Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегии различных уровней управления




Классификация стратегий

Алгоритм разработки стратегии

Выбор стратегии и ее оценка.

При выборе стратегии и ее оценке учитываются следующие факторы:

- особенности отрасли функционирования организации;

- характер целей организации;

- финансовые ресурсы организации;

- степень зависимости от среды;

- фактор времени.

Затем принятую стратегию оценивают на приемлемость заложенного в ней риска. При этом определяются:

1. Реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии.

2. Негативность последствий для предприятия в случае провала стратегии.

3. Насколько оправдывают возможные положительные результаты риск потерь от провала в реализации стратегии.

Для достижения успеха обычно одновременно используются несколько стратегий. Но поскольку реализация стратегии – это всегда риск, считается необходимым ограничивать их число.

Как правило, стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в проектах, программах и практических действиях и реализуется в процессе выполнения.

 

Алгоритм разработки стратегии, предложенный И.Б. Гурковым [8], основан на синтезе различных подходов к стратегическому управлению. Выделяются следующие этапы разработки и реализации стратегии.

Этап 1. Определение запросов наиболее значимых стейкхолдеров и выявление критических несоответствий между их пожеланиями и результатами деятельности организации.

Этап 2. Идентификация ключевых компетенций организации.

Этап 3. Определение направлений деятельности организации по степени привлекательности рынка и близости к ключевым компетенциям организации. Это называют «черновым определением» сфер деятельности организации.

Этап 4. Позиционирование товаров организации на рынке и в отрасли и определение стратегических типов основных бизнесов организации.

Этап 5. Определение спектров возможных «стратегических траекторий развития» каждого из бизнесов.

Этап 6. Сведение воедино возможных траекторий бизнеса, определение наличия ресурсов организации для реализации различных стратегических траекторий, окончательный отбор форм и направлений деятельности на уровне бизнесов и организации в целом.

Этап 7. Разработка стратегических программ, включая конкурентные тактики, бюджеты, функциональные программы и системы оценки реализации программ.

Этап 8. Мониторинг выполнения стратегических программ и определение эффективности реализуемых стратегий с точки зрения ключевых стейкхолдеров.

 

 

 

Результативность принимаемых стратегических решений зависит не только от эффективности выбираемых стратегий (их ситуационности, уникальности, гибкой адекватности), но и от понимания того, к каким типам относятся эти стратегии и в какие классификационные рамки они вписывается. Это сделать довольно сложно, так как существует большое многообразие стратегий и признаков их классификации, используемых различными авторами. Примем вариант классификации стратегий, приведенный в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Классификация стратегий

Признаки классификации Виды стратегий
Организационный уровень принятия стратегических решений - корпоративные - деловые (бизнес-стратегии) - функциональные - операционные
Назначение стратегий - портфельные (продуктово-рыночные) - конкурентные
Способ развития организации   - ограниченного роста - роста - сокращения - комбинированные
Позиция, занимаемая организацией на рынке - наступательные - оборонительные
Базовая концепция достижения конкурентных преимуществ - лидерства по издержкам - дифференциации - фокусирования
Степень зрелости отрасли - для новых отраслей - для зрелых отраслей - для застойных и затухающих отраслей
Размер организации - для крупных и средних организаций - для организаций малого бизнеса

 

Стратегии, приведенные в таблице 3.1, будут рассмотрены в разделах 8 – 13. В данном разделе мы рассмотрим стратегии организации для различных уровней управления.

 

 

 

Необходимо различать стратегию организации и стратегию бизнеса.

Бизнес-стратегия (деловая стратегия) – это план деятельности в определенной хозяйственной сфере (направлении, на рынке). Она обычно воплощается в бизнес-плане.

Совокупность бизнес-стратегий составляет основу портфельной или корпоративной стратегии. Для организаций, занимающихся одним видом деятельности, бизнес-стратегия совпадает с корпоративной стратегией.

В диверсифицированной организации, которая одновременно ориентирована на несколько видов деятельности, обычно выделяют четыре уровня стратегии, образующих иерархию:

· корпоративная;

· деловая;

· функциональная;

· операционная.

Корпоративная стратегия – это комплексный стратегический план для диверсифицированной компании, описывающий общие направления развития организации и обеспечивающий баланс портфеля товаров и услуг.

Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются организации в целом.

Корпоративная стратегия является портфельной, поскольку на этом уровне определяется и согласуется продуктовая стратегия предприятия, выбираются хозяйственные подразделения, в которые следует направлять инвестиции.

Корпоративная стратегия включает:

1. Распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа.

2. Решения о диверсификации производств с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии.

3. Изменения структуры организации.

4. Решения о слиянии, приобретении, вхождении в те или иные структуры.

Ответственные за разработку и реализацию корпоративной стратегии – руководители высшего звена управления (топ-менеджеры).

Деловая стратегия (бизнес-стратегия) – это стратегия бизнес-единицы, направленная на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения.

Деловая стратегия часто воплощается в бизнес-плане и показывает, как организация будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе. Поэтому деловые стратегии часто называют конкурентными.

В отличие от корпоративной стратегии, которая является общей, деловую стратегию называют частной стратегией.

Для предприятия с одним видом деятельности деловая стратегия является частью корпоративной.

Ответственные за разработку и реализацию деловых стратегий – руководители стратегических отделений организации.

Функциональная стратегия определяет направления деятельности того или иного функционального подразделения внутри одной сферы бизнеса.

Функциональные стратегии разрабатываются основными подразделениями на основе корпоративной и деловой стратегии. Их цель – распределение всех видов ресурсов и поиск наиболее эффективного функционирования в рамках общей стратегии.

Виды функциональных стратегий представлены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2

Виды функциональных стратегий

Функциональная область Решаемые задачи
Производство Снижение относительных издержек производства, полное использование производственных возможностей, совершенствование системы качества.
Маркетинг Привлечение и сохранение потребителей, посредством уникального сочетания товара, сбыта, продвижения и цены.
Финансы Упор на прибыльную продукцию, функционирование в рамках бюджета, контроль кредита и минимизация стоимости займов.
НИОКР Улучшение качества продукции, нововведения, поиск технологических прорывов.
Учет Стандартизация сделок, детализация издержек, стандартизация отчетности.
Снабжение Возможное снижение запасов, приобретение материалов однородными партиями по возможно низким ценам.
Технические службы Концентрация на улучшении качества, разработка и соблюдение конкретных спецификаций, ограничение числа моделей и вариантов.

Операционная стратегия, имея меньший масштаб, чем три предыдущих стратегии, дополняет и завершает систему стратегического планирования.

Операционные стратегии относятся к конкретной деятельности в рамках какого-либо функционального направления и связаны с деятельностью ключевых оперативных единиц (отделы и службы внутри функциональных подразделений, региональные подразделения, заводы). Эти подразделения решают ежедневные оперативные задачи, имеющие стратегическое значение: реклама, управление запасами, набор персонала, закупка сырья, транспортировка, операции и т. п.

Совокупность операционных стратегий служит основанием пирамиды стратегий организации и поддерживает стратегии более высокого уровня.

Ответственные за разработку операционных стратегий – вице-президенты по производству и территориальные менеджеры.

В заключение можно сказать, что четыре уровня стратегий образуют иерархическую структуру. Для достижения успеха стратегии должны быть согласованы и тесно взаимосвязаны. Каждый уровень стратегии образует стратегическую среду для следующего уровня, то есть на стратегический план нижнего уровня накладываются стратегические ограничения более высокого уровня. Процесс формирования стратегий может происходить как сверху вниз, так и снизу вверх.

В первом случае топ-менеджеры инициируют процесс формирования стратегий и уполномочивают СБЕ и функциональные подразделения формировать собственные стратегии как средства реализации корпоративной.

Во втором – процесс формирования стратегии стимулируется предложениями хозяйственных и функциональных подразделений.

Для обоих подходов важно взаимодействие между уровнями управления. Процесс разработки включает многочисленные переговоры между уровнями управления для согласования целей, бюджетов, программ.

Контрольные вопросы и задания.

1. Для чего предприятию нужна стратегия? Дайте определение стратегии организации.

2. Каковы этапы выбора стратегии?

3. Что предполагает уяснение текущей стратегии организации?

4. Раскройте содержание различных образов действия при формировании стратегии.

5. Приведите примеры различных признаков классификации и видов стратегий.

6. Назовите виды стратегий по уровням принятия стратегических решений.

7. Какие задачи должны решаться на уровне корпоративной стратегии?

8. Почему корпоративная стратегия является портфельной?

9. Чем отличается деловая стратегия от корпоративной? Почему она называется конкурентной?

10. Что определяют и какова роль функциональных и операционных стратегий?

11. Кто отвечает за разработку стратегий на различных уровнях?

12. Приведите примеры практической реализации функциональных стратегий.

 

Глава 4. Ключевые элементы процесса стратегического




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.