Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проектирование и построение учебных занятий по физической культуре и спорту




ДЕЙСТВИЯМ

Процесс физического воспитания и образования непрерывен, его ор-4 ганизуют без больших интервалов, и зависит он от основной деятель-1 ности занимающихся, динамики восстановительных процессов, дру-1 гих факторов. Построение учебных занятий включает в себя сочетание 1 разнообразных разделов, особенностей их содержания, уровня под-1 готовленности обучаемых, мест занятий и материально-технической оснащенности.

Под структурой основных форм физического воспитания и обуче­ния понимается постоянное построение каждого отдельного занятия, которое выражается в закономерной последовательности, взаимосвя­занности его частей, компонентов и разделов. Занятие состоит из трех частей: подготовительной (вводной, вводно-подготовительной, раз­минки), основной и заключительной, что позволяет представить его структуру в самых общих чертах. В деталях она характеризуется после­довательной ее компоновкой различными упражнениями.

Подготовительная часть занятия подчинена подготовке учащихся, к выполнению главной задачи в его основной части. В этот отрезок | времени усилия педагога направлены на формирование эмоционально-волевого настроя учеников.

В этой части занятия организм подготавливается к интенсивным нагрузкам, предотвращению травм в повышенной степени сложно­сти и интенсивности нагрузок, предстоящей основной двигательной деятельности. В профилактике травм первостепенную роль играет разминка, исключающая чрезмерное форсирование функциональных


Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям • 171

нагрузок, гарантирующая постепенную, соразмерную мобилизацию функций всех систем организма при выполнении подготовительных упражнений.

Содержание подготовительной части занятия зависит от осо­бенностей исходного функционального состояния занимающихся; меры и направления изменения его в конкретных условиях, чтобы оно стало благоприятным для выполнения основной двигательной деятельности.

Варианты подготовительной части занятия в различных ситуаци­ях не исключают единообразия ее структуры. При всех особенностях содержания и условий занятий построение каждого из них в подго­товительной части остается одинаковым. Это находит свое выраже­ние в последовательности таких ключевых компонентов подготовки, как вводные, организующие и установочные действия, общая и спе­циальная разминка, а также в динамике функциональных нагрузок.

Граница между подготовительной и основной частями занятия условна, так как занимающиеся, готовясь к выполнению учебных за­дач, постепенно переходят в следующую фазу деятельности.

Основная часть занятия определяющая функция его содержания, занимает преобладающую долю в общем объеме его времени. В зави­симости от содержания она может быть однородной (гомогенной), не­однородной, комплексной или комбинированной (гетерогенной).

Гомогенная структура занятия характеризуется тем, что его основ­ная часть строится по логике последовательного развертывания дея­тельности. Такая структура типична для занятий, имеющих однопред-метное содержание, где все направлено на реализацию главной задачи, например первоначальное или углубленное разучивание сложного двигательного действия юношей на гимнастических кольцах. Это мож­но осуществлять избирательно, направленно или концентрированно, воздействуя на функциональные свойства организма, ограничиваю­щие уровень качественно определенных двигательных возможностей: силовых, скоростно-силовых, выносливости.

Гетерогенная структура занятия соотносится с его комплексным содержанием, когда решаются в качестве основных несовпадающие задачи, например разучивание нового двигательного действия на раз­новысоких брусьях и повышение общего уровня тренированности де­вушек с использованием Гимнастических и легкоатлетических упраж­нений. В основной части выделяются разделы, отличающиеся друг от друга содержанием и внутренней структурой.


172 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_____________

Продолжительность основной части занятия ограничена: работа- > способностью занимающихся (можно ли продолжать работу, необ­ходимую для реализации основных задач, без ухудшения ее качества и эффективности, несмотря на усиливающееся утомление); временем, выделенным на занятие в рамках общих требований. Эта часть занятия варьируется в широких пределах, что определяется требованиями об­разовательного учреждения. Например, при беге на длинные дистан­ции в условиях высокой температуры воздуха или при передвижении на лыжах в сильный мороз занятие заканчивают раньше, если у обу­чаемых появились признаки утомления или обморожения.

Продолжительность основной части занятия варьируется в ши­роких пределах, что определяется требованиями образовательного учреждения.

В беге на длинные дистанции при высокой температуре воздуха, при передвижении на лыжах в мороз, в сильный ветер занятие можно закончить раньше, если у обучаемых появились признаки утомления или обморожения.

Заключительная часть занятия направлена на проведение гигие­нических, специально-восстановительных и других процедур. От со­держания этой части зависит конечный эффект занятия. Подводятся итоги, оцениваются результаты, дается установка на самостоятельную работу. Уменьшается интенсивность выполняемых действий, исполь­зуются дыхательные, релаксационные и другие упражнения, способ­ствующие активизации восстановительных процессов.

Большое значение приобретает разумная минимизация затрат вре­мени в подготовительной и заключительной частях занятия, чтобы ис­пользовать его в основной части.

Учебные занятия традиционная форма организации обуче­ния, характеризующаяся следующими признаками: они имеют воспитательно-образовательную направленность, содержание, время и место в соответствии с учебными планами, программами и расписа­нием. Отдельное занятие — самостоятельное звено, связанное опреде­ленной последовательностью с другими равнозначными звеньями.

Учитель, используя педагогические принципы и методы, орга­низует занятие, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность в соответствии с логикой решаемых задач. Пове­дение и взаимоотношение участников занятия, внешние условия его проведения определяются в соответствии с педагогическими и этическими нормами. Контингент учебных групп, как правило, однороден.


Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям • 173

Учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и сборных командах аналогичны практическим учебным занятиям и проводятся под руководством тренеров. Они имеют определенные особенности: специализация тренировки, установка на достижение определенных результатов. Все это зависит от индивидуальных склонностей, интере­сов, способностей занимающихся, затраты времени и сил.

Учебно-тренировочные занятия, организуемые самостоятельно, более вариативны. Их содержание видоизменяется в зависимости от индивидуальных потребностей занимающихся: спортивное со­вершенствование, общая физическая подготовка, физкультурно-кондиционная тренировка, занятия, направленные на реализацию частных задач. Это зависит и от социальных условий занимающих­ся, наличия у них свободного времени для занятий, материально-технического оснащения.

В разных ситуациях занятия различаются структурными элемен­тами, способами организации активности занимающихся, уровнем и динамикой предъявляемых нагрузок, объемом и характером распре­деления затрат времени. При соответствующих условиях тренировоч­ные занятия проводятся по типу индивидуальных уроков, что нередко бывает, например, в работе тренера со спортсменом высокого класса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.