Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования стандарта ИСО 9001 2 страница




Основное назначение документации, которая описывает СМК, – дать единые и согласованные инструкции всем сотрудникам. Однако СМК развивается и возникает необходимость в адекватном этому развитию изменении документации. Цель управления документацией состоит в обеспечении наличия нужного документа СМК в нужный момент в нужном месте. К документации СМК, в которую наряду с внутренними документами (чертежи, процедуры, инструкции, условия приемки и другие справочные материалы) входят также документы, поступающие из внешних источников. К их числу относятся законы, стандарты, классификаторы и технические условия.

Основная цель управления документацией – обеспечение того, что находящиеся в обращении документы «актуальны» и верно применяются, т. е. все необходимые для работы документы (как правило, их последние версии) имеются в наличии и доступны. Управление документацией имеет важное значение, так как персонал предприятия должен располагать всей необходимой информацией для выполнения своих обязанностей.

С быстрым развитием компьютерных сетей выполнение требований в отношении управления документацией стало относительно простым делом. Самый простой путь к организации управления документацией в соответствии с требованиями ИСО 9001 – обеспечение доступа к документации по компьютерным сетям и отказ от применения бумажных копий этих документов.

Если это будет сделано, то в компьютерной сети организации будут присутствовать именно последние версии документов. Для снижения риска применения неактуальных версий документов можно ввести правило, в соответствии с которым бумажные версии документов объявляются неконт­ролируемыми, и пользователь, желающий гарантированно иметь дело с последними версиями документов, должен обращаться к ним через сеть.

В компаниях, которые, все-таки, применяют бумажные носители, можно воспользоваться рекомендацией, приведенной в [23]: «Если применяется система документации на бумажных носителях, то для идентификации вер­сий или изменений документов лучше воспользоваться системой обозначения даты внесения последнего изменения в документы и не применять дополнительных обозначений типа “редакция 3.1”. Такой подход, даже если не удается полностью избавиться от бумажных копий документов, позволяет значительно уменьшить риск ошибок при их редактировании и упрощает систему управления документацией. Следует всегда стремиться к минимуму числа копий документов. Если каждый сотрудник имеет доступ к основным копиям документов, то от комплексного контроля документации можно отказаться. Порядок внесения контролируемых изменений в документы при этом заметно упрощается. Когда число работающих на предприятии относи­тельно невелико, то можно вести перечень лиц, у которых находится тот или иной документ. Если возникает потребность в изменениях, можно назначить одного человека, который собирает старые документы и издает новые. Соответствующие отметки об этой операции могут заноситься в журнал учета или в компьютерные отчеты».

Часто задают вопрос о степени документированности работ. Другими словами, это можно сформулировать следующим образом: «В каком случае необходимо разрабатывать инструкцию на ту или иную работу, а в каком случае не стоит этого делать?» Существует проверенное практикой правило, смысл которого следующий: «Инструкцию стоит разрабатывать в том случае, когда есть подтверждение, что отсутствие инструкции приводит к неоднозначности выполнения работ и, как следствие, отрицательно сказывается на качестве продукции или услуги». До утверждения документа необходимо подобрать метод проверки документа на его пригодность.

Еще одно требование стандарта заключается в необходимостиутверждения назначенным лицом любых изменений, вносимых в контрольный экземпляр документа. Подпись ответственного лица на документе – всего лишь один из возможных способов индикации его утверждения. Для компьютерных версий документов таким способом может быть использование паролей доступа в сочетании с указанием даты утверждения.

Отмененные или устаревшие документы по разным причинам порой остаются в обращении. Поэтому необходимо предусмотреть способ идентификации подобных документов, чтобы предотвратить их случайное применение вместо действующих редакций, а также фиксировать причины и сроки их сохранения.

 

4.2.4 Управление записями Записи, которые ведутся для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования системы менеджмента качества, должны контролироваться. Организация должна установить документированную процедуру для определения средств управления, требуемых при идентификации, хранении, защите, восстановлении, сохранении и изъятии записей. Записи должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и подлежать восстановлению.

Комментарий. Записи о качестве – это своего рода сохраняемая история по различным аспектам системы менеджмента качества, которая может помочь, например при поиске причин несоответствий продукции, или понять ошибки, допущенные при планировании целей в области качества.

В стандарте имеются ссылки на необходимость тех или иных записей о качестве. Эти ссылки легко обнаружить при чтении текста стандарта, так как в тех местах, где дается информация об очередной ссылке, в скобках указан номер пункта ИСО 9001 о «записях о качестве» – «(4.2.4)». Если провести ревизию всех ссылок, то получится следующий список записей о качестве:

• Результаты анализа СМК руководством (п. 5.6.1);

• Данные об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала, от которого зависит качество (п. 6.2.2).

• Свидетельства соответствия процессов жизненного цикла и продукции требованиям (п. 7.1);

• Результаты анализа требований, установленных к продукции или услугам (п.п. 7.2.1 и 7.2.2);

• Входные данные (требования к продукции) проектирования/разработки (п. 7.3.2);

• Результаты анализа проекта и (или) разработки и последующие действия (п. 7.3.4);

• Результаты проверки (верификации) проекта и/или разработки и последующих действий (п. 7.3.5);

• Результаты утверждения проекта (валидации) и/или разработки и последующих действий (п. 7.3.6);

• Данные об изменениях проекта (п. 7.3.7);

• Результаты оценивания поставщиков и последующие действия (п. 7.4.1);

• Результаты проверки специальных процессов по достижению запланированных результатов (валидация процессов) (п. 7.5.2);

• Записи по идентификации и прослеживаемости (п. 7.5.3);

• Потеря, повреждение или признание непригодной собственности потребителя (п. 7.5.4);

• Эталонная база поверки или калибровки в случае ее отсутствия (п. 7.6);

• Данные по поверке или калибровке средств измерений (п. 7.6);

• Подтверждение данных измерений, если средства измерения не соответствовали требованиям (п. 7.6);

• Данные внутренних аудитов (п. 8.2.2);

• Данные доказательства соответствия продукции критериям приемки и лица, ответственные за выпуск (п. 8.2.4);

• Данные о характере несоответствий и действиях, включая разрешения на отклонения (п. 8.3);

• Результаты корректирующих действий в соответствии с процедурой (п. 8.5.2);

• Результаты предупреждающих действий в соответствии с процедурой (п. 8.5.3).

Форма записей может быть любая, главное доказать, что они действительно сделаны и подтверждают соответствие установленным требованиям.

Важно «не обрастать» большим количеством бумаг, не имеющим никакого смысла, и решить, какие записи действительно необходимы для дела. Следует также установить, как долго должны храниться установленные записи, где их можно найти, и порядок уничтожения их по истечении срока хранения.

В некоторых случаях сроки хранения записей определены законодательными требованиями или техническими условиями потребителей. Это необходимо отразить в документированной процедуре управления записями.

Хранение записей может осуществляться в любых подходящих для этого формах – на бумажных или на электронных носителях. Способы хранения определяются видами носителей и должны быть такими, чтобы минимизировать риск порчи, повреждения или утраты записей.

В процедуре необходимо установить, кто имеет право доступа к записям, и минимизировать время поиска, а также получения каждого вида записей.

При использовании компьютерных способов хранения записей следует иметь в виду, что изменение и модернизация программных средств могут создавать трудности для чтения форматов записей, составленных несколько лет назад. Может оказаться необходимым сохранение и старых версий программ для обеспечения доступа к таким записям.

Архивирование отчетов, хранящихся в элект­ронном виде, также является составной частью управления отчетностью.

 

5 Ответственность руководства 5.1 Обязательства руководства Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств о принятии обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности посредством: a) доведения до сведения организации важности требований потребителей, а также b) законодательных и нормативных требований; c) разработки политики в области качества; d) обеспечения разработки целей в области качества; e) проведения анализа со стороны руководства; f) обеспечения необходимыми ресурсами.

Комментарий.Высшее руководство” в соответствии состандартом ИСО 9000:2008 [8] п. 3.2.7 «это лицо или группа лиц, осуществляющее руководство и управление организацией (п. 3.3.1) на высшем уровне».

Структура модели СМК ИСО 9001 предполагает воздействие высшего руководства на процессы путем менеджмента ресурсов, которые у любой компании всегда имеют ограничения. Именно поэтому стратегически важно не ошибиться в выборе основных направлений развития в области качества и удовлетворении требований потребителей, от которых зависит благополучие компании. Из текста требований однозначно следует, что разрабатывать политику должно непосредственно высшее руководство, и не следует перепоручать это на нижние уровни менеджмента. Ошибки в выборе направлений политики в области качества приведут к неоправданным потерям ресурсов, которые и так ограничены. Вот почему модель ИСО 9001 однозначно указывает на эту область ответственности высшего руководства.

 

 

5.2 Ориентация на потребителя Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности (см. 7.2.1 и 8.2.1).

Комментарий. Очень часто компании измеряют удовлетворенность потребителя на основе четырех- или пятибалльной шкалы: «очень удовлетворен», «удовлетворен», «не удовлетворен», «очень не удовлетворен», а затем удовлетворенность выражают величиной процента оценок «очень удовлетворен» и «удовлетворен». К сожалению, это ведет к довольно грубому измерению. Большинство компаний получают 75-85%. Даже плохо работающие организации легко могут набрать от 60% и выше. Точность подобных измерений, определяемая статистической погрешностью, составляют единицы процентов. Однако компании прилагают усилия для повышения удовлетворенности и считают задачу выполненной, если удовлетворенность возросла на один или два процента. Нетрудно видеть, что в рассматриваемой ситуации ресурсы, брошенные на повышение удовлетворенности, пропали зря. Способность точно и адекватно измерять удовлетворенность потребителей на сегодняшний день является сложной технической задачей, в арсенале которой находятся многие специальные методы, а также методы статистического анализа. В ответственность руководства входит обучение персонала этим сложным методам и выделение ресурсов для проведения измерения удовлетворенности.

Изучение удовлетворенности потребителя может быть связано не только с опросами. Стоит также обратить внимание на данные, полученные от альтернативных видов связи производителя с потребителем. (Например, информация от торговых работников и данные о продажах, жалобах [28] и благоприятных отзывах, возвратах, отказах и т. п., о проведении обслуживания или текущего ремонта и о заявках на гарантийный ремонт). Эти данные необязательно должны быть обширными, тем не менее при правильном использовании они могут способствовать построению целостной картины обратной связи с потребителем. Вне зависимости от того, кто в организации реально взаимодействует с потре­бителями, именно высшее руководство отвечает за то, чтобы их требования были правильно по­няты, а организация была способна их выпол­нить. Ссылки на п.п. 7.2.1 и 8.2.1 стандарта указывают на то, что необходимо сделать для решения этих задач.

Необходимо точно знать, что именно имеет значение для организации и для ее потребителей, а также необходимо учитывать требования законов и регулирующих органов, имеющих отношение к поставляемым организацией продукции или услугам [см. 7.2.1, с)].

 

5.3 Политика в области качества Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества: a) соответствовала целям организации; b) включала обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества; c) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества; d) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему; e) анализировалась на постоянную пригодность.

Комментарий. О ключевом значении Политики и целей в области качества можно узнать уже в «Основных положениях систем менеджмента качества», которые приводятся в терминологическом стандарте ISO 9000. В частности, в п. 2.3, в котором раскрывается последовательность создания системы менеджмента качества, говорится:

«Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:

а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

б) разработку политики и целей организации в области качества;

в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

г) установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

е) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

и) разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Такой подход также применяется и для поддержания в рабочем состоянии и улучшения имеющейся системы менеджмента качества.

Организация, принимающая указанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации».

Таким образом, отсутствие политики и целей в области качества в организации становится препятствием для разработки системы качества.

В стандарте ISO 9001 определяются требованиям к политике в области качества (ISO 9001, п.п. 5.1, б) и 5.3). Политика (ISO 9000, п. 3.2.4 – общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством) должна:

• соответствовать стратегическим целям предприятия;

• включать требования по постоянному улучшению деятельности;

• постоянно анализироваться на пригодность;

• быть доведена до сведения всего персонала.

На основе разработанной политики по каждому положению формируются цели в области качества (ISO 9001, п. п. 5.3, в) и 5.4.1). По сути, цели (ISO 9000, п. 3.2.5 – то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества) – это вехи, установленные по направлениям развития, которые определены положениями политики ОУ.

Невозможно управлять какой-либо деятельностью, а тем более достигать установленных целей, если не определены критерии движения в направлении целей и не ведется измерение и анализ приближения к ним.

Для возможности суждения об управляемости процессов и их улучшениях (т. е. достигнута или нет цель в области качества процессов) в стандарте говорится о необходимости разработки критериев (ISO 9001 п. 4.1, в), наблюдение за которыми позволит принимать решения о мерах для достижения запланированных результатов (ISO 9001 п. 4.1, е). Именно в этом контексте и следует понимать результативность СК ОУ. В частности, под результативностью можно понимать достижение стабильности процессов.

Одна из самых сложных задач для руководства компании – сделать политику понятной для персонала. Красивые фразы о «пользе качества», как правило, не решают эту проблему ясности политики, а только лишают руководство одного из самых мощных инструментов менеджмента. Действительно, политика – это компактно и эмоционально сформулированные проблемы компании, которые нужно решить в течение ограниченных интервала времени и ресурсов. Например, компания декларирует положение политики: «Мы добьемся гарантии качества процесса поставок». За этой фразой стоит техническая проблема нестабильности (наличие неслучайных вариаций) реализации сроков процесса поставки. Взятие высшим руководством на себя ответственности за эту проблему предполагает выделение ресурсов на обучение персонала методам управления вариацией, а также на решение этой проблемы в течение запланированного интервала времени. Все сотрудники организации должны понимать принятую политику в области качества; знать, как она влияет на их существование, и какова роль каждого из них в системе менеджмента качества. Высшее руководство должно решить, каким об­разом этого следует добиваться.

Политику в области качества нужно периодичес­ки анализировать с точки зрения соответствия текущего со­стояния организации. Данный анализ должен про­водиться в рамках анализа со стороны руководства, что предусмотрено п. 5.6 стандарта.

 

5.4 Планирование 5.4.1 Цели в области качества Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции [см. 7.1 a)], были установлены в соответствующих подразделениях организации и на соответствующих ее уровнях. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласоваться с политикой в области качества.

Комментарий. В отношении целей в области качества требование об участии руководства в их разработке звучит уже менее жестко, чем в отношении политики и здесь говорится, что руководство «должно обеспечить разработку целей» (п. 5.1). Действительно, в некоторых компаниях используют японскую методику «поймай мяч» [29], которая заключается в итерационном формировании целей в области качества. В этом случае первый шаг в формировании целей делает руководство и корреспондирует проекты целей в департаменты компании. Сотрудники оценивают возможности своих процессов и сообщают руководству свои предложения по целям. И так повторяется несколько раз, пока цели не утверждаются для их реализации.

Такая практика позволяет снизить риски необоснованного распределения ресурсов для эффективного менеджмента процессов компании, который предполагает планирование, управление, обеспечение и улучшение процессов.

Подробно вопросы целеполагания в области качества, а также сопутствующие им методы измерения и анализа, рассмотрены в 4.2 данного учебного пособия.

 

5.4.2 Планирование создания и развития системы менеджмента качества Высшее руководство должно обеспечивать: • планирование создания и развития системы менеджмента качества для выполнения требований, приведенных в 4.1, а также для достижения целей в области качества;   • сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в нее изменений.

Комментарий. Планирование системы как совокупности взаимодействующих процессов, деятельность которых направлена на возможно полное удовлетворение требований потребителей, детально освещено в разд. 4 данного пособия. И в этом же разделе обсуждаются вопросы, связанные с изменениями уже существующей и функционирующей системы.

Необходимость дополнительного планирования со стороны руководства может возникнуть по результатам анализа (п. 5.6.1), в ходе которого проводится анализ системы менеджмента каче­ства с целями:

• обеспечения ее соответствия современным требованиям;

• выявления любых необходимых изменений;

• выявления имеющихся возможностей для ее совершенствования.

Планирование, связанное с изменением целей подробно освещено в 4.2 – 4.5 данного учебного пособия. Результаты планирования могут иметь разнообразные формы: план качества [8], план управления процессом [27], перечень контрольных действий, схема процесса [15] или просто перечень ссылок на другие существующие документы.

 

В п. 3.7.5 стандарта ГОСТР ИСО 9000 [8] дано определение план качества: «документ (3.7.2), определяющий, какие процедуры (3.4.5) и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту (3.4.3), продукции (3.4.2), процессу (3.4.1) или контракту. ПРИМЕЧАНИЕ 1. Обычно это те процедуры, в которых есть ссылки на процессы менеджмента качества и процессы жизненного цикла продукции. ПРИМЕЧАНИЕ 2. План качества часто содержит ссылки на разделы руководства по качеству (3.7.4) или процедурные документы. ПРИМЕЧАНИЕ 3. План качества, как правило, является одним из результатов планирования качества (3.2.9)».

 

В рамках плана качества можно соста­вить перечень мероприятий, определить этапы, на которых осуществляется проверка соответ­ствия установленным требованиям и соответ­ствующие критерии, ресурсы и источни­ки их получения, а также, какие записи должны регистрироваться на каждом этапе.

Этот раздел стандарта говорит о необходимости регистрации всех изменений, вносимых в систему менед­жмента качества, и проверки их результативности после внесения этих изменений.

 

5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией 5.5.1 Ответственность и полномочия Высшее руководство должно гарантировать, что ответственность и полномочия установлены и доведены до сведения персонала организации.

Комментарий. Из текста п. 5.5.1 не следует явно выраженного требования документирования распределения ответственности и полномочий, что защищает организацию от рьяных аудиторов и сотрудников, склонных к бумаготворчеству и бюрократии. Действительно, гарантировать распределение ролей в организации можно, несомненно, с помощью должностных инструкций, а можно с помощью заданного уровня компетенции или обучения смежным специальностям. От высшего руководства требуется, чтобы оно обеспечило знание каждым исполнителем того, что от него ждут (его ответственности), чтобы оно дало возможность ему делать то, что требуется (дало полномочия), и обеспечило правильное соотношение между ответственностью и полномочиями.

Если избран путь документирования ролей, то описание ответственности и полномочий не должно быть слишком детальным или сложным. Важно, чтобы оно отражало реальное по­ложение дел в организации и допускало определенную гибкость.

Одним из способов выявления и установления ответственности и полномочий сотрудников являются описания выполняемых ими работ. Эти описания могут быть в виде перечней обязанностей, доводимых до персонала, например в форме должностных инструкций.

 

5.5.2 Представитель руководства Высшее руководство должно назначить представителя из состава руководства организации, который независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на: a) обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества; b) представление отчетов высшему руководству о функционировании системы менеджмента; c) качества и любой необходимости ее улучшения; d) содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации. ПРИМЕЧАНИЕ. В ответственность представителя руководства может быть включено поддержание связи с внешними сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества.

Комментарий. Очень часто этот раздел стандарта трактуется ошибочно в понимании ответственности и полномочий представителя руководства. Практически в 99% случаев на просьбу лектора, направленную к аудитории, продолжить следующую фразу: «представитель руководства в области качества отвечает за разработку, внедрение и поддержание в рабочем состоянии …(чего?)…» аудитория дружно и хором отвечает: «…..системы менеджмента качества».

Но достаточно внимательно прочитать п. 5.5.2, а), и становится ясно, что в область ответственности представителя руководства входят процессы СМК. И в этом заключен глубокий смысл. Ответственность за функционирование всей системы лежит на первом лице организации, так как именно он на основе адекватной и достоверной информации о СМК (п. 5.5.2, b) предоставляет ресурсы, поддерживающие жизнеспособность системы и ее направленность на потребителя.

Список дел и мероприятий, которые должен организовать в компании представитель руководства для отлаженного функционирования процессов, создающих ценность для потребителя, достаточно велик (см. 4.2 – 4.5 данного учебного пособия).

Представитель руководства отвечает также за то, чтобы все в организации,

кто связан с требованиями потребителей, знали об этих требованиях и поддерживали данную информацию в актуальном состоянии. Это не означает, что представитель руководства должен сам информировать сотрудников, но он должен знать, известна ли им эта информация.

 

5.5.3 Внутренний обмен информацией Высшее руководство должно обеспечивать установление в организации соответствующих процессов обмена информацией и коммуникации по вопросам результативности системы менеджмента качества.

Комментарий. Для результативного функционирования системы менеджмента качества важны хорошие внутрифирменные информационные каналы. Система внутренних коммуникаций должна обеспечивать для руководства и персонала компании следующие возможности:

• быстро получать информацию о состоянии внешней среды и внутренней среде компании и в соответствии с этой информацией адекватно действовать;

• строить доверительные отношения друг с другом;

• выявлять возможности развития бизнеса.

Результативность системы менеджмента качества оценивают в процессе анализа со стороны руководства (п. 5.6 стандарта).

 

5.6. Анализ со стороны руководства 5.6.1 Общие положения Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества организации с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. В анализ следует включать оценку возможностей улучшения и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества. Записи об анализе со стороны руководства должны поддерживаться в рабочем состоянии (см. 4.2.4). 5.6.2 Входные данные для анализа Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать следующую информацию: a) результаты аудитов, b) обратную связь с потребителем, c) функционирование процессов и соответствие продукции, d) статус предупреждающих и корректирующий действий, e) последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа со стороны руководства, f) изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества, и g) рекомендации по улучшению. 5.6.3 Выходные данные для анализа Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся к a) повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов, b) улучшению продукции согласно требованиям потребителей, и c) потребности в ресурсах.

Комментарий. В стандарте нет указаний на периодичность анализа, однако практика показала, что, как правило, достаточно проводить анализ один раз в год. Если планируются или внедряются изменения в систему менеджмента качества, то такой анализ следует проводить чаще.

Анализ системы менеджмента качества охватывает следующие аспекты:

• Актуальность политики в области качества в контексте ее соответствия состоянию внутренней и внешней среды компании.

• Возможности организации в достижении целей в области качества.

• Стабильность процессов СМК и способность персонала к ее поддержанию.

• Проблемы в области качества и действия по их разрешению, а также претензии потребителей.

• Результаты аудитов СМК (как внутренних, так и внешних).

• Потребность в изменениях или усовершенствованиях.

• Состояние мероприятий, запланированных прежним анализом СМК.

• Потребности в обучении персонала.

• Состояние поставщика в цепи создания ценности для потребителя.

• Инфраструктура, условия труда, а также техника безопасности.

Выявляя проблемы, относящиеся к перечисленным областям, и основываясь на результатах анализа, в дальнейшем можно разрабатывать и пересматривать как стратегию организации, так и цели в области качества. Например, если проблемы решены и усовершенствования внедрены, то можно пересмотреть глубину и способы проведения внутренних аудитов. При этом следует ответить на вопрос, сохранят ли они свое значение благодаря их модификации, и, может быть, благодаря внедрению других методов проверки можно сэкономить средства, поскольку причины возникавших ранее проблем устранены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.