КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функционирование системы управления
На рис. 2.6 показан процесс возникновения механизма управления и обратной связи. Рис. 2.6. Единство и взаимодействие противоположностей, положительной и отрицательной сторон процесса развития
Универсальный элемент взаимодействия, присущий любым системам. Без отклонения нет информации и процесса управления, нет развития: «Само отклонение от нормы служит стимулом возвращения к норме» (Анохин). Неотъемлемый атрибут прогресса и самосовершенствования функциональных систем
Система вне среды не может быть активной, ибо только взаимодействие со средой, Возникающие при этом отклонения, противоречия создают необходимое условие активности системы, ее самодвижение в направлении самосохранения
Функциональные системы возникли под воздействием внешней среды благодаря качественному упорядочению связей: информация как отражение, как сигнал отклонения стала образовывать (в виде отрицательной обратной связи) замкнутые контуры саморегуляции – гомеостаз Механизм управления применительно к СУ организацией следует рассматривать как совокупность организационных и экономических компонентов, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы для достижения целей организации. Такой механизм должен обеспечивать в рамках системного управления выработку и реализацию эффективных целенаправленных управляющих воздействий на все многообразные условия и элементы, от которых зависят конечные результаты функционирования СУ. Все условия при этом можно классифицировать по их влиянию на элементы системы (рис. 2.7.), выделив субъективные (непосредственно связанные с деятельностью человека и зависящие от него) и объективные (связанные со сложившимися обстоятельствами в деятельности человека и практически не зависящие от него) условия. На элементы системы существенное влияние оказывают также социальные, международные и политические условия, которые в зависимости от уровня рассмотрения можно отнести не только к объективным, но и к субъективным.
Наряду с приведенными на рис. 2.7 можно выделить условия, которые связаны с предназначением и целями организации, со спецификой конструкций продукции и характером услуг, оказываемых организацией, требованиями потребителей и клиентов, отраслевой спецификой и поставщиками. При производстве продукции в механизме управления происходят исключительно сложные процессы влияния многообразных субъективных и объективных условий на функционирование элементов СУ. Тем не менее, во всех случаях должна четко прослеживаться последовательная цепочка воздействий : 1) цели СУ организацией (в том числе цели управления качеством и охраны окружающей среды, являющиеся при объективном отношении к общечеловеческим ценностям стратегическими императивами и приоритетами); 2) стратегия и обязательства организации; 3) мероприятия (воздействия) по достижению целей и выполнению обязательств; 4) условия, влияющие на элементы системы; 5) эффективно функционирующие элементы системы; 6) рациональные решения (информация, документация); 7) продукция и услуги, удовлетворяющие требования потребителей.; При этом выполнение всех принципов системного управления и учета, всех условий, влияющих на функционирование элементов СУ, — одно из необходимых требований достижения целей организации. Среди других требований, предъявляемых к СУ, необходимо отметить: • направленность на эффективное достижение целей организации; • обеспечение рационального соединения элементов в систему для достижения синергетического эффекта; • обеспечение непрерывности функционирования и развития организации; • согласованность интересов различных групп, «сил влияния» и др.
2.9. Цель системы управления
Цель чаще всего определяется как вариант удовлетворения исходной потребности, выбранный из некоторого множества альтернатив, сформулированных на основе специального знания.[Ларин А.А. Теоретические основы управления: Учебное пособие. Ч.1. Процессы, системы и средства управления. -М.: РВСН, 1998.] Потребность — категория объективная, цель — субъективная, определяемая имеющимся опытом. Результат — это мера достижения конкретной цели, т.е. мера удовлетворения потребности. Цель есть конкретное выражение потребности, сформулированное на основе имеющегося опыта и определяющее конкретное функционирование создаваемой системы. Отсюда возникает причинно-следственная цепочка (рис. 2.8): потребность – цель - функционирование (управляемой) системы - результат Причинно-следственная связь Рис. 2.8.
Удовлетворение потребности возможно альтернативными путями. Вы вор альтернативного варианта связан с оценкой возможностей, т.е. определяется не только выбором определенной и конкретной совокупности методов и средств, обеспечивающих реализацию потребности в данных условиях. Потребность — это то, что объективно связывает человека (и вообще живое) с внешней средой (миром, в том числе и социальным), некоторое (определяющее) условие обеспечения его жизнедеятельности. Существование субъектов поддерживается возникновением и удовлетворением потребностей. Рассмотрим некоторые соотношения потребности и цели в социальных образованиях. Известно, что каждый человек индивидуален и одновременно является социальным элементом, членом определенного сообщества, социальной организации. Принято считать, что требование (предписание, директива) выше стоящей организации обязательно для исполнения нижестоящей организацией и поэтому автоматически трансформируется в цель, которую необходимо реализовать. Однако это не совсем так. Рассмотрим варианты трансформации требований в цель . Требование определяет все элементы цели. В этом случае проблема выбора для социального элемента отсутствует. Требование не ограничивает условия реализации, точно определяя остальные элементы. В этом случае уже социальному элементу надо принимать решение (цель) о том, как создать условия использования предписанных средств, чтобы получить требуемый результат. Требование не ограничивает условия и методы реализации, однако точно предписывает модель результата и совокупность средств ее реализации. Свобода выбора в достижении цели расширяется, так как индивид вправе использовать имеющиеся в его распоряжении средства по своему усмотрению, лишь бы получить необходимый результат. Требование предписывает только точные параметры модели результата. Индивид имеет полную свободу выбора средств, имеющихся в его распоряжении. В этом случае предписанная модель войдет в состав совокупной цели, а остальные компоненты сформируются на основе его знания в виде принятого решения о том, как реализовать исходное требование. Требование не имеет никаких ограничений. Случай, когда требование ненесет в себе необходимости конкретных предписаний по всем компонентам цели. Рассмотрим соотношения между целью, характером деятельности и видом результата. Созерцательная деятельность (отдых, необычная обстановка и др.). Сознание может воспринимать, а может и не воспринимать какие-нибудь существующие в памяти образы. Для созерцательной деятельности характерно отсутствие целевой установки и результата. Деятельность носит характер эксперимента. Субъект действия создает некоторую «исполнительную» систему из имеющихся (известных) средств, при известных методах и условиях, однако модель результата точно не определена. Следовательно, не определен и момент фиксации результата. В этом случае говорят о постановке эксперимента и о результатах эксперимента, положительных или отрицательных. Для экспериментальной деятельности характерно наличие цели и неопределенность результата. Исследовательская деятельность — потребность познания, познавательно-практическая потребность. Для исследовательской деятельности характерно наличие цели, результаты деятельности могут быть полезны в будущем. Производственная деятельность. Субъект действия создает некоторую «исполнительную» систему при полной определенности компонентов цели, в том числе и модели результата. Цель реальных систем можно свести к трем основным видам формального их задания: 1. Требуемое конечное состояние системы; 2. Требуемый порядок смены состояний — движения системы; 3. Требуемое «направление» движения системы без фиксации конкретной конечной точки.
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |