Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и развитие стандартов ИСО серии 9000




Европейская организация по качеству (ЕОКК).Первые шаги по созданию Европейской организации по контролю качества (ЕОКК) были предприняты в сентябре 1956 года на заседании экспертов, организованном Европейским агентством производительности труда, на котором было признано желательным создание единого европейского органа по вопросам качества. Инициативу по разработке основных положений работы такой организации взяли страны, имеющие национальные службы обеспечения качества и располагающие опытом работы в этой области, – Великобритания, Италия, Нидерланды, Франция, ФРГ.

Годом создания Европейской организации по контролю качества считается 1957 год, когда была созвана первая конференция.

В 1976 году был утвержден Устав ЕОКК, согласно которому «ЕОКК является самоуправляющей ассоциацией, не ставящей перед собой политических целей и не извлекающей в своей деятельности прибылей». Согласно Уставу «целями ЕОКК являются содействие, распространение, совершенствование, применение практических методов и теоретических принципов управления качеством с помощью всех возможных средств с тем, чтобы повысить качество и надежность продукции и услуг».

В настоящее время основополагающими документами Организации являются:

• Устав ЕОКК;

• Правила процедуры ЕОКК;

• Правила для комитетов и секций, устанавливающие приоритетные задачи и направления деятельности организации.

С 1 июля 1988 года организация переименована в Европейскую организацию по качеству.

Хотя по названию ЕОКК является региональной организацией, фактически она представляет собой международную организацию.

В ЕОКК существует четыре вида членства: полноправное, почетное, коллективное и индивидуальное. В целом всеми категориями членства в ЕОКК представлены 65 стран Европы, Азии, Америки, Африки. Статья 3.1 Устава гласит, что «полноправным членом ЕОКК от каждой европейской страны может стать лишь одна организация, представляющая с достаточной широтой национальные интересы или национальную деятельность в области обеспечения качества и надежности продукции и услуг».

Основные формы работы ЕОКК – организация ежегодных конференций, симпозиумов, семинаров, рабочих групп для изучения актуальных проблем качества и разработка руководящих документов, пособий, справочников, рекомендаций и других методических документов по вопросам качества продукции. ЕОКК не издает свои собственные стандарты и не занимается сертификацией.

Всесоюзный научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИС) Госстандарта России осуществляет научно-методическое и организационное обеспечение участия России в ЕОКК.

Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК). В современном международном торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве особо важное значение приобрели вопросы, связанные с объективностью оценки технического уровня и качества продукции, являющейся предметом экспортных поставок в другие страны.

Согласно международному определению, разработанному ИСО и МЭК, аккредитация лабораторий – официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.

Целью создания ИЛАК явилось стремление обобщить данные о действующих международных соглашениях, о взаимном признании национальных систем аккредитации испытательных лабораторий, результатов испытаний продукции и других данных о качестве продукции.

В настоящее время задачами ИЛАК являются:

• обмен информацией и опытом по системам аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества результатов испытаний;

• содействие взаимному признанию результатов испытаний, проводимых национальными аккредитованными лабораториями, путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений по признанию систем аккредитации лабораторий;

• сотрудничество с заинтересованными международными организациями по вопросам, касающимся аккредитации испытательных лабораторий.

В задачи ИЛАК входит также содействие ликвидации технических барьеров в международной торговле и создание более благоприятных условий для нее, активное сотрудничество с органами по сертификации, действующими на международном и национальном уровнях.

Для решения конкретных проблем, связанных с развитием аккредитации и в целях подготовки международных рекомендаций, ИЛАК создала рабочие органы – целевые группы, в которых участвуют специалисты разных стран. ИЛАК осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с международными организациями по стандартизации ИСО и МЭК.

В структуру ИЛАК входят следующие рабочие органы:

• Комитет по проведению конференций ИЛАК и координации ее работ;

• Комитет по прикладному применению аккредитации;

• Комитет по практике аккредитации;

• Комитет по практической работе лабораторий; Редакционный комитет ИЛАК.

 

Разработка стандартов ИСО серии 9000 проводилась Техническим комитетом ISO/ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества», который был создан по инициативе Британского института стандартов (ВSI).

Предполагалось, что правильное использование стандартов ИСО 9000 дает потребителям гарантию стабильности качества продукции за счет внедрения у поставщиков системы качества. Практика взаимоотношений поставщиков и потребителей показала, что обязательства поставщика в паспортах и формулярах готовой продукции не могут служить полной гарантией выполнения требований заказчика из-за возможных ошибок в проектировании и при изготовлении продукции, а также из-за недостатков в организации работ (плохой контроль, слабая мотивация персонала и др.).

Европа, стремящаяся к созданию Общего рынка, первой внедрила стандарты ИСО серии 9000, ввела сертификацию на соответствие этим стандартам и провозгласила их применение в качестве стратегии устранения преград свободной торговле.

Уже в 1987 году страны Евросоюза взяли на себя обязательство применять стандарты ИСО серии 9000. Сразу же после утверждения эти стандарты стали широко применяться практически на всех континентах земного шара.

Требования и рекомендации стандартов серии ИСО 9000 используются, однако, не только при создании систем качества, но и в качестве критериев оценки систем качества при сертификации и заключении контрактов, когда заказчики проверяют и оценивают возможности поставщиков обеспечить стабильность требуемого качества продукции. Поэтому после опубликования стандартов серии ИСО 9000 многие предприятия, особенно те, которые осуществляли экспортные поставки, стремились организовать работу по качеству с учетом этих стандартов.

Показателен опыт Японии, которая, принимая активное участие в работе Технического комитета ISO/ТК 176, тем не менее, не вводила стандарты ИСО серии 9000, так как считала, что японские системы качества находятся на более высоком уровне, чем системы, отраженные в стандартах ИСО серии 9000. Однако отказ от применения этих стандартов служило препятствием для Японии в торговле на рынке ЕС, и в 1991 году Япония вводит стандарты ИСО серии 9000 в качестве национальных.

Из 13 тыс. стандартов, изданных Международной организацией ИСО с момента начала ее работы в 1947 году, стандарты серии 9000 являются наиболее известными и применяемыми. Это объясняется следующими факторами:

• стандарты содержат модели менеджмента качества, проверенные опытом успешных компаний;

• стандарты являются универсальным инструментом для оценки систем менеджмента качества второй и третьей сторонами;

• стандарты непрерывно совершенствуются и развиваются.

На сегодняшний день действуют следующие версии основных стандартов серии ИСО 9000:

• ИСО 9000:2008. Системы менеджмента качества. Основы и словарь. Стандарт описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для них;

• ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. Стандарт определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

• ИСО 9004:2010. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности. Стандарт содержит рекомендации, в которых учтены как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;

• ИСО 19011: 2003. Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и охраны окружающей среды. Стандарт содержит методические указания по аудиту систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента.

Все вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.

Однако требования стандарта ИСО 9001 не являются обязательным, поэтому его применение на предприятии носит добровольный характер.

(В 1994 году ведущие автомобильные компании США «Ford», «General Motors» и «Daimler-Chrysler», так называемая большая тройка, ввели стандарт
QS 9000, который наряду с требованиями стандарта ИСО 9001 содержал ряд дополнительных требований для производителей автомобильных деталей и компонентов. Сегодня стандарт QS 9000 приведен в соответствие с версией ИСО 9001, в котором применяется процессный подход, и стандарт QS 9000 переименован в ISO/TS 16949:2002. Этот стандарт, которым руководствуются все ведущие автопроизводители мира, считается лучшей промышленной реализацией стандарта
ИСО 9001.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.