Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверка и оценка физической подготовленности учащихся




Цель проверки и оценки физической подготовленности учащих­ся — выявление качества усвоения учебных программ.

Задачи проверки и оценки физической подготовленности учащих­ся: установление степени развития и совершенствования физических и специальных качеств и прикладных навыков, а также моральных и психологических качеств; определение качества руководства, орга­низации, обеспечения и проведения учебно-тренировочных занятий; выработка мер по улучшению физкультурно-спортивного воспитания и образования.

Специальные задачи проверки и оценки — поддержание высокой работоспособности учащихся и освоение ими учебных дисциплин.

Контроль включает в себя оперативную, текущую и итоговую проверку и оценку степени освоения теоретических и методиче-


 

• 183

Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям

ских знаний и умений, состояние и динамику физического развития и профессионально-прикладной подготовленности каждого ученика. Оперативный контроль предоставляет информацию о выполнении дисциплин физической культуры и спорта, видов учебно-методической работы. Текущий контроль — о степени освоения учениками разделов, тем занятия. Итоговый контроль (экзамены, зачеты) дает возможность определить методические и практические умения и навыки общей фи­зической и спортивно-технической подготовленности, психофизиче­скую готовность к профессиональной деятельности.

Виды упражнений, подлежащих проверке и оценке. В процессе обу­чения учащиеся овладевают физическими упражнениями согласно учебным программам, периодически подвергаются индивидуальной проверке и оценке. По своему воздействию на организм упражнения можно разделить на следующие группы, направленные на формиро­вание и совершенствование личности: формирование физических качеств — выносливость, сила, быстрота, ловкость, координация и гибкость; прикладных навыков (плавание); специальных качеств, способствующих повышению умственной работоспособности.

Упражнения включаются в дисциплины специализации физиче­ской культуры и спорта.

Легкая атлетика. На проверку выносятся упражнения, развиваю­щие быстроту и выносливость, волевые качества: бег и ходьба на раз­личные дистанции, прыжки, эстафеты, метание и толкание спортив­ных снарядов.

Лыжная подготовка. На проверку выносятся упражнения для вы­явления навыков техники и скорости передвижения на лыжах, вынос­ливости и волевых качеств: бег на лыжах, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, другие виды зимних видов спорта.

Гимнастика. Оцениваются упражнения, развивающие силу, сило­вую выносливость, ловкость и гибкость, технику выполнения на гим­настических снарядах, а также формирующие осанку и подтянутость, настойчивость и упорство, смелость и решительность.

Плавание. На проверку выносятся все виды плавания, прыжки в воду с вышки и трамплина, плавание с аквалангом, ныряние и др. Обращается внимание на выявление навыков техники и скорости пла­вания, на проявление волевых и психологических качеств.

Спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, настоль­ный теннис, теннис, бадминтон, регби, хоккей и др.). На проверку вы­носится выполнение технических и тактических приемов игры, а также формирование быстроты, ловкости, навыков коллективных действий.


184 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям «185


 


Единоборства (бокс, самооборона, другие виды борьбы). Проверя- 1
ются приемы, техника и тактика ведения схватки, проявление волевых
качеств.;

В каждом виде спорта выявляется знание правил соревнований, их организации и судейства.

От учащихся требуется знание перечня нормативных требований I по разделам физической культуры и спорта в соответствии с кур- I сом обучения. Учитель помогает им в успешной сдаче контрольных 1 нормативов и зачетов. При хорошей подготовке, психологическом | настрое учащиеся мобилизует свои силы и успешно сдают зачеты (экзамены).

В период обучения контроль, проверка и оценка учащихся по об­щефизической подготовке проводятся в часы учебных занятий. При этом определяются уровень физической и методической подготовлен- 1 ности, качество руководства, организации, обеспечения и проведения обучения.

При анализе результатов проверки физической культуры опреде- | ляются: уровень развития различных физических и специальных ка­честв, теоретические знания, организаторские и методические умения; меры по улучшению обучения учащихся. Проверка сопровождается | материально-техническим и медицинским обеспечением.

Итоги проверки отражаются в журналах и ведомостях. После сдачи I нормативов и зачетов объявляются результаты, поощряются лучшие, |.указывается на недостатки, обобщается опыт, ставятся задачи каждому ученику на будущее.

Требования к выполнению контрольных упражнений по общефизи­ческой подготовке. По окончании семестра обучения проводятся за- | четы (экзамены) по общефизической подготовке. На них выносятся упражнения, которые выполняются в соответствии с требованиями учебных программ. Например, бег на 100 м проводится на стадионе или по беговой дорожке с любым покрытием на ровной (без уклона в сторону бега) местности. Бег начинается с низкого старта или страта стоя. Время выполнения упражнения определяется по секундомеру от начала движения стартового флага или появления дыма над стартовым пистолетом до момента, когда сдающий пересечет своим туловищем воображаемую плоскость финиша.

Бег на средние и длинные дистанции проводится на стадионе или на местности. При оборудовании старта и финиша длина дистанции готовится так, чтобы они располагались рядом или расстояние между ними не превышало 10м.


Прыжок в длину с разбега производится в прыжковую яму. Резуль­тат, показанный в прыжке, определяется от стартового бруска и до от­метки в яме (касание частью тела ближе к стартовому бруску).

Бег на лыжах проводится по пересеченной местности. Не позднее чем за два часа смазываются лыжи мазью в соответствии с состоянием снежного покрова и температуры воздуха. Костюм надевают легкий, теплый, непродуваемый, белье шерстяное. При низкой температуре рекомендуется на ботинки надеть чехлы из шерстяной ткани, шерстя­ные или вигоневые носки.

Плавание на 100 м (вольный стиль, брасс, "баттерфляй, кроль на спине) проводится в бассейне, старт разрешается осуществлять с тум­бочки или из воды.

Подтягивание на перекладине, силовой переворот, поднимание ног до касания перекладины (юноши) выполняются из исходного положе­ния вис на прямых руках хватом сверху (положение виса фиксируется в течение 1—2 с) без рывков и маховых движений ногами. При под­тягивании подбородок должен быть выше перекладины. Допускается сгибание, разведение ног и отклонение тела от неподвижного поло­жения. При выполнении силового переворота, подтягиваясь, поднять ноги к перекладине и, переворачиваясь вокруг перекладины, выйти в упор на прямые руки, зафиксировав положение упора (1—2 с), опу­ститься в вис. Поднимание ног до касания перекладины: не сгибая рук, поднять прямые и сомкнутые ноги к перекладине, коснуться ее ногами и опустить их в исходное положение.

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (юноши) выполня­ется из исходного положения — упор на кистях, руки выпрямлены полностью, ноги опущены. Упражнение считается выполненным пра­вильно, если опускание производится до полного сгибания рук, а раз­гибание — до полного их выпрямления. Незначительное сгибание и разгибание ног разрешается.

Поднимание туловища из положения лежа на спине (сед), руки за голову, ноги закреплены выполняется на спортивном мате. На спи­не начинать движения туловища к ногам. Каждое движение к ногам и от положения ног в положение лежа на спине необходимо выполнять в темпе, без фиксации туловища к ногам и положения лежа на спине.

Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см) выполня­ют девушки. Руками хват сверху за перекладину, туловище опустить, ноги сомкнуты, выпрямлены с опорой На пятки. Ноги слегка разведе­ны и согнуты в коленных суставах. Подтягивание проводить, согнув


186 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_____

руки, подбородок у перекладины, зафиксировать паузу 1—2с, опустить туловище, руки выпрямить, зафиксировать паузу 1—2 с.

Перечень и количество контрольных упражнений, содержание, нормативы и правила их выполнения на зачетах (экзаменах) опреде­ляются специалистами физической культуры и спорта. Контрольные упражнения выполняются в спортивной форме одежды.

На контрольных занятиях учащиеся оцениваются по упражнени­ям, демонстрирующим физические качества и прикладные навыки.' Обязательно выполняются упражнения на общую или скоростную вы-!; носливость; специальные упражнения — с учетом прохождения про­граммы. Уровень развития каждого качества и навыка оценивается; не более чем по одному упражнению.

На проверке упражнения выполняются в течение одного дня; дает- \ ся одна попытка. В отдельных случаях (при срыве или падении) можно] разрешить ученику вторую попытку. Улучшения полученной оценки^ не допускается.

Соблюдается определенная последовательность выполнения
упражнения на ловкость, быстроту, силовые, выносливость и плава­
ние. В отдельных случаях последовательность может быть изменена.
В каждом семестре обучения формируется четыре-пять упражнений |
для зачета. В процессе обучения нормативная база и зачетные требова­
ния могут претерпевать изменения. (

Учащиеся, пропустившие учебные занятия и не прошедшие необ-• ходимой подготовки, к зачетам (экзаменам) допускаются только по­сле соответствующей тренировки. В случае невыполнения отдельного норматива с первого раза ученик имеет право на его пересдачу после подготовки. Те, кто пропустил занятия по уважительным причинам (имеет хорошую физкулыурно-спортивную подготовку), могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

На каждое контрольное упражнение составляется протокол, в ко­тором отражаются: учебная группа и дата проверки; фамилии и ини­циалы учащихся; вид упражнения; показанный результат и оценка в баллах; подпись проверяющего. Протоколы хранятся по окончанию учебного учреждения.

В процессе обучения оценка физической подготовленности уча­щихся может складываться из оценок, полученных ими за выполнение упражнений в разные дни недели или месяца.

Методическая подготовленность учащихся проверяется и оценива­ется в соответствии с тематикой теоретических и методических заня­тий и определяется в каждом семестре по экзаменационным билетам.


_____ Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям «187

Общая оценка складывается из оценок, полученных за ответ на теоре­тический вопрос и за выполнение методического задания. Индивиду­альная оценка выводится по результатам выполненных упражнений, назначенных для проверки, на основе требований учебной програм­мы. Оценка методической подготовленности складывается из качества выполнения задания, включающего практические действия и знание теоретических основ.

Таким образом, проверка и оценка физической и методической подготовленности — ответственные этапы физического и методиче­ского совершенствования юношей и девушек.

Контрольные задания

1. Объясните, для каких целей происходит чередование физиче­
ской нагрузки и активного отдыха.

2. Определите содержание и параметры разминки на одном
из учебно-тренировочных занятий.

3. Назовите методы, которыми можно акцентировать восстанови­
тельную фазу спортсмена,

4. Объясните, как можно осуществить сравнительные оценки
текущих функциональных сдвигов в организме, например,
в гимнастике.

5. Составьте перечень упражнений для поверки и оценки учащих­
ся исходя из местных условий.


ГЛАВА



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.