Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогическая работа с детьми мигрантов 5 страница




Причины сложившегося положения многообразны: особенности социально-экономического развития страны в исторической ретроспективе XX1 века, ориентированного на развитие промышленного и оборонного потенциала и финансирование социальной сферы по остаточному принципу; недостаточный уровень расходов на охрану здоровья населения; ухудшение экологической обстановки, особенно промышленной экологии; традиционное для России пренебрежение государства, общества и индивидуумов ценностью долгой и здоровой жизни, положительное отношение значительной части населения к курению, употреблению алкоголя, крайне недостаточное воспитание жизнесохранительного поведения среди детей и молодежи в образовательных структурах, отрицательная роль средств массовой информации в деле пропаганды здорового образа жизни; резкое ухудшение качества жизни значительной части населения (безработица, нерегулярная выплата заработной платы, пенсий, пособий на детей, ухудшение качества продуктов питания, снижение доступности услуг здравоохранения, образования, культуры).

Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

Здоровье человека - это прежде всего процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Здоровье человека - это сложное многокомпонентное понятие. Выделяют психическое, физическое, социальное, нравственное здоровье. Психическое здоровье трактуется неоднозначно. В психологии - это состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.

К признакам физического здоровья можно отнести устойчивость к действию повреждающих факторов, показатели роста и развития, функциональное состояние и резервные возможности организма, наличие и уровень какого - либо заболевания и тому подобное. Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить о состоянии здоровья как о динамическом процессе, который также улучшается или ухудшается, т. е. об ослаблении или укреплении здоровья в зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности, среды обитания.

Социальное здоровье, по определению Р. В. Овчаровой, - это определенный уровень сформированности и совершенство форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешенность, регуляция), определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовать это взаимодействие (И.В. Кузнецова). В качестве критериев социального здоровья детей можно выделить адаптацию в референтных общностях; овладение ведущими и другими видами деятельности; овладение нормами, правилосообразным поведением, уравновешенность процессов социализации и индивидуализации, выработку индивидуального стиля поведения и деятельности, наличие самоконтроля, саморегуляции, общую средовую адаптацию - интеграцию в общество.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик, включающих уровень морально-волевых и ценностно - мотивационных установок, потребностно - информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Здоровье человека в первую очередь зависит от определяющих его факторов. Если изобразить их схематично, то они представляют собой схему из 3 понятий: биологические возможности человека; социальная среда; природно-климатические условия (по Б.Н. Чумакову).

С.А. Симбирцев считает, что первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50 - 55% удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения. Влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20 - 25% всех воздействий. 20% составляют биологические (наследственные) факторы, и на долю недостатков и дефектов здравоохранения отводится 10%. Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, и составляет основу науки о здоровье - валеологии.

Валеология - наука о здоровье, это область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Впервые термин, предложенный И.И. Брехманом в 1980 году, оказался довольно актуальным, емким и в настоящее время оформляется в науку, особенно нужную для людей, которые хотят посвятить себя работе с другими людьми. Одним из направлений валеологии является педагогическая валеология.

Педагогическая валеология - это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами. В педагогической валеологии определены два направления: 1) педагогические аспекты валеологического образования, 2) валеологические основы общего образования. Объектом педагогической валеологии является здоровый человек, коллектив, здоровая популяция. Предмет составляет здоровье человека, коллектива, популяции и факторы, способствующие формированию, сохранению и укреплению здоровья человека, коллектива, популяции.

Валеология призвана обеспечить разработку и реализацию системы мер по пропаганде здорового образа жизни, повышению ценности здоровья для каждого человека, сделать болезнь невыгодной с точки зрения профессиональной карьеры и трудовых доходов.

Негативные стороны воспитания и образования можно преодолеть путем формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром и решимостью (буду) жить по природосообразным законам. В результате воспитания и образования ребенка у него должен сложиться здоровый образ жизни, т.е. ориентация на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на эффективные меры питания, образования, физической культуры, спорта, гигиены тела и духа. Именно с таких позиций необходимо обращать особое внимание специалистов на вопросы гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи в образовательных учреждениях, на профилактику курения, алкоголизма и наркомании.

Социальные педагоги во взаимодействии со специалистами других дисциплин и родителями для оптимального развития каждого ребенка должны обеспечить определенную социальную и материальную среду, физическое воспитание, сформировать навыки здорового образа жизни и чувство ответственности за свое здоровье, обеспечить гигиенические условия, ознакомить с основами безопасности жизнедеятельности; организовать правильный отдых. Необходимо не только взаимодействие с родителями, но и с различными организациями, включая общественные, и усилия общества в целом.

Если говорить о содержании валеологической деятельности социального педагога, то она может включать такие направления:

- формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса;

- формировании валеологической культуры педагогов, учащихся, родителей;

- внедрение традиций, пропагандирующих здоровый образ жизни;

- отслеживание параметров личностного здоровья всех участников педагогического процесса;

- профилактика и коррекция социальных вредностей (табакокурения, наркомании, алкоголизма, токсикомании);

- социально-педагогическая поддержка детей "группы риска" и детей-инвалидов (по Р.В. Овчаровой).

Основные методы достижения цели - непрерывное и системное воспитание здорового индивида в семье, любом образовательном учреждении и в последующей взрослой жизни, а также самовоспитание и первичная профилактика социальных вредностей.

Система валеологического воспитания выступает как механизм и способ воспроизводства общества. В качестве основы до сих пор актуальна следующая концепция воспитания (самовоспитания), предложенная еще в конце 19 века И.И. Мечниковым и состоящая из трех взаимосвязанных частей: цели, стратегии и тактики жизни.

Цель жизни - производство здорового человека, способного долго и счастливо жить в обществе. Производство включает три системы. Первая охватывает воспроизводство собственной жизни индивида (физическое, соматическое, социальное благополучие). Вторая система - производство чужой жизни, то есть речь идет о репродуктивном здоровье. Третья - воспитательная задача по обеспечению психического, духовного, этнического благополучия индивида. Под стратегией понимают получение, по возможности, желаемых задатков у ребенка и своевременное и оптимальное развитие всех позитивных задатков и коррекция негативных. Тактику жизни И.И. Мечников понимал как нравственное здоровье.

В настоящее время крайне остро стоит проблема сохранения репродуктивного здоровья подрастающего поколения. Ее разрешение нельзя отнести только к сфере медицины. В областном центре социальной помощи семье и детям «Семья» (г. Самара) была разработана программа охраны репродуктивного здоровья подростков «Основы здорового образа жизни». Разработка данной программы была продиктована разными причинами, характерными как для Самарской области, так и для России в целом. По мнению Т.М. Резер, эротизация окружающей среды стимулирует интерес детей и подростков к отношениям между полами. Подростки имеют возможность практически бесконтрольно пользоваться эротическими (иногда и порнографической) литературой, журналами, смотреть фильмы такого характера. Реклама телевидения и уличная реклама часто содержат эротические мотивы. Во-вторых, статистика показывает, что около 60% подростков начинают сексуальные отношения до 17 лет. В - третьих, в последнее время отмечается рост заболеваемости среди детей и подростков венерическими заболеваниями, передаваемыми половым путем, ростом абортов и родов у подростков.

Ухудшение репродуктивного здоровья подростков связано с недостаточным осознанием молодежью необходимости как здорового образа жизни в целом, так и с отсутствием информированности об основах сохранения репродуктивного здоровья, планирования семьи, установки на эффективное родительство.

В большом потоке информации, событий и проблем подросткам трудно осознать себя как самую главную ценность общества. Поэтому задача педагогов и родителей - научить их осознанному, внимательному и серьезному отношению к своему здоровью, здоровью будущих детей, основы которого закладываются еще в утробе матери. Здоровая психологическая обстановка в семье и здоровый желанный ребенок в ней - один из путей оздоровления общества. Программа по формированию здорового образа жизни и сохранению репродуктивного здоровья помогает молодому человеку сохранить здоровье, как психологическое, так и физическое.

Анализ литературы, касающейся вопросов полового воспитания подростков, показал, что имеется ряд работ критического характера. Аргументы таковы: распространение контрацептивов сопряжено с рекламой фирм, которые их производят; программы направлены на предотвращение деторождения, что является одной из форм геноцида, программы содержат информацию о сексуальных извращениях и нарушениях, контрацептивы оказывают побочное отрицательное действие на организм, программы противоречат традициям полового воспитания и национальному менталитету русского народа, в основе которого лежит целомудрие в широком смысле этого слова и сокровенность интимных отношений; нарушается закрепленное в Семейном Кодексе преимущественное право родителей на воспитание своих детей.

На данные критические замечания можно ответить таким образом. Распространение контрацептивов не содержит рекламы фирм, тем более, что распространяются средства контрацепции разных фирм (в частности, через центры “Семья» Самарской области). Программа направлена не на предотвращение деторождение, а на формирование ответственного родительства, на рождение желанного ребенка, на профилактику беременности несовершеннолетних и, в конечном итоге, на профилактику социального сиротства (ни для не секрет, что многие несовершеннолетние мамы оставляют своих нежеланных детей еще в родительных домах). Разработанная программа не содержит сведений о сексуальных извращениях и нарушениях.

Отрицательное побочное действие средств контрацепции врачи сводят к минимуму путем их индивидуального подбора. Гораздо более тяжелые последствия вступления подростков в хаотичные половые связи без использования средств контрацепции, что приводит к инфицированию (в том числе и ВИЧ-инфекцией), нежелательной беременности.

Характеризуя программу, Т.И. Штейн, Т.Ю. Климешова отмечают, что хотелось бы, чтобы сфера интимных отношений оставалась сокровенной и подростки воспитывались в целомудрии, но эротизация окружающей среды, падение духовности общества, о чем уже говорилось выше не способствует этому. Больше половины подростков, о чем говорят результаты анонимного анкетирования, уже имели сексуальный опыт. Следовательно, необходимо исходить из действительности и оказать профессиональную помощь подросткам по сохранению репродуктивного здоровья, дать представления о гигиене интимной жизни.

И, наконец, несомненно, что половое воспитание детей должны проводить родители. Но результаты опроса детей и беседы с родителями показали, что подростки с большим желанием обращаются по вопросам секса к третьим лицам. Родители первыми начинают половое воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установки.

В настоящее время многие специалисты считают, что детям полезно обучаться также по внесемейным программам полового воспитания, который не заменяют, а дополняют домашние уроки. Это обусловлено следующими причинами:

- некоторые родители или дети, сталкиваясь в семейной или общественной жизни с темой или событием, имеющими отношение к сексуальности, настолько смущаются, что они просто не могут обсуждать этот предмет. («Мама говорит, чтобы я поговорила на эту тему с папой, а папа говорит, что он занят»);

- некоторые родители ждут, пока дети начнут задавать им вопросы о сексуальности, но дети об этом не спрашивают, или родители не замечают вопросов, заданных в косвенной форме;

- часть родителей просто не имеют необходимой информации - за исключением простейших сведений о том, откуда берутся дети, - чтобы ответить на вопросы своих детей.

Людям, получившим специальную педагогическую подготовку, проще сообщить детям информацию ясно, доходчиво и объективно, чем родителям, которые чрезвычайно эмоционально относятся к своим детям, что вполне естественно и правильно.

Мэри С. Колдероун, Эрик У. Джонсон считают, что основными элементами программ по половому воспитанию должны быть:

- информация: верная информация лучше, чем отсутствие информации или неверная информация; верная информация позволяет нести ответственность за свои действия, в то время как незнание порождает только безответственность. В так называемую "беду" обычно попадают именно те, кто не имеет полной и точной информации, поэтому нет оснований опасаться, что осведомленность приведет к экспериментированию и неприятностям. В любом сообществе найдутся люди, которые считают, что подросткам лучше быть неискушенными в делах, имеющих отношение к человеческой сексуальности, но авторы уверены, что подавляющее большинство людей отдают предпочтение осведомленности. Основной функцией школы является сообщение информации и обучение способам ее получения и использования;

- ответственность. Ответственным называется действие, как сексуального, так и иного характера, совершенное с учетом всех его возможных последствий, положительных и отрицательных, краткосрочных и отдаленных. Действие, совершенное без учета его последствий, является безответственным;

- самоконтроль: человек должен контролировать свои импульсы и направлять их на достижение благих целей;

- забота о других - что бы ни делал человек, он должен заботиться о благополучии и удовлетворении потребностей всех людей, которых касаются его поступки, в том числе, не забывая о себе и об обществе в целом;

- личность каждого человека уникальна и заслуживает нашего внимания, уважения и любви;

- коммуникация - хорошо, когда у подростка имеется возможность побеседовать и поспорить с другими людьми, обсудить возникающие у него вопросы и мысли, сравнить их с чужими мыслями, высказать свои чувства и узнать о чувствах других;

- обучение в соответствии с возрастом. Это означает 1) рассматривать вопросы по мере их возникновения; 2) отвечать на вопросы кратко и сообщать в основном факты; 3) выяснять, есть ли у детей другие вопросы. Этот метод подразумевает использование всех возникающих возможностей и моментов, позволяющих проводить обучение. Начиная со старших классов программа полового воспитания в школе может быть разделена на две части: 1) обсуждение вопросов, касающихся человеческой сексуальности, и сообщение информации на эту тему на уроках по всем учебным предметам по мере возникновения этих вопросов; 2) занятия по половому воспитанию в специально отведенные часы. Можно успешно проводить половое воспитание на уроках по таким предметам, как социальные науки, родной язык (особенно литература, предоставляющая богатый материал о человеческом поведении) и естественные науки (особенно биология), а также использовать для этого возможности, появляющиеся при индивидуальных беседах с учениками

В школе, по-видимому, можно было бы обойтись без специальных занятий по половому воспитанию и проводить его только на уроках по многим учебным предметам. Кроме того, такой подход обладает тем достоинством, что при его применении сексуальность не преподносится как область, отделенная от всех остальных сфер жизни.

В старших классах учащиеся становятся почти взрослыми людьми с более богатым жизненным опытом и готовы к повторному обсуждению фактических и поведенческих аспектов сексуальности на новом, более высоком уровне.

Результаты бесед специалистов областного центра «Семья» с родителями в ходе консультаций и бесед показали отличие сведений родителей о сексуальном поведении и интересах их детей от реальной ситуации, что отражает, по-видимому, не только тенденции возраста, но и погрешности предшествующего полового воспитания. Разное время осведомленности в вопросах секса со слов родителей и со слов подростков лишь усиливает это предположение.

Отсутствие должного внимания со стороны родителей, педагогов и врачей к половому воспитанию, преобладание мнения об асексуальности детей приводят в ряде случаев к тому, что половое воспитание осуществляется тайными совоспитателями. Проблемы пола обсуждаются с применением неадекватных языковых средств, затрудняющих последующее правильное знакомство с ними и способствующих загрязнению представлений о сексуальности, восприятию ее как постыдной, запретной стороны человеческой жизни. А.Р. Хакимова считает, что это неизбежно контрастирует с закономерным развитием половой идентификации и оформлением мужских и женских социальных ролей, что может нередко вести к возникновению конфликтно-невротического напряжения, иногда к невротической дезадаптации детей.

Многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы. Но следует помнить, что, как уже отмечалось, мысли и переживания, связанные с сексом и сексуальностью, волнуют нормальных детей и без полового воспитания. Тем не менее, было бы несомненной ошибкой пропагандировать в общеобразовательной школе какие-либо определенные взгляды или моральные нормы, кроме основного принципа ответственности за свои собственные действия и их последствия. Обычно в этой связи высказываются опасения, что преподаватели могут проявить излишний энтузиазм и стимулировать повышенный интерес к сексуальному поведению, поощряя экспериментирование в этой области. Однако практика показывает, что эти опасения необоснованны; в тех редких случаях, когда происходило нечто подобное, общественность немедленно и энергично протестовала, и вскоре такие случаи прекратились. Гораздо опаснее, если темы, касающиеся вопросов пола и сексуальности, будут обсуждаться вместе с "проблемными" темами, такими как наркотики, алкоголь и курение, или если эти занятия будут вести преподаватели, не получившие специальной подготовки. В таких случаях у родителей появятся основания для беспокойства.

Программа центра «Семья» разработана для учащихся 10-11 классов. Она состоит из 3 блоков: психологического, медицинского и юридического. Занятия рекомендуется проводить именно в этой последовательности.

Цель программы: формирование навыков сохранения репродуктивного здоровья.

Задачи программы:

- информирование и коррекция представлений подростков о сущности репродуктивного здоровья;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- формирование элементов ответственного родительства (как профилактика социального сиротства);

- формирование навыков по поиску адекватной и необходимой информации по вопросам репродуктивного здоровья, семейных отношений;

- изучение правовых вопросов, связанных с сексуальным поведением в пубертатный период.

Данная программа также решала ряд косвенных задач: профилактика суицидальных намерений у подростков, а также ВИЧ-инфекции и СПИДа, защита себя в будущем от сексуального насилия и т.п.

Таким образом, основанием для разработки программы было принято следующее положение: не имея информации о сексуальном здоровье, подростки могут потерять репродуктивное здоровье.

В ходе реализации программы ожидалось, что

- у подростков будет сформирована убеждённость неприемлемости половой жизни в подростковом возрасте, а также сформированы мотивация быть здоровым, позитивное отношение к здоровому образу жизни вообще, ответственное родительство, навыки планирования семьи;

- у подростков появится чувство ответственности перед потенциальным половым партнёром и перед будущим потомством, ими будут осознаны свои обязанности и ответственность по отношению к себе и окружающим;

- что они будут обучены основным навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений; подростки приобретут опыт общения с противоположным полом;

- что подростки будут обеспечены грамотной и систематизированной информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в подростковый период, и пройти с наименьшими личными потерями столь непростой период взросления;

- они осознают собственные проблемы, связанные с отношениями с противоположным полом и родителями.

Косвенными критериями эффективности программы также служили:

- востребованность услуг специалистов центра по проблемам полового воспитания;

- рост удачно решенных проблем подростков. Улучшение жизненных показателей подростка: улучшение отношений в семье, отсутствие негативных проявлений в поведении подростка, желание рассказать о своих чувствах и идти на контакт с людьми, поделиться своими проблемами;

- удовлетворение специалиста результатами своей работы и повышение профессиональной компетенции.

В реализации программы принимали участие социальный педагог, психолог, медицинские работники и юрист. Формы работы с подростками 10 – 11 классов были использованы самые разные: беседа с использованием рисунков, плакатов, фотографий, показ фильма по теме с дополнениями и объяснениями, с использованием специально приготовленных «вопросников» по теме для повторения, тренинги, ролевые игры и т.д. Кроме того, подростки могли получить индивидуальное анонимное консультирование по возникающим у них проблемам, что невозможно сделать в школе.

В программу вошли не только основы медицинских и гигиенических знаний, но и сведения по некоторым психологическим, юридическим аспектам семейно-брачных и полоролевых взаимоотношений, а также информация по вопросам здоровья и здорового образа жизни. Важно также отметить, что программа полового образования и воспитания не была изолированной, а была интегрирована в программу здорового образа жизни и подготовки к созданию здоровой семьи.

Принципы реализации программы:

1. Добровольность: на первых этапах реализации программы были отмечены случаи, когда педагоги училища заставляли подростков посещать занятия по программе. Специалистами в данных ситуациях сразу отмечалось, что молодые люди плохо шли на контакт, и эффективность занятий была ниже.

2. Доверительные отношении: ко всем жизненным ситуациям, которые описывают подростки, педагоги относились с пониманием. Было запрещено «читать нотации», навязывать свою точку зрения. Разговор шел «на равных». Принцип доверия предполагает доверие к подростку как к партнеру, серьезное отношение к его переживаниям, интересам и проблемам с желанием понять и помочь. Он исключает «презумпцию виновности» подростка в проявлениях его сексуальности.

3. Конфиденциальность: абсолютно вся информация, которую подростки доверяли педагогам (проблемы с родителями, разговор о половых партнерах и т.п.), не подлежала распространению. Если была необходима помощь третьего лица (другого специалиста, более компетентного в решении изложенной проблемы), то это происходит только с согласия подростка.

4. Принцип активности побуждает не ждать возникновения проблемных ситуаций, а пользоваться всеми существующими ситуациями и при необходимости создавать их, чтобы снабжать подрастающее поколение необходимыми установками и сведениями. По его целевой установке этот принцип называют также принципом иммунизации против нежелательных влияний. Кроме того, этот принцип предполагает активность каждого члена группы.

5. Принцип выработки индивидуальных влечений имеет в виду помощь детям и особенно подросткам в удержании сексуального влечения на нравственном уровне. Нравственность отношений мужчин и женщин достигается через интериоризацию социальных норм и выработку на их основе индивидуально приемлемых ориентаций и мотивов.

6. Принцип адресности подразумевает обращение к конкретной аудитории с учетом уровня физического и психического развития, социального и культурного уровня, состава по полу, ценностных ориентации, эт­нических особенностей и т. д.

7. Принцип контроля и поддержки предостерегает против слепой доверчивости к ребенку и подростку, которая на практике оборачивается безразличием. Контроль не должен означать диктатуры взрослых. Поддержка должна отвечать актуальным потребностям ребенка, а не педагога.

8. Строгая научность в подборе материалов для проведения программы.

9. Принцип понятности и ясности ориентирован на учет реальных возможностей понимания и осмысления преподносимого материала подростками. Несоблюдение его оборачивается формализацией работы, эффектом «испорченного телефона».

10. Принцип правдивости исключает ложь из арсенала средств воспитателей: всегда правда и только правда, но не вся правда.

11. Принцип деловитости определяет тональность работы - недопустимость многозначительных, тем более двусмысленных, намеков, жестов и интонаций, смущения и беспокойства взрослых при обсуждении проблем пола. Для педагога важно умение управлять собой и аудиторией, владеть тематикой и терминологией.

12. Принцип чистоты предполагает нравственное наполнение и оформление сведений о поле и отношениях людей разного пола, но не подмену полового нравственным. Он является одним из механизмов иммунизации.

Реализация программы проводилась в несколько этапов:

1. Проведение анкетирования школьников, выявление интересующих подростков вопросов, касающихся сексуальной жизни.

2. Корректировка базовой программы проводилась в соответствии с результатами опроса, а также с возрастом, уровнем общего развития и общей культуры учащихся.

3. Проведение собраний для родителей, чьи дети включены в программу.

Очень важно участие родителей в половом воспитании своих детей, хотя сегодня далеко не все родители готовы говорить на эти темы. С другой стороны, специалисты, которые занимались этой работой, обязательно должны были информировать родителей о проведении занятий с их детьми. Взгляды и пожелания родителей наряду с отношением общества к вопросам полового воспитания, региональными, культурными, национальными и другими особенностями, а также мнения и пожелания самих подростков были учтены при разработке и внедрении программы. Этот этап был необходим для ознакомления родителей с базовой программой, специалистами и поддержкой при реализации программы. Также на этом этапе в ходе беседы выяснялись установки родителей на необходимость реализации программы полового воспитания. Одним из обязательных условий реализации программы было согласие родителей на участие их детей в этой программе. В то же время социальный педагог и другие специалисты, участвующие в этой программе подчеркивали необходимость единых подходов в решение сексуальных проблем учащихся.

4. Реализация программы.

5. Подведение итогов. На данном этапе проводился повторный опрос подростков, в ходе которого они высказывали мнения о содержании и проведении программы, а также об изменении взглядов на сексуальные проблемы данного возрастного периода.

Гибко использовались самые различные формы и методы работы, позволяющие наиболее эффективно освоить тематику занятий, а также учесть особенности подростковых групп. Домашние задания, которые давались после некоторых тем, предполагали углубленное самостоятельное осмысление некоторых аспектов. По каждой теме была рекомендована литература. Применялись диагностические методы: беседа, анкетирование. На занятиях использовались видеофильмы, таблицы, диаграммы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.