Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений




Термин «ритм» имеет много значений (музыкальный, стихотвор--! ный, сердечный). Применительно к упражнениям он означает опре-1 деленную упорядоченность движений в составе целостного действия,! при этом акцентированные, связанные с активным нарастанием мы-| шечных напряжений фазы действия чередуются с неакцентированны->| ми, отличающимися меньшими напряжениями или расслаблением.

Ритм не следует смешивать с темпом движений, который является! одним из временных характеристик (частота в единицу времени). Ритм! как комплексная характеристика техники упражнений отражает зако-!| номерный порядок распределения усилий во времени и пространстве,! последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) | в динамике действия.

В акцентированных фазах действия сосредоточиваются активные | мышечные усилия. Движения, вызванные этими усилиями, продолжа­ются определенное время без напряжений, в условиях относительно­го или полного мышечного расслабления. В результате систематиче- | ских упражнений устанавливаются оптимальная степень нарастания и спада усилий, а также рациональное соотношение длительности фаз напряжения и расслабления, что позволяет оптимизировать режим | мышечной деятельности, целесообразно использовать внутренние и внешние силы движения.

Например, у лыжников высокого класса (при классическом пере­движений) в отличие от начинающих период отталкивания ногами значительно короче, но связан с более мощными усилиями. Период скольжения составляет большую долю от общей продолжительности цикла движений. Мощные движения лыжника сочетаются с их эконо­мичностью, рациональным расслаблением и эффективным использо­ванием сил скольжения.

Для ритмично выполняемых упражнений характерна четко со­гласованная последовательность «включения» различных мышечных групп по ходу действия. Скоростные и скоростно-силовые действия (преимущественно одноактные: толкание ядра, метание диска, моло­та, удары в боксе, циклические и смешанные упражнения стартового разгона, прыжки в высоту) строятся по принципу непрерывного нара­щивания мощности движений к решающей фазе действия.

Двигательный ритм выражает закономерную упорядоченность элементов в составе целого; несмотря на вариации действия, его рит-


Глава 8. Средства физической культуры и спорта • 149

мическая структура в основном сохраняется — в ускорении или за­медлении действия при условии пропорционального изменения про­странственных, временных и скоростных характеристик движений.

Действия от внешних условий проявления его ритма в определен­ной мере варьируют (например, ритм попеременного хода на лыжах в условиях различного рельефа и скольжения будет видоизменяться). У каждого обучаемого могут быть свои разновидности ритма, которые не должны выходить за известные границы, определяемые необходи­мой ритмической структурой движений. Зная эту структуру, можно осознанно формировать и регулировать ритмы упражнений.

В сравнении с биологическими ритмами организма двигательные ритмы представляют собой более высокую ступень организации функ­циональной активности, на которой целенаправленно включаются психические факторы («чувство ритма»). Направленное формирова­ние и совершенствование ритма двигательных действий составляет основу физического воспитания и образования.

Контрольные задания

1. Составьте свою классификацию физических упражнений.

2. Объясните, что означает понятие «построение целесообразных
движений».

3. Расскажите, как принято группировать физические упражнения
по принадлежности к исторически сложившимся условиям.

4. Дайте характеристику понятию «траектория движений».

5. Назовите способы и методы, с помощью которых можно фор­
мировать экономизацию движений.


 

ГЛАВА

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО]

воспитания и образования!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 8042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.