Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы наглядного восприятия




Методы наглядного восприятия обеспечивают зрительное и слуховс восприятие изучаемого действия. Просмотр и прослушивание темпЦ


и ритма движений создают у учащихся разностороннее представление о действии, расширяют ориентировочную основу для последующего их воспроизведения. Наглядное восприятие способствует быстрому и прочному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям.

Методы наглядного восприятия являются главными, но не един­ственными в реализации принципа наглядности. С их помощью ученик получает возможность для созерцания, являющегося первой ступенью в формировании образа изучаемого действия. Следует учи­тывать, что у одних лучше происходит зрительное восприятие, у дру­гих — слуховое. Учителю необходимо предусматривать в методике обучения роль ведущего анализатора и по возможности индивидуали­зировать применение соответствующих методов.

При групповом обучении это проявляется в использовании разно­видностей методов наглядного восприятия. Одни обучаемые при фор­мировании образа действия опираются на зрительное восприятие, другие — на слуховое. Зная персональные особенности восприятия каждого обучаемого, можно найти возможность для индивидуального применения того или иного метода.

Результативность методов во многом определяется соответствием возраста обучающегося. Большое значение эти методы имеют при ра­боте с детьми. У них сильно развита способность к подражанию, стрем­ление к следованию примерам, например, в младшем возрасте хорошо развито чувственное восприятие.

Использование методов наглядного восприятия зависит от этапа обучения. На первых этапах они применяются чаще, на этапе совер­шенствования их используют для исправления ошибок.

Показ двигательного действия учителем (или обучаемым по зада­нию учителя) является специфичным методом обучения, в основе ко­торого лежит подражание. Оно является сознательным актом челове­ка, однако уровни сознательности и причины подражания могут быть различными. Учитель использует такие методические приемы, кото­рые помогут развить у учащихся стойкий интерес к систематическим занятиям упражнениями.

Эффективность подражания зависит от возраста, характера и уров­ня психической и физической подготовленности обучаемого. Готов­ность к сознательному подражанию определяется действиями не­скольких факторов.

Способность анализировать увиденное действие — это, когда уче­ник умеет анализировать упражнение, тогда подражание становится одним из эффективных способов его развития. Подражание по прин-


166 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА____

ципу «посмотри и сделай» превратит его в бессмысленное повторение! увиденного образца. В результате обучаемый не познает основных за*| кономерностей действия, будет слепо копировать учителя.

Соответствие психофизиологической зрелости обучаемого слож*4 ности воспроизводимого упражнения должно быть оптимальным/1 т.е. доступным для ученика при условии проявления достаточно вы*'| сокой степени усилий.

Уровень знаний должен соответствовать полноте представления! обучаемого о подражании. Интерес к этому действию должен вызыватв! желание подражать. Стремление к активному воспроизведению на«блюдаемого может быть использовано учителем для превращения под*! ражания в существенный мотив обучения. Например, у детей младше*| го школьного возраста стремление к подражанию возникает на основ любопытства, желания быть похожим на взрослых, у старших школь*! ников — на основе сознательного интереса к действиям, осознанног поиска путей быстрейшего овладения техникой исполнения.

Необходимо осуществлять своевременный и качественный кон*| троль (самоконтроль) за подражанием. Указания учителя и способность! ученика анализировать свое действие повышают осознанность подра*| жания, что позволяет вносить коррективы в повторное выполнение-»|

В педагогической деятельности следует учитывать некоторые мето*| дические требования к показу упражнения. Показ должен сочетаться! пояснениями, что поможет избежать слепого копирования и развить! способность к творческому воспроизведению действия. Соотношение! показа и слова по содержанию, частоте применения и распределению! во времени должно определяться педагогическими задачами и реальн0'| складывающимися ситуациями обучения.

Содержание показа должно соответствовать задачам обучения;! Первый показ создает целостное представление о стандартной технике! исполнения упражнения. Он осуществляется на уровне, доступном для| воспроизведения. Если требуется показать, как нужно овладеть дей*| ствием, то в показе отражается индивидуальная техника исполнения!! выражающая высшую степень мастерства. Когда необходимо обратитй! внимание учеников на отдельные движения и акцентированные уси-1 лия, в показе подчеркиваются эти детали. Для большей наглядности! иногда показывают часть изучаемого действия, уменьшают скорость:;! движения, делают паузы.

При показе учитывают стремление учеников подражать эмоцио-| нальному состоянию учителя, что необходимо использовать для по? вышения их познавательной активности. Недопустим небрежный, не*|


Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 167

точный показ, так как он может быть принят учениками за образец, которому надо подражать.

Показ можно поручать хорошо подготовленному ученику: если учитель по состоянию здоровья не в состоянии хорошо выполнить действие; если при показе он вынужден принять положение (напри­мер, вниз головой), при котором ему неудобно объяснять; когда не­обходимо снять предубеждение в невыполнимости задания; когда на примере обучаемого можно нагляднее показать индивидуальную технику исполнения.

При показе учитель занимает такое положение, при котором ему удобно руководить обучаемыми. Например, стоя на возвышении, лег­че держать под контролем учебную группу, а обучаемым видеть упраж­нение в плоскости, наглядно отражающей структуру действия; стоя к обучаемым в профиль, легче показать правильное сгибание ноги вперед.

Показы учителем «как не надо выполнять» допустимы в тех случа­ях, когда обучаемые способны критически относиться к упражнени­ям, умеют анализировать свои движения, когда такой показ сопрово­ждается убедительным объяснением и не является передразниванием недостатков обучаемого.

Зеркальные показы целесообразны при использовании простых упражнений. При показе сложных действий зеркальное исполнение приводит к нарушению естественности, легкости исполнения.

Демонстрация наглядных пособий создает дополнительные возмож­ности для восприятия обучаемыми двигательного действия с помо­щью предметного изображения. Она обладает преимуществом перед показом при необходимости акцентировать внимание обучаемых на статических положениях и последовательной смене фаз движений. Демонстрация приобретает значение тогда, когда связана с педагоги­ческой задачей. Подчиняясь требованиям, предъявляемым к методам наглядного восприятия, при демонстрации надо учитывать принципы восприятия обучаемым,графических изображений. Это соблюдается требованиями к наглядным пособиям: размер, форма, цвет, насыщен­ность и расположение элементов. Демонстрация наглядных пособий должна проводиться с учетом методических правил.

Плакаты отражают элементы в действии, которые трудно акценти­ровать при показе, доходчиво объяснить. Изображение освобождается от деталей, которые могут отвлекать обучаемых от главного. Ценными по содержанию являются плакаты с изображением последовательно­сти и одновременности движений, составляющих действие.


168 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА____________

Демонстрации предшествует подготовка обучаемых к восприятию | материала: у них необходимо сформировать интерес к предмету пред~ полагаемого наблюдения, их внимание должно быть направлено на | те элементы изображения, которые являются ведущими для решения задачи обучения. Соотношение демонстрации и сопутствующих объ-, яснений по времени и объему обусловлено педагогической задачей.! Для проверки результатов наглядного восприятия полезны вопросы учителя и ответы обучаемых.

Рисунки мелом на доске (на электронной доске) обладают преиму-1 ществом перед плакатами, хотя и не могут их полностью заменять. ^ Последовательно изображая отдельные элементы действия, следо- \ вательно, поочередно сосредоточивая внимание обучаемых на этих | элементах, можно создать запоминающееся представление о последо­вательности фаз движений, об основе и деталях техники. Рисунок мот | жет быть простым, не загроможденным частностями, отвлекающими „Ц внимание учеников. Рисунки на доске — это оперативный метод де-: монстрации. На занятии без дополнительной затраты времени учитель | может им воспользоваться. Способность учителя рисовать — немало-^ важный фактор эмоционального и эстетического воздействия на уча­щихся. Хорошие рисунки не оставят их равнодушными к изучаемым действиям.

Зарисовки, выполняемые обучаемыми в виде контурных фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры,*; действия, образно продумать выполнение, найти свои ошибки. Обу-1 чение простейшим зарисовкам — это развитие способности к анализу-движений, один из способов использования занятий упражнениями,; для эстетического воспитания.

Предметные пособия обладают ограниченными возможностями,!
оказывают сильное эмоциональное воздействие. Объемные и гокь!
скостные шарнирные модели позволяют демонстрировать движения
отдельных звеньев тела, траектории и амплитуды движений, передви-|
жение тела в пространстве, но только в одной плоскости.,

Кинофильмы, видеофильмы, компьютерные мультимедийные техно' логии, ОУП при всех технических трудностях демонстрации упражне^ ний в педагогическом процессе обладают большими возможностями, С их помощью можно многократно и многопланово демонстрировать! исполнение действий высшего спортивного мастерства.

Большое значение для наглядного восприятия движений имеет рач'Ц пидная съемка, киносъемка движений с повышенной частотой. Про­екция полученного изображения со скоростью меньшей, чем скоростьЦ


Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 169

съемки, дает на экране замедленное движение, что позволяет рассмо­треть его во всех деталях. Нельзя забывать и об эмоциональном воз­действии технических средств обучения.

Звуковая и световая сигнализации создают необходимые слуховые и зрительные ориентиры начала и окончания движения, задают опре­деленный темп и ритм движений, направление, амплитуду. Простей­шими способами сигнализации являются удары метронома, задающие необходимый темп движений, отметки на грунте, колышки, флажки, определяющие длину и направление разбега, метания. Широкое рас­пространение получили электрозвуколидеры, электромишени, специ­альные устройства для срочной информации о выполняемом действии, компьютерные тренажеры.

Контрольные задания

1. Объясните, в чем заключается отличие принципа обучения
от метода обучения.

2. Объясните, как классифицируются методы по способу получе­
ния информации.

3. Дайте характеристику игровому методу.

4. Раскройте сущность методов воспитания.

5. Назовите главную функцию метода показа упражнения.


ГЛАВА

10!

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДШ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ'




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.