Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы спортивных упражнений и физических качеств




Классификация видов спорта

Классификация видов спорта — один из сложных вопросов в теории спорта. В зависимости от основных признаков существует несколько разновидностей классификаций видов спорта. В соответствии с про­граммами летних и зимних олимпийских игр виды спорта, культивиру­емые в России, классифицируются на олимпийские и неолимпи^ские. По организационному принципу виды спорта классифицируются в за­висимости от уровня руководства их развития в стране:

• на федерации возложено развитие олимпийских видов спорта,
а также некоторых неолимпийских (альпинизм, каратэ, самбо,
буерный спорт, воднолыжный спорт, городошный спорт, гребля
на народных лодках, спортивное ориентирование, пожарно-
прикладной спорт, скалолазание, хоккей с мячом, шахматы и шах­
матная композиция, шашки и шашечная композиция и др.);

• Центральный совет Российской оборонной спортивно-
технической организации (ЦС РОСТО) — развитие технических
видов спорта (авиамодельный, автомобильный, автомодельный,
подводный, самолетный);

• Управление физической подготовки и спорта; Спортивный ко­
митет Вооруженных сил России — развитие олимпийских, нео­
лимпийских и военно-прикладных видов спорта и упражнений
(военное пятиборье и троеборье, гребля на морских ялах, стрель­
ба из штатного оружия);

• ВСФО «Динамо» — развитие многоборья кинологов, рукопашно­
го боя, служебного троеборья;

• МЧС России — развитие видов спорта: многоборье юнио­
ров и юных спасателей; многоборье спасателей аварийно-
спасательных команд;


192 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 11. Общая характеристика теоретических основ спорта • 193


 


• Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) — развита^
стрелкового спорта, атлетического троеборья, инкассаторског
пятиборья;

• РОСИНКАС — развитие видов спорта: стрелковый спорт, атлети^
ческое троеборье, инкассаторское пятиборье.

К отдельным видам относятся космический и ездовой спорт. По особенностям предмета состязания ихарактеру двигательной актвд ности спортсмена виды спорта подразделяются на группы видов спорта:>

• виды спорта, для которых характерна активная двигательная дея^
тельность спортсмена с предельным проявлением физичес*

и волевых качеств; спортивные достижения в этих видах спор зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена^ которые и выявляются в процессе состязания (бокс, борьба, ги* настика, легкая атлетика и тяжелая атлетика, фехтование);

• виды спорта, операционную основу которых составляют
ствия по управлению специальными техническими средствам»
передвижения (мотоцикл, автомобиль, яхта, буер);

• виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимита^
рована условием поражения цели из специального спортивног
оружия (винтовка,- пистолет, лук);

• виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно^
конструкторской деятельности спортсмена (авиамодель, автомо^
дель);

• виды спорта, основное содержание состязаний в которых опреде-Ц
ляется характером абстрактно-логического обыгрывания сопер-|
ника (шахматы, шашки).

По специфичности требований и содержательной стороне видь спорта подразделяются на следующие группы:

• циклические — плавание, бег, гребля академическая;

• спортивные единоборства — бокс, все виды борьбы, фехтование?!

• сложно-технические виды спорта — гимнастика, конный спорт, па*
русный спорт, прыжки в воду, стрельба, современное пятиборье;

• скоростно-силовые виды спорта — прыжки, метания, многобо*|
рья, тяжелая атлетика;

• спортивные игры — баскетбол, волейбол, водное поло, ручной
мяч, футбол, хоккей, ракеточные виды спорта;

• военно-технические — авиамодельный, автомобильный, верто-Ц
летный, авиационный, планерный;

• военно-прикладные виды спорта — военно-спортивные много*
борья, гимнастика военная, ориентиррвание военно-спортивное
плавание прикладное.


По системе оценки результатов соревновательной деятельности виды спорта подразделяются на следующие группы:

• измерительные виды спорта — дистанционные, гравитационные,
дистанционно-гравитационные, измеряющиеся по объективным
показателям — мерилам времени, расстояния, веса;

• сопоставительные виды спорта — программированные, ситуа­
ционно-вариативные, определяемые по субъективным показате­
лям — в баллах, очках.

По условиям выполнения соревновательных действий виды спорта подразделяются на группы:

• виды спорта, для которых характерны стандартные условия,
т.е. с детерминированным алгоритмом выполнения соревнова­
тельных действий — ходьба, бег, прыжки и метание;

• виды спорта, для которых характерны нестандартные условия,
с вероятностным алгоритмом выполнения соревновательных
действий — спортивные единоборства и спортивные игры, крос­
сы, горнолыжный спорт.

По структуре соревновательных действий виды спорта подразделя­ются на следующие группы:

• циклические — по мощности и видам локомоций (ходьба на лы­
жах, гребля, плавание, бег, бег на коньках, гонки на велосипеде);

• ациклические — скоростно-силовые, собственно-силовые, при­
цельные;

• смешанные, в которых сочетаются циклические движения с аци­
клическими, например: прыжки в длину, метание копья, боль­
шинство спортивных игр.

Движения, действия, специально направленные на совершенствова­ние спортивного мастерства атлета, называются спортивными упраж­нениями и являются основным средством решения задач спортивной подготовки. Они подразделяются:

• на общеподготовительные — направлены на совершенствование
физических качеств, необходимых для конкретного вида спорта;

• специальные — направлены на выполнение отдельных технико-
тактических действий в избранном виде спорта, способствуют


13-3149


194 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

многократному выполнению отдельных фрагментов основногЦ упражнения в различных видах спорта;

• соревновательные — направлены на комплексное совершенс вание физических качеств, технико-тактических действий и левых проявлений, требуемых для конкретного вида спорта, ее ставляют содержание соревновательной деятельности.

От особенностей содержания спортивного упражнения зависит ег форма, которая представляет собой внутреннюю и внешнюю струк<| туру и характеризуется координацией систем организма и психи* спортсмена, соотношением пространственных, временных и динам* ческих параметров движений. Форма и содержание упражнения вза» мосвязаны, однако содержание играет ведущую роль.

Физические качества — это способности (признаки, особенности! спортсмена, проявляющиеся в его двигательной (мышечной) деятель ности. В их развитии выделяют следующие общие закономерное! положительные изменения в организме, взаимосвязь физическ качеств, постепенность и неравномерность. Развитие физическ качеств — это процесс перехода из одного качественного состояь организма в другое, более совершенное. Этот процесс протекает бла| годаря положительным, прогрессивным функциональным, морфолс гическим и биохимическим изменениям организма.

Функциональные изменения происходят при совершенствовании де ятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выдел!* ной и других систем организма.

Морфологические изменения происходят в укреплении и совершен-! ствовании структуры костно-мышечного аппарата и систем организ,| ма, в положительных гистологических (тканевых) и цитологически (клеточных) усовершенствованиях.

Биохимические изменения происходят при совершенствовании биоЯ химических процессов, которые позволяют быстро мобилизовать хи«1 мическую энергию и превращать ее в механическую энергию мышеч-ной деятельности.

При положительных изменениях в организме особое внимание! в развитии физических качеств уделяется формированию времен! ных (условно-рефлекторных) связей, улучшающих координат деятельности мышц и внутренних органов. Совершенствование честв — единый, тесно взаимосвязанный процесс. Это не значит, что! при развитии одного физического качества автоматически развивают-! ся и другие.


Глава 11. Общая характеристика теоретических основ спорта «195

Постепенность означает, что физические качества развиваются без резких скачков, а неравномерность — то, что они совершенствуются неодинаково, непостоянно и не все сразу: то одно из них «выходит» вперед и лидирует какое-то время и «подтягивает» до своего уровня остальные, то другое.

К основным физическим качествам относятся: сила, быстрота, ловкость, гибкость и координация.

Выносливость — способность спортсмена длительное время выпол­нять требуемую физическую нагрузку без существенного снижения работоспособности. Выносливость — это способность противостоять утомлению, устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Под общей выносливостью понимается способность продолжительно выполнять разнохарактерную работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системе.

Специальная выносливость — это выносливость в отношении определенной деятельности (преимущественно силовой, скоростно-силовой,скоростной).

Выносливость зависит от многих факторов: деятельности цен­тральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной системы; био­энергетических возможностей; волевых, качеств; профессиональной подготовленности.

Уровень развития выносливости определяется и специфическими внутримышечными изменениями: значительным увеличением общей массы митохондрий в работающих мышцах и повышением способно­сти мышц использовать поступающий с кровью кислород для синтеза аденозинтрифосфата (АТФ). Итеративность выносливости — слож­ное по физиологической природе качество — показывает, что оно определяется факторами, характеризующими как функциональную мощность, так и функциональную экономизацию.

Сила это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Основными факторами, определяющими развитие силы, являются: деятельность центральной нервной системы, совершенствующая процессы нервно-мышечной координации; физиологический поперечник мышц, эла­стичность мышц; биохимические процессы, происходящие в мышцах; волевые усилия, психическая установка для проявления силы на мак­симальном уровне.


196 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

На основе физиологических данных виды силы в зависимости режима деятельности мышц (преодолевающего, уступающего и удер живающего) подразделяются на собственно-силовые и скорост силовые способности.

Собственно-силовые способности проявляются в статическс и плавной (медленной) силе; скоростно-силовые способности — в намической (быстрой), взрывной и амортизационной силе.

Силовую подготовку целесообразно разделить на общую и сш циальную. Задача общей силовой подготовки спортсмена состо> в разностороннем развитии мускулатуры, повышении способнс к проявлению силы при выполнении движений в различных условия спортивной деятельности.

Задачи специальной силовой подготовки: развитие на базе обще* силовой подготовленности специфических качеств, наиболее нес ходимых для повышения спортивного мастерства мышц и мышечнь групп; развитие таких видов силы, которые в наибольшей степе* способствуют выполнению поставленных перед спортсменом задач. <

Быстрота это способность спортсмена совершенствовать двигав! тельные действия в минимальный для данных условий отрезок време^| ни. Быстрота проявляется в скорости двигательной реакции, в скорОгЦ сти одиночного движения, в частоте (темпе) движений.

Основными факторами, определяющими быстроту, являются: вижность нервных процессов; скорость и частота эффекторных им-Й пульсов, их концентрированная направленность; морфологическая! структура мышц; скорость протекания возбуждения по нервам; строта сокращения мышц, обусловленная интенсивностью распада*! химических веществ; деятельность анализаторных систем; мышечна сила; эластичные свойства мышц.

Ловкость это способность своевременно и рационально спра-»1 виться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей. Ловп| кость характеризуется координацией, точностью и соразмерностью-! движений.

Координация движений — это способность к одновременному! и последовательному согласованному сочетанию движений. Она за<| висит от четкой соразмерной работы мышц, в которой.согласованы/! различные по силе и времени мышечные напряжения. Точность и) соразмерность движений характеризуются способностью выполнят! действия в соответствии с необходимой формой и содержанием. Они:! требуют не только точно согласованной мышечной деятельности, н6.\1


Глава 11. Общая характеристика теоретических основ спорта • 197

и тонких кинестезических ощущений, хорошей двигательной памя­ти. Способность к точному выполнению движений разного содержа­ния в значительной степени зависит от имеющегося двигательного опыта.

К основным факторам, определяющим ловкость, относятся: дея­тельность центральной нервной системы; типологические особен­ности нервной деятельности; богатство динамических стереотипов, сенсорных синтезов; степень развития анализаторных систем, двига­тельной памяти, моторного интеллекта; полноценность восприятия собственных движений и окружающей обстановки.

Ловкость как одно из самых сложных физических качеств заклю­чается в комплексности проявления, в тесной связи с двигательными навыками, с быстротой мышления и другими психическими процес­сами спортсмена. Ловкость как качество проявляется в способности организма человека (выраженная в его двигательной деятельности); необходимости повышения спортивного мастерства; личном со­вершенствовании с помощью упражнений; психофизиологическом механизме способности анализаторных систем человека к тонким дифференцировкам.

Гибкость способность к движениям с большой амплитудой в определенных соединениях тела — зависит от эластичности мышц и связок, состояния ЦНС, температуры тела. Активная гибкость не­посредственно связана с силой мышц, но занятия силовыми упражне­ниями могут привести к ограничению подвижности в суставах. Это от­рицательное влияние преодолевается путем рационального сочетания упражнений на гибкость и силу.

Таким образом, процесс формирования двигательных навыков в спорте и развития физических качеств — это интегративный про­цесс повышения спортивного мастерства. Физиологические, био­химические и биомеханические научные данные свидетельствуют о том, что двигательные и вегетативные функции выступают ком­плексно на основе доминирующей деятельности ЦНС.

11 Л. Основные положения системы подготовки спортсменов высших разрядов

Система подготовки спортсменов высших разрядов включает в себя: спортивную тренировку, прогнозирование спортивных достижений,


198 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 11. Общая характеристика теоретических основ спорта • 199


 


 


моделирование характеристик сильнейших спортсменов, отбор дидатов в сборные команды для участия в крупнейших соревнования восстановление после тренировок и соревнований.

Это означает, что надо ставить соревновательные цели — повь шение стабильной эффективности выступлений спортсменов ответственных соревнованиях. Системообразующим показателе*! соревнования является спортивный результат, в котором количе| ственные характеристики успешности деятельности проявляются) как положительные свойства организма и психики спортсмена, ег< личности.

Фактором высоких и стабильных спортивных результатов (достя-4 жений) является надежность соревновательной деятельности, котор представляет собой интегральное качество. Она позволяет спортсме* эффективно и стабильно выполнять поставленные задачи в экст мальных условиях тренировок и ответственных соревнований, прояв лять резервные возможности организма и психики в целях достижевд планируемого результата.

Надежность рассматривается как системное качество личност
в спортивной деятельности, которое интегрирует возможности орг
низма, нервной, психической и индивидуальной активности. Разли<1|
чают следующие виды надежности. 41

Психологическая надежность — это системное качество спор смена, позволяющее поддерживать стабильность и обеспечиват»! эффективность деятельности в экстремальных условиях трениро-я вок и ответственных соревнований. Ее повышению способствуют^! морально-волевая подготовленность спортсмена, его позитивные! социально-психологические и личностные особенности, эмоциональ-й] ная устойчивость, устойчивость психических функций и состояний^ скорость принятия решений.

Морально-волевая надежность — это качество направленности! спортсмена, повышающее его активность во время значительных со-. | ревнований. В итоге — это ответственность личности, опирающаяся | на ее мировоззрение, которая обеспечивает самоконтроль, саморегу-. ляцию повышает активность личности.

Информационная надежность — это сложное качество спортсмена воспринимать информацию и принимать на ее основе оптимальные решения в экстремальных условиях спортивной деятельности.

Функциональная надежность организма — сложное качество его си- 1 стем по обеспечению устойчивого функционирования, позволяющее I


спортсмену эффективно преодолевать физические и психические на­грузки в экстремальных условиях спортивной деятельности.

Структурная надежность анатомо-морфологических систем — сложное качество организма спортсмена, позволяющее эффективно преодолевать физические и психические нагрузки в экстремальных условиях спортивной деятельности.

Эти разновидности надежности проявляются в соревновательной деятельности спортсмена и определяются следующими факторами.

Морально-волевой — заключается в том, что спортсмен должен отда­вать себе отчет, во имя каких высоких целей он прикладывает усилия, испытывает напряжение, боль, чтобы учебно-тренировочный процесс обеспечивал нравственное удовлетворение.

Биомеханический — позволяет выявить ведущие элементы надеж­ности спортивной техники, обусловливает эффективное выполнение движений. Биомеханические параметры техники движений (силовые, пространственные, временные) можно создавать с помощью матема­тических моделей надежности в экстремальных условиях.

Медико-биологический — представляет собой основу функцио­нальной надежности спортсмена, обеспечивает уровень регули­рования и соотношение элементов физиологического процесса, от которых зависит оптимальная деятельность системы в целом в определенный отрезок времени и в конкретных условиях. Результа­тивность спортсмена зависит от биоэнергетической надежности — способности организма к преобразованию энергии при мышечной деятельности.

Психологический — один из важных в обеспечении надежности спортсмена. Выполнение сложных технических приемов невозможно без психической регуляции. Высокий уровень психического напря­жения существенно влияет на функциональные изменения организ­ма. Характерно, что многие исследования надежности направлены на изучение психологического фактора.

Понятие надежности деятельности является понятием психологи­ческим, так как оно приобретает смысл при рассмотрении экстремаль­ных ситуаций, в которых создаются стрессовые условия, оказывающие воздействие на центральные (нервно-психические) механизмы управ­ления действиями и поведением человека.

В таких условиях любой компонент надежности зависит от устой­чивой эффективности деятельности психической сферы. Поэтому в спорте высших достижений, предъявляющем высокие требова-


200» ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

ния к психической подготовленности спортсменов, особое внии ние обращается на изучение психической надежности и методов •«повышения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.