КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ПЕРЕСТРОЙКА». 1985-1991 20 страница
Попытки интенсифицировать экономику посредством составления многочисленных программ автоматизации и комплексной механи-шции, носивших административно-бюрократический характер, оказались малоэффективными, поскольку не влияли на зарплату и уровень жизни. Не удавались и попытки реанимировать трудовой энтузиазм. Многочисленные трудовые почины, вахты, встречные обязательства, риГюта по бездефектному методу имели мало общего с ударничеством допоенных лет и трудовым энтузиазмом первой послевоенной пятилетки, чаще всего были «инициативой» партийных органов, а не масс, и Пыстро угасали. Это, конечно, не исключает того, что в трудовых коллективах было немало замечательных, уважаемых мастеров своего дела и честных тружеников, служащих примером для подражания. С конца 70-х годов нарастало влияние ряда объективных факторов, препятствовавших развитию экономики привычными экстенсивными методами. Осложнилась демографическая ситуация. Уменьшение рождаемости населения в 60-х годах (одно из последствий Отечественной войны) привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Перемещение центров добывающей промышленности в восточные ипйоны повысило себестоимость топливно-энергетического сырья. Так, лобыча топлива с 1971 по 1980 г. увеличилась в СССР более чем в 4 раза, l л-tii — более чем в 8, а нефти — почти в 7 раз. Нефть и газ были ипжнейшими предметами советского экспорта. Только от вывоза не-ф| и страна получала ежегодно около 16 млрд долларов. Доля топлива и жергоносителей в общем объеме советского экспорта выросла с 1\6% в 1970 г. до 54,4 — в 1984. В 1960 г. почти вся нефть и газ добывались в европейской части СССР, в середине 80-х годов две трети общесоюзной добычи газа и более 60% нефти обеспечивала Западная (ибирь. Добывать топливо в северных районах страны становилось все |руднее, и в 1984 г. впервые за годы Советской власти годовая добыча Нефти снизилась. За 1965—1982 гг. общая валютная выручка СССР от экспорта не-фш и газа составила около 170 млрд долларов. Максимум продаж нефти достигнут в 1983 — 91,1 млрд. Падение цен на уголь и нефть на мировом рынке стало важнейшей причиной финансового и бюджет- ного кризиса в середине 80-х годов. Годы позднего «развитого социа- В декабре 1978-го введена в строй первая очередь огромного Вол- годонского завода тяжелого машиностроения (Атоммаш), где начи-.. налось поточное производство различных типов ядерных реакторов для АЭС. Наряду с работами по завершению этого строительства сооружались дорогостоящие, бесперспективные и экологически небезупречные Астраханский газоконденсатный комбинат, газохимический комплекс Тенгизполимер, канал Волга—Чограй в Калмыкии. Деревне, традиционно выступавшей донором экстенсивного раз- Курс на укрупнение мелких населенных пунктов фактически оо I наруживал незаинтересованность в развитии каждой деревни из-и I высоких затрат на индивидуальное жилищное строительство, дороги, мосты, газопроводы. В результате число «неперспективных» населенных пунктов постоянно сокращалось, жизнь в отдаленных от центральных усадеб деревнях замирала. Закрывались школы, больницы, магазины, предприятия службы быта. По материалам переписей наа-ления 1959 и 1989 гг., численность сельского населения в стране со кратилась на 10%, в Нечерноземье — на 42. Возникла и обнаружил,! тенденцию к росту особая категория сельских поселений, не имею щих трудоспособного населения. В брошенных деревнях оставались к основном старики и старухи. Политику ликвидации мелких дереве и ii писатель Василий Белов с полным основанием охарактеризовал k;ik «преступление против крестьянства». В результате преобразований к концу 1985 г. в стране насчитывалось 26,2 тыс. колхозов и 22,7 тыс. совхозов. В них было занято соответственно 12,7 и 12 млн человек, производились примерно равные объемы продукции сельского хозяйства (на 73,9 и 75,2 млрд руб.). Поиски выхода из кризиса деревни, предпринятые в конце 70-х I одов, во многом лежали в традиционном русле. М. С. Горбачев, ставший в 1978 г. новым секретарем ЦК по сельскому хозяйству, возгла-иил разработку очередного проекта оздоровления аграрной сферы. Проект получил название «Продовольственная программа СССР на период до 1990 г.». Документ был одобрен постановлением пленума ЦК КПСС 22 мая 1982 г. Суть программы состояла в комплексном использовании всего арсенала административно-бюрократических мер дли решения продовольственной проблемы в стране к 1990 г. В основе программы лежала идея агропромышленной интеграции — установления производственных связей между колхозами, совхозами, предприятиями пищевой промышленности, торговыми, строительными и транспортными организациями. Все производство продуктов замыкалось в единый государственный агропромышленный комплекс (ЛПК, Агропром). На региональном уровне в АПК объединялись все предприятия, связанные с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, с производством удобрений, сельхозтехники и пр. Создавались соответствующие структуры агропромышленных обьединений (АПО). Высшей инстанцией стал Госагропром СССР, побравший функции пяти союзных министерств. К середине 80-х голов в агросфере экономики действовали 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий. Однако агропромышленная интеграция не принесла ожидаемого эффекта. За счет дополнительных бюджетных ассигнований в одиннадцатой пятилетке удалось преодолеть спад производства в сельском хозяйстве и даже обеспечить некоторый его рост по сравнению с цссягой. В целом же намеченных показателей достичь не удалось. Про-нуктов на «душу населения» в стране больше не становилось. Советский Союз был вынужден ввозить из-за рубежа все большее количество про-щнюльствия. В 1976—1980 гг. импорт составлял 9,9% от уровня сельско-цпшйственного производства страны; в 1980 — 18,1; в 1981 — 28,4. В целях ускорения развития сельского хозяйства в южных районах с i раны в начале 80-х годов в СССР разработаны проекты переброски чисти стока северных рек на юг: сибирских — в Среднюю Азию, европейских — в Каспий через Волгу. Эти проекты широко обсуждались в Правительстве, находя определенную поддержку в южных регионах 14 раны. Благодаря резкой критике общественности, прежде всего русских писателей (В. Белов, Ю. Бондарев, В. Распутин, С. Залыгин) и ученых (академики Д. Лихачев, Б. Рыбаков, В. Янин), осуществление лого экологически опасного проекта в 1986 г. было отложено, к нему itc возвращались до конца столетия. Ситуацию в экономике сельского хозяйства и стране в целом характеризует пример, приведенный в книге Н. П. Федоренко (2001). Ко второй половине 80-х годов СССР вышел на самые передовые позиции в мире по производству низкокачественной техники. Отставая от США по производству зерна в 1,4 раза, он опережал их по выпуску тракторов в 6,4; по зерноуборочным комбайнам — в 16 раз. Чтобы произвести столько зерноуборочных комбайнов, сколько их стояло в наших хозяйствах на ремонте в 1987 г., американской промышленности пришлось бы работать 70 лет. Это была экономика планового абсурда, требующая немедленной и коренной перестройки. Противоречия индустриальной модернизации страны отражались и на социальной сфере. Социальная структура советского общества приобретала все более городской характер. Численность населения городов выросла с 164 млн человек в 1979 г. до 180 — в 1985, сельское население за эти годы уменьшилось с 99 до 96 млн. Численность рабочих и служащих в народном хозяйстве с 1975 до 1985 г. выросла со 102 до 118,5 млн, число колхозников сократилась с 15 до 12,5 млн человек-Горожане составляли почти две трети, в отдельных республиках и регионах — до трех четвертей населения. Однако его общий прирост происходил главным образом за счет высокой рождаемости в среднеазиатских республиках. Естественный прирост населения в 1980 г. составлял в России 0,49%, в Белоруссии, на Украине, в Литве, Эстонии, Латвии — от 0,14 до 0,61; в Казахстане, Грузии, Армении, Азербайджане, Молдавии — от 0,8 до 2; а в Узбекистане, Киргизстане, Туркменистане и Таджикистане — от 2 до 2,9%. Несмотря на официальный тезис об усилении социальной однородности общества, на деле усиливалась дифференциация в качестве и уровне жизни различных слоев населения. Доходы верхнего слоя (номенклатуры), составлявшего около 2% населения, в 20—25 раз превосходили заработки низших слоев. По официальным данным на март 1986 г., 4,8% рабочих и служащих народного хозяйства СССР зарабатывали менее 80 руб. в месяц; 32,3% - 80-140; 29,5% - 140-200; 22,7% - 200-300; 9,5% - свыше 300 руб. На рабочего в СССР в виде заработной платы приходилась все меньшая часть стоимости созданного им продукта. В 1971 г. доля зарплаты в чистой продукции про мышленности составляла 58%, а в 1985 — 36%. В середине 80-х голо и свыше 50 млн человек все еще были заняты на производстве неквалп фицированным ручным трудом. Уравнительные тенденции привели к падению престижа квали фицированного труда, сдвигали в «тень» доходы, получаемые сверх официальной зарплаты. Росла прослойка врачей, помогавших боль ным за дополнительную плату; расширялись репетиторские услуги и сфере образования; в товарный оборот включался принадлежавшим гражданам жилищный фонд. Теневая экономика была связана и счиен» уголовной деятельностью, крупными хищениями товаров и сырья. махинациями с отчетностью, изготовлением на государственных пред приятиях и последующей продажей неучтенной продукции через го- сударственную торговую сеть, с валютными операциями. По различным оценкам, к середине 80-х годов в теневой сфере экономики было шнято 15 млн человек. Ее объемы в начале 80-х годов оценивались в НО млрд рублей. В городах на долю этой экономики приходился ремонт 45% квартир, 40% автомобилей, 30% бытовой техники. На селе эта доля доходила до 80%. Страна имела бесспорные успехи в развитии образования и науки. И 1979 г. высшее и среднее (полное и неполное) образование было у К0,5% занятого населения, в 1989 — 92,1%. К началу 80-х годов около 40% городских жителей имели вузовские дипломы. В реальной жизни это означало их включение в категорию интеллигенции. Продолжался рост численности научных учреждений (в 1985 было 2607 НИИ) и научных работников (149! тыс.). На финансирование науки выделялось 5% национального дохода. Однако в начале 80-х годов становилось все более заметным отставание СССР от США в освоении космоса, в прикладных областях науки и особенно в компьютеризации. О позитивных сдвигах в развитии общества свидетельствовали многократный рост расходов на культуру; увеличение тиражей книг, периодических изданий; укрепление материальной базы СМИ. В 70-е юлы страна вступила в эпоху «телевизионной культуры». Однако в целом доля государственных средств, выделяемых на социальные и образовательные нужды в условиях позднего «развитого социализма», сокращалась. При Брежневе доля на просвещение в государственном Люлжете была меньше, чем даже перед войной. Это происходило на фоне роста расходов на содержание бюрократических и управленческих структур. 60—80-е годы были временем существенного повышения благосостояния народа. Съезды партии требовали усилить внимание к производству товаров потребления и обеспечить коренные сдвиги в качестве и количестве товаров и услуг для населения. Осуществлялся курс ми повышение денежных доходов населения, увеличивалась гарантированная заработная плата колхозников, оклады низкооплачиваемых слоев населения подтягивались к оплате среднеоплачиваемых. Эта тенденция приводила к тому, что нередко ущемленными в оплате труда октывались специалисты высокой квалификации. Уровни оплаты труда инженерно-технических работников и рабочих неоправданно сближались; в машиностроении и строительстве инженеры получали меньше, чем рабочие-сдельщики. Если в конце 50-х годов инженерно-технические работники в целом получали на 70% больше, чем рабочие, го к середине 80-х годов разрыв составил лишь 10%, что снижало престиж инженерной профессии и не способствовало развитию научно-технического прогресса. Реальные доходы в расчете на душу населения за 1965—1975 гг. шросли на 46%, в 1976-1980 - еще на 18%, в 1981-1985 — на 10%. На протяжении 70-х годов в стране ежегодно вводилось более 100 млн кв. м жилья, что позволило улучшить жилищные условия более чем 107 млн человек; в одиннадцатой пятилетке новое жилье получили еще 50 млн человек. В 1976—1980 гг. построеножилых домов площадью 527,3 млн кв. м, в 1981 — 1985 — 552,2 млн. Городской жилищный фонд увеличился с 1867 млн кв. м в 1975 г. до 2561 млн в 1985. Советские люди пользовались бесплатным образованием, медицинским обслуживанием, государство несло большие расходы на содержание жилищного фонда. Выплаты и льготы, полученные населением из общественных фондов потребления, в 1979 г. составляли 4,9 млрд рублей, а в 1985 — 9,3 млрд. К концу 70-х годов возрастало или было стабильным потребление непродовольственных товаров и обеспечение товарами длительного пользования. В начале 80-х происходили благоприятные сдвиги в структуре питания населения: увеличилось потребление мяса, овощей, фруктов, ягод; сокращалось потребление хлебопродуктов, картофеля. Производство основных продуктов питания в килокалориях надушу населения составило в СССР в 1976-1980 гг. почти 3,5 млн килокалорий (наивысший показатель за всю историю России). В целом во второй половине 60-х — первой половине 80-х годов в СССР поддерживалось благосостояние на уровне среднеразвитых стран, а по ряду показателей даже выше. С начала 70-х годов страна пошла по пути массовой автомобилизации населения. Несмотря на то что она не шла ни в какое сравнение с зарубежными аналогами, ее последствия были значительными. Семейный автомобиль ломал многие стереотипы «советской цивилизации» способствовал индивидуализации повседневной жизни, досуга. С времени хрущевских «Новых Черемушек» жизненным ориентиро советского человека становятся отдельная квартира для семьи, в про тивовес коммуналкам, и все расширяющееся приобретение бытовьг товаров длительного пользования: холодильников, стиральных машин-радио- и видеоаппаратуры, мебели. В 1970 г. 32 из каждых 100 семей имели телевизоры, в 1980 их числ удвоилось, а в 1985 г. достигло 90. Достаточно образованное советское общество, прежде всего инженеры, врачи, учителя, работники iki уки, литературы, искусства, получали все больше информации иг только о своей стране, но и о реальной жизни за рубежом. И :>\,\ возможность сравнения была зачастую не в пользу «благоденствия» при «развитом социализме». При дефиците очень многих товарои и услуг в СССР радио, телевидение, видеопродукция, появившиеся и стране товары западного производства создавали впечатление, 4i<> общество «эксплуатации человека человеком» и «загнивающего капи тализма» вовсе не знает, что такое дефицит. Неблагоприятные тенденции общественного развития, скептичен кое отношение населения к официальной пропаганде стали причи ной нараставшего отчуждения масс от творцов политики, усилении оппозиционных настроений в обществе. Постоянно давало о себе знать недовольство национальной политикой. Выступления на почве межнациональных отношений происходили почти во всех регионах стра-П1.1 — Казахстане и Средней Азии, Прибалтике и Закавказье, автономиях России. Главными врагами власти считали диссидентов. Осложнение внешнеполитических условий развития СССР. Прямолинейность «геронтократов» в осуществлении консервативного курса но внешней политике стала одной из причин нового обострения международной напряженности. Соглашение СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), которым устанавливалась предельная численность у сторон стратегических бом-Пирдировщиков и разделяющихся боеголовок, действовало с ноября 11)74 г. Однако оно не приобрело юридической силы из-за отказа США учитывать предельно допустимые уровни по новым видам вооружений. 18 июня 1979 г. во время встречи Л. И. Брежнева и президента Д. Картера в Вене договор ОСВ-2 был все-таки подписан. Он ограничивал у сторон на период до 1985-го количество ядерных вооружений tircx видов числом 2400. Однако американский конгресс договор не р.пифицировал, и администрация США до 1986 г. выполняла его условия «добровольно». В 1978 г. США развернули кампанию по размещению в Западной 1 иропе нейтронных боеприпасов. Идея массовых убийств при сохранении материальных ценностей вызвала возмущение европейской общественности. 7 апреля 1978 г. нейтронный проект был приостановлен. Но уже 12 декабря 1979-го.на сессии НАТО принято решение о ризмещении в Западной Европе крылатых ядерных ракет среднего радиуса действия (Першинг II) и крылатых ракет «Томагавк», способных достигать территории Советского Союза за считанные минуты. Администрация нового президента США Р. Рейгана (1981-1988) оказалась совсем не расположенной к поискам компромиссов с «коммунистами». В июне 1982-го, предпринимая новое пропагандистское наступление против СССР, Рейган провозгласил «всемирную демократическую революцию», которая «сметет марксистско-ленинские режимы на свалку истории, как это уже случилось с другими тирани-ими, подавляющими свободу народов и их право на самовыражение». Н ноябре 1982 г. вышла директива Рейгана по защите национальной or (опасности, провозглашавшая, что цель политики США — подрыв сырьевого комплекса СССР. Другая директива, от января 1983, предусматривала дополнительное финансирование оппозиционного движения в странах Восточного блока в размере 108 млн долларов. По i нивам одного из ее авторов Р. Пайпса, она четко формулировала, что имериканской целью является «не сосуществование с СССР, а изменение советской системы». В 1983-1984 гг. новые ракеты были размещены на территории ФРГ, Иеникобритании, Италии. В свою очередь, Советский Союз, по согла- сованию с правительствами ЧССР и ГДР, разместил в этих странах в 1984 г. вместо устаревших ядерных ракет РСД-4 и РСД-5 новые ракеты среднего радиуса действия РСД-20 (на Западе их называли «СС-20»). Таким образом, европейская разрядка была сломана, гонка вооружений ускорилась, мир снова стал приближаться к опасной черте. Гонка ложилась тяжелым бременем на советскую экономику, усугубляя негативные тенденции ее развития. Темпы гонки оказались для, СССР непосильными. С конца 70-х годов он начал постепенно отста- j вать от США по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось с появлением у американцев крылатых ракет и стало еще более очевидно после обнародования в марте 1983 г., в нарушение Договора по ПРО 1972 г., программы стратегической оборонной инициативы (СОИ). Другим «источником разорения» СССР становилась помощь развивающимся странам. В конце 70-х годов он был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами, почти половину из них составляли развивающиеся. Стремясь к расширению своего влияния, Советский Союз направлял для работы в страны «третьего мира» военных и гражданских специалистов, выделял огромные льготные долговременные кредиты, осуществлял поставки дешевого вооружения и сырья. Если в 1955-1968 гг. поставки оружия «братским режимам» составляли сумму в 4,5 млрд долларов; а в 1966—1975 — 9,2; то в 1978-1982 гг. они измерялись уже суммой в 35,4 млрд. СССР нес большие затраты на обучение многочисленных иностранных студентов и аспирантов. Однако эффективность помощи оказалась незначительной, кредиты по большей части не возвращались. В конце 70-х — начале 80-х годов возросли противоречия в отношениях Советского Союза с его союзниками по Организации Варшавского Договора. В государствах Восточной Европы усилилось стрем- ление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоя- тельности в проведении внутренней и внешней политики. Особенно острым стал социально-экономический и политический кризис, раз- разившийся в конце 70-х годов в Польше. Расширение экономическойпомощи, советы первому секретарю ЦК ПОРП С. Кане и другим польским руководителям успеха не имели. Кризис разрастался. В 1980 г, рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных анти- правительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Правительство было вынуждено пойти на ус- тупки. На встрече с руководством нашей страны в апреле 1981 г. С. Каня признал, что «контрреволюция сильнее власти». Однако «братская помощь Польше по чехословацкому варианту исключалась, «герои тократы» страшились возникновения «второго Афганистана». Они соблегчением встретили отставку С. Кани и избрание первым секрет рем ЦК ПОРП генерала В. Ярузельского, который ввел 13 декабря военное положение в стране. Л. И. Брежнев заверил лидера Польши. что он может рассчитывать «на нашу твердую политическую и мп ральную поддержку... посильную экономическую помощь». СССР поддерживал Ярузельского суммами в 3—4 млрд долларов в год, в середине 80-х годов эти расходы уменьшились до L—2 млрд. «Солидарность» была запрещена, антиправительственные силы ушли в подполье, однако кризис преодолеть не удалось, В 1989 г. лидеры профсоюза пришли к власти. Поражение социализма в Польше стало началом распада социалистической системы в Европе. Кризис социалистической системы проявился и в военном столкновении 1979 г. между Китаем и Вьетнамом, в котором Советский Союз поддерживал Вьетнам. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономических реформ, основанных на принципах нэпа. Советские руководители не сумели извлечь пользы из этого опыта, расценив реформы как начало реставрации капитализма в Китае. Ослабление, неудачи СССР во внешней политике и особенно участие в афганской войне стали причинами падения его авторитета и растущей изоляции на международной арене. Ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ, созданный по инициативе США в 1949) ввел ишрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. Следствием широкой антисоветской кампании, развернутой ни Западе, стал и отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом в 1979 г. договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2), бойкот XXII Олимпийских игр в Москве и ответный бойкот соцстранами XXIII Олимпиады 1984 г. в США. (Бойкот осуществлен по инициативе ЧССР в знак протеста против размещения американских ракет в Европе и военного присутствия в Никарагуа.) Антисоветская кампания особенно усилилась в спичи со сбитым в ночь на 1 сентября 1983 г. над Сахалином южноко-рс11ским «Боингом», принятым за американский самолет-разведчик, и гибелью 269 пассажиров самолета. Тон кампании задал президент США Р. Рейган, который назвал Советский Союз «империей зла» и опьянил о начале работ над программой СОИ, называвшейся также Программой «звездных войн». Призывы к разрушению советской «империи» в США с особенно!) силой звучали ежегодно в течение третьей недели июля, отмеча-мой как Неделя порабощенных Советским Союзом наций. Резолюции о них принята конгрессом США в июле 1959 г. В ней утвержда-iuk ь, что «с {9 IS г. империалистическая агрессивная политика русского коммунизма привела к созданию обширной империи, которая пред-сишлнет зловещую угрозу для безопасности Соединенных Штатов и invx свободных народов мира». Резолюция требовала освобождения и но шращения независимости целому ряду стран и народов, в том чис-ис Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эс-пшии, Белоруссии, Румынии, Восточной Германии, Болгарии, кон- тинентального Китая, Армении, Азербайджана, Грузии, Северной Кореи, Албании, Идель-Урала, Тибета, Козакии, Туркестана, Северного Вьетнама и др. Решено было ежегодно отмечать в США третью неделю июля как неделю порабощенных наций до тех пор, пока «не будет достигнута свобода и независимость для всех плененных наций мира». Неправомерность отождествления СССР с империей противоречит данным исторической науки. Хорошо известно, что системообразующим признаком империи является наличие метрополии и колоний — военно-политической системы, ставящей угнетенные народы колоний в зависимое положение от привилегированной нации метрополии. Так было в Римской, Оттоманской, Австро-Венгерской, Британской, Французской и других колониальных империях. Русская нация, несшая в советское время основную тяжесть бремени «братской помощи» другим народам, ничего общего с имперскими нациями не имела. В этом смысле Советский Союз был, скорее, антиимперией. Жесткая централизация управления государством и экономикой, репрессии в отношении ряда народов, имевшая место нетерпимость к «национализму» были проявлениями не имперского, а диктаторского характера Советского государства. Диктатура пролетариата и партии представлялась здесь исторически не оправдавшей себя «демократией высшего типа». Афганская война. Особенно негативным по последствиям оказалось решение Политбюро об оказании помощи революционному движению в Афганистане, на практике — лидерам Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), пришедшей к власти в стране врезультате «апрельской революции» 1978 г. и заявившей о своей приверженности марксизму и социализму. Увидев в Афганистане «вторую Монголию», перепрыгивающую из феодализма в социализм, руководители СССР решили не упускать возможности расширения социалистического содружества. Помощь оказывалась правительству Нура Мухаммеда Тараки, с сентября 1979 — правительству Хафизуллы Амина, свергшего Тараки. По его просьбе 25 декабря советские войска вошли в Афганистан. 27 декабря с помощью советского «спецназа» в Кабуле был совершен переворот, к власти пришел очередной лидер НДПА Бабрак Кармаль. На стороне последнего советские войска были втянуты в гражданскую войну. После ввода советских войск в Афганистан США объявили торговые санкции против СССР, а страны НАТО — бойкот предстоящих Олимпийских игр в Москве в 1980 г. «Интернациональная помощь» афганскому народу растянулась на 10 лет и обернулась для СССР ежегодными расходами в 3-4 млрд долларов сверх 14,5 тыс. погибших советских солдат. Через Афганистан за эти годы прошло 620 тыс. советских военнослужащих; 35 тыс. из них вернулись оттуда ранеными, более 100 тыс. — больными гепатитом. Вывод советских войск в феврале 1989 г. не остановил гражданской нойны в Афганистане. После распада СССР создалась угроза ее распространения на территорию Таджикистана и других государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. Осложнение внешнеполитических условий развития, неблагоприятная конъюнктура для СССР, складывавшаяся на мировом экономическом рынке, ускорили нарастание кризисных явлений в стране. $ 3. Культура, официальная идеология, инакомыслие Противоречия общественной жизни и культуры. В условиях научно-технического прогресса в СССР особое значение придавалось народному образованию и всей системе подготовки квалифицированных кадров. В 70-х годах осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию; каждый год в стране открывалось до десятка новых ву-кш; численность обучающихся в них к 1977 г. достигла почти 5 млн человек. По количеству специалистов, имеющих высшее образование, паша страна была на одном из ведущих мест в мире. Советские ученые ни шмали передовые позиции по многим направлениям математики, фишки, естествознания. СССР произвел множество запусков пило-шруемых космических кораблей, для изучения Луны и космического пространства в 1959—1976 гг. осуществлено 24 полета автоматических межпланетных станций, в 1970 г. на Луну была доставлена первая в мире автоматическая лунная станция — «Луноход-1». В то же время в области гуманитарных наук ощущался жесткий идеологический прессинг, приведший к застою общественной мысли. Консервативный политический курс, утверждавшийся в стране после октября 1964 г., сопровождался свертыванием демократических начинаний Хрущева. Первоначально это объяснялось необходимостью порьбы с волюнтаризмом и субъективизмом Хрущева, затем — тезисом об обострении идеологической борьбы между социалистической и капиталистической системами, необходимостью борьбы с «агентами вли-миия» Запада. Культурная политика брежневского руководства возводили и принцип борьбу с «очернительством» и «лакировкой» действительности в художественных произведениях, с «фальсификацией истории», иод которой понималась и огульная критика сталинизма.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |