Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные и общие индексы. Системы взаимосвязанных индексов




Понятие об индексах, сфера их применения. Классификация индексов

Тема 10. Экономические индексы

 

Индекс в статистике - это обобщающий относительный показатель, характеризующий изменение уровня общественного явления во времени, по сравнению с программой развития, планом, прогнозом, с обязательствами или его соотношение в пространстве. Наиболее распространена сравнительная характеристика во времени. В этом случае индексы выступают как относительные величины динамики. Индексный метод является также важнейшим аналитическим сред­ством выявления связей между явлениями. При этом применяются уже не отдельные индексы, а их системы. В статистической практике индексы применяются при анализе развития всех отраслей экономи­ки на всех этапах экономической работы. В условиях рыночной эко­номики особенно возросла роль индексов цен, доходов населения, фондового рынка и территориальных индексов.

Поскольку индексный показатель получается в результате сравнения двух величин, то, приступая к его расчету, необходимо проанализировать сравниваемые данные с точки зрения их научной сопоставимости по следующим параметрам: территории, кругу охва­тываемых объектов, времени, методике исчисления показателей, еди­ницам измерения, историческим условиям развития.

Статистика осуществляет классификацию индексов по следую­щим признакам:

1) в зависимости от объекта исследования индексы разделя­тся на индексы объемных и индексы качественных показателей. К индексам объемных показателей относятся индексы физического объема: товарооборота, продукции, потребления материальных благ и услуг; а также других показателей, имеющих количественный характер: численности работников, посевных площадей и т.п. К индексам качественных показателей относятся индексы: цен, себестоимости продукции, заработной платы, производительности труда, урожайности и т.п.;

2) по охвату элементов совокупности индексы могут быть индивидуальными и общими. Индивидуальные индексы дают сравнительную характеристику отдельных элементов явления. Общие индексы характеризуют изменение совокупности элементов или веер явления в целом;

3) в зависимости от методологии исчисления общие индексы подразделяются на агрегатные и средние. Агрегатные индексы являются основной формой индексов и строятся как агрегаты - путем взвешивания индексируемого показателя с помощью неизменной величины другого взаимосвязанного с ним показателя. Средние индексы получают путем преобразования агрегатных индексов и потому их называют производными;

4) в зависимости от базы сравнения следует различать базис­ные и цепные индексы, индексы с постоянной и переменной базой сравнения. Если при исчислении индексов за несколько периодов времени база сравнения остается постоянной, то такой индекс назы­вается базисным. При цепном методе расчета база сравнения в индек­сах постоянно меняется.

 

 

 

Способы построения индексов зависят от содержания изучае­мого явления, методологии расчета исходных статистических показа­телей и целей исследования. В каждом индексе выделяют 3 элемента: 1) индексируемый показатель - это показатель, соотношение уровней которого характеризует индекс; 2) сравниваемый уровень - это тот уровень, который сравнивают с другим. В индексах, характеризую­щих изменение явлений во времени, его называют отчетным или те­кущим уровнем; 3) базисный уровень - это уровень, с которым произ­водится сравнение. Для расчета индекса необходимо найти отноше­ние сравниваемого уровня к базисному и выразить его в виде коэф­фициента, если база сравнения приравнивается к единице, или в про­центах, если база сравнения принимается за 100%.

В форме коэффициентов расчеты индексов производятся обычно с точностью до третьего знака после запятой, т. е. до 0, 001, в форме процентов - до десятых долей процента, т. е. до 0,1%.

Для удобства построения индексов используется специальная символика:

i - с подстрочным значком - символом индексируемого показа­теля - индекс, характеризующий изменение уровня одного элемента явления;

I - с подстрочным значком индексируемого показателя - для группы элементов или всей совокупности в целом;

q - количество проданных товаров или произведенной продук­ции в натуральном выражении (физический объем товарооборота или продукции);

р - цена за единицу товара или продукции;

z - себестоимость единицы продукции;

w - производительность труда;

T - отработанное время или численность работников;

l - средняя заработная плата одного работника и др.

Базисные показатели в статистике принято обозначать симво­лом 0, а сравниваемые - 1.

 

Например, имеем следующие данные по торговой фирме "Электроника" (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Исходные данные Расчетные данные
Товары Базисный период Отчетный период Товарооборот, млн. руб. Индивидуальные индексы
Продано, тыс. шт. Цена за 1 шт., тыс. руб. Продано, тыс. шт. Цена за 1 шт., тыс. руб. Базисный период Отчетный период Отчетный период по ценам базисного периода Физического объема товарооборота   Цен   Товарооборота
          5=2x1 6=4x3 7=2x3 8=3:1 9=4:2 10=6:5
               
Телевизоры                 3,3                 0,9     1,1     0,99
Видеомагнитофоны         1,8         1,25   0,9   1,125
Итого   х   х   х   х         0,9875   1,037   1,024

 

Введем в таблицу символы: - в гр. 1, - в гр. 3, в гр. 2, - в гр. 4. Затем рассчитаем показатели товарооборота: в базисном периоде - в гр. 5, в отчетном периоде - - в гр. 6, в отчетном периоде по ценам базисного периода - - в гр. 7.

Индивидуальные индексы характеризуют изменение отдельного элемента явления. Так, для изучения изменения количества проданных товаров каждого вида в отчетном периоде по сравнению с базис­ным, т. е. физического объема продаж, следует построить индивидуальный индекс физического объема товарооборота как отношение количества товара одного вида, проданного в отчетном периоде, к количеству того же товара, проданного в базисном периоде, т. е. по формуле:

.

 

Поскольку базисный уровень индексируемого пока­зателя приравнивается к 1 или 100%, то разность между полученным индексом и 1 или 100% характеризует относительную величину из­менения количества проданного товара. По этому индексу можно оп­ределить и абсолютное изменение количества проданного товара в натуральном выражении как разность между числителем и знамена­телем индекса:

.

 

Произведем расчет индивидуальных ин­дексов физического объема товарооборота в гр. 8:

По телевизорам: , или 90%; тыс. шт., т. е. в отчетном периоде по сравнению с базисным было продано телевизоров на 40 тыс. штук, или на10% меньше (90% - 100%), чем в базисном году.

По видеомагнитофонам: или 125%, тыс. шт., т. е. количество проданных видеомаг­нитофонов возросло на 50 тыс. штук, или на 25% (125% - 100%).

Индивидуальный индекс цен определяется как отношение цены отдельного товара в отчетном периоде к его цене в базисном периоде, т. е. по формуле:

 

.

 

Разность между числителем и знаменателем показывает абсолютное изменение цены за единицу товара в абсолютных единицах (рублях):

 

.

 

Рассчитаем индивидуальные индексы цен в гр. 9:

По телевизорам: , или 110%; тыс. руб., т. е. цена телевизора увеличилась на 0,3 тыс. руб., или на 10% (110% - 100%).

По видеомагнитофонам: , или 90%; тыс. руб., т. е. цена видеомагнитофона снизилась на 0,2 тыс. руб., или на 10% (90% - 100%).

Индивидуальный индекс товарооборота характеризует измене­ние товарооборота по одному товару и строится как отношение това­рооборота отчетного периода к товарообороту базисного перио­да , т. е. по формуле:

.

Разница между числителем и знаменателем показывает абсолютное изменение товарооборота в рублях за счет двух факторов: изменения количества проданного то­вара и изменения цены этого товара, т. е.:

.

 

Рассчитаем индивидуальные индексы товарооборота в гр. 10:

По телевизорам: , или 99%; млн. руб., т. е. товарооборот по телевизорам стал меньше на 12 млн. руб., или на 1% (99% - 100%).

По видеомагнитофонам: , или 125%; млн. руб., т. е. товарооборот по видеомагнитофонам увеличился на 50 млн. руб., или на 25% (125% - 100%).

Рассмотренные индивидуальные индексы взаимосвязаны между собой так же, как сами индексируемые показатели: индекс то­варооборота равен произведению индекса физического объема това­рооборота на индекс цен, т. е.

.

 

Проверим взаимосвязь исчисленных индивидуальных индексов:

По телевизорам: .

По видеомагнитофонам: .

Кроме того, полученные данные позволяют рассчитать абсо­лютные показатели изменения товарооборота по отдельным товарам за счет отдельных факторов. В самом деле:

 

 

.

 

Так, по телевизорам общее изменение товарооборота составило:

 

млн. руб.,

 

т. е. товарооборот по телевизо­рам в отчетном периоде по сравнению с базисным стал меньше на 12 млн. руб. Эта величина может быть разложена на две:

1) за счет изменения количества проданных товаров:

 

млн. руб.,

 

т. е. за счет уменьшения ко­личества проданных телевизоров на 40 тыс. штук товарооборот стал меньше на 120 млн. руб.;

2) за счет изменения цен:

 

млн. руб.,

 

т. е. за счет роста цены одного телевизора на 0,3 тыс. руб. товарооборот возрос на 108 млн. руб.

Проверим взаимосвязь исчисленных показателей: млн. руб.

По видеомагнитофонам имеем:

 

млн. руб., млн. руб.,

 

млн. руб.

 

Взаимосвязь: млн. руб.

Товарооборот по видеомагнитофонам увеличился на 50 млн. руб. За счет увеличения количества проданных видеомагнитофонов на 50 тыс. штук товарооборот возрос на 100 млн. руб., а за счет сни­жения цен на видеомагнитофоны на 0,2 тыс. руб. за штуку он стал меньше на 50 млн. руб.

Все рассмотренные нами индексы характеризуют относитель­ное изменение уровней отдельных элементов явления и называются индивидуальными индексами.

Однако большинство изучаемых статистикой общественных явлений и процессов состоят из многих элементов, которые могут быть как однородными, так и неоднородными. Однородные явления можно непосредственно суммировать и исчислять индексы, характеризующие изменение не одного элемента, а группы элементов или всей совокупности в целом. Такие индексы называются общими индексами. Так, можно суммировать количество проданных однородных товаров по группе фирм и исчислить общий индекс физического объема товарооборота по формуле:

,

где знак означает суммирование данных о количестве одного товара по нескольким фирмам.

Можно суммировать товарооборот по нескольким товарам и исчислить общий индекс товарооборота по формуле:

,

 

где знак означает суммирование товарооборота по группе това­ров.

Если же отдельные элементы явления неоднородны, то непо­средственное суммирование их невозможно или бессмысленно и то­гда необходимо привести их к сопоставимому виду. Все товары име­ют стоимость, а стоимости товаров можно суммировать. Переход от натуральных показателей к стоимостным показателям позволяет преодолеть невозможность суммирования натурально-вещественных элементов совокупности. Но изменение стоимости товаров обусловлено совместным изменением двух факторов - количества товаров и цен на них, а нам необходимо определить изменение каждого из этих факторов в отдельности. Для изучения изменения одного фактора необходимо абстрагироваться от изменения второго, взаимосвязанного с ним фактора и построить об­щий индекс в агрегатной форме.

Так, агрегатный индекс физического объема товарооборота должен показать изменение количества проданных разнородных то­варов, поэтому в числителе его берется отчетное количество товаров , а в знаменателе - базисное , т. е. индексируемый показатель изменяется, а взвешивание производится в одних и тех же ценах ба­зисного периода :

 

.

 

В числителе этого индекса - условная величина товарооборота отчетного периода в ценах базисного периода, в знаменателе - реальная величина товарооборота базисного периода. Разность между числителем и знаменателем индекса пока­жет абсолютное изменение товарооборота за счет изменения физического объема товарооборота:

 

.

 

Рассчитаем агрегатный индекс физического объема товарооборота по данным нашего примера

, или 98,75%

и

млн. руб.,

 

т. е. ко­личество проданных магазином товаров в среднем стало меньше на 1,25% (98,75% - 100%), что привело к уменьшению товарооборота на 20 млн. руб.

Агрегатные индексы качественных показателей строятся при весах - объемных показателях отчетного периода. Так, агрегатный индекс цен строится по формуле немецкого экономиста Э. Пааше:

.

 

В числителе этого индекса - товарооборот отчетного периода, в знаменателе - товарооборот отчетного периода в ценах базисного периода, а разность между ними характеризует: с позиции продавца - абсолютное изменение товарооборота за счет изменения цен, с позиции покупателя - экономию (перерасход) населения от из­менения цен на товары:

 

.

 

Рассчитаем агрегатный индекс цен по данным нашего примера:

 

или 103,7%

и

млн. руб.,

 

т. е. в сред­нем цены на товары возросли на 3,7% (103,7% - 100%), что привело к росту товарооборота на 58 млн. руб.

В качестве весов в индексах качественных показателей могут быть использованы не только абсолютные объемные показатели, но и показатели их структуры, т. е. доли.

В статистической практике используется также индекс цен, по­строенный с базисными весами по формуле Э. Ласпейреса

.

 

Агрегатный индекс товарооборота исчисляется по формуле

 

.

 

Разность между числителем и знаменателем этого индекса характеризует абсолютное изменение товарооборота за счет двух факторов: изменения количества проданных товаров и цен на них:

 

млн. руб.,

 

Для нашего примера:

или 102,4%

и

млн. руб.,

 

т. е. товарооборот в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличился на 38 млн. руб., или на 2,4%.

Агрегатные индексы объемных и качественных показателей, построенные с различными весами, взаимосвязаны между собой так же, как индивидуальные индексы: произведение агрегатного индекса физического объема товарооборота на агрегатный индекс цен (по формуле Э. Пааше) дает агрегатный индекс товарооборота

 

.

 

Мы получили систему взаимосвязанных агрегатных индексов, каждый из которых позволяет определить изменение индексируемого показателя в относительном выражении (в кратных отношениях или в %). Кроме того, по этим ин­дексам можно определить изменение обобщающего показателя - то­варооборота за счет отдельных факторов в абсолютном выражении (руб.) как разность между числителем и знаменателем соответствую­щего индекса. Абсолютные показатели изменения товарооборота за счет отдельных факторов взаимосвязаны следующим образом:

 

,

т. е.

.

 

Проверим взаимосвязь показателей, исчисленных по данным нашего примера:

1) агрегатных индексов:

 

, ;

 

2) абсолютных изменений:

 

млн. руб.

 

Аналогичным образом строятся системы агрегатных индексов других экономических показателей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.