Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Благодарности. Список цитируемых источников




РЕЧЬ

КНИГА ПРАКТИКУЮЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ И БИЗНЕС-ТРЕНЕРА

ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА

Зифа ДИМИТРИЕВА

Именной указатель

Список цитируемых источников

КОНЕЦ

СМЕРТЬ

В конце жизни

Остров Крым

Об одном недостатке Сталина

Берия выходит из берегов

ОДИНОЧЕСТВО

Потсдам. Июль 1945

Победа

Сталин узнает о смерти Якова

Ялта. Февраль 1945

История Светланы

В конце войны

Смерть Якова

Тегеран 43

Сталин заказывает гимн

Война по глобосу

Сталин воюет

Керчь. Май 1942

А в это время в Зубалово

Парад 7 ноября 1941

В осажденной Москве

История Якова. Плен

Сталин заговорил

Июня, ровно в 3.15

ВОЙНА

Советский принц Вася

Был у Сталина друг

Сетанка-хозяйка

Ближняя дача

Самоубийство Надежды

Любовная драма

Идеальная жена

Яд для Ленина

Революция и любовь

Под знаком Стрельца

НАЧАЛО. КАК ЗАКАЛЯЛСЯ СТАЛИН

Тайна даты рождения

Родители

В духовном училище

Особые приметы

В семинарии

Коба

Подмастерье революции

Подручный Ленина

Сталин — агент Охранки?

«Он вышел живым из этого ада…»

 

Иосиф и Надежда

Яков: начало трагедии

«Обманул-таки подлец Риббентроп»

«Мы всё прос…ли»

Почему Хрущев невзлюбил Сталина?

«Солдата на маршала не меняю»

«Сталинский сокол» Василий Сталин

«Он всюду видел врагов»

«Одинокий стал. Жалко его было»

ЛИЧНОСТЬ: СВИДЕТЕЛЬСТВА БЕЗ КУПЮР

 

 

 

Санкт-Петербург 2008


ББК 88.4 Д46

Димитриева 3. М.

Школа менеджмента. Книга практикующего руководителя и бизнес-тре­нера.. - СПб.: Речь, 2008. - 234 с.

ISBN 5-9268-0658-5

Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы стать лидером и руководителем с большой буквы?

Книга раскроет скрытые, психологические аспекты бизнеса, терпящего фиаско, помогая предотвратить многие управленческие ошибки. Также читатель откроет для себя опробованные на практике победоносные методы руководства сотрудниками, которые приносят управлен­ческую и финансовую прибыль.

Отдельные главы книги представляют собой практикум по формированию управленческих навыков. Читая их, можно самостоятельно развить ряд практических навыков, в частности навыки эмоционального лидерства, навыки противостояния манипулированию, четкой поста­новки задач и мотивации персонала, методы контроля исполнения распоряжений, навыки результативного управления бизнесом.

Издание является практическим приложением к курсу менеджмента для студентов факуль­тетов МВА, менеджмента, экономики и управления персоналом. Представляет особый интерес для бизнесменов, руководителей и рядовых сотрудников организаций, планирующих свою карьеру.

ББК 88.4


ISBN 5-9268-0658-5


© 3. М. Димитриева, 2007

© Издательство «Речь», 2007

© П. В. Борозенец, оформление, 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

Сведения об авторе............................................................................................................... 7

Предисловие............................................................................................................................ 8

Благодарности........................................................................................................................ 9

Преданность делу и чистота помыслов............................................................... 19

Некоторые решения реализовываешь усилием воли..................................... 29

В ритмах московских окон......................................................................................... 35

Рютте, Урсула Круг и психологический вопрос................................................... 39

Бизнес, и этим все сказано....................................................................................... 41

Учителям бизнеса и психологии............................................................................. 44

Глава 1. В ЧЕМ КОМПЕТЕНТЕН УПРАВЛЕНЕЦ?.............................................................. 48

Глава 2. ЭФФЕКТИВНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ -ЛУЧШИЕ КОММУНИКАТОРЫ...51 Психологический фактор может разрушить начинания руководителя.... 51 Коммуникации между линейными руководителями и их влияние

на бизнес-процесс продаж............................................................................. 55

Качество работы с информацией и уровень профессионализма

руководителя................................................................................................................ 56

Когда сотрудники поют: «Что-то с памятью моей стало...»............................ 61

Как передавать информацию, чтобы сотрудники ее получили?................... 65

Босс, откройте ваш чемодан знаний!.................................................................... 68

Эффективное проведение совещаний................................................................. 70

Глава 3. КАК ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ ВАШИХ

РАСПОРЯЖЕНИЙ?.............................................................................................................. 78

История неисполнения одного распоряжения........................................................... 79

Разбор полетов..................................................................................................................... 81

Качественный анализ и принятие решений в ситуации неисполнения... 82

Повышение ответственности ваших сотрудников..................................................... 85

«Уволить всех к черту» или изменить себя?............................................................. 90

Стили управления и их влияние на эффективность работы сотрудников...98

Когда руководитель говорит волшебное слово... «быстро!»................................. 102

Постановка задач: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что!...106
Постановка задачи: «Поездка в командировку».............................................. 1 06


Школа менеджмента

Исполнение задачи: «Поездка в командировку»............................................. 1 07

Контроль исполнения: правильно ли расставлены контрольные

точки?.................................................................................................................. 1 08

Совершенствуем навыки постановки задач..................................................... 1 09

Глава 4. КАК ДОБИТЬСЯ ОТ СОТРУДНИКОВ РАБОТЫ НА КОНЕЧНЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ?......................................................................................................................... 11 3

Что подразумевает руководитель, когда говорит: «Работайте

хорошо»?.................................................................................................................. 113

Договоритесь с сотрудниками: что означает фраза «конечный

результат»?................................................................................................................ 113

Мотивируйте ваш персонал на языке результата................................................... 115

Игры, в которые играют руководители......................................................................... 1 20

Глава 5. РУКОВОДИТЕЛЬ КАК ОБЪЕКТ МАНИПУЛЯЦИИ............................................ 124

Почему сотрудники стремятся получить «ручного» директора?......................... 128

«Расслабьтесь: вас используют!»..........................................................:...................... 1 29

Как проверяют руководителей: манипуляции при неисполнении....................... 1 32

Игра «На ходу».......................................................................................................... 133

Игра «Застать врасплох»....................................................................................... 134

Игра «Я этого не говорил!»..................................................................................... 1 34

Игра «Авось пронесет!».......................................................................................... 138

Игра «Интеллектуальный шантаж».................................................................... 140

Глава 6. ПРОТИВОСТОЯНИЕ МАНИПУЛИРОВАНИЮ.................................................. 143

Когда подчиненный — манипулятор: увольнять, побеждать,

управлять?.................................................................................................................. 143

Руководитель-манипулятор: от кого защищаетесь, босс?..................................... 145

Игра «Хорошо, пишите заявление».................................................................... 151

Манипуляция в ответ на шантаж.................................................................................. 152

Игра «Ах, раз так, то...!».......................................................................................... 152

Жесткие решения в мягкой форме................................................................................ 153

Как остаться руководителем с большой буквы в любой ситуации?.................... 155

Глава 7. НЕФОРМАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ

С ПЕРСОНАЛОМ................................................................................................................. 157

Откуда сотрудники черпают информацию о руководителях?............................... 157

Что может делать руководитель на корпоративной вечеринке?...................... 159

Что такое внутренний PR руководителя и какой самый дешевый способ

формировать его самостоятельно?.................................................................... 161

История о том, какой я «добрый» руководитель............................................. 161


Оглавление

Глава 8. КАК УПРАВЛЯТЬ «СЕМЕЙНЫМ» БИЗНЕСОМ?.............................................. 164

«Семейная компания» глазами ваших сотрудников............................................... 1 64

Уровень системы.................................................................................................... 167

Уровень структуры.................................................................................................... 168

Уровень политики..................................................................................................... 169

Уровень ритуалов и человеческих отношений................................................. 1 70

Как научиться разделять личное и бизнес?........................................................... 171

Первый этап............................................................................................................... 1 72

Второй этап................................................................................................................ 1 73

Глава 9. КАК СДЕЛАТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНЫМ

ИНСТРУМЕНТОМ УПРАВЛЕНИЯ?................................................................................ 176

Чудеса при разработке бизнес-плана......................................................................... 1 76

Планирование, повышающее мотивацию и лояльность сотрудников... 1 77 Стратегический план развития компании делаем сами, проработку

делегируем линейным руководителям............................................................... 1 78

Использование проектных технологий в бизнес-планировании......................... 182

Цель бизнес-плана.............................................................................................. 183

SWOT-анализ............................................................................................................. 188

Принятие конструктивных решений. Использование наших

возможностей................................................................................:................. 188

Управление рисками............................................................................................ 191

Анализ инвестиционной привлекательности проекта................................... 1 93

Структурная декомпозиция работ — WBS........................................................ 1 95

Диаграмма Гантта..................................................................................................... 1 99

Диаграмма Гантта с учетом ресурсов................................................................. 202

Что необходимо сделать, чтобы бизнес-план был реализован?.... 204

Глава 10. КАК РАСТУТ КОМПАНИИ И ИХ РУКОВОДИТЕЛИ?...................................... 211

Делегируя полномочия, становимся руководителями............................................ 211

Ваша компания «только что» выросла: сотрудники скучают по старым

временам, а руководители одержимы идеей «Вперед!»............................... 219

Типичные проблемы быстро растущей компании................................................... 221

Кризис управленческого мастерства топ-менеджера.................................... 221

Саботаж некоторых сотрудников...................................................................... 222

Головокружение от успехов при катастрофическом дефиците

навыков............................................................................................................... 224

Управление качеством — реальный способ идти в будущее,

улучшая настоящее........................................................................................ 225

Приложение. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ, ЧТОБЫ
СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ К СОВРЕМЕННОМУ
РУКОВОДИТЕЛЮ?.............................................................................................................. 229


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Зифа Димитриева — Управляющий партнер консалтинговой компании ГК «Ме­ждународный институт менеджмента». С 1996 года проводит бизнес-тренинги по формированию и коррекции управленческих навыков. Среди ее клиентов — руко­водители и специалисты Управления внутреннего контроля Внешторгбанка, управ­ляющая компания ЕвроСибЭнерго, руководители компаний Carbina Telekom, Ав-тоКей, Альмин, Морон, Балтика-Центр, Бондюэль-Кубань, Объединенная система моментальных платежей (ОСМП), VKO Travel и другие.

После экономического дефолта в России в 1998 году стала антикризисным управляющим группы компаний. По итогам работы получила предложение от за­падных владельцев бизнеса войти в состав учредителей.. Под ее руководством консалтинговая компания МИМ дважды удостоена статуса Лауреата смотра «Луч­шие в Москве». Решением Общественно-экспертного совета Российского и Мос­ковского обществ защиты прав потребителей награждена дипломом «За вклад в цивилизованное развитие рынка России».

3. М. Димитриева окончила Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, имеет диплом Master of Business Administration. Окончила Академию практиче­ской психологии МГУ. Выпускница факультета журналистики Уральского государ­ственного университета (Екатеринбург). Прошла подготовку в качестве бизнес-тренера по активным формам обучения в бизнесе в международных тренинговых концернах в Германии — International Institute for Management Development и Mercuri International. Является сертифицированным бизнес-тренером международной ка­тегории «А».

Зифа Димитриева — автор книги «Руководство сотрудниками и компанией», один из авторов книги «Управление проектами. Практическое руководство». Автор свыше 2000 публикаций.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда вам хочется сказать больше, чем ваши друзья в состоянии выслушать, самое время — написать книгу. Так появилась книга, которую вы держите в руках.

Автор книги изучила управленческую науку теоретически и практически, высту­пая одновременно в четырех ролях: журналист, учредитель бизнеса, руководитель, бизнес-тренер по управленческим навыкам. Благодаря этому уникальному опыту книгу, которую вы держите в руках, с полным правом можно назвать редкой.

В этой книге можно узнать об управленческих буднях эффективных и малоэф­фективных руководителей. Лишь некоторые из тех, кто соприкасался с коммерци­ей «по-русски», продолжают верить в сказки об успешных от начала до конца бизнесменах, не совершивших ни одной управленческой ошибки. Но люди совер­шают ошибки. А руководители — люди. Книга покажет скрытые, психологические аспекты бизнеса, терпящего фиаско, помогая предотвратить многие управленческие ошибки. Также читатель откроет для себя опробованные на практике победоносные методы руководства сотрудниками, которые приносят управленческую и финансо­вую прибыль.

Впервые в книге по менеджменту читатель обнаружит рассказ о жизненном пути и становлении личности самого автора. Описание служит общей цели издания, отвечая на вопрос: какие качества необходимо развивать в себе, чтобы стать ли­дером и руководителем с большой буквы?

Отдельные главы книги представляют собой практикум по формированию управ­ленческих навыков. Читая их, можно самостоятельно развить ряд практических навыков, в частности навыки эмоционального лидерства, навыки противостояния манипулированию, четкой постановки задач и мотивации персонала, методы кон­троля исполнения распоряжений, навыки результативного управления бизнесом. В современном проектном менеджменте качество руководства определяет умение достигать поставленной цели в условиях ограниченных ресурсов. Если «узкоколей­ка» построена ценой потери жизней сотен и тысяч людей, то зачем знать, «как закалялась сталь»? Благодаря этой книге вы узнаете, как добиться успеха с мини­мальным количеством ресурсов.

Многие главы этого издания представляют собой Руководство к действию. Изу­чив его, вы разовьете ваш управленческий потенциал в разы!

Издание является практическим приложением к курсу менеджмента для студен­тов факультетов МВА, менеджмента, экономики и управления персоналом. Пред­ставляет особый интерес для бизнесменов, руководителей и рядовых сотрудников организаций, планирующих свою карьеру.


Моему детству, мужеству и чувству юмора моей мамы посвящается...

Я не достигла бы таких профессиональных высот, если бы не моя судьба и люди, оставившие неоценимый след в моей душе. Я безмерно благодарна каждому из них, поэтому не могу не остановиться на описании некоторых событий, связанных с ними. Возможно, рассказ об этих уникальных людях и моей судьбе покажется интересным и вам.

Написание этой книги стало возможным благодаря мужеству и чувству юмора моей мамы — Фай.

Мое детство было счастливым, но коротким.

Три сестры, три атаманши, мы организовывали все детские игры во дворе, на­чиная с военных баталий и заканчивая самодеятельной постановкой костюмиро­ванных детских спектаклей, в которых принимали участие все дети нашего двора. Нарисованные детьми афиши созывали во двор их родителей, те выходили со своими стульями, спектакль оканчивался, а веселая тусовка взрослых продолжалась до поздней ночи. Большинство счастливых минут детства связаны именно с удиви­тельными детскими забавами, которые мы же сами и устраивали.

Детство окончится, когда мне исполнится 8 лет.

В тот день маму привезли из роддома в карете «скорой помощи». Санитары внесли ее на носилках (у мамы парализует ноги). Полуживую сестренку — грудно­му ребенку сделали операцию, чтобы спасти жизнь, — вручили 1 1 -летней старшей сестре. Та растерянно спросила: «А что делать с ребенком?» Медики молча пожа­ли плечами и уехали. Еще через год уйдет отчим; ухаживать за мамой и годовалым ребенком мы, дети, останемся одни: мне 9, двум старшим сестрам — 11 и 12 лет. Годам безнадежных ожиданий помощи со стороны родственников мама подведет итог короткой фразой: «Родни, дети, у нас нет!»

На этом рассказ о моем детстве можно завершить, если бы не удивительный характер мамы и то воспитание, за которое я ей так благодарна.

Всем дочерям мама передала по наследству свои музыкальные способности. Несмотря на ограниченный бюджет, мама стремилась развивать детей. Старшая дочь училась в музыкальной школе, как-то из магазина ей привезли новенькое пианино. Другая сестра окончит Школу игры на гитаре. Я пела в детском хоре при городском Дворце культуры. Быстро обучаясь друг у друга, все трое детей играли на пианино и на гитаре классическую музыку и современные песни. Музыка и пение в нашем доме звучали постоянно, поэтому так редко — слезы. Две-три пес­ни — и в любой сложной ситуации мне всегда казалось, что можно жить дальше!

Мама считала, что «ничего невозможного нет!», и требовала от нас каких-то невероятных, особенно для детей, поступков. В 9-летнем возрасте я проехала пять


Школа менеджмента

остановок на трамвае, вошла в магазин одежды и купила себе пальто. Кассирша долго не могла поверить своим глазам, когда я, перемерив все размеры, методом проб и ошибок нашла свой, а потом достала деньги из кармашка детского плать­ица и расплатилась.

Государственная медицина отказывалась помочь. Мама искала альтернативу. В 1 1 -летнем возрасте на рейсовом междугороднем автобусе я поехала в город, что находился за 400 км от нас. Мне и до вокзала-то было страшно ехать одной, но мама сказала: «Глаза боятся, руки делают!» В том городе жила целительница, слух о которой прошел по всей округе. К этой бабке за «лекарством» ездили по очереди потом все мои сестры. И кто сказал, что чудес не бывает? Однажды, как в старые добрые времена, мама встала и пошла, держась за стены. Знахарка под­держивала маму около двух лет, пока сама не умерла. Ей, впрочем, было за 80.

Но прежде, чем у мамы снова отнимутся ноги, 1 3-летняя старшая сестра Зух­ра совершит чудо из чудес, в которое никто так до конца и не поверил! Это было почти то же самое, что повторить подвиг Юрия Гагарина. Мы жили в коммунальной квартире, в комнате площадью 1 3 квадратных метров. По маминой просьбе се­стра купит авиабилеты на самолет до Москвы и обратно и доставит еле передви­гающуюся маму в Кремль, к Л. И. Брежневу, Генеральному секретарю ЦК КПСС.

...С трапа самолета пассажиры вынесли маму на руках, стюардессы вызвали такси на аэродром. В Общественной приемной Брежнева маму приняли без запи­си какие-то важные чиновники, внимательно выслушали, что-то записали. Через два месяца из Москвы пришел правительственный конверт, в котором сообщалось о предоставлении квартиры. Так мы переехали в трехкомнатную квартиру на чет­вертом этаже нового девятиэтажного дома в хорошем районе.

Через 20 лет на встрече выпускников школы одноклассник признался, что за глаза мальчишки называли меня «алюминиевой леди». Слишком серьезная и ответ­ственная для своих лет, сколько помню, в школе я все время что-то организовывала и руководила. Началась эта бурная деятельность в 4-м классе, когда меня назна­чили старостой. Потом все время избирали: в 5-м классе — старостой, с 6-го — бес­сменный комсорг, в конце 8-го на общем собрании старших классов избрали ли­дером комсомольской организации всей школы. С тех пор я председательствовала уже на собраниях численностью около 100 человек и больше, сама же организо­вывала их, выступала с трибуны, агитировала и призывала! Каждый понедельник я проводила совещания комитета комсомола школы, где решали общешкольные проблемы, организовывали разные мероприятия, принимали в комсомол учащих­ся. В школе я получила закалку и опыт организаторской работы, которые пригоди­лись мне позже.

И все же настоящим открытием на вечере выпускников через 20 лет после шко­лы стал рассказ моей классной руководительницы. Оказывается, все эти годы ей не давала покоя какая-то «педагогическая ошибка», и никак она не могла забыть одну свою ученицу...

Бывшая классная руководительница неожиданно призналась, что всегда счита­ла меня «упрямой гордячкой, дочкой богатых родителей, пренебрегающих всеми


Благодарности

школьными указаниями». Она спросила, помню ли я что-нибудь об этом. Я запом­нила только то, как после очередного родительского собрания в школе она подни­мала меня возле моей парты и отчитывала примерно так: «Почему опять твои ро­дители не пришли в школу? Что они себе позволяют?» и так далее.

...Мама действительно «игнорировала» нашу учебу. Не спрашивала, сделаны ли уроки, не заглядывала в дневник. Наверное, ей и в голову не приходило контро­лировать детей, которые тянут на себе в буквальном смысле слова ее саму и весь дом. Учеба, как и все остальное, была на нашей совести. Может, поэтому учились на пятерки и четверки все? Старшая сестра — математически одаренный ребенок. Все схватывала на лету и нередко приходила из школы с выполненным домашним заданием (успевала делать на переменах). Окончив 8-й класс, круглая отличница покинула школу. К нам домой прибежала тогда директриса по фамилии Чешек, она долго убеждала маму в необходимости оставить в выпускных классах надежду всей школы! Но что могла сказать мама? Что парализованная женщина растит четверых детей одна на пенсию по инвалидности в 1 20 р.? В техникуме сестра тоже училась на пятерки, тем более что за это платили «ленинскую1» стипендию — 70 руб­лей! Зухра тоже всегда была в центре событий — староста класса, в техникуме — староста группы. После окончания технологического техникума ее, как лучшую ученицу курса, назначили начальником смены, затем главным технологом, а вско­ре — директором по производству на хлебозаводе.

Другая моя старшая сестра, Зуля, тоже круглая отличница в школе, каким-то чудом, без знакомств и взяток (в те годы!), прошла конкурс 25 человек на место и поступила в «блатной» тогда техникум советской торговли! Как все честные «совет­ские» люди, она ненавидела «торгашей» и «советскую» торговлю и пошла сдавать вступительные экзамены, лишь поддавшись уговорам мамы! Все лето она провела со своим классом в колхозе в надежде, что все как-то образуется. Но потом все же пошла сдавать экзамены в техникум, конечно, в надежде их «завалить» и вернуться в школу! По всем билетам сестра отвечала без подготовки, особо не задумываясь. В итоге ей, как вундеркинду, выставили пятерки по всем предметам и зачислили! Горю сестры не было исходу! Она проплакала все три года учебы в техникуме, — кроме ощущения «загубленной жизни», которое ее не покидало, ей пришлось общаться с девочками «из высшего общества», которые говорили только о том, у кого где работает папа! Однако совсем скоро, как только началась практика, девочки остались на кассе, а сестру назначили начальником смены. Кассиры ее обожали — раньше они постоянно выплачивали недостачу из собственной зара­ботной платы, а с назначением сестры недостачи прекратились. Она разобралась в том, отчего, кроме случаев воровства, они происходят, и многое, будучи отличным товароведом (училась она на пятерки), перестроила в магазине.

У Зули идеальный музыкальный слух. Не зная нотной грамоты и только раз по­слушав, как играет по нотам старшая сестра, она подобрала на пианино на слух «Лунную сонату» Бетховена и играла наизусть так, что было не отличить от ориги-

' Ленинской называлась стипендия, которую получали круглые отличники, она была не 30, как у обычного студента, а 40 рублей.


Школа менеджмента

нала. Уже работая в торговле, сестра продолжала оставаться солисткой вокально-инструментального ансамбля при республиканском Дворце культуры нефтяников и выступала на всех концертных площадках города. Руководство ДК предлагало ей хорошие рекомендации и протекцию для поступления в музыкальное училище, но поперек воли матери сестра не пошла. Какой бы бунтарский, сильный характер у нас ни был, никто из нас, трех сестер, по-настоящему никогда не мог нарушить дисциплину и привык преломлять свои интересы во имя матери и чувства долга... В чем-то это качество и решило судьбу сестры...

Техникум советской торговли сестра окончит с красным дипломом. Сделает блестящую карьеру в крупном универсаме, где за год пройдет путь от простого кассира на кассе до начальника смены, затем ее назначат заведующей крупным отделом и потом главным товароведом универсама. Ее ответственный подход к работе не останется незамеченным, потому что это была мамина школа: нравится или не нравится тебе твоя работа, взялась — работай на совесть!

Позже через Министерство торговли сестра (она жуть какая пробивная!) каким-то образом устроится заведующей магазином и уедет работать за границу, в со­ветский военный городок. Сегодня она — директор по продажам в крупной зару­бежной компании. В ее подчинении свыше 200 человек.

...Так вот, я отвлеклась. Я стою возле своей парты, одноклассники смотрят на меня, потом на учительницу. Молчать я могла сколько угодно, труднее было заго­ворить. К горлу подступал комок, и казалось, скажу хоть слово о маме — расплачусь. А плакать комсоргу нельзя! И тогда я высоко задираю голову, смотрю гордо, с вызовом, в глаза учительнице до тех пор, пока она не сдастся и не разрешит мне сесть за мою парту.

Через три года своего классного руководства учительница, по ее же собствен­ному выражению на вечере 20 лет спустя, — «решила наконец поставить на место меня и моих родителей»! Злая, как черт, она пришла ко мне домой! Помню, как я ставила чайник, как собирала на стол, а она растерянно смотрела на маму и мол­чала! От своей затеи она ожидала все, что угодно, но только не встречи с реаль­ностью, которую не сможет забыть 20 лет.

С того дня учительница бросится в другую крайность. То бесплатно зачислит меня в группу одноклассников, отправляющихся в путешествие по «золотому коль­цу» России. То выбьет деньги у администрации школы на какую-то куртку, то хло­почет о бесплатных обедах в столовой. Но и тут все ее усилия пошли прахом: «упрямая дочка богатых родителей» ото всего отказалась!

Тем не менее Кадрия Хаматовна останется в моей памяти как очень близкий мне по духу, родной человек. Может, потому, что в те годы она была единственным человеком, кто хотя бы пытался заботиться обо мне? Впрочем, ее обожали, каза­лось, все! Ученики параллельных классов завидовали и ревновали ее к нам. Маль­чишки в нее влюблялись, писали ей письма из армии, мы, девчонки, учились у нее модно одеваться и следить за собой. Сама недавняя выпускница педагогического института, она по собственной инициативе водила нас в туристические походы, бегала с нами по лесу, позабыв о регалиях, и играла в казаки-разбойники. Допол­нительно к школьной программе, по своей авторской методике она подготовила


Благодарности

наш класс по алгебре и геометрии так, что даже отстающие ученики подтянулись! Она нарушала, казалось, все традиции: обычно в школе, если вводили систему наставничества, то отличники «подтягивали» двоечников, а у нее даже троечники должны были подтягивать отстающих, каждый школьник становился наставником, занимаясь с более слабым, чем он сам. Кадрия Хаматовна проводила какие-то особенные зачеты по геометрии и алгебре, рассказывала, как нужно готовить «шпоры» правильно, и раскрывала «секрет» действия любых шпор — после того, как ты их правильно заготовил, их надо выучить наизусть! У каждого ученика были с собой какие-то дополнительные блокноты с расчетами и формулами, которые постепенно сами собой выучивались наизусть. Итог такого преподавания превзошел ожидания: математику любили все, учили все, знали все! При этом Кадрия Хама­товна не только умеет ладить с детьми, но и, получается, внедрила систему настав­ничества в те годы, когда отступления от школьной программы не приветствовались. Возможно, за это ее в том числе выжили из школы, но шуму вокруг нее тогда было много.

— Почему я не смогла заставить тебя принять помощь? Что я делала не так? В чем моя педагогическая ошибка, скажи?! — задала она мне сразу три вопроса на вечере через 20 лет после школы.

И я ответила, что никакой педагогической ошибки здесь нет! И что никто вооб­ще на ее месте не смог бы заставить меня принять тогда помощь!. Как когда-то, я хотела сказать своей любимой учительнице очень много, но вместо этого только попросила у нее прощения и обняла..

Что я могла ей сказать? Инстинктивно я всегда боялась, что если вот сейчас при­выкну брать, то никогда не стану тем, кому будет, что отдавать. Единственное жела­ние, которое я загадывала для себя лично, и на Новый год, и на день рождения, и когда падала с неба звезда, — «чтобы выздоровела мама». Но оно никогда не сбы­валось. Насчет всего остального... Моя старшая сестра Зухра учила меня так: «Зна­ешь что? Нос задрала, хвост пистолетом, улыбнулась и пошла. И чихать на все!»

Когда другие плачут, для меня всегда еще было рано, — можно терпеть! Когда другие готовы сдаться, я думаю: как это спасти? Все несчастья и просто события, происходившие в моей жизни, не замечая того, я сверяла по маминой «планке горя». Соответственно, мне всегда казалось, «что и это тоже, в принципе, можно пережить». Если человек может ходить, значит, он здоров и счастлив. Таков был девиз моей мамы, который был моим много лет!

Чтобы соответствовать имиджу «дочки богатых родителей», летом после школы я всегда работала. После 8-го класса — на фанерном комбинате, сюда на лето принимали школьников. После 9-го класса — на молочном комбинате у конвейера с мороженым. Мы с девчонками облазили все заводские цеха! В те годы я не знала, что такое «бизнес-процесс», но организацию работы на таких предприятиях узна­ла изнутри.

Маме я благодарна и за такое ценное качество, как чувство юмора, которым она щедро наделила и меня. Умение смеяться, иронизировать над собой и горькой ситуацией, в которой оказалась, — в положении мамы это было настоящим счасть­ем. Именно благодаря маме в нашем доме всегда было много... не столько радости,


Школа менеджмента

сколько смеха, шуток, юмора, иногда «черного». Помню, как мы, дети, смеясь и каламбуря, подбадриваемые веселыми шутками мамы, искали по всей квартире 1 копейку — ровно столько не хватало на буханку хлеба! А однажды отец расщед­рился и прислал свои единственные в жизни алименты, — 3 рубля 2 копейки. Мама высоко оценила юмор отца: «Три рубля за каждую дочь и 2 копейки мне за уход».

В самом деле, если серьезно относиться к себе, можно так и не узнать, на что ты на самом деле способен! Ведь иногда, чтобы найти нестандартный, гениальный вариант решения проблемы, нужно уметь усомниться в собственной важности! Я часто шучу и на работе, и во время тренингов. Иногда подшучиваю вместе со своим подчиненным над тем, как он собирался выполнить задание, ничего не пред­приняв для этого. На мой взгляд, показать, как это смешно «лепить отговорки», — луч­ше, чем долго и нудно отчитывать. Когда человек смеется над собой, считайте, он и сам все понял. Как-то выхожу в приемную: офис-менеджер сидит за компьютером в шубе и шапке-ушанке, видно, собралась куда-то ехать и забыла куда. Распеча­тывает схему проезда. Не удержалась, пошутила: «О, у нас новую корпоративную форму выдали!» Все хохочут. Хороший настрой сохранялся еще полдня. Смотрю, счета понесли на подпись. Потом узнала, что это и называется «эмоциональное лидерство»: не нужно себя сдерживать, если хочется смеяться — смейся! Если со­трудники смеются, у них искрятся и горят глаза на работе.

Сегодня я говорю участникам своих тренингов: делайте своими руками то, что хотите, чтобы пришло в вашу жизнь! Прогуливайтесь с таким видом, будто вы сча­стливы, держите голову высоко и осанку так, будто вы королева. Улыбайтесь и смейтесь, шутите и хохочите так, будто у вас все в порядке. И тогда однажды вы обнаружите, что вы счастливы, вы королева и у вас все в порядке.

Как-то екатеринбургская подруга, Светлана К., в сердцах обозвала меня «са­мовозрождающейся птицей Феникс». Рассердилась, что не понадобилось ее уте­шительное письмо. А я ведь как думаю? Несчастье — это шанс развить у себя новое поведение. Кто знает, может, это даже в корне новый способ жить, научиться вос­принимать происходящее другими глазами? Вот кто-то подшутил над тобой, убрал стул, когда ты собирался сесть и спокойно поесть. А теперь... нужно собираться в путь-дорогу, как любит выражаться моя младшая сестренка, Альфия, «не жрамши». Несчастье — это как чья-то шутка над тобой. Сумеешь рассмеяться над собой — вы­живешь, поднимешься и поднимешь других.

...И только одно оставалось невыясненным. Для детей мы — хорошо или пло­хо — справились со сложными задачами. А для взрослых? По окончании школы я не представляла границ собственным возможностям. Вообразив, что «все самое тяжелое позади, а со всем остальным справлюсь!», я ринулась в какие-то заоблач­ные выси. Потом оказалось, что только так и можно чего-то добиться. Если не знаешь и не думаешь, что «это невозможно», идешь, как по взлетной полосе, на­ивно думая, что ты сама и есть — самолет.

Тем не менее для посторонних перемены в моей взрослой жизни выглядели слишком стремительными и, прямо скажем, неожиданными.

Окончив школу, на удивление всем (одни всерьез думали, что я подамся в пе­вицы, другие — что поступлю в вуз, как мои подруги-отличницы), я подала докумен-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.