КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений
Термин «ритм» имеет много значений (музыкальный, стихотвор--! ный, сердечный). Применительно к упражнениям он означает опре-1 деленную упорядоченность движений в составе целостного действия,! при этом акцентированные, связанные с активным нарастанием мы-| шечных напряжений фазы действия чередуются с неакцентированны->| ми, отличающимися меньшими напряжениями или расслаблением. Ритм не следует смешивать с темпом движений, который является! одним из временных характеристик (частота в единицу времени). Ритм! как комплексная характеристика техники упражнений отражает зако-!| номерный порядок распределения усилий во времени и пространстве,! последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) | в динамике действия. В акцентированных фазах действия сосредоточиваются активные | мышечные усилия. Движения, вызванные этими усилиями, продолжаются определенное время без напряжений, в условиях относительного или полного мышечного расслабления. В результате систематиче- | ских упражнений устанавливаются оптимальная степень нарастания и спада усилий, а также рациональное соотношение длительности фаз напряжения и расслабления, что позволяет оптимизировать режим | мышечной деятельности, целесообразно использовать внутренние и внешние силы движения. Например, у лыжников высокого класса (при классическом передвижений) в отличие от начинающих период отталкивания ногами значительно короче, но связан с более мощными усилиями. Период скольжения составляет большую долю от общей продолжительности цикла движений. Мощные движения лыжника сочетаются с их экономичностью, рациональным расслаблением и эффективным использованием сил скольжения.
Для ритмично выполняемых упражнений характерна четко согласованная последовательность «включения» различных мышечных групп по ходу действия. Скоростные и скоростно-силовые действия (преимущественно одноактные: толкание ядра, метание диска, молота, удары в боксе, циклические и смешанные упражнения стартового разгона, прыжки в высоту) строятся по принципу непрерывного наращивания мощности движений к решающей фазе действия. Двигательный ритм выражает закономерную упорядоченность элементов в составе целого; несмотря на вариации действия, его рит- Глава 8. Средства физической культуры и спорта • 149 мическая структура в основном сохраняется — в ускорении или замедлении действия при условии пропорционального изменения пространственных, временных и скоростных характеристик движений. Действия от внешних условий проявления его ритма в определенной мере варьируют (например, ритм попеременного хода на лыжах в условиях различного рельефа и скольжения будет видоизменяться). У каждого обучаемого могут быть свои разновидности ритма, которые не должны выходить за известные границы, определяемые необходимой ритмической структурой движений. Зная эту структуру, можно осознанно формировать и регулировать ритмы упражнений. В сравнении с биологическими ритмами организма двигательные ритмы представляют собой более высокую ступень организации функциональной активности, на которой целенаправленно включаются психические факторы («чувство ритма»). Направленное формирование и совершенствование ритма двигательных действий составляет основу физического воспитания и образования. Контрольные задания 1. Составьте свою классификацию физических упражнений. 2. Объясните, что означает понятие «построение целесообразных 3. Расскажите, как принято группировать физические упражнения 4. Дайте характеристику понятию «траектория движений». 5. Назовите способы и методы, с помощью которых можно фор ГЛАВА МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО] воспитания и образования!
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 8042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |