Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогическая работа с детьми мигрантов 2 страница




На этот путь в первую очередь встают молодые девушки, оторванные от семьи, девочки из неблагополучных семей, девочки, перенесшие в детстве психосексуальную травму, после чего у них возник болезненный интерес к половым отношениям, склонные к девиантному поведению..

Поведение детей, занимающихся проституцией принципиально отличается от поведения взрослых неосознанностью поступков, получение платы в разных формах, продажей себя в любом месте по желанию партнера, принятием больших доз алкоголя и наркотиков, занятиями проституцией с вынужденными перерывами, правовым нигилизмом.

Занятия проституцией для подростков имеют очень тяжелые последствия: психологические травмы, риск заразиться ВИЧ/СПИДом, велика вероятность суицидов, угрозы, побои и издевательства, травмы, повышение виктимности, нравственный кризис, нарушение семейных связей, морально - нравственная деградация и прочее.

Занятие проституцией, в соответствии с действующим в России законодательством, является административно- и уголовно-правовым нарушением, предусматривающим соответствующую ответственность за занятие ею, за содержание притонов, за сводничество в корыстных целях, за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией.

Сдерживанию развитию детской проституции способствуют:

- на макроуровне - государственная политика, повышение жизненного уровня населения, програмы. Направленные на поддержку семьи, контроль за порнографией, введение уголовной ответственности за деятельность сутенеров, изменение общественного мнения о проституции;

- на мезоуровне - половое воспитание школьников;

- на микроуровне - развенчание проституции как красивого образа и, высоконравственное воспитание ребенка.

Наиболее эффективно проведение профилактических мероприятий, которые могут включать: повышение уровня культуры подрастающего поколения; воспитание самоуважения личности; пропаганда здорового образа жизни, доверительные беседы о последствиях занятия проституцией, организация досуга, профориентационные мероприятия и организация частичной занятости, формирование социальных норм поведения, достоверная информация о последствиях раннего начала половой жизни и ранних абортов. Социальному работнику необходимо показать реальную негативную картину жизни людей, занимающихся проституцией, развеять миф об их "красивой жизни", ссылаясь на конкретные примеры, классическую литературу и кинематографию.

В настоящее время в России созданы специализированные подразделения для контроля за проституцией и порнографией в структуре управлений внутренних дел в каждом регионе. Однако административно-правовые и уголовно-правовые санкции за деятельность, связанную с проституцией, практически не применяются.

3.8. Социально - педагогическая работа с одаренными детьми.

 

Одаренность - это высокая степень способностей, позволяющих ребенку достигнуть особых успехов в определенных областях деятельности. Согласно социологическим данным одаренные дети от общей популяции составляют20-30%. К "благополучным относятся всего лишь 5%, остальные находятся в состоянии социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников.

Различают одаренность: академическую необычайная способность к учению), художественную (музыкальную, изобразительную, сценическую), социальную (лидерскую), психомоторную (спортивные исключительные способности), творческую (проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении).

Важно разглядеть в ребенке одаренность, иначе его способности могут не развиться. Среди объективных препятствий к этому находятся: чрезмерное доверие к тестированию, стереотипные ожидания, задержки в развитии детей, неблагоприятные условия развития, особенности поведения ребенка, недостаток сведений о ребенке.

Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным относятся, например, творческие способности, разнообразие интересов, хорошая память, хорошие вербальные способности и т.д. К отрицательным - индивидуализм, различная скорость письма и мышления, проявления диктаторства, повышенная требовательность и нетерпимость и прочее. В своем поведении, обучении, внутреннем психологическом состоянии, одаренный ребенок приближается к ребенку дезадаптированному. Одаренность как вид девиаций, представляет собой отклоняющееся поведение на базе гиперспособностей. Нормальному развитию и адаптации одаренных детей мешают психологические и личностные трудности.

Неудовлетворенность отношениями, длительное подавление его важных способностей (в активности, лидировании т.п.) могут принимать в поведении формы демонстративной ассоциальности или агрессии. Можно встретить и противоположную реакцию на подавление его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир фантазий, незаинтересованность в контактах, апатичность и т.д. У многих одаренных детей не сформированы средства общения. Личностные трудности еще больше осложняются в случаях формирования у них заниженной самооценки и своих возможностей, низкого уровня притязаний, критичности к себе, неспособности реализовать свои потенциальные возможности.

Случаи, когда одаренный ребенок попадал в категорию "трудных детей" связаны, прежде всего, с неправильным отношением к нему одноклассников, учителей и родителей. В связи с необходимостью каждого завоевать свое место в жизни и возникающей на этой основе конкуренцией многие с опаской и завистью относятся к активному и успешному продвижению одаренного человека. По этой же причине одаренные дети часто сталкиваются с недоброжелательством и даже преследованиями со стороны одноклассников. Решение конфликта во многом зависит от педагога: если он высоко ценит личную инициативу и творчество учащихся, говорит о наличии и необходимости развития способностей каждого, то это заметно активизирует класс и изменяет к лучшему положение одаренного ученика.

У одаренного ребенка нередко возникают трудности с родителями, большинство которых ничего не знает о психологии своих детей. Одних родителей раздражает повышенная познавательная активность своего одаренного ребенка, его стремление все разбирать и исследовать, задавать много разнообразных вопросов, порой увлекаться одними учебными предметами в ущерб другим. Других родителей не устраивает сосредоточенность ребенка на чтении. Они его считают "книжным червем". Третьи, напротив, чрезвычайно балуют школьника, освобождая его от всяких обязанностей по дому, захваливая и превознося на незаслуженную высоту. Родителям следует помнить, что в одаренных детях больше сходства, чем различия с окружающими людьми. Поэтому надо позаботиться об общем развитии их личности и нравственном воспитании. В то же время надо уважать в ребенке индивидуальность.

Нередко одаренный ребенок попадает в категорию "трудных" школьников из-за неправильного отношения к нему педагогов. Одним педагогам способный ученик неприятен из-за его активности, которую они квалифицируют как беспардонность, зазнайство, нахальство, настырность, недисциплинированность. Другие учителя видят в стремлении одаренных учеников высказать собственное мнение, что-то доказать и уточнить проявление неуважения к авторитету и знаниям педагога, желание показать его некомпетентность. Наконец, недостаточно подготовленные учителя считают способного ученика глупым или странным, при случае с удовольствием критикуя его за "завиральные" идеи. Стереотипность ожиданий приводят к тому, что учителя часто считают, что ребенок с высоким интеллектом превышает нормы и во всех прочих отношениях. Они ожидают от такого ученика большей социальной зрелости, т.е. большей адаптированности, самоконтроля, независимости, ответственности.

При выявлении одаренных детей, необходимо способствовать созданию условий для воспитания уравновешенного интеллигентного представителя общества, который может реализовать свой потенциал, исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития. Целесообразно разработать систему последовательных социально - педагогических действий

Система должны строиться на основе индивидуальных программ работы с одаренными детьми. К мероприятиям можно отнести: консультации педагогов и родителей по поводу развития и правильного восприятия одаренности, организации отдыха, наблюдение за ребенком и отношениями со сврстниками, проведение совместно с психологом психокоррекционной работы с самим ребенком. Желательно научить ребенка правильно реагировать на удачи и неудачи, справляться с завышенными ожиданиями в отношении собственных возможностей. Актуально привести с использованием социально - педагогических и психологических средств самооценку ребенка в соответствие с его повышенными возможностями. Родителям и учителям необходимо предложить оказывать необходимую помощь и эмоциональную поддержку детям путем поощрения их деятельности, внимательного отношения к их проблемам, помогать разрешать конфликты. Взрослые должны создать условия для развития одаренности и самореализации ребенка. Родители и учителя должны поддерживать контакт друг с другом.

М. Карне сформулировал требования к учителю, работающему с одаренными детьми: быть доброжелательным и чутким; знать психологию одаренных детей; иметь опыт работы в школе, высокий уровень интеллекта, широкий круг интересов и умений, живой и активный характер, чувство юмора (без сарказма) творческое мышление, хорошее здоровье и жизнестойкость, пройти специальную подготовку по работе с такими детьми.

М. Карне, С.Линнемайер, Ц. Дентон-Айд рекомендуют учителям следующие общие способы стимуляции творческой активности: обеспечение доброжелательности; обогащение окружающей среды новыми предметами-стимулами для развития интеллекта и любознательности; поощрение оригинальных идей; обеспечение возможностей для упражнения и практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; предоставление возможностей детям для активного задавания вопросов.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое "одаренность"? Какие виды одаренности вы знаете?

2. Перечислите проблемы одаренных детей и их семей, решение которых входит в компетенцию социального педагога.

3. Определите пути решения проблем, связанных с одаренностью ребенка.

Список литературы по теме

 

1. Башкатова, О. Мы выбираем здоровье: организация летней занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков девиантного поведения/ О. Башкатова // Народное образование. - 2005. - № 3. - С. 225-227.

2. Беличева, С. А. Социально-психологическое обследование и поддержка семей группы риска/ С.А. Беличева// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - № 2. - С. 21-32.

3. Бухаров, А. Наихудшие формы детского труда в России: как их искоренить/А. Бухаров // Народное образование. - 2003. - №10.-С.19-30.

4. Воронова, Е. Социальная работа с уличными детьми /Е. Воронова// Социальная работа. - 2003. - N4.-С.44-48.

5. Воронова, Е. Социальная работа с уличными детьми/ Е. Воронова, В. Келасьев, Г. Курганова // Социальная педагогика. - 2004. - N 3. - С. 91-96.

6. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети/ Ю.З. Гильбух - М.:, 1991.

7. Гуляева, И.Л.Теоретические аспекты девиантного поведения современных подростков/ И.Л. Гуляева, Л.Н. Воробьева// Социально-педагогические аспекты работы с дезадаптированными подростками: материалы научного семинара. - Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2004.

8. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспекты лекций/Н.Ф. Дивицына. - Ростов - н/Д: "Феникс", 2005. - 288с.

9. Зауторова, Э.В. Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков/ Э.В. Зауторова// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - №1. - С.56 - 61.

10. Захарова, Л. Ободряющее слово/ Л. Захарова // Воспитание школьников. - 2003. -№4.-С.50-55.

11. Звягина, О.М. К вопросу о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей/ О.М. Звягина// Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы научно - практической конференции/Отв. за вып. М.Д. Горячев. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - С. 62-65

12. К 10-летию консорциума "Социальное здоровье России" // Социальная работа. - 2002. - №2.-С.60-61.

13. Казымова, Е.Н. Дети группы риска школьной дезадаптации/Е.Н. Казымова// Школа.- 2001.— N5.-C.73-77.

14. Крыжов, С. Б. О состоянии правового просвещения в Московской области/ С. Крыжов // Безопасность Евразии.- 2004.- N 4. - С. 244-257.

15. Резниченко, Л.А. Социальные проблемы наркомании: автореферат дисс. … к.с.н.; специальность 22.00.04/ Резниченко Людмила Аркадьевна; [Соц.-технол. ин-т ]. - М.:, 2000. - 26с.

16. Манакин, Е. Право на тепло/ Е. Манакин // Социальное обеспечение.- 2005.- N 7. - С. 19-20.

17. Минаева, О. Центр - детям/ О. Минаева // Социальное обеспечение.- 2004.- N 4. - С. 28-32.

18. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под. ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 184 с.

19. Муньягисеньи, Э. Влияние неблагоприятных факторов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков/ Э. Муньягисеньи// Психологическая наука и образование.- 2001. - № 6 - С. 28-37.

20. Нагаев, В.В. Основные направления социально-психологической, психо-терапевтическрй и правовой реабилитации подростков-девиантов/В.В. Нагаев, В.Г. Толстов. В.В. Толстов //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 2001.-№3.- С. 40 - 46.

21. Нечаева, Л. Лагеря закрываются, путевки дорожают, дети остаются на улице./ Л. Нечаева // Народное образование.- 2004.- № 3. - С. 32-38.

22. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/ Под. Ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. - 256 с.

23. Развитие социальной реабилитации в России. - М.: Социально-технологический институт МГУС, 2000 – 176 с.

24. Селиванова, О. А. "Низкопороговый" клуб как важнейшее звено процесса реабилитации уличных подростков О. А. Селиванова // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 3. - С. 76-79.

25. Семенов, В.Е. Социальная психология искусства/ В.Е. Семенов -. Л.: ЛГУ, 1989. - 165 с.

26. Семенов, В.Д. Социальная педагогика: история и современность./ В.Д. Семенов - Екатеринбург, 1995.

27. Служба медико-психолого-педагогического сопровождения: реабилитация детей с проблемами физического и психического развития // Учитель. - 2005. - № 1. - С. 57-58.

28. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие/ Е.И. Холостова. - М.: Издательская корпорация "Дашков и Ко", 2006. - 240с.

29. Шестернинов Е.Е. Комплекс мероприятий по программе охраны здоровья детей и подростков/ Шестернинов Е. Е. // Завуч. - 2004. № 5. - С. 78-104.

30. Шик, С. В. Проблемы понимания и самопонимания подростков "группы риска" в ходе психосоциальной работы Шик С. В. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - № 4. - С. 12-19.

31. Шульга, Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска/ Т. Шульга // Социальная педагогика. - 2005. - № 2. - С. 35-39.

32. Щелина, Т.Т. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома//Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы научно - практической конференции/ Отв. за вып. М.Д. Горячев. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - С. 169-171

 

3.9. Социально-педагогические технологии работы

в детских общественных объединениях

 

В настоящее время количество детских и молодежных объединений в стране растет. В качестве причин этого явления можно назвать: дефицит общественного и семейного внимания к проблемам ребенка, отсутствие организованного выхода на реальные дела общества, низкая культура досуговых учреждений, потребность подростков войти в широкий круг проблем общественной жизни, психологические особенности подросткового возраста, обыденность жизни в понимании подростков и в силу этого необходимость в романтике, безнадзорность, конфликты с взрослыми и прочее.

Детское общественное объединение (ООД), по определению Д.Н. Лебедева, - это объединение детей, характеризующееся социальной направленностью своей деятельности, определенной степенью развития самодеятельных начал, подверженное в той или иной форме и мере целенаправленному педагогическому влиянию.

Е.Н. Сорочинская дополняет следующие характеристики объединений: наличие норм и правил поведения, выраженной структуры, фиксированного членства. Для всех объединений характерно наличие традиций, атрибутов, ритуалов, церемоний, символов, девизов, обычаев и пр.

Э.И. Мальцева и М.М. Костина считают, что условиями возникновения общественных объединений детей являются:

- потребности в объединении со сверстниками, в утверждении себя как гражданина, в изменении определенной среды (группа социальных условий);

- стремление идентифицировать себя, потребности в самовыражении, одобрении, стремление к взрослости (группа психологических причин);

- участие в работе объединения как позиция между детством и взрослостью, как условие гармонизации опыта коллективных отношений, как организационная форма воспитательного влияния сверстников друг на друга в процессе социально значимой деятельности (группа педагогических условий).

Работа ООД строится на принципах добровольности, сотрудничества, регулирования практической совместной деятельности, уважения к традициям, поощрения, инициативы, открытости и т.д.

Целями работы детских общественных объединений являются освоение социальных отношений, развитие социальной активности ребенка, реализация стремления к общению, гармонизация опыта коллективных отношений, а социальными функциями - удовлетворение потребностей детей общении, совместной деятельности, гражданское воспитание, социальная адаптация, защита прав детей.

Л.В. Алиева выделяет следующие организационные формы общественных объединений детей: детские общественные организации, первичные самодеятельные объединения, движения различной направленности, органы детского самоуправления, школьные объединения (классы), объединения дополнительного образования.

Существует множество типологий объединений детей и подростков в группы. Группы сверстников классифицируются: по юридическому статусу - официальные и неофициальные; организованные, созданные и руководимые взрослыми и самодеятельные; институционализированные и стихийные; по численности - большие и малые; по социально - психологическому статусу - реальные и референтные; по составу их можно разделить по возрасту, полу, социальному составу и т.п.; по стабильности - постоянные, временные, эфемерные, случайные; по социально - пространственной локализации - внутришкольные, внешкольные, дворовые, уличные; по целям и функциям - моно - и полифункциональные.

По ценностной направленности - просоциальные, асоциальные, антисоциальные.

По направленности можно выделить:

1. Объединения, в которых наблюдается положительная социальная активность молодежи (например, экологические, любителей самодеятельной песни, интернационалисты, атлетические клубы). Группы экономической самодеятельности направлены на создание материальных благ и имеют кооперативно - предпринимательскую направленность. Деятельность групп социальной самодеятельности направлена на решение конкретных социальных проблем. Экологисты занимаются защитой окружающей среды, экокультурные группы - культурной среды, этнокультурные группы возрождают или сохраняют культурно - историческое наследие различных этнических общностей. Интернационалисты совершают акции героико - патриотического характера, группы "Милосердие" оказывают добровольную помощь людям, в ней нуждающимся и т.д.).

Группы политической самодеятельности пытаются воздействовать на политическую ситуацию в стране, поддерживают социально -экономические реформы, занимаются правозащитной деятельностью, политическим самообразованием.

2. Группы эпатажной самодеятельности объединяют подростков для подтверждения принадлежности к элитарной группе. Наиболее характерные представители - панки. Открыто пропагандируется секс, употребление наркотических и токсических веществ. Демонстративный эпатаж часто оборачивается противоправными поступками: драками, надругательством над личностью, памятниками, могилами. К этому типу также относятся развлекательные объединения, такие как фанаты, хардрокеры, металлисты, попперы. Для этих объединений характерно отсутствие идейности, главная жизненная ценность для них - наслаждение. Зачастую в таких объединениях наблюдается применение наркотиков и наличие случайных половых связей.

3. Экстремистские группы, такие как неонацисткие левого и правого толка проповедуют идеи антигуманизма, насилия, для них характерны противоправные действия, пытки с элементами садизма. В этих группахпрактикуется употребления алкоголя, курения. Их основное время тратится на копирование внешней атрибутики, создание тайных документов. Это фашики, скинхеды.

Левые ("ремонтники", "люберы", "консерваторы", " контролеры" и т.п. объединяются для борьбы с другими неформальными объединениями. Действуют только против тех групп, которые активно критикуются средствами массовой информации. В таких группах наибольшей популярностью пользуются физически развитые агрессивные подростки. Члены групп демонстрируют крайнюю нетерпимость к любым проявлениям западной идеологии и внешним признакам западной культуры. Диапазон форм деятельности - от демагогических рассуждений до систематического насилия.

Существует, по крайней мере, два способа возникновения асоциальных групп: они складываются на основе объединения несовершеннолетних, социализация и личностное развитие которых нарушены рядом объективных и субъективных причин, или в недрах социально полезных групп в результате накопившихся деформаций в социальных отношениях и общении.

Зарождение асоциальных групп происходит по следующей схеме:

-деформации в семейных отношениях, недостатки в учебно-воспитательной работе учреждений, предприятий, организаций;

-нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений;

- перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений;

- постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы, производственного коллектива);

-появление в рамках социально полезных групп первых признаков асоциальной группы, которые выражаются в аморальных взглядах, нормах и ценностях, вступающих в противоречие с установками официальной организации;

-наличие за пределами социально полезных групп асоциальных отчужденных лиц, склонных к антиобщественному поведению, и групп асоциальной направленности.

Знание типологий и основных признаков принадлежности к той или иной группе дает возможность социальному педагогу точно провести идентификацию, спрогнозировать возможные последствия членства в данной группе для несовершеннолетнего.

Социально - педагогическая деятельность с группами разной направленности может реализоваться по нескольким направлениям:

- использование их потенциала с целью решения задач педагогизации социальной среды, создания определенных условий развития или коррекции личности, оказание просоциальным группам поддержки;

- инициирование создания групп социальной направленности;

- совместная работа по организации детского движения, переориентация асоциальных групп в просоциальные;

- совместная деятельность с специалистами и родителями по выведению отдельных несовершеннолетних из групп асоциальной направленности;

- переориентация их установок и поведения. В качестве механизмов этого процесса являются дезорганизация (разрушение ее структуры - связей между членами группы, внутренней дисциплины, согласованности) и реорганизация (изменение не только структуры группы, но и ее направленности).

Взаимодействие специалистов с просоциальными общественными объединениями для решения социально - педагогических проблем детей "группы риска" строится на принципах партнерства, содействия общественным объединениям, равенства возможностей, поддержки общественных инициатив, способствующих развитию общественно значимых отношений. Общими задачами функционирования этих систем являются развитие творческой личности, формирование у детей активной жизненной позиции, реализация прав и свобод детей, определенных международными документами и законами РФ, создание условий для приобретения детьми социально - значимых отношений и другие.

Для эффективного взаимодействия с группами социальному педагогу необходимо выявить наиболее авторитетных лиц, изучить их интересы, склонности, роли, в которых они выступают в различных видах деятельности, осуществлять контроль за их поведением, включать в различные виды деятельности, привлекать к руководящей работе вести работу по изменению взглядов и позиций, постепенно вводить в группу положительно настроенных подростков и т.п. (при асоциальной направленности группы).

Эффективность этого взаимодействия была бы выше, если бы были решены следующие методические и организационные проблемы: отсутствие методической службы, малочисленность общественных объединений детей, утрата налаженной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для общественных объединений, и, наконец, их финансовые затруднения.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое "детское обшественное объединение?

2. Какие причины, которые обуславливают рост количества детских общественных объединений?

3. Назовите типы детских и подростковых групповых объединений.

4. Как происходит зарождение асоциальных групп? Что может сделать социальный педагога для переориентации и ли разрушения асоциально направленных групп?

5. На каких принципах строятся взаимоотношения общественных объединений и социально - педагогических служб? Раскройте суть этих принципов.

 

Список литературы по теме

 

1. Астоянц, М.С. Детское и молодежное общественное объединение в условиях социально - реабилитационного центра/ М.С. Астоянц// Работник социальной службы. - 2002. - №4. - С. 63 - 65.

2. Волохов, А.В. Историко - педагогический анализ подходов к организации деятельности детских общественных объединений/ А.В. Волохов, В.Н. Кочер, Г.Н. Попова, И.И. Фришман// Дополнительное образование. - 2004. - №3. - С. 9 -13.

3. Копцева, О.А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся /О.А. Копцева// Социологические исследования. - 2005. - №2. - С. 113 - 120.

4. Кульпединова, М. Чего хотят взрослые от детских общественных организаций по итогам социаологического исследования/ М. Купельдинова, М. Федорова// Воспитание школьников. - 2005. - №4. - С. 60 - 65.

5. Чепурных, Е. Детские общественные организации в новом веке/ Е. Чепурных// Воспитание школьников. - 2004. - №3. - С. 2 - 9.

 

 

Раздел 4.. Методики и технологии работы социального педагога

в различных учреждениях

4.1. Методика работы социального педагога

в образовательных учреждениях

 

Школа относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества. Она входит в состав обширного социального института образования и одновременного является одной из приоритетных сфер социальной работы.

Как сфера социальной работы, школа имеет свою специфику. Во-первых, школа - достаточно сложный феномен. Именно здесь ребенок проводит фактически большую часть своего детства. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Чем старше ребенок, тем актуальнее для него становится не учебная деятельность, а социальная значимость, возможность свободного выбора занятий в соответствии со своими способностями и желаниями.

Во-вторых, школа, наряду с семьей, - один из главных институтов социализации ребенка. Школа для него - это не просто учреждение, где можно получить набор определенных знаний по разным предметам. Это место, где ребенок формирует систему ценностей и мировоззрение, осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени, чувство удовлетворения своей жизнью, счастья будут определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс социализации в школе, какие знания сумел приобрести.

В-третьих, и это вытекает из предыдущей особенности и неразрывно связано с ней, педагог школы - это не просто лицо, призванное грамотно давать ученикам знания в той или иной предметной области и развивать учебно-познавательную деятельность. Это человек, от которого во многом зависит формирование системы ценностей и мировоззрение представителей подрастающего поколения.

Воспитательная работа в школе зачастую осложняется тем, что дети более ранимы, чем взрослые, зачастую эмоционально неуправляемы; они только приобретают социальный опыт - отсюда их непредсказуемая реакция на многие социальные ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.