КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Благодарности. Список цитируемых источников
РЕЧЬ КНИГА ПРАКТИКУЮЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ И БИЗНЕС-ТРЕНЕРА ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА Зифа ДИМИТРИЕВА Именной указатель Список цитируемых источников КОНЕЦ СМЕРТЬ В конце жизни Остров Крым Об одном недостатке Сталина Берия выходит из берегов ОДИНОЧЕСТВО Потсдам. Июль 1945 Победа Сталин узнает о смерти Якова Ялта. Февраль 1945 История Светланы В конце войны Смерть Якова Тегеран 43 Сталин заказывает гимн Война по глобосу Сталин воюет Керчь. Май 1942 А в это время в Зубалово Парад 7 ноября 1941 В осажденной Москве История Якова. Плен Сталин заговорил Июня, ровно в 3.15 ВОЙНА Советский принц Вася Был у Сталина друг Сетанка-хозяйка Ближняя дача Самоубийство Надежды Любовная драма Идеальная жена Яд для Ленина Революция и любовь Под знаком Стрельца НАЧАЛО. КАК ЗАКАЛЯЛСЯ СТАЛИН Тайна даты рождения Родители В духовном училище Особые приметы В семинарии Коба Подмастерье революции Подручный Ленина Сталин — агент Охранки? «Он вышел живым из этого ада…»
Иосиф и Надежда Яков: начало трагедии «Обманул-таки подлец Риббентроп» «Мы всё прос…ли» Почему Хрущев невзлюбил Сталина? «Солдата на маршала не меняю» «Сталинский сокол» Василий Сталин «Он всюду видел врагов» «Одинокий стал. Жалко его было» ЛИЧНОСТЬ: СВИДЕТЕЛЬСТВА БЕЗ КУПЮР
Санкт-Петербург 2008 ББК 88.4 Д46 Димитриева 3. М. Школа менеджмента. Книга практикующего руководителя и бизнес-тренера.. - СПб.: Речь, 2008. - 234 с. ISBN 5-9268-0658-5 Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы стать лидером и руководителем с большой буквы? Книга раскроет скрытые, психологические аспекты бизнеса, терпящего фиаско, помогая предотвратить многие управленческие ошибки. Также читатель откроет для себя опробованные на практике победоносные методы руководства сотрудниками, которые приносят управленческую и финансовую прибыль. Отдельные главы книги представляют собой практикум по формированию управленческих навыков. Читая их, можно самостоятельно развить ряд практических навыков, в частности навыки эмоционального лидерства, навыки противостояния манипулированию, четкой постановки задач и мотивации персонала, методы контроля исполнения распоряжений, навыки результативного управления бизнесом. Издание является практическим приложением к курсу менеджмента для студентов факультетов МВА, менеджмента, экономики и управления персоналом. Представляет особый интерес для бизнесменов, руководителей и рядовых сотрудников организаций, планирующих свою карьеру. ББК 88.4 ISBN 5-9268-0658-5 © 3. М. Димитриева, 2007 © Издательство «Речь», 2007 © П. В. Борозенец, оформление, 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ Сведения об авторе............................................................................................................... 7 Предисловие............................................................................................................................ 8 Благодарности........................................................................................................................ 9 Преданность делу и чистота помыслов............................................................... 19 Некоторые решения реализовываешь усилием воли..................................... 29 В ритмах московских окон......................................................................................... 35 Рютте, Урсула Круг и психологический вопрос................................................... 39 Бизнес, и этим все сказано....................................................................................... 41 Учителям бизнеса и психологии............................................................................. 44 Глава 1. В ЧЕМ КОМПЕТЕНТЕН УПРАВЛЕНЕЦ?.............................................................. 48 Глава 2. ЭФФЕКТИВНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ -ЛУЧШИЕ КОММУНИКАТОРЫ...51 Психологический фактор может разрушить начинания руководителя.... 51 Коммуникации между линейными руководителями и их влияние на бизнес-процесс продаж............................................................................. 55 Качество работы с информацией и уровень профессионализма руководителя................................................................................................................ 56 Когда сотрудники поют: «Что-то с памятью моей стало...»............................ 61 Как передавать информацию, чтобы сотрудники ее получили?................... 65 Босс, откройте ваш чемодан знаний!.................................................................... 68 Эффективное проведение совещаний................................................................. 70 Глава 3. КАК ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ ВАШИХ РАСПОРЯЖЕНИЙ?.............................................................................................................. 78 История неисполнения одного распоряжения........................................................... 79 Разбор полетов..................................................................................................................... 81 Качественный анализ и принятие решений в ситуации неисполнения... 82 Повышение ответственности ваших сотрудников..................................................... 85 «Уволить всех к черту» или изменить себя?............................................................. 90 Стили управления и их влияние на эффективность работы сотрудников...98 Когда руководитель говорит волшебное слово... «быстро!»................................. 102 Постановка задач: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что!...106 Школа менеджмента Исполнение задачи: «Поездка в командировку»............................................. 1 07 Контроль исполнения: правильно ли расставлены контрольные точки?.................................................................................................................. 1 08 Совершенствуем навыки постановки задач..................................................... 1 09 Глава 4. КАК ДОБИТЬСЯ ОТ СОТРУДНИКОВ РАБОТЫ НА КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?......................................................................................................................... 11 3 Что подразумевает руководитель, когда говорит: «Работайте хорошо»?.................................................................................................................. 113 Договоритесь с сотрудниками: что означает фраза «конечный результат»?................................................................................................................ 113 Мотивируйте ваш персонал на языке результата................................................... 115 Игры, в которые играют руководители......................................................................... 1 20 Глава 5. РУКОВОДИТЕЛЬ КАК ОБЪЕКТ МАНИПУЛЯЦИИ............................................ 124 Почему сотрудники стремятся получить «ручного» директора?......................... 128 «Расслабьтесь: вас используют!»..........................................................:...................... 1 29 Как проверяют руководителей: манипуляции при неисполнении....................... 1 32 Игра «На ходу».......................................................................................................... 133 Игра «Застать врасплох»....................................................................................... 134 Игра «Я этого не говорил!»..................................................................................... 1 34 Игра «Авось пронесет!».......................................................................................... 138 Игра «Интеллектуальный шантаж».................................................................... 140 Глава 6. ПРОТИВОСТОЯНИЕ МАНИПУЛИРОВАНИЮ.................................................. 143 Когда подчиненный — манипулятор: увольнять, побеждать, управлять?.................................................................................................................. 143 Руководитель-манипулятор: от кого защищаетесь, босс?..................................... 145 Игра «Хорошо, пишите заявление».................................................................... 151 Манипуляция в ответ на шантаж.................................................................................. 152 Игра «Ах, раз так, то...!».......................................................................................... 152 Жесткие решения в мягкой форме................................................................................ 153 Как остаться руководителем с большой буквы в любой ситуации?.................... 155 Глава 7. НЕФОРМАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ С ПЕРСОНАЛОМ................................................................................................................. 157 Откуда сотрудники черпают информацию о руководителях?............................... 157 Что может делать руководитель на корпоративной вечеринке?...................... 159 Что такое внутренний PR руководителя и какой самый дешевый способ формировать его самостоятельно?.................................................................... 161 История о том, какой я «добрый» руководитель............................................. 161 Оглавление Глава 8. КАК УПРАВЛЯТЬ «СЕМЕЙНЫМ» БИЗНЕСОМ?.............................................. 164 «Семейная компания» глазами ваших сотрудников............................................... 1 64 Уровень системы.................................................................................................... 167 Уровень структуры.................................................................................................... 168 Уровень политики..................................................................................................... 169 Уровень ритуалов и человеческих отношений................................................. 1 70 Как научиться разделять личное и бизнес?........................................................... 171 Первый этап............................................................................................................... 1 72 Второй этап................................................................................................................ 1 73 Глава 9. КАК СДЕЛАТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ УПРАВЛЕНИЯ?................................................................................ 176 Чудеса при разработке бизнес-плана......................................................................... 1 76 Планирование, повышающее мотивацию и лояльность сотрудников... 1 77 Стратегический план развития компании делаем сами, проработку делегируем линейным руководителям............................................................... 1 78 Использование проектных технологий в бизнес-планировании......................... 182 Цель бизнес-плана.............................................................................................. 183 SWOT-анализ............................................................................................................. 188 Принятие конструктивных решений. Использование наших возможностей................................................................................:................. 188 Управление рисками............................................................................................ 191 Анализ инвестиционной привлекательности проекта................................... 1 93 Структурная декомпозиция работ — WBS........................................................ 1 95 Диаграмма Гантта..................................................................................................... 1 99 Диаграмма Гантта с учетом ресурсов................................................................. 202 Что необходимо сделать, чтобы бизнес-план был реализован?.... 204 Глава 10. КАК РАСТУТ КОМПАНИИ И ИХ РУКОВОДИТЕЛИ?...................................... 211 Делегируя полномочия, становимся руководителями............................................ 211 Ваша компания «только что» выросла: сотрудники скучают по старым временам, а руководители одержимы идеей «Вперед!»............................... 219 Типичные проблемы быстро растущей компании................................................... 221 Кризис управленческого мастерства топ-менеджера.................................... 221 Саботаж некоторых сотрудников...................................................................... 222 Головокружение от успехов при катастрофическом дефиците навыков............................................................................................................... 224 Управление качеством — реальный способ идти в будущее, улучшая настоящее........................................................................................ 225 Приложение. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ, ЧТОБЫ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Зифа Димитриева — Управляющий партнер консалтинговой компании ГК «Международный институт менеджмента». С 1996 года проводит бизнес-тренинги по формированию и коррекции управленческих навыков. Среди ее клиентов — руководители и специалисты Управления внутреннего контроля Внешторгбанка, управляющая компания ЕвроСибЭнерго, руководители компаний Carbina Telekom, Ав-тоКей, Альмин, Морон, Балтика-Центр, Бондюэль-Кубань, Объединенная система моментальных платежей (ОСМП), VKO Travel и другие. После экономического дефолта в России в 1998 году стала антикризисным управляющим группы компаний. По итогам работы получила предложение от западных владельцев бизнеса войти в состав учредителей.. Под ее руководством консалтинговая компания МИМ дважды удостоена статуса Лауреата смотра «Лучшие в Москве». Решением Общественно-экспертного совета Российского и Московского обществ защиты прав потребителей награждена дипломом «За вклад в цивилизованное развитие рынка России». 3. М. Димитриева окончила Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, имеет диплом Master of Business Administration. Окончила Академию практической психологии МГУ. Выпускница факультета журналистики Уральского государственного университета (Екатеринбург). Прошла подготовку в качестве бизнес-тренера по активным формам обучения в бизнесе в международных тренинговых концернах в Германии — International Institute for Management Development и Mercuri International. Является сертифицированным бизнес-тренером международной категории «А». Зифа Димитриева — автор книги «Руководство сотрудниками и компанией», один из авторов книги «Управление проектами. Практическое руководство». Автор свыше 2000 публикаций. ПРЕДИСЛОВИЕ Когда вам хочется сказать больше, чем ваши друзья в состоянии выслушать, самое время — написать книгу. Так появилась книга, которую вы держите в руках. Автор книги изучила управленческую науку теоретически и практически, выступая одновременно в четырех ролях: журналист, учредитель бизнеса, руководитель, бизнес-тренер по управленческим навыкам. Благодаря этому уникальному опыту книгу, которую вы держите в руках, с полным правом можно назвать редкой. В этой книге можно узнать об управленческих буднях эффективных и малоэффективных руководителей. Лишь некоторые из тех, кто соприкасался с коммерцией «по-русски», продолжают верить в сказки об успешных от начала до конца бизнесменах, не совершивших ни одной управленческой ошибки. Но люди совершают ошибки. А руководители — люди. Книга покажет скрытые, психологические аспекты бизнеса, терпящего фиаско, помогая предотвратить многие управленческие ошибки. Также читатель откроет для себя опробованные на практике победоносные методы руководства сотрудниками, которые приносят управленческую и финансовую прибыль. Впервые в книге по менеджменту читатель обнаружит рассказ о жизненном пути и становлении личности самого автора. Описание служит общей цели издания, отвечая на вопрос: какие качества необходимо развивать в себе, чтобы стать лидером и руководителем с большой буквы? Отдельные главы книги представляют собой практикум по формированию управленческих навыков. Читая их, можно самостоятельно развить ряд практических навыков, в частности навыки эмоционального лидерства, навыки противостояния манипулированию, четкой постановки задач и мотивации персонала, методы контроля исполнения распоряжений, навыки результативного управления бизнесом. В современном проектном менеджменте качество руководства определяет умение достигать поставленной цели в условиях ограниченных ресурсов. Если «узкоколейка» построена ценой потери жизней сотен и тысяч людей, то зачем знать, «как закалялась сталь»? Благодаря этой книге вы узнаете, как добиться успеха с минимальным количеством ресурсов. Многие главы этого издания представляют собой Руководство к действию. Изучив его, вы разовьете ваш управленческий потенциал в разы! Издание является практическим приложением к курсу менеджмента для студентов факультетов МВА, менеджмента, экономики и управления персоналом. Представляет особый интерес для бизнесменов, руководителей и рядовых сотрудников организаций, планирующих свою карьеру. Моему детству, мужеству и чувству юмора моей мамы посвящается... Я не достигла бы таких профессиональных высот, если бы не моя судьба и люди, оставившие неоценимый след в моей душе. Я безмерно благодарна каждому из них, поэтому не могу не остановиться на описании некоторых событий, связанных с ними. Возможно, рассказ об этих уникальных людях и моей судьбе покажется интересным и вам. Написание этой книги стало возможным благодаря мужеству и чувству юмора моей мамы — Фай. Мое детство было счастливым, но коротким. Три сестры, три атаманши, мы организовывали все детские игры во дворе, начиная с военных баталий и заканчивая самодеятельной постановкой костюмированных детских спектаклей, в которых принимали участие все дети нашего двора. Нарисованные детьми афиши созывали во двор их родителей, те выходили со своими стульями, спектакль оканчивался, а веселая тусовка взрослых продолжалась до поздней ночи. Большинство счастливых минут детства связаны именно с удивительными детскими забавами, которые мы же сами и устраивали. Детство окончится, когда мне исполнится 8 лет. В тот день маму привезли из роддома в карете «скорой помощи». Санитары внесли ее на носилках (у мамы парализует ноги). Полуживую сестренку — грудному ребенку сделали операцию, чтобы спасти жизнь, — вручили 1 1 -летней старшей сестре. Та растерянно спросила: «А что делать с ребенком?» Медики молча пожали плечами и уехали. Еще через год уйдет отчим; ухаживать за мамой и годовалым ребенком мы, дети, останемся одни: мне 9, двум старшим сестрам — 11 и 12 лет. Годам безнадежных ожиданий помощи со стороны родственников мама подведет итог короткой фразой: «Родни, дети, у нас нет!» На этом рассказ о моем детстве можно завершить, если бы не удивительный характер мамы и то воспитание, за которое я ей так благодарна. Всем дочерям мама передала по наследству свои музыкальные способности. Несмотря на ограниченный бюджет, мама стремилась развивать детей. Старшая дочь училась в музыкальной школе, как-то из магазина ей привезли новенькое пианино. Другая сестра окончит Школу игры на гитаре. Я пела в детском хоре при городском Дворце культуры. Быстро обучаясь друг у друга, все трое детей играли на пианино и на гитаре классическую музыку и современные песни. Музыка и пение в нашем доме звучали постоянно, поэтому так редко — слезы. Две-три песни — и в любой сложной ситуации мне всегда казалось, что можно жить дальше! Мама считала, что «ничего невозможного нет!», и требовала от нас каких-то невероятных, особенно для детей, поступков. В 9-летнем возрасте я проехала пять Школа менеджмента остановок на трамвае, вошла в магазин одежды и купила себе пальто. Кассирша долго не могла поверить своим глазам, когда я, перемерив все размеры, методом проб и ошибок нашла свой, а потом достала деньги из кармашка детского платьица и расплатилась. Государственная медицина отказывалась помочь. Мама искала альтернативу. В 1 1 -летнем возрасте на рейсовом междугороднем автобусе я поехала в город, что находился за 400 км от нас. Мне и до вокзала-то было страшно ехать одной, но мама сказала: «Глаза боятся, руки делают!» В том городе жила целительница, слух о которой прошел по всей округе. К этой бабке за «лекарством» ездили по очереди потом все мои сестры. И кто сказал, что чудес не бывает? Однажды, как в старые добрые времена, мама встала и пошла, держась за стены. Знахарка поддерживала маму около двух лет, пока сама не умерла. Ей, впрочем, было за 80. Но прежде, чем у мамы снова отнимутся ноги, 1 3-летняя старшая сестра Зухра совершит чудо из чудес, в которое никто так до конца и не поверил! Это было почти то же самое, что повторить подвиг Юрия Гагарина. Мы жили в коммунальной квартире, в комнате площадью 1 3 квадратных метров. По маминой просьбе сестра купит авиабилеты на самолет до Москвы и обратно и доставит еле передвигающуюся маму в Кремль, к Л. И. Брежневу, Генеральному секретарю ЦК КПСС. ...С трапа самолета пассажиры вынесли маму на руках, стюардессы вызвали такси на аэродром. В Общественной приемной Брежнева маму приняли без записи какие-то важные чиновники, внимательно выслушали, что-то записали. Через два месяца из Москвы пришел правительственный конверт, в котором сообщалось о предоставлении квартиры. Так мы переехали в трехкомнатную квартиру на четвертом этаже нового девятиэтажного дома в хорошем районе. Через 20 лет на встрече выпускников школы одноклассник признался, что за глаза мальчишки называли меня «алюминиевой леди». Слишком серьезная и ответственная для своих лет, сколько помню, в школе я все время что-то организовывала и руководила. Началась эта бурная деятельность в 4-м классе, когда меня назначили старостой. Потом все время избирали: в 5-м классе — старостой, с 6-го — бессменный комсорг, в конце 8-го на общем собрании старших классов избрали лидером комсомольской организации всей школы. С тех пор я председательствовала уже на собраниях численностью около 100 человек и больше, сама же организовывала их, выступала с трибуны, агитировала и призывала! Каждый понедельник я проводила совещания комитета комсомола школы, где решали общешкольные проблемы, организовывали разные мероприятия, принимали в комсомол учащихся. В школе я получила закалку и опыт организаторской работы, которые пригодились мне позже. И все же настоящим открытием на вечере выпускников через 20 лет после школы стал рассказ моей классной руководительницы. Оказывается, все эти годы ей не давала покоя какая-то «педагогическая ошибка», и никак она не могла забыть одну свою ученицу... Бывшая классная руководительница неожиданно призналась, что всегда считала меня «упрямой гордячкой, дочкой богатых родителей, пренебрегающих всеми Благодарности школьными указаниями». Она спросила, помню ли я что-нибудь об этом. Я запомнила только то, как после очередного родительского собрания в школе она поднимала меня возле моей парты и отчитывала примерно так: «Почему опять твои родители не пришли в школу? Что они себе позволяют?» и так далее. ...Мама действительно «игнорировала» нашу учебу. Не спрашивала, сделаны ли уроки, не заглядывала в дневник. Наверное, ей и в голову не приходило контролировать детей, которые тянут на себе в буквальном смысле слова ее саму и весь дом. Учеба, как и все остальное, была на нашей совести. Может, поэтому учились на пятерки и четверки все? Старшая сестра — математически одаренный ребенок. Все схватывала на лету и нередко приходила из школы с выполненным домашним заданием (успевала делать на переменах). Окончив 8-й класс, круглая отличница покинула школу. К нам домой прибежала тогда директриса по фамилии Чешек, она долго убеждала маму в необходимости оставить в выпускных классах надежду всей школы! Но что могла сказать мама? Что парализованная женщина растит четверых детей одна на пенсию по инвалидности в 1 20 р.? В техникуме сестра тоже училась на пятерки, тем более что за это платили «ленинскую1» стипендию — 70 рублей! Зухра тоже всегда была в центре событий — староста класса, в техникуме — староста группы. После окончания технологического техникума ее, как лучшую ученицу курса, назначили начальником смены, затем главным технологом, а вскоре — директором по производству на хлебозаводе. Другая моя старшая сестра, Зуля, тоже круглая отличница в школе, каким-то чудом, без знакомств и взяток (в те годы!), прошла конкурс 25 человек на место и поступила в «блатной» тогда техникум советской торговли! Как все честные «советские» люди, она ненавидела «торгашей» и «советскую» торговлю и пошла сдавать вступительные экзамены, лишь поддавшись уговорам мамы! Все лето она провела со своим классом в колхозе в надежде, что все как-то образуется. Но потом все же пошла сдавать экзамены в техникум, конечно, в надежде их «завалить» и вернуться в школу! По всем билетам сестра отвечала без подготовки, особо не задумываясь. В итоге ей, как вундеркинду, выставили пятерки по всем предметам и зачислили! Горю сестры не было исходу! Она проплакала все три года учебы в техникуме, — кроме ощущения «загубленной жизни», которое ее не покидало, ей пришлось общаться с девочками «из высшего общества», которые говорили только о том, у кого где работает папа! Однако совсем скоро, как только началась практика, девочки остались на кассе, а сестру назначили начальником смены. Кассиры ее обожали — раньше они постоянно выплачивали недостачу из собственной заработной платы, а с назначением сестры недостачи прекратились. Она разобралась в том, отчего, кроме случаев воровства, они происходят, и многое, будучи отличным товароведом (училась она на пятерки), перестроила в магазине. У Зули идеальный музыкальный слух. Не зная нотной грамоты и только раз послушав, как играет по нотам старшая сестра, она подобрала на пианино на слух «Лунную сонату» Бетховена и играла наизусть так, что было не отличить от ориги- ' Ленинской называлась стипендия, которую получали круглые отличники, она была не 30, как у обычного студента, а 40 рублей. Школа менеджмента нала. Уже работая в торговле, сестра продолжала оставаться солисткой вокально-инструментального ансамбля при республиканском Дворце культуры нефтяников и выступала на всех концертных площадках города. Руководство ДК предлагало ей хорошие рекомендации и протекцию для поступления в музыкальное училище, но поперек воли матери сестра не пошла. Какой бы бунтарский, сильный характер у нас ни был, никто из нас, трех сестер, по-настоящему никогда не мог нарушить дисциплину и привык преломлять свои интересы во имя матери и чувства долга... В чем-то это качество и решило судьбу сестры... Техникум советской торговли сестра окончит с красным дипломом. Сделает блестящую карьеру в крупном универсаме, где за год пройдет путь от простого кассира на кассе до начальника смены, затем ее назначат заведующей крупным отделом и потом главным товароведом универсама. Ее ответственный подход к работе не останется незамеченным, потому что это была мамина школа: нравится или не нравится тебе твоя работа, взялась — работай на совесть! Позже через Министерство торговли сестра (она жуть какая пробивная!) каким-то образом устроится заведующей магазином и уедет работать за границу, в советский военный городок. Сегодня она — директор по продажам в крупной зарубежной компании. В ее подчинении свыше 200 человек. ...Так вот, я отвлеклась. Я стою возле своей парты, одноклассники смотрят на меня, потом на учительницу. Молчать я могла сколько угодно, труднее было заговорить. К горлу подступал комок, и казалось, скажу хоть слово о маме — расплачусь. А плакать комсоргу нельзя! И тогда я высоко задираю голову, смотрю гордо, с вызовом, в глаза учительнице до тех пор, пока она не сдастся и не разрешит мне сесть за мою парту. Через три года своего классного руководства учительница, по ее же собственному выражению на вечере 20 лет спустя, — «решила наконец поставить на место меня и моих родителей»! Злая, как черт, она пришла ко мне домой! Помню, как я ставила чайник, как собирала на стол, а она растерянно смотрела на маму и молчала! От своей затеи она ожидала все, что угодно, но только не встречи с реальностью, которую не сможет забыть 20 лет. С того дня учительница бросится в другую крайность. То бесплатно зачислит меня в группу одноклассников, отправляющихся в путешествие по «золотому кольцу» России. То выбьет деньги у администрации школы на какую-то куртку, то хлопочет о бесплатных обедах в столовой. Но и тут все ее усилия пошли прахом: «упрямая дочка богатых родителей» ото всего отказалась! Тем не менее Кадрия Хаматовна останется в моей памяти как очень близкий мне по духу, родной человек. Может, потому, что в те годы она была единственным человеком, кто хотя бы пытался заботиться обо мне? Впрочем, ее обожали, казалось, все! Ученики параллельных классов завидовали и ревновали ее к нам. Мальчишки в нее влюблялись, писали ей письма из армии, мы, девчонки, учились у нее модно одеваться и следить за собой. Сама недавняя выпускница педагогического института, она по собственной инициативе водила нас в туристические походы, бегала с нами по лесу, позабыв о регалиях, и играла в казаки-разбойники. Дополнительно к школьной программе, по своей авторской методике она подготовила Благодарности наш класс по алгебре и геометрии так, что даже отстающие ученики подтянулись! Она нарушала, казалось, все традиции: обычно в школе, если вводили систему наставничества, то отличники «подтягивали» двоечников, а у нее даже троечники должны были подтягивать отстающих, каждый школьник становился наставником, занимаясь с более слабым, чем он сам. Кадрия Хаматовна проводила какие-то особенные зачеты по геометрии и алгебре, рассказывала, как нужно готовить «шпоры» правильно, и раскрывала «секрет» действия любых шпор — после того, как ты их правильно заготовил, их надо выучить наизусть! У каждого ученика были с собой какие-то дополнительные блокноты с расчетами и формулами, которые постепенно сами собой выучивались наизусть. Итог такого преподавания превзошел ожидания: математику любили все, учили все, знали все! При этом Кадрия Хаматовна не только умеет ладить с детьми, но и, получается, внедрила систему наставничества в те годы, когда отступления от школьной программы не приветствовались. Возможно, за это ее в том числе выжили из школы, но шуму вокруг нее тогда было много. — Почему я не смогла заставить тебя принять помощь? Что я делала не так? В чем моя педагогическая ошибка, скажи?! — задала она мне сразу три вопроса на вечере через 20 лет после школы. И я ответила, что никакой педагогической ошибки здесь нет! И что никто вообще на ее месте не смог бы заставить меня принять тогда помощь!. Как когда-то, я хотела сказать своей любимой учительнице очень много, но вместо этого только попросила у нее прощения и обняла.. Что я могла ей сказать? Инстинктивно я всегда боялась, что если вот сейчас привыкну брать, то никогда не стану тем, кому будет, что отдавать. Единственное желание, которое я загадывала для себя лично, и на Новый год, и на день рождения, и когда падала с неба звезда, — «чтобы выздоровела мама». Но оно никогда не сбывалось. Насчет всего остального... Моя старшая сестра Зухра учила меня так: «Знаешь что? Нос задрала, хвост пистолетом, улыбнулась и пошла. И чихать на все!» Когда другие плачут, для меня всегда еще было рано, — можно терпеть! Когда другие готовы сдаться, я думаю: как это спасти? Все несчастья и просто события, происходившие в моей жизни, не замечая того, я сверяла по маминой «планке горя». Соответственно, мне всегда казалось, «что и это тоже, в принципе, можно пережить». Если человек может ходить, значит, он здоров и счастлив. Таков был девиз моей мамы, который был моим много лет! Чтобы соответствовать имиджу «дочки богатых родителей», летом после школы я всегда работала. После 8-го класса — на фанерном комбинате, сюда на лето принимали школьников. После 9-го класса — на молочном комбинате у конвейера с мороженым. Мы с девчонками облазили все заводские цеха! В те годы я не знала, что такое «бизнес-процесс», но организацию работы на таких предприятиях узнала изнутри. Маме я благодарна и за такое ценное качество, как чувство юмора, которым она щедро наделила и меня. Умение смеяться, иронизировать над собой и горькой ситуацией, в которой оказалась, — в положении мамы это было настоящим счастьем. Именно благодаря маме в нашем доме всегда было много... не столько радости, Школа менеджмента сколько смеха, шуток, юмора, иногда «черного». Помню, как мы, дети, смеясь и каламбуря, подбадриваемые веселыми шутками мамы, искали по всей квартире 1 копейку — ровно столько не хватало на буханку хлеба! А однажды отец расщедрился и прислал свои единственные в жизни алименты, — 3 рубля 2 копейки. Мама высоко оценила юмор отца: «Три рубля за каждую дочь и 2 копейки мне за уход». В самом деле, если серьезно относиться к себе, можно так и не узнать, на что ты на самом деле способен! Ведь иногда, чтобы найти нестандартный, гениальный вариант решения проблемы, нужно уметь усомниться в собственной важности! Я часто шучу и на работе, и во время тренингов. Иногда подшучиваю вместе со своим подчиненным над тем, как он собирался выполнить задание, ничего не предприняв для этого. На мой взгляд, показать, как это смешно «лепить отговорки», — лучше, чем долго и нудно отчитывать. Когда человек смеется над собой, считайте, он и сам все понял. Как-то выхожу в приемную: офис-менеджер сидит за компьютером в шубе и шапке-ушанке, видно, собралась куда-то ехать и забыла куда. Распечатывает схему проезда. Не удержалась, пошутила: «О, у нас новую корпоративную форму выдали!» Все хохочут. Хороший настрой сохранялся еще полдня. Смотрю, счета понесли на подпись. Потом узнала, что это и называется «эмоциональное лидерство»: не нужно себя сдерживать, если хочется смеяться — смейся! Если сотрудники смеются, у них искрятся и горят глаза на работе. Сегодня я говорю участникам своих тренингов: делайте своими руками то, что хотите, чтобы пришло в вашу жизнь! Прогуливайтесь с таким видом, будто вы счастливы, держите голову высоко и осанку так, будто вы королева. Улыбайтесь и смейтесь, шутите и хохочите так, будто у вас все в порядке. И тогда однажды вы обнаружите, что вы счастливы, вы королева и у вас все в порядке. Как-то екатеринбургская подруга, Светлана К., в сердцах обозвала меня «самовозрождающейся птицей Феникс». Рассердилась, что не понадобилось ее утешительное письмо. А я ведь как думаю? Несчастье — это шанс развить у себя новое поведение. Кто знает, может, это даже в корне новый способ жить, научиться воспринимать происходящее другими глазами? Вот кто-то подшутил над тобой, убрал стул, когда ты собирался сесть и спокойно поесть. А теперь... нужно собираться в путь-дорогу, как любит выражаться моя младшая сестренка, Альфия, «не жрамши». Несчастье — это как чья-то шутка над тобой. Сумеешь рассмеяться над собой — выживешь, поднимешься и поднимешь других. ...И только одно оставалось невыясненным. Для детей мы — хорошо или плохо — справились со сложными задачами. А для взрослых? По окончании школы я не представляла границ собственным возможностям. Вообразив, что «все самое тяжелое позади, а со всем остальным справлюсь!», я ринулась в какие-то заоблачные выси. Потом оказалось, что только так и можно чего-то добиться. Если не знаешь и не думаешь, что «это невозможно», идешь, как по взлетной полосе, наивно думая, что ты сама и есть — самолет. Тем не менее для посторонних перемены в моей взрослой жизни выглядели слишком стремительными и, прямо скажем, неожиданными. Окончив школу, на удивление всем (одни всерьез думали, что я подамся в певицы, другие — что поступлю в вуз, как мои подруги-отличницы), я подала докумен-
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |