КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия стратегического менеджмента
В данном разделе приведены некоторые основные понятия стратегического менеджмента, которые будут использованы при изложении последующего материала. Термин «стратегия» (strategos – «искусство полководца», греч.) может толковаться как «концепция достижения победы». Стратегия – это генеральная программа действий организации, устанавливающая приоритеты проблем, ресурсы и последовательность шагов для достижения поставленной цели (подробно в разделе 3.1). Нестабильность внешней среды, характерная для современных рыночных условий, сталкивают организации с необходимостью дифференцированной оценки внешних условий деятельности. Это привело к появлению стратегических зон хозяйствования (СЗХ). Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) – отдельный сегмент внешнего окружения, имеющий свои отличительные характеристики, на который организация имеет или хочет получить выход. Для каждой СЗХ характерен определенный вид спроса и технологии. Показатели привлекательности СЗХ: · перспективы рентабельности (могут не совпадать с перспективами роста прибыли); · перспективы роста; ·ожидаемый уровень нестабильности; · главные факторы успешной конкуренции, определяющие в будущем успех в СЗХ. Другой важной концепцией, оказавшей существенное влияние на формирование систем управления в диверсифицированных компаниях, стала концепция стратегических бизнес-единиц. Стратегическая бизнес-единица (СБЕ) -это внутриорганизационное структурное подразделение, отвечающее за стратегию развития в одной или нескольких СЗХ. Каждая СБЕ должна быть реальной административно-хозяйственной единицей и действовать как независимая организация, отвечающая за конечный результат – прибыль в своей сфере деятельности. Количество СБЕ зависит от степени диверсификации организации, ее ресурсов и готовности высшего руководства делегировать полномочия. Совокупность стратегических бизнес-единиц, которые контролирует или которыми полностью владеет диверсифицированная компания, называется ее корпоративным (деловым) портфелем. Несмотря на субъективный характер идентификации стратегических единиц бизнеса, имеются общие критерии их выделения: · самостоятельность в планировании, в осуществлении производственно-сбытовой деятельности и материально-технического снабжения; · наличие определенного круга клиентов или заказчиков; · оценка деятельности бизнес-единицы на основе учета прибылей и убытков. В основе выделения СБЕ лежит сегментация рынка. Сегмент – это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция организации. Объекты, входящие в сегмент должны обладать общими признаками. Центры прибыли (Profit centers) – производственные отделения как самостоятельные хозяйственные единицы, несущие всю ответственность за результаты своей деятельности и в конечном итоге за получение прибыли. Самостоятельность производственных отделений, именуемых «центрами прибыли», распространяется на все виды деятельности, но вместе с тем и ограничена, прежде всего, в вопросах планирования и финансирования. Каждая организация обладает способностями (знаниями, умениями, навыками), которые индивидуальны, свойственны только ей и не поддаются копированию. В связи с отсутствием единой терминологии в стратегическом менеджменте, их называют по-разному: ключевыми компетенциями, стратегическими факторами успеха, корневыми компетенциями, стратегическими способностями. Остановимся на первом термине. Ключевые компетенции – знания, умения и связи организации, позволяющие ей добиваться стратегического преимущества на одном или нескольких рынках. Это понятие было ведено в начале 90-х годов. На основе ключевых компетенций создаются СБЕ, формируются новые конкурентные преимущества высокого порядка (см. раздел 9.1.2), позволяющие организации получить результаты, значительно превышающие средний уровень. Требования, которым должны отвечать ключевые компетенции: · предоставлять возможность создавать особую ценность для потребителя; · сложность их воспроизведения другими организациями; · возможность применения к действиям организации на различных рынках. Основные составляющие ключевых компетенций: 1. Технологические ноу-хау. 2. Системы, поддерживающие надежность процессов производства и сбыта. 3. Внешние контакты и связи. В последние годы появился термин «ноу-вай» (know why). В отличие от ноу-хау, относящихся больше к знаниям в области технологий, ноу-вай – это способы получения и должного использования данных знаний. Контрольные вопросы и задания. 1. Что представляет собой стратегический менеджмент как вид менеджмента и процессу принятия управленческих решений? 2. Назовите цели и задачи стратегического менеджмента. 3. Раскройте содержание трех точек зрения И. Ансоффа на стратегический менеджмент. 4. В чем состоят задачи стратегического менеджмента. 5. Охарактеризуйте принципы стратегического управления. 6. В чем особенности долгосрочного и стратегического планирования, в чем их главное различие? 7. Сравните содержание стратегического планирования и стратегического менеджмента. В чем их различия? 8. В чем состоят отличия стратегического и оперативного менеджмента? 9. Дайте определения основным понятиям стратегического менеджмента. 10. С чем связано выделение СЗХ и СБЕ в организациях? 11. Охарактеризуйте корпоративный портфель многопродуктовой организации, с деятельностью которой вы знакомы. 12. Какова роль ключевых компетенций в достижении успеха организацией? Приведите примеры ключевых компетенций известных вам организаций.
Глава 2. Становление и развитие стратегического менеджмента
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |