КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования стандарта ИСО 9001 1 страница
Текст российского стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 – 2008 [9] является аутентичным (т. е. подлинным, исходящим из первоисточника) переводом международного стандарта ISO 9001:2008, и содержит требования к системе менеджмента организации, т. е. только то, «что» организация должна выполнять применительно к системе менеджмента качества. В стандарте намеренно отсутствуют любые советы или рекомендации о том, «как» можно выполнить те или иные требования. Это сделано по следующим причинам: • стандарт предназначен для любых организаций; • стандарт не предполагает единообразия разрабатываемых систем менеджмента качества; • ответственность за качество продукции и услуги полностью лежит на организации. Далее в учебном пособии текст требований международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 – 2008 заключен в рамки, после которых следуют комментарии и примеры реализации этих требований. В предисловии к стандарту приводится информация о Международной организации по стандартизации (ISO), которая является Всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO), осуществляющая в рамках технических комитетов разработку международных стандартов. В частности, в предисловии указывается, что Международный стандарт ISO 9001 разработан Техническим комитетом ISO/TC 176, Менеджмент качества и обеспечение качества, Подкомитетом SC 2, Системы качества.
Комментарий. Нередко персонал организации, приступая к внедрению СМК на основе требований данного стандарта и не имея еще достаточного навыка интерпретации этих требований, ошибочно предполагает, что стандарт изменяет существующие национальные или отраслевые требования к производимой этими организациями продукции или предоставляемым услугам. Поэтому уже с первых строк стандарта дается разъяснение на этот счет: «Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем международном стандарте, дополняют требования к продукции».
Комментарий. Концептуальной основой стандарта является модель, приведенная на рис. 5.2 и именуемая в стандарте моделью системы менеджмента качества. Эта модель базируется на процессном подходе [3], поэтому на рисунке изображены процессы, создающие продукцию или услуги для потребителя. Рисунок отражает концептуальную идею модели СМК, которая заключается в том, что «настройка» системы осуществляется на требования потребителя, а обратная связь, позволяющая понять, хорошо ли «настроена» система, реализуется путем измерения удовлетворенности потребителя.
Комментарий. Главное в содержании этого пункта стандарта – указание на единство структуры стандартов ИСО 9001 и ИСО 9004 [24], что упрощает их совместное применение. Как заявлено в области применения стандарта ИСО 9004, он «представляет собой руководство с точки зрения менеджмента качества для организаций по поддержанию устойчивого успеха». Этот стандарт можно рассматривать, как рекомендации при реализации требований стандарта ИСО 9001.
Комментарий. Если организация намерена создать систему менеджмента, охватывающую помимо качества иные аспекты деятельности, такие, как охрана здоровья, окружающей среды и безопасности, то данная редакция стандарта предоставляет возможность ее согласования со стандартами ИСО 14001 [25].
Комментарий. Организация может исключить некоторые требования стандарта ИСО 9001, но только те из них, которые относятся к седьмому разделу. Такая возможность связана с применением требований к конкретному виду поставляемой организацией продукции и/или услугам при условии, что исключение не повлияет на качество продукции и/или услуг. Необходимо согласовать с органом по сертификации предполагаемые исключения путем доказательства того, что эти исключения «не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать продукцией, отвечающей требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным требованиям». Недопустимо исключать требования седьмого раздела как не относящиеся к организации только потому, что у организации нет желания их выполнять. Тот факт, что какое-либо требование ранее не выполнялось организацией, вовсе не означает, что данное требование не относится к деятельности этой организации. Чтобы избежать ошибок при принятии решения об исключении того или иного требования, можно задать следующие вопросы: • Что является основой данного требования? • Какие могут возникнуть проблемы, если исключить данное требование? • Почему выполнение данного требования повышает удовлетворенность потребителя? Например, если организация не использует при производстве продукции или предоставлении услуги собственность потребителя (п. 7.5.4 стандарта), то ей не нужны процедуры, связанные с управлением принадлежащими потребителю продукцией, компьютерными программами или сырьем, а также иметь процедуры об извещении потребителя об утрате или о повреждении его собственности. Организация должна привести в своем Руководстве по качеству (п. 4.2.2 стандарта) информацию обо всех исключениях требований стандарта, а также обосновать эти исключения перед органом по сертификации.
Комментарий. Раздел «Нормативные ссылки» традиционно включен во все стандарты ИСО с целью информирования пользователей стандарта о нормативной ссылочной базе рассматриваемого стандарта. Ссылка на стандарт ИСО 9000 позволяет применять стандарты ИСО 9001 и ИСО 9004 в едином терминологическом пространстве всеми их пользователями.
Комментарий. Поскольку существует организации, предоставляющие услуги, в стандарте разъясняется, что термин «продукция» одновременно применяется так же и к услугам, при этом термин «продукция» применим как к единичной продукции, так и к множественным товарам (услугам).
Комментарий. В этом разделе стандарта устанавливается две фундаментальные основы модели системы менеджмента качества: • документированность системы; • система менеджмента качества является совокупностью взаимодействующих процессов, создающих ценность для потребителя. Все предыдущие разделы данного учебного пособия фактически являются комментарием к реализации требований стандарта п. 4.1. В самом же п. 4.1 стандарта перечисляются в общем виде требования, связанные с внедрением системы менеджмента качества, которые детально разбираются в остальных разделах и пунктах стандарта. При передаче выполнения любых процессов субподрядчику организация должна решить, каким образом она будет поддерживать эти процессы в управляемых условиях. Тот факт, что в производство организации включены субподрядные процессы, не освобождает ее от ответственности перед потребителем за выполнение требований к продукции или услуге. Например, в автомобильной промышленности субподрядчики непосредственно включены в производственную цепочку сбора автомобилей путем совокупности стандартов и руководств, применяемых в автомобильной отрасли.
Комментарий. Основными целями документации, независимо от того, действует ли в организации формализованная система менеджмента качества или нет, являются: • Передача информации и коммуникация. Тип и объем документации зависит от вида продукции, выпускаемой организацией и ее процессов, степени формализации коммуникационных систем и уровня коммуникационного опыта в организации, а также организационной культуры. • Подтверждение соответствия. Предоставление подтверждения того, что то, что было запланировано, фактически выполнено. • Обмен знаниями. Передача и сохранение опыта организации. Типичным примером является техническая спецификация, которая может быть использована в качестве основы проекта и разработки новой продукции. Термин «документ» (ИСО 9000, п. 3.7.2)применяется в стандарте для обозначения информации и поддерживающих ее носителей (в частности, документы на бумажных носителях, компьютерные устройства памяти, видео- и аудиокассеты, графические формы представления). «Информация» в соответствии состандартом ИСО 9000:2008 [8] п. 3.7.1 – «Значимые данные», т. е. это те данные, которые требуются организации для выполнения действий в рамках системы менеджмента качества. Отдельно в стандарте ИСО 9001 (п. 4.2.1, с) выделена группа документов, состоящая из шести процедур (процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса): • процедура «Управление документацией» (п. 4.2.3); • процедура «Управление записями» (п. 4.2.4) • процедура «Внутренний аудит» (п. 8.2.2); • процедура «Управление несоответствующей продукцией» (п. 8.3); • процедура «Корректирующие действия» (п. 8.5.2); • процедура «Предупреждающие действия» (п. 8.5.3). В системе менеджмента качества любой организации независимо от ее области деятельности эти процедуры необходимо разработать в соответствии с требованиями и ввести в практику. Остальная документация, которая используется при производстве продукции требуемого качества, может быть в любой форме и содержаться на любом носителе информации. Распространены следующие формы документов: • Процедуры. Применяются, как правило, если в процессе есть несколько участников, подключающихся к выполнению работ по мере выполнения процедуры; • Методики. Носят менее директивный характер, чем процедуры и часто применяются в качестве рекомендаций и руководств. • Инструкции. Как правило, это документ узкого профиля, или, как говорят, документ «одного рабочего места» или «одного исполнителя». Хорошие примеры компактных инструктивных документов можно найти в производственной системе компании Тойота [26]: 1. Нормативы. Официально утвержденные методы управления задачами (должностные инструкции, трудовые нормативы). 2. Стандарты качества. Требования к качеству продукции, основанные на производственных стандартах в соответствии с запросами потребителей и принятые в качестве внутренних стандартов для выпуска продукции и процедур контроля качества. 3. Спецификации. Технические характеристики, предъявляемые к оборудованию или деталям, поставляемым внешними поставщиками. 4. Технические стандарты. Подробные стандарты производственных методов и продукции, в которых определяются необходимые параметры: размеры, температура, ингредиенты, прочностные свойства и т. п. 5. Стандарты выполнения операций. Стандарты, применяемые при выполнении операций и процессов. Обычно изложены в справочнике по технологии выполнения стандартных процедур или в инструкциях по эксплуатации оборудования. 6. Руководства. Справочные руководства с детальным описанием технологии производства и стандартов, используемых на предприятии. Могут использоваться для обучения. 7. Циркуляры. Извещения о принятии новых стандартов или пересмотре текущих, а также информация о предварительных действиях и других аспектах, связанных с изменением стандартов. 8. Уведомления. Оповещения о чрезвычайных ситуациях, временном пересмотре стандартов или об иных действиях, связанных с разработкой стандартов. Могут также использоваться для информирования о внутренних отчетах или результатах производственных совещаний. Руководству следует решить, какой уровень детализации требуется. Он в основном определяется сложностью процессов, требуемой компетенцией персонала, а также установленными формами контроля. Излишняя детализация необязательно дает возможность более жестко контролировать те или иные действия, и, по возможности, ее следует избегать. Степень бюрократизации и число документов могут быть снижены обучением персонала. Зачастую простой ряд картинок способен передать желаемые требования более точно, чем их подробное текстовое описание. Выбор того или иного способа представления инструктивных документов целиком входит в компетенцию организации. Иными словами, каждая организация имеет право использовать любые формы документов и иметь их столько, сколько сочтет нужным, независимо от требований стандарта. Каждый процесс может быть описан с помощью комплекта документов СМК разного уровня, при этом могут использоваться следующие документы: • Стандарты на продукцию. • План управления процессом. • Технологические инструкции по изготовлению продукции. • Шесть обязательных процедур СМК. • Рабочие инструкции. • Формы для регистрации данных (например, о выполненных корректирующих действиях для приведения процесса в стабильное состояние). Существующая документация должна быть актуальной, адекватной и допускать простые ссылки на нее в Руководстве по качеству [8] организации путем указания названия документов или их кодов. К созданию инструктивных документов СМК следует привлекать способный к этому персонал организации. Данная работа не может быть выполнена одним человеком, действующим в изоляции от остальных. Чем раньше и чем больше людей будет привлечено к участию в этих работах, тем лучше и в большей степени они будут понимать свои обязанности, ощущать степень своей вовлеченности в процессы системы менеджмента качества, а значит, у них будет сильнее развито чувство ответственности.
Комментарий. Иногда Руководство по качеству образно сравнивают с путеводителем по документации СМК. Действительно, зачастую организация в силу сложности бизнеса и его процессов может иметь достаточно обширную и разнообразную документацию, структура которой, тем не менее, подчиняется определенным правилам. Именно поэтому в руководствах часто содержится разъяснение, сопровождаемое различными схемами и рисунками, как устроена СМК организации и сопутствующая ей документация. Руководство по качеству является базовым документом организации и выполняет следующие функции: • является основополагающим документом для реализации политики и целей в области качества; • демонстрирует потребителям и другим заинтересованным сторонам наличие в организации системы менеджмента качества; • создает доверие у потребителей и обеспечивает внутреннюю уверенность руководства, что все процессы организации реализуют выполнение политики и целей в области качества; • обеспечивает критерии для проведения внутренних и внешних проверок системы менеджмента качества организации; • определяет структуру и систему документации системы менеджмента качества организации; • определяет область применения системы менеджмента качества, включая наличие исключений (указываются все пункты седьмого раздела стандарта, которые не применяются в организации обоснованно). Очень часто Руководство по качеству вместо самих процедур содержит ссылки на них, что позволяет сократить его объем. Встречаются самые разнообразные формы Руководства по качеству, позволяющие реализовать требования 4.2.2, b) и 4.2.2, c). Руководство может включать: • последовательность операций производственного процесса (для очень малых предприятий численностью несколько человек); • все документированные процедуры и инструкции СМК (для малых организаций) • матрица соответствия процессов и документов, обеспечивающих протекание процессов в управляемых условиях. Такая матрица служит путеводителем для всех пользователей Руководства по качеству. Если выбрана форма Руководства по качеству, отличающаяся от структуры стандарта ИСО, то рекомендуется составить матрицу пересечений между Руководством по качеству организации и стандартом, чтобы убедиться, что не пропущен ни одно из его требований. Можно также включить в Руководство по качеству и другие дополнительные материалы. Примечание. Советы по составлению Руководства по качеству приведены в документе ИСО/ТО 10013 – 2007. Рекомендации по документированию систем менеджмента качества [27].
Комментарий. Этот пункт относится только к управлению инструктивными документами, то есть документами, в которых содержится информация о действиях, которые необходимо выполнить. В то же время существует другая группа документов, в которых хранится информация о действиях, которые уже были выполнены ранее. Такая документация в терминологии стандартов серии ИСО 9000 называется «записи», а требование к управлению записями содержится в п. 4.2.4 стандарта ИСО 9001 [9].
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |