997. № 12. Ст. 1381; 1999. № 19. Ст. 2302; см. также Федеральный закон «О конкуpcax на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для Государственных нужд» от б мая 1999 г. //СЗ РФ. 1999. № 19.Cr.2302.

[326] Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что такие контракты должны заключаться от имени государства. В то же время согласно ГК указанные контракты заключаются соответствующими государственными организациями от своего имени. Приоритет в данном случае имеют нормы ГК.

[327] Государственные нужды — это потребности РФ в товарах (работах, услугах), см. ст. 2 Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 6 мая 1999 г. // СЗ РФ. ДО9.№19.Ст.2302.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.