КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проектирование и построение учебных занятий по физической культуре и спорту
ДЕЙСТВИЯМ Процесс физического воспитания и образования непрерывен, его ор-4 ганизуют без больших интервалов, и зависит он от основной деятель-1 ности занимающихся, динамики восстановительных процессов, дру-1 гих факторов. Построение учебных занятий включает в себя сочетание 1 разнообразных разделов, особенностей их содержания, уровня под-1 готовленности обучаемых, мест занятий и материально-технической оснащенности. Под структурой основных форм физического воспитания и обучения понимается постоянное построение каждого отдельного занятия, которое выражается в закономерной последовательности, взаимосвязанности его частей, компонентов и разделов. Занятие состоит из трех частей: подготовительной (вводной, вводно-подготовительной, разминки), основной и заключительной, что позволяет представить его структуру в самых общих чертах. В деталях она характеризуется последовательной ее компоновкой различными упражнениями. Подготовительная часть занятия подчинена подготовке учащихся, к выполнению главной задачи в его основной части. В этот отрезок | времени усилия педагога направлены на формирование эмоционально-волевого настроя учеников. В этой части занятия организм подготавливается к интенсивным нагрузкам, предотвращению травм в повышенной степени сложности и интенсивности нагрузок, предстоящей основной двигательной деятельности. В профилактике травм первостепенную роль играет разминка, исключающая чрезмерное форсирование функциональных Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям • 171 нагрузок, гарантирующая постепенную, соразмерную мобилизацию функций всех систем организма при выполнении подготовительных упражнений. Содержание подготовительной части занятия зависит от особенностей исходного функционального состояния занимающихся; меры и направления изменения его в конкретных условиях, чтобы оно стало благоприятным для выполнения основной двигательной деятельности. Варианты подготовительной части занятия в различных ситуациях не исключают единообразия ее структуры. При всех особенностях содержания и условий занятий построение каждого из них в подготовительной части остается одинаковым. Это находит свое выражение в последовательности таких ключевых компонентов подготовки, как вводные, организующие и установочные действия, общая и специальная разминка, а также в динамике функциональных нагрузок. Граница между подготовительной и основной частями занятия условна, так как занимающиеся, готовясь к выполнению учебных задач, постепенно переходят в следующую фазу деятельности. Основная часть занятия — определяющая функция его содержания, занимает преобладающую долю в общем объеме его времени. В зависимости от содержания она может быть однородной (гомогенной), неоднородной, комплексной или комбинированной (гетерогенной). Гомогенная структура занятия характеризуется тем, что его основная часть строится по логике последовательного развертывания деятельности. Такая структура типична для занятий, имеющих однопред-метное содержание, где все направлено на реализацию главной задачи, например первоначальное или углубленное разучивание сложного двигательного действия юношей на гимнастических кольцах. Это можно осуществлять избирательно, направленно или концентрированно, воздействуя на функциональные свойства организма, ограничивающие уровень качественно определенных двигательных возможностей: силовых, скоростно-силовых, выносливости. Гетерогенная структура занятия соотносится с его комплексным содержанием, когда решаются в качестве основных несовпадающие задачи, например разучивание нового двигательного действия на разновысоких брусьях и повышение общего уровня тренированности девушек с использованием Гимнастических и легкоатлетических упражнений. В основной части выделяются разделы, отличающиеся друг от друга содержанием и внутренней структурой. 172 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_____________ Продолжительность основной части занятия ограничена: работа- > способностью занимающихся (можно ли продолжать работу, необходимую для реализации основных задач, без ухудшения ее качества и эффективности, несмотря на усиливающееся утомление); временем, выделенным на занятие в рамках общих требований. Эта часть занятия варьируется в широких пределах, что определяется требованиями образовательного учреждения. Например, при беге на длинные дистанции в условиях высокой температуры воздуха или при передвижении на лыжах в сильный мороз занятие заканчивают раньше, если у обучаемых появились признаки утомления или обморожения. Продолжительность основной части занятия варьируется в широких пределах, что определяется требованиями образовательного учреждения. В беге на длинные дистанции при высокой температуре воздуха, при передвижении на лыжах в мороз, в сильный ветер занятие можно закончить раньше, если у обучаемых появились признаки утомления или обморожения. Заключительная часть занятия направлена на проведение гигиенических, специально-восстановительных и других процедур. От содержания этой части зависит конечный эффект занятия. Подводятся итоги, оцениваются результаты, дается установка на самостоятельную работу. Уменьшается интенсивность выполняемых действий, используются дыхательные, релаксационные и другие упражнения, способствующие активизации восстановительных процессов. Большое значение приобретает разумная минимизация затрат времени в подготовительной и заключительной частях занятия, чтобы использовать его в основной части. Учебные занятия традиционная форма организации обучения, характеризующаяся следующими признаками: они имеют воспитательно-образовательную направленность, содержание, время и место в соответствии с учебными планами, программами и расписанием. Отдельное занятие — самостоятельное звено, связанное определенной последовательностью с другими равнозначными звеньями. Учитель, используя педагогические принципы и методы, организует занятие, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность в соответствии с логикой решаемых задач. Поведение и взаимоотношение участников занятия, внешние условия его проведения определяются в соответствии с педагогическими и этическими нормами. Контингент учебных групп, как правило, однороден. Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям • 173 Учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и сборных командах аналогичны практическим учебным занятиям и проводятся под руководством тренеров. Они имеют определенные особенности: специализация тренировки, установка на достижение определенных результатов. Все это зависит от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающихся, затраты времени и сил. Учебно-тренировочные занятия, организуемые самостоятельно, более вариативны. Их содержание видоизменяется в зависимости от индивидуальных потребностей занимающихся: спортивное совершенствование, общая физическая подготовка, физкультурно-кондиционная тренировка, занятия, направленные на реализацию частных задач. Это зависит и от социальных условий занимающихся, наличия у них свободного времени для занятий, материально-технического оснащения. В разных ситуациях занятия различаются структурными элементами, способами организации активности занимающихся, уровнем и динамикой предъявляемых нагрузок, объемом и характером распределения затрат времени. При соответствующих условиях тренировочные занятия проводятся по типу индивидуальных уроков, что нередко бывает, например, в работе тренера со спортсменом высокого класса.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |