КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегический менеджмент
Учебное пособие для студентов всех форм обучения специальность 080507 «Менеджмент организации»
Санкт-Петербург
В учебном пособии рассматриваются ключевые вопросы стратегического управления организацией, обобщены взгляды широкого круга отечественных и зарубежных теоретиков и практиков по проблемам стратегического управления. Подробно рассмотрены основные понятия, элементы, предпосылки возникновения стратегического менеджмента, виды стратегии организации, особенности управления хозяйственным портфелем и субстратегии поведения организации в конкуренции. Со стратегической позиции рассматриваются проблемы интеграции и диверсификации хозяйственной деятельности. Предназначено для студентов и аспирантов, изучающих проблемы управления организацией.
Составитель: к.э.н., доцент кафедры менеджмента организации Е. П. Рябинина
Рецензент: д.э.н., профессор кафедры экономики промышленности и организации производства Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий И.С. Минко
Оглавление
Введение. 5 Глава 1. Сущность и значение стратегического менеджмента. 6 1.1. Стратегический менеджмент и долгосрочное планирование. 9 1.2. Сравнительные характеристики оперативного и стратегического менеджмента. 10 1.3. Основные понятия стратегического менеджмента. 11 Глава 2. Становление и развитие стратегического менеджмента. 15 2.1. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента и этапы его развития. 15 2.1.1. Этапы развития систем управления. 16 2.2. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности. 19 2.3. Две концепции стратегического менеджмента. 22 2.4. Виды стратегического управления. 23 2.5. Стратегическое управление. Стратегический маркетинг. 26 Глава 3. Стратегии предприятия. 28 3.1. Понятие «стратегия организации». 28 3.1.1. Различные подходы к толкованию понятия «стратегия». 28 3.2. Модель формирования стратегии организации. 29 3.2.1. Алгоритм разработки стратегии. 32 3.3. Классификация стратегий. 33 3.4. Стратегии различных уровней управления. 34 Глава 4. Ключевые элементы процесса стратегического. 38 менеджмента. 38 4.1. Модель процесса стратегического менеджмента и характеристика его элементов. 38 4.2. Факторы, влияющие на выбор стратегии. 40 Глава 5. Стратегическое целеполагание. 42 5.1. Формирование видения и миссии организации. 42 5.1.1. Видение организации. 42 5.1.2. Определение миссии. 43 5.2. Формирование стратегических целей организации. 46 5.2.1. Построение иерархии целей. 48 Глава 6. Диагностика и анализ внешней среды.. 50 организации. 50 6.1. PEST – анализ макросреды организации. 52 6.2. Отраслевой и конкурентный анализ. 54 6.2.1. Определение доминирующих экономических характеристик отрасли. 55 6.2.2. Анализ движущих сил. 57 6.2.3. Анализ конкурентных сил. 59 6.2.4. Оценка рыночной позиции конкурентов. 62 6.2.5. Прогнозирование возможных действий конкурентов. 65 6.2.6. Определение ключевых факторов успеха. 65 Таблица 6.5. 66 6.2.7. Формулировка заключения об общей привлекательности отрасли. 66 Глава 7. Анализ ситуации организации. 68 7.1. SWOT-анализ. 68 7.2. Стратегический стоимостный анализ. 72 7.3. Оценка конкурентной позиции организации. 76 Глава 8. Основные стратегии развития организации. 80 8.1. Базисные (эталонные) стратегии развития организации. 80 8.1.1. Стратегии ограниченного роста. 80 8.1.2. Стратегии роста. 81 8.1.3. Стратегии сокращения. 84 8.1.4. Комбинированные стратегии. 85 8.2. Стратегия и рыночная позиция организации. 85 Глава 9. Разработка стратегии одиночного бизнеса. Конкурентные преимущества и базовые стратегии 89 9.1. Концепция достижения конкурентных преимуществ. 89 9.1.1. Понятие и типы конкурентных преимуществ. 89 9.1.2. Устойчивость конкурентных преимуществ. 90 9.2. Базовые конкурентные стратегии. 91 9.2.1. Стратегия лидерства по издержкам.. 92 9.2.2. Стратегия дифференциации. 93 9.2.3. Стратегия фокусирования. 94 Глава 10. Разработка функциональных стратегий. 96 10.1. Стратегия и техническая политика предприятия. 97 10.2. Производственная стратегия. 98 10.2.1. Разновидности производственной стратегии. 99 10.3. Стратегия НИОКР. 100 10.4. Маркетинговая стратегия. 102 10.5. Финансовая стратегия. 104 10.6. Стратегия внешнеэкономической деятельности. 106 Глава 11. Портфельный анализ. 107 11.1. Матрица Бостонской консультационной группы.. 109 11.2. Матрица McKincey – General Electric. 117 11.2.1. Оценку привлекательности рынка. 118 11.2.2. Определение конкурентной позиции бизнес-единицы.. 119 11.3. Матрицы И. Ансоффа и Томпсона – Стрикленда. 120 11.4. Деловой комплексный анализ (проект PIMS) 123 Глава 12. Разработка стратегии на корпоративном уровне. Диверсификация. 124 12.1. Понятие и мотивы диверсификации. 124 12.2. Виды диверсификации. 126 12.2.1. Связанная диверсификация. 127 12.2.2. Несвязанная диверсификация. 128 12.3. Техника анализа диверсифицированной компании. 131 12.3.1. Определение существующей корпоративной стратегии. 131 12.3.2. Оценка корпоративного портфеля. 132 12.3.3. Оценка конкурентной силы бизнес-единиц. 132 Глава 13. Ситуационный подход к выработке стратегии. 134 13.1. Выбор стратегии, исходя из позиции организации на рынке. 134 13.1.1. Стратегии лидера. 135 13.1.2. Стратегии организаций, бросающих вызов рыночному окружению.. 137 13.1.3. Стратегии организаций – последователей. 138 13.1.4. Стратегии организаций, знающих свое место на рынке. 138 13.1.5. Стратегия конкурентного поведения фрагментарных организаций. 139 13.2. Выбор стратегии, исходя из степени зрелости отрасли. 139 13.2.1. Стратегии организаций в развивающихся отраслях. 140 13.2.2. Стратегии организаций в зрелых отраслях. 141 13.2.3. Стратегии организаций в отраслях, переживающих спад. 142 13.3. Выбор стратегии в зависимости от масштабов деятельности организации. 143 13.3.1. Особенности стратегий крупных организаций. 144 13.3.2. Особенности стратегий средних организаций. 145 13.3.3. Стратегии развития организаций малого бизнеса. 146 Глава 14. Реализация стратегий. Стратегический контроль. 149 14.1. Виды стратегических изменений. 151 14.2. Организационная структура как объект стратегических изменений. 152 14.3. Организационная культура как объект стратегических изменений. 156 14.4. Управление реализацией стратегии. 157 14.5. Проведение стратегических изменений в организации. 157
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |