Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогическая работа с детьми мигрантов 4 страница




16. Горячев, М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом/ М.Д. Горячев. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 1998. 132с.

17. Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов/ М.П. Гурьянова. – Минск.: Амалфея, 2000. - 448 с.

18. Дементьева, И.Ф. Развод и дети/И.Ф. Дементьева – М.: Гос. научно - исследов. ин - т семьи и воспитания, 2000. - 47 с.

19. Дерябкина, Н.Ф. Системный подход в работе с молодой семьей как социальная технология/ Н.Ф. Дерябкина//Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы научно - практической конференции/Отв. за вып. М.Д. Горячев. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - С. 38-40.

20. Джайнотт, Х.Дж. Родители и дети/ Х.Дж. Джайнотт. - М.: ПИА МП "Арбат", 1992. - 95 с.

21. Дикарева, А.А. Социология труда/ А.А. Дикарева, М.И. Мирская - М.: Высшая школа, 1989. – 303 с.

22. Дудченко, В.С. Основы инновационной методологии: учеб. - метод. пособие/ В.С. Дудченко. - М.: На Воробьевых, 1996. - 68 с.

23. Дятченко, Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами/ Л.Я. Дятченко. - М., 1993.- С.112.

24. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии/ С.М. Емельянов. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2001 - 400 с.

25. Зайцев, Г.К. Школьная валеология/Г.К. Зайцев. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2001. - 157 с.

26. Зайцев, Г.К. Твое здоровье. Укрепление организма/ Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2000. - 111 с.

27. Закатова Социальная педагогика в школе. – М., 1996.

28. Иванова, Н.П. Дети в приемной семье/ Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина. - М.: Дом, 1993. - 29 с.

29. Испулова, С.Н. Уровни социальной педагогики/ С.Н. Испулова//Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы научно - практической конференции/отв. за вып. М.Д. Горячев.- Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004.- С. 70-72.

30. Капустина, З.Я. Социальный педагог в образовательном учреждении/ З.Я. Капустина. - Новгород, 1998.

31. Корольков К. В. Социально-педагогический анализ воспитательно-исправительных воздействий в местах лишения свободы: дисс. канд.пед. наук/ К.В. Корольков. - Ставрополь: Сев. Кав. ГТУ, 2003. - С. 120-122.

32. Лекции по технологии социальной работы. В 3-х частях./ Под ред. Е.И. Холостовой. Часть 1. - М.: Социально-технологический институт, 1998. 400 с.

33. Лучшие региональные программы для семьи. Материалы Фонда реабилитации и поддержки «Мир семьи». – М., 2004.

34. Мардахаев, Л.В. Методика и технология работы социального педагога/.Л.В. Мардахаев - М., 2002. - С. 33 - 34.

35. Мардахаев Л.В. Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях// Социальная педагогика/Под ред. В.А. Никитина. - М., 1998. - 107 с.

36. Мастюкова, Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме/ Е.М. Мастюкова, Г.В. Грибанова, А.Г. Московкина. – М.: Просвещение, 1989. - 76 с.

37. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192с.

38. Методика работы социального педагога: Учеб. для вузов/ Под. ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 96с.

39. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для пед. вузов / А.В. Мудрик; Под. ред В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2002. – 200 с.

40. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для вузов/ Ф.А. Мустаева. - М.: Академический проект, 2002. - 416 с.

41. Нагавкина, Л.С. Социальный педагог: Введение в должность: Сб. материалов./ Л.С. Нагавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая. - СПб.: КАРО, 2000. - 272с.

42. Никитина, Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении/Л. Никитина // Воспитание школьников. - 2001. - №1. - с. 31 - 33.

43. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - 480с.

44. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска /Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф.. – М.: Академия, 2002. – 256 с.

45. Опыт работы психологов РЦСПСиД с подростками в Центре временнной изоляции несовершеннолетних правонарушителей/Автор-составитель А.В. Рощицина - Сыктывкар, 2003

46. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - С. 185 - 207.

47. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания/ А.В. петровский. – Ереван: Луйс, 1983. - 368 с.

48. Преодоление трудностей воспитания детей-сирот/Под. ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль, 1997. - 264 с.

49. Психологическое развитие воспитанников детского дома/ Под. ред И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1990.

50. Рыбинский Е.М. Управление системы социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.М. Рыбинский. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 224 с.

51. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 268с.

52. Coвременные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение: Материалы международной научно-практической конференции 18-20 апреля 1991 года. Часть 11. - Белгород, 1991. - С. 177-178.

53. Т.И. Шульга Работа с неблагополучной семьей: Учеб. пособие/Т.И. Шульга - М.: Дрофа, 2005 - с 22 - 25.

54. Технология социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под. Ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

55. Тихонова, Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая/ Н. Тихонова // Воспитание школьников. - 2002. - №3 - С. 29-30.

56. Фридман, Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия/ Дж. Фридман, Дж. Комбс. - М.: Класс, 2001. 368 с.

57. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие/ Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. - 240 с.

58. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы/ Ю. Хямяляйнен. - М.: Просвещение, 1993. - 109 с.

59. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.В. Шакурова. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 272с.

60. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений/П.А. Шептенко, Г.А. Воронина; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

61. Шульга, Т.И. Методика работы с детьми "группы риска"/ Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. - Екатеринбург: Изд-во УРАО, 2001. - 128 с.

62. Щелина, Т.Т. Психологическое обеспечение развития личности детей - сирот в учреждениях интернатного типа: по материалам реализации проекта "детский дом - добрый дом" Программы "партнер" (IREX): Монография/ Т.Т. Щелина. - Арзамас: АГПИ, 2003. 303с.

 

 

4.3. Взаимодействие социального педагога

с религиозными конфессиями

 

Социальная педагогика в последние годы выходит на сотрудничество со всеми здоровыми силами общества, способными оказать содействие в реализации задач, стоящими перед специалистами, в том числе и церковью. Сотрудничество двух ветвей социальной работы - религиозной и светской - необходимо в целях объединения усилий и выработки наиболее прогрессивных и эффективных технологий.

Традиционно социальную работу рассматривают как ответ на социальную несправедливость. Однако ее корни уходят глубоко в историю различных народов, когда люди приняли на себя моральное обязательство отвечать за судьбу других людей. Традиции социальной работы исторически легко прослеживаются в мировых религиях: "тседака" у евреев, "благотворительность" у христиан, "зака" - один из пяти столпов ислама.

Выделяют (по И.Н. Яблокову) ряд функций религии, некоторые из которых совпадают с назначением социальной работы как области практической общественной или профессиональной деятельности, другие же необходимо учитывать в социальной работе.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и прочее. Придание смысла существованию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться, хотя бы в воображении, за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение светлого будущего, блаженства, на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения.

Религия выполняет компенсаторную (утешительную) функцию, что проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясении и неприятностей; восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; церковная благотворительность. Милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются "братством во Христе", в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т. д. Важное значение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение.

Религия, обеспечивая общение, осуществляет коммуникативную функцию. Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих, в определённых формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучению и принципам конкретной религии.

Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включая процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с божественными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми - в литургии, молитве, медитации, "тайнозрении". Реализация этой функции зачастую дает психотерапевтический эффект (исцеление души).

Регулятивная функция религии состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля за соответствием жизни верующими религиозным нормам. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и проч.), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежение за реализацией предписаний), поощрений и наказаний ("воздаяний" действительных, реальных и обещаемых в посмертном существовании).

Культуротранслирующая функция заключается в том, что религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие - отталкивала. Обеспечивалось охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществлялась передача накопленного наследия от поколения к поколению.

Ценностно - ориентационная (аксеологическая) функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определённую систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых действий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в различных формах религиозного просвещения.

Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности, как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт.

Воспитательная функция - религиозное воспитание человека. В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам определённой конфессии (вероисповедания). Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); социальными педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных воскресных школ, кружков и др.), в ряде стран преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединения, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.).

Религия есть сложная, активная, действенная система воспитательного воздействия. Многие века религиозное воспитание было единственной педагогической системой со всеми ее признаками: (цель, наставник, воспитанник, содержание, средства, формы и методы воспитания, критерии оценки результатов). Многообразны средства религиозного воспитания (обряды), которые определяются конфессиональными особенностями. В качестве методов религиозного воспитательного воздействия можно назвать беседы с духовником, таинство исповеди, подготовка к браку и таинство венчания, крещение (ответственность за воспитание ребенка). В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социально педагогического воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием. В процессе и результате осуществления воспитательной функции религии у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно - нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации и обособления в социуме.

Религиозная традиция, с одной стороны, как бы сдерживает притязания личности, избавляя ее от завышенной самооценки, но, с другой стороны, задает некоторый "идеал" личности, который простому смертному не превзойти, но приблизиться к нему возможно. Особенность православного воспитания заключается в том, что оценка "внешнего" человека определяется через степень просветленности "внутреннего" человека. В этом и состоит суть православного понимания социально - педагогической деятельности. Вспомогательными средствами являются все формы и методы социально - педагогического процесса. С одной стороны, это работа с отдельной личностью, независимо от ее возраста и условий социализации. В равной степени представляется актуальной и педагогическая работа с окружающей человека средой. То, что в социальной педагогике именуются "педагогизацией пространства воспитанника". Создание воспитывающей среды "под благодатным церковным окормлением", по мнению Т.В.Скляровой, представляется единственно возможной целью деятельности православного социального педагога. В педагогическом воздействии нуждаются как внешне неблагополучные, так и благополучные воспитанники, семьи или иные группы людей.

Исследование различных религиозных учений имеет важное значение для социальной работы, так как истоки самой социальной работы как области практической социальной деятельности лежат в русле религиозного подвижничества и религиозной морали. Спасение души, загробная жизнь в райских кущах обещалась только праведникам, и заслужить себе право на бессмертие можно, лишь прожив свою земную жизнь в соответствии с догматами той или иной конфессии. Помощь ближнему во всех религиях считалась добродетелью, что способствовало зарождению и развитию благотворительности как неформальной, не регулируемой государством, но поощряемой общественным мнением социальной работы. Храмы и монастыри становились центрами благотворительности, размах деятельности которых иногда был весьма впечатляющим даже по нынешним временам. Церковные приходы с помощью прихожан призревали сирот, беспомощных стариков, инвалидов, помогали бедным одеждой и продуктами, иногда буквально спасали от голода целые деревни, лечили, учили, врачевали душевные раны.

Светская общественность училась у Церкви содержанию, формам и организации социальной работы. И в наше время религиозные учреждения не утратили своего влияния на социальную работу. Более того, социальная работа с отдельными группами населения провозглашается приоритетной в их деятельности: с детьми, молодежью, студентами высших учебных заведений, инвалидами, военнослужащими, языческими народами и т. д. Отдельные конфессии имеют свои учебные заведения по подготовке социальных работников и готовят их на основе новейших достижений в области различных человековедческих дисциплин. Так, например, Салезианский институт христианского воспитания в Варшаве готовит социальных педагогов для работы в светских организациях по трем специализациям: семейный социальный педагог, по работе с социально дезадаптированными детьми и подростками, по работе с детьми-инвалидами. А, например, Финская протестанская церковь поддерживает деятельность Христианской ассоциации для мальчиков и девочек Финляндии, оказывая ей финансовую поддержку, выделяя помещения в церковных приходах, помогая организовывать летние детские лагеря.

Выявленные А.О. Сергеевым отличия приходской социально - педагогической работы в православии и лютеранстве говорят о том, что содержательно деятельность православных приходов, ориентируясь на введение человека в опыт церкви, в опыт духовной жизни, направлена на формирование навыков церковной жизни. Главной целью большинства форм приходской деятельности в православии является подготовка человека к участию в богослужении или же организация самого богослужения. А эти формы, в свою очередь, предполагают совместное участие верующих, где как раз и должно происходить приобретение и усвоение «социально - христианских» навыков. Лютеранские же приходы, наоборот, в большей степени заботятся о воспитании социальной компетенции человека, помогают открытию собственной идентичности. Церковные формы помогают в достижении этих целей.

Неодинаково и осмысление роли прихода в организации социально-педагогической деятельности. По мнению лютеран Германии, приход должен стать одновременно субъектом, объектом (создание общины) и местом (совместная жизнь) воспитательной деятельности церкви. В РПЦ же редко говорится об объединении всех сфер жизнедеятельности прихода в деле воспитания верующих. Организуемые направления воспитательной деятельности являются как бы вспомогательными для решения центральной задачи жизни прихода - введения в опыт жизни церкви. Создание воспитывающей среды является сутью социально - педагогической деятельности религиозных организаций. Социально - педагогический анализ современной приходской жизнедеятельности позволяет сделать выводы о том, что проявляется эта деятельность весьма разнообразно. Это может быть формирование на базе прихода духовно - культурной среды, которая смогла бы содействовать возрождению и преображению души верующего. В других ситуациях приход становится основой для непрерывного религиозного образования, организации социальной деятельности, раскрытия творческих способностей христиан. Провозглашаемый принцип непрерывности предусматривает на уровне прихода создание комплекса образовательных учреждений, объединенных общей концепцией, имеющих единое управление, единые программы, коллектив сотрудников - единомышленников. Проблема организации приходской жизни в этом случае осознаётся как восстановление значения прихода как духовного центра сосредоточения жизни христианина.

Основу социально - педагогической деятельности на приходе, которую Склярова Т.В. называет "приходской педагогикой", составляет необходимость учёта всех параметров воспитательного воздействия прихода при организации приходской жизни. При этом профессиональная квалификация требуется не только от педагогов и социальных работников, но и от диаконов и священников.

Все формы религии функционируют на макроуровне (религия определяется как институт общества; это уровень взаимодействия определенной конфессии или группы конфессий с другими социальными институтами), мезоуровне (уровень взаимодействия христианской общины с малыми группами внутри общины или вне ее, соприкосновение групп христиан друг с другом) и микроуровне (уровень взаимодействия общины или ее представителей личностью, межличностное христианское взаимодействие).

Конфессии организуют паломничества (которые можно рассматривать как одну из форм социализации личности); оказывают духовную и материальную поддержку учреждениям, в которых находятся безнадзорные дети; а также несовершеннолетним правонарушителям, находящимся в пенитенциарных учреждениях, участвуют в социально - педагогических программах. Конфессии помогают социальным службам, в частности в поиске кандидатов в приемные родители из числа прихожан; организуют воскресные школы для детей из семей группы риска т.п. Миссионерско-просветительская деятельность направлена на воздействие на людей с деликвентным поведением. Приходское попечительство по сути является проявлением заботы о беспризорниках из приютов, инвалидах, пожилых, временно нетрудоспособных.

В некоторых христианских конфессиях педагог, помогающий священнослужителю на приходе, именуется "приходским педагогом". Так, в немецкой религиозно-педагогической литературе последние годы укоренилась концепция приходской педагогики. Приход рассматривается как субъект, объект и место воспитательной деятельности церкви. Весь процесс жизнедеятельности прихода рассматривается как воспитательный процесс. Методами воспитательного воздействия религии на личность являются: беседа с духовником, таинство исповеди, подготовка к браку и таинство венчания, крещение. В приходах заботят о формировании мировоззрения и социальных навыков, помогают открытию собственной идентичности.

В функции социального педагога на приходе входит обязательное ознакомление со всеми характеристиками ближайшего окружения прихожан - их семей, жилищных условий и многого другого. Учитывая характеристику ближайшего окружения человека, социальный педагог грамотно выстроит стратегию организации, например, разновозрастных групп в воскресной школе или осознает необходимость создания небольших семейных групп для родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

В условиях крупного города специфика приходской жизнедеятельности коренным образом отличается от сельского уклада приходской жизни. Или выстроенное вблизи приходского храма здание тюрьмы либо приюта для несовершеннолетних непременно изменит социально - психологическую атмосферу в приходе. Анализируя эти обстоятельства, приходской педагог сможет предложить настоятелю определённую программу деятельности не только воскресной школы, но и других служб, которые имеются на приходе.

Деятельность социального педагога на приходе может и должна быть разносторонней и многогранной - это и взаимодействие со средствами массовой коммуникации и создание, по возможности и необходимости, собственно приходских СМИ, организация приходских молодёжных объединений и взаимодействие с "внешними" объединениями, которые обращаются к настоятелю с просьбами либо предложениями. Конечно, всё, что относится к сфере попечительства - попечение о сиротах, инвалидах, больных, престарелых, временно нетрудоспособных и всех тех, кто нуждается в постоянной или ситуативной помощи - также является объектом работы социального педагога на приходе.

Создание воспитывающей среды является сутью социально-педагогической работы на приходе. В частности формируется духовно-культурная среда, которая способствует возрождению и преображению души верующего. Приходские условия определяют воспитательное воздействие на все социальное окружение, складывающееся вокруг прихода. Социальный педагог оказывает помощь настоятелю в организации комплекса воспитательного воздействия прихода. Он изучает микроокружение и условия жизни прихожан, строит стратегию организации различных возрастных групп, взаимодействует со СМИ. Во многих приходах деятельность социального педагога направлена на оказание помощи семье, для чего организуются консультации. Православные гимназии, воскресные школы, церкви и приходы, российские отделения международной ассоциации религиозной свободы (МАРС), региональные отделения Славянского православного центра (СПЦ) ориентируют несовершеннолетних на здоровый образ жизни. Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви. В то же время поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие функции религии имеют значение для социальной работы?

2. Как вы считаете, сохранены ли в современной российской семье религиозные традиции? Необходимо ли их пропагандировать в социальной работе?

3. Назовите функции социального работника на приходе.

 

Список литературы по теме

 

1. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика/ Ю.В. Василькова - М.: Академия, 2002. - 160 с.

2. Верейкина, О.В. Взаимодействие школы и религиозных организаций по формированию у старшеклассников здорового образа жизни//Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы научно - практической конференции/Отв. за вып. М.Д. Горячев. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. С. 19-22

3. Джимбалво, К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие/ К. Джимбалво // Перевод с англ, составление и редакция Е.Н. Волкова - Нижний Новгород: Изд-во НГУ, 1995. -

4. Дружинин, В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин.- 3 - е изд. - Спб.: Питер, 2008ю - 176 с.

5. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ В.В. Зеньковский. - М.: Изд -во Православн. Свято - Тихоновского богословского института,1996. - 153 с.

6. Исторический опыт социальной работы в России: Учебное пособие. / Под ред. Л.В. Бадя - М.: Изд-во ЦСП РАО, 1994. - 225 с.

7. Ключарев, А. О. семейном счастии и христианском воспитании/ А.О. Ключарев. - М.: Сестричество во имя преподобномученицы вел. Кн. Елизаветы, 1997. - 159 с.

8. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/ А.В. Мудрик. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 368 с.

9. Сергеев, В. Социальная адаптация детей и молодежи - проблема государства//Социальная педагогика. - 2003. -№3.

10. Склярова, Т.В. Православие в контексте социализации/ Т.В. Склярова. - М.: Изд - во православного Свято - Тихоноский гуманитарного института, 2006. - 149 с.

11. Скородумов, А.А. О необходимости профилактики суицидального поведения адептов деструктивных религиозных культов/ А.А. Скородумов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - Вып.3.

12. Скородумов, А.А. Социально-психологические предпосылки вовлечения в религиозные секты/ А.А. Скородумов // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. - 1997. - Вып.З.

13. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 107 с.

14. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие/ Под ред. П.Д. Павленка - 2 - е изд.,раб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006. - 596с.

15. Шестун, Е. Православная педагогика: Исторические психолого-педагогические очерки/ Е. Шестун. - М.: Прогресс, 2002. - 575 с.

16. Яблоков, И.Н. Основы теоретического религиоведения: Пособие/ И.Н. Яблоков.- М.: Космополис, 1994. 223 с.

 

4.5. Валеологическое направление в работе социального педагога

 

Большая часть населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств, алкоголизма, наркомании, антисоциальных вспышек; беспрецедентен рост алкоголизма. Вызывает глубокую озабоченность рост инфекционных заболеваний, особенно так называемых болезней социального неблагополучия: возросла заболеваемость туберкулезом, сифилисом, растет число случаев ВИЧ-инфицированных.

За период обучения в школе количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с нервными болезнями - в 2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с близорукостью - в 5 раз. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем складывается у учащихся в школах нового типа (гимназиях, колледжах, лицеях) в связи с чрезмерными учебными нагрузками. Только 10% выпускников общеобразовательных школ могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, 40% -хронические заболевания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.