КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы использования слова при обучении физическим упражнениям
Классификация и характеристика методов обучения Требования к обучению учащихся средних профессиональных учебных учреждений Специальные знания и двигательные действия как предметы обучения, воспитания и образования требуют от учителя владения определенными способами преподавания, от обучаемого — способами учения. Как, вести обучаемых от незнания к знанию, от неумения к умению — одна | из стержневых задач конструктивной деятельности учителя. Методов, методик, методических приемов и способов воспитания и образования много, но ни одни из них не являются универсальным. Знания позволяют правильно ориентироваться в их многообразии и отбирать > наиболее эффективные для решения учебных задач. Метод (от греч. те(Ио(1$ — путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Способы передачи обучаемым знаний и умений, способы воздействия учителя на обучаемых, способы работы самих обучаемых относятся к методам и методическим приемам. Метод обучения — это система действий учителя в процессе преподавания, обучаемого — при усвоении учебного материала. Метод обучения реализуется с помощью методических приемов, входящих в состав данного метода. Например, метод показа может осуществляться разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в необходимом темпе или замедленно. Методический прием — это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Метод используется с помо- Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 151 щью разнообразных методических приемов. Вне метода прием теряет свое значение. В конкретных условиях прием применяют как метод. При одном и том же методе реализация его может осуществляться разными приемами. Поэтому метод используется при решении задач на этапе обучения с любым контингентом занимающихся. Чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода. Методические приемы используются только в частных случаях. Иногда бывает, что учитель неоправданно часто применяет какой-либо методический прием, что может придать этому приему внешние черты метода. Так бывает, когда на практических занятиях, например, по легкой атлетике, учитель чрезмерно увлечен свистком для управления подопечными. Метод может приобрести внешние признаки приема у неопытного педагога. Например, при разучивании по частям он неумело использует подводящие упражнения. Это может привести к тому, что метод будет применяться в частных случаях педагогической практики. Методических приемов много, но учитель на определенном этапе своей деятельности владеет только своими приемами, которые устаревают, видоизменяются, трансформируются или создаются новые. Часто различие в уровне преподавания объясняется именно разным объемом методических приемов, которым владеет педагог. Обучение — процесс двусторонний: учитель учит, ученики учатся. Примененный учителем метод обучения (методический прием) — это не только способ преподавания, выполняющий информативную и управляющую функции (учитель объясняет, показывает, командует), но и способ учения ученика (он слушает, наблюдает, выполняет упражнение). Ведущая роль учителя и ведомая ученика — взаимосвязана и взаимообусловлена. Внешние признаки действия обучаемого, как правило, тождественны требованиям учителя. Например, учитель объясняет и показывает упражнение, ученик стремится его выполнить. Однако в действиях обучаемого имеется скрытая деталь от взгляда наблюдателя — это процесс усвоения полученной им информации, степень познавательной активности, мотив, побуждающий к учению. Эти психические процессы сложны для анализа, так как одно и то же наблюдаемое действие обучаемого может иметь разную качественную основу. Например, двое воспроизводят показанное учителем действие примерно с одинаковым эффектом. Один из них ориентируется на внешний образ увиденного упражнения, другой опирается и на сравнительный анализ имеющихся у него знаний и двигательного опыта. 152 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_____________ То есть существует вариативность в усвоении учебного материала при| использовании одного и того же метода. Специальную систему методов и методических приемов обучения,,1! иногда и форму организации занятий, созданную для изучения конЦ| кретного двигательного действия определенным составом занимаю"! шихся, принято называть методикой обучения. Например, методика! обучения плаванию способом брасс, методика обучения прыжкам; в высоту с разбега. Целесообразность применения метода (методического приема) '| обеспечивается соблюдением следующих требований. Научная обоснованность метода обеспечивается оздоровитель-1 ным, воспитательным и образовательным эффектами от занятий^ упражнениями. Соответствие поставленной задаче обучения — отсутствие конкрет-1 ных задач занятия не позволяет правильно подобрать методы обуче-1 ния. К примеру, если поставлена задача — обучить учащихся плаванию I способом кроль на спине, то определить методы окажется невозмож- 1 ным, так как при общей формулировке можно в равной мере исполь-1 зовать и метод разучивания в целом, и метод разучивания по частям. I При задаче, например, обучить движению рук или ног при плавании | способом кроль на спине возникнет необходимость применения мето- | да разучивания по частям. Обеспечение воспитывающего характера обучения — выбранный метод должен обеспечить эффективность обучения, воспитание познавательной активности обучаемого. Недопустимы методы, сковывающие | инициативу ученика, требующие от него лишь механического воспроизведения движений. Соответствие принципам обучения — метод обучения обязан опираться на реализацию системы принципов. Недопустимо односторонне толковать связь метода с отдельно взятым принципом. Например, неверно считать, если учитель использует метод показа, значит, он полностью реализует принцип наглядности. Как известно, этот прин- | цип реализуется через систему методов. Соответствие специфике учебного материала — методы обучения одинаковы для всех видов упражнений. Однако каждое из них, в соответствии со своими характеристиками и сложностью, требует специ- | фических способов обучения. При обучении, например, низкому старту в беге на 100 м не ограничиваются методами слова, так как используется и метод показа; при освоении простых упражнений приме- Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 153 няют метод разучивания в целом, при освоении сложных не обойтись без подводящих упражнений. Соответствие индивидуальной и групповой подготовленности учащихся — учитываются возрастные закономерности восприятия учебного материала. Наиболее приемлем метод разучивания в целом, но с последовательным акцентированием внимания на отдельные элементы. К слабо подготовленному ученику надо применять метод разучивания по частям. При хорошей его общеобразовательной подготовке целесообразно использовать объяснение и беседу. Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям учителя — каждый обязан владеть методами обучения и воспитания в полном объеме. Однако он владеет привычными для него методами. Например, на занятии можно применить два разных метода, чтобы получить одинаковый результат. Однако учителю разумнее использовать тот метод, которым он владеет лучше. Его возраст снижает физические возможности и приводит к перестройке педагогических умений (следовательно, и применяемых методов), позволяющих сохранить качество преподавания при меньшей личной двигательной активности. Соответствие условиям занятий — можно достичь оптимальной моторной плотности занятия при методе разучивания в целом. Если в спортиэном зале имеется две гимнастические перекладины, то, обучая юношей подъему разгибом, целесообразно применять подводящие упражнения, позволяющие фронтальным способом изучать основные его элементы. Учитель должен продумать и применение методов слова в зависимости от акустических свойств зала, размеров площадки. Разнообразие методов — ни один из методов не может быть признан единственным и основным. Универсализация любого метода порождает недоверие к нему. Для достижения успеха в обучении применяются разнообразные методы. Следует помнить, что не существует плохих методов. Каждый метод по-своему хорош. Плохими их делают методически неподготовленные педагоги. То, что эффективно действует в одних педагогических ситуациях, может оказаться совершенно бесполезным, даже вредным — в других. В педагогической практике необходимо применять систему методов обучения. В ней должны максимально использоваться сильные стороны методов и нейтрализоваться слабые. Показ сочетается с объяснением, объяснение включает описание, указание. Методов, одинаково пригодных для всех обучаемых и для всех условий работы, не существует. Универсальные методы ограничивают творческую инициативу учителя, не позволяют использовать ему потенциал учащихся. 154 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Результативность метода — оценивается прочностью овладения 1 учебным материалом при одновременном содействии оздоровлению | и воспитанию учащихся. Классификация методов обучения позволяет учителю оценить сходство и различия способов преподавания учебного материала и усвоение его обучаемыми, что необходимо знать при выборе методов для решения задачи. Методы раскрывают процесс обучения с различных сторон. В педагогической практике следует различать: способы, отражающие характер познавательной активности обучаемого в простом воспроизведении услышанного и увиденного; способы передачи учителем своих знаний и умений словом, показом и демонстрацией; способы получения обучаемыми знаний и умений прослушиванием, наблюдением и выполнением движений. В теории и практике физкультурно-спортивной деятельности распространение получил способ, который отражает специфику учебного материала, требующего от обучаемого знаний и практического овладения двигательными действиями. Классификация методов по способу получения обучаемыми информации подразумевает, что источником информации является учитель. Каждый из методов обучения обладает возможностями для развития познавательной активности обучаемых, что зависит от умения учителя реализовать эти возможности. По способу получения знаний и умений методы обучения делятся на практические методы, методы использования слова, методы наглядного восприятия. Эти группы методов обеспечивают ознакомление обучаемого с изучаемым действием с помощью анализаторных систем организма: ученик слушает, наблюдает, ощущает сам процесс движения. В работу вовлекаются сигнальные системы. При обучении действиям особое значение приобретают практические методы. Другие группы создают предпосылки, их реализация осуществляется при непосредственном исполнении движений тем или иным способом. Каждая группа методов представлена несколькими разновидностями, иногда неравноценными по частоте использования в педагогической деятельности. Без команды, объяснения, показа трудно себе представить любое занятие по физической культуре. Метод демонстрации применяется реже. Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 155 Практические методы обучения основаны на активной двигательной деятельности и разделяются на методы разучивания по частям и в целом и на методы игровой и соревновательный. Различия относительны. Два метода из разных групп могут совмещаться, так как одно и то же действие может одновременно осваиваться, например, методом разучивания по частям и соревновательным методом. Однако это не дает оснований для их отождествления. Методы изучения упражнения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при определенной форме движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом. Появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимые действия. Методы этой группы дополняют друг друга, применяются в различных условиях, которые определяют учебную задачу: групповую и персональную характеристику обучаемых, этапы обучения, содержание учебного материала, длительность занятия, местные условия обучения, наличие учебных средств (инвентарь, снаряды). Метод разучивания но частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в целое. Полноценная реализация этого метода зависит от понимания возможности и необходимости расчленения двигательного действия, а также от практического умения его осуществлять в соответствии с задачей обучения. Сложное действие не представляет собой механической суммы слагаемых его движений. Целое отличается от его отдельных элементов, между которыми устанавливаются определенные соотношения. Часть хотя и подавляется целым, участвует в целом. Понять целое действие можно через познание составляющих его движений и закономерности становления действия. Расчленение является характерной чертой метода разучивания по частям, но само разучивание части не является самоцелью. Оно служит первоначальным этапом, облегчающим овладение целостным действием. Завершением является освоение действия в целом, без чего теряется смысл обучения. В конечном счете обучаемые должны воспринимать действие как единое целое от начала и до конца. В этой слитности исполнения не должно быть главных и второстепенных элементов. Все в той или иной мере несет в себе залог общего успеха. 156 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_______________ Подводящие упражнения используются для облегчения усвоения целостного двигательного акта через предварительное решение серии частных образовательных задач. Это достигается тогда, когда такие | упражнения содержат сходные по структуре нервно-мышечных напряжений элементы целостного действия. Подводящие упражнения способствуют накоплению в центральной нервной системе следовых эффектов, простых временных связей, которые вследствие однородности и координационной общности с основным упражнением могут облегчить его освоение. Создание системы подводящих упражнений достигается анализом намеченного для изучения действия, расчленением его и выделением главных элементов. Расчленение действия, количество подводящих упражнений, их очередность и длительность применения определяются учителем применительно к задачам обучения, учитывающим подготовленность обучаемых и сложность разучиваемого действия. Подводящее упражнение должно иметь законченную форму и быть доступно обучаемым. Следует объяснить, а затем напоминать назначение каждого упражнения и периодически проверять их усвоение. Желательно, чтобы часть из этих упражнений можно было бы использовать в процессе самостоятельной работы. В зависимости от структуры двигательного действия и задач обуче- -| ния подводящие упражнения можно представить: в форме вычлененной части целостного действия; целостного действия, но с вычлененными из него деталями. Часть действия представляется без каких-либо дополнительных движений. Следующая форма подводящего упражнения — это определенная часть изучаемого действия с дополнительными движениями для придания ему законченной структуры. Педагогические преимущества метода разучивания по частям заключаются в том, что они облегчают процесс усвоения действия, например, при выполнении упражнения на брусьях. К цели ученик подходит с постепенным накоплением запаса частных двигательных умений, из которых формируется нужное действие. Обучение позволяет концентрировать внимание на каждой детали, осознавать ее роль в целом двигательном акте, что ведет к более тщательному освоению | элементов и действия в целом. В результате укорачиваются сроки обучения, повышается общая культура движений. Разучивание по частям делает процесс обучения на каждом занятии более конкретным, следовательно, и мотивированным, так как успехи | в овладении одним элементом приносят удовлетворение. Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 157 От разнообразия подводящих упражнений занятие более эффективно, а процесс обучения интересен. Большой запас двигательных умений, создаваемый разучиванием частей, позволяет успешнее решать задачу обогащения двигательного опыта обучаемых. Применение метода разучивания по частям содействует сравнительно быстрому восстановлению утраченных навыков. Метод важен при изучении сложно-координационных действий и при необходимости для воздействия на отдельные суставы и мышечные группы. Он помогает творчески подходить к анализу изучаемых действий, позволяет воспринимать действие в его внешней форме. Метод разучивания в целом применяется на всех этапах обучения, предусматривает изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. При выполнении простых упражнений и высоком уровне подготовленности обучаемых отпадает необходимость в подводящих упражнениях. Если на первом этапе применялось расчленение действия, то на заключительном — обязательно целостное исполнение, без него невозможно совершенствование техники упражнения. Разучивание в целом незаменимо при опробовании действия. Некоторые действия при хорошей подготовленности учеников оказываются простыми, и разучивание по частям педагогически неоправданно. Разучивание в целом используется и в тех случаях, когда учитель не может расчленять действие и создавать системы подводящих упражнений. Метод принудительного облегчающего разучивания является вариантом метода разучивания в целом, но с использованием технических устройств, обеспечивающих возможность воспроизведения изучаемого упражнения (его элемента) в искусственно созданных условиях. Учащийся выполняет упражнение с теми характеристиками параметров, которые присущи данному двигательному действию на уровне запланированного результата. Метод исключает необходимость переучивания двигательного навыка с повышением уровня физической подготовленности обучающегося (это достигается за счет упорядочения мышечной координации и ритмически скоростной основы двигательного действия). Тренажерные устройства создаются для отдельного вида двигательного действия, например при обучении спринтерскому бегу, отработке техники поворотов в плавании, освоении сложных вращений в гимнастике, метании диска и толкании ядра. Компьютерные устройства используются, как правило, при обучении высококвалифицированных 158 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 159
спортсменов. В условиях массового обучения используются простые '\ Методы начального выполнения упражнения допускают свободный выбор действий обучаемых для решения поставленной задачи. Они'! используются на этапе совершенствования, когда учащиеся обладают | достаточным объемом знаний и умений. Методы этой группы облада- I ют различными признаками, но имеют и сходство. При их использовании присутствует элемент соперничества, стремление к утверждению, превосходства в том или ином действии. Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физкультурно-спортивной деятельности. Игра является средством физического воспитания, эффективным методом обучения. Важным направлением игры считается теория моделирования, в соответствии с которой она рассматривается как своеобразная модель элементов реальной жизни, воспроизводящая практическое по- | ведение в границах заранее определенных условностей. Игра выполняет следующие функции: подготовительную (совершенствование физических и духовных сил человека, воспитание со- | циальной активности и творчества), развлекательную (использование свободного времени); формирования отношений между учениками, | между учениками и образовательной средой. Основу содержания игры в физкультурно-спортивной деятельности составляют действия, способствующие совершенствованию личности. | Различия между играми, гимнастикой, спортом, туризмом следует признать условными. Игру рассматривают как систему конкретных действий, выполняемых в рамках определенных правил, как метод, которым можно решать педагогические задачи вне зависимости от характера упражнений. Игра как метод реализуется через общепринятые действия. Понятие игрового метода гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры. Например, игровым методом можно провести занятие на тему «Обязанности руководителя спортивным залом учебного учреждения», «Строим баскетбольную площадку». Наиболее характерные признаки игрового метода — это ярко выраженное соперничество и эмоциональность. В игре изменчивы условия ведения борьбы, условия выполнения действий. Участники должны владеть способами решения возникающих задач, а сформированные у них навыки отличаться гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям. Игра предъявляет высокие требования к творческой инициативе в действиях. Вариатив- ность игровых ситуаций требует самостоятельности в выборе наиболее результативных упражнений. В игровом методе отсутствуют строгие требования в действиях и нагрузке. В пределах официальных или условных правил обучаемые могут использовать действия, которые, по их мнению, наиболее эффективны. Нагрузка зависит от активности участника, выполняемой в игре функции и определенных условий (длительности использования метода, числа участников, содержания игры). Степень требований повышается в тех случаях, когда игровой метод применяется для изучения новых действий. Этим методом можно изучить один из элементов упражнения. Для достижения успеха в игре участнику приходится использовать комплекс действий (бег, прыжки, метания) в различных сочетаниях. Это обеспечивает комплексное воздействие на организм участников. Во многих случаях взаимоотношения между участниками осуществляются через какие-либо спортивные снаряды, например мячи. Для игрового метода характерно наличие всех или большинства перечисленных признаков. Этот метод создает возможности для комплексного развития двигательных навыков и качеств, совершенствования координации, умения решать внезапно возникающие задачи, незамедлительно входить в нужный темп работы. Метод имеет и слабую сторону: ограничена возможность для формирования нового, особенно сложного двигательного навыка. Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для состязания, применяется при любой форме организации занятий. Много общего у него с игровым методом. Однако между ними существует и различие. Обучение при игровом методе имеет сюжетное содержание, в соревновательном — нет. Если совершенствование передвижения по гимнастическому бревну имеет сюжетное содержание в виде переправы через речку, следовательно, применен игровой метод. Если упражнение не имеет сюжетной окраски, полностью подчинено задаче совершенствования техники действия, быстроте передвижения, значит, применен соревновательный метод. Различие не снимает соревновательного элемента в игровом методе, он подчинен сюжетному содержанию упражнения. Если содержанием игрового метода является какая-либо подвижная или спортивная игра и по ней проводится соревнование, то различия между двумя методами исчезают. Признаками соревновательного метода являются: 1) подчинение деятельности задаче победить в действии в соответствии с установленными правилами; задача является факто- 160 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА ром стимуляции активности и творчества участников, мерилом! 2) максимальное проявление физических и психических сил! 3) ограниченные возможности в управлении учениками, в Соревновательный метод эффективен при совершенствовании, его I не используют при первоначальном разучивании упражнений, так как;; для этого требуется высокий уровень развития физических качеств. Для его применения требуется развитая психическая устойчивость! к победам и неудачам. Метод дает педагогический эффект при усло-вии разносторонней подготовки обучаемых, с его помощью можно по-1 вышать достигнутый уровень подготовленности. Методами использования слова учитель осуществляет функции, на-1 правленные на конструктивную и организаторскую деятельность, { на установление взаимоотношения с учениками. Слово активизирует $ процесс обучения, так как соответствует формированию полных и отчетливых представлений, помогает осмыслить, активнее воспринять учебную задачу. Через слово обучаемый получает новые знания, понятия и их терминологическое определение, что во многом определяет его отношение к физическому воспитанию в целом, к изучаемому упражнению I в частности. С помощью слова учитель анализирует и оценивает ре- I зультаты освоения учебного материала, способствует развитию само-;| оценки, руководит обучением. Учитель имеет возможность использовать смысловую функцию слова для изложения материала, а также эмоциональную функцию, Ц позволяющую воздействовать на чувства обучаемого. Для осущест-: вления смысловой функции слова речь учителя должна быть точной*: и понятной. Смысловое содержание слова должно соответствовать особенно- | стям и задачам обучения. Перед изучением нового упражнения ис- Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 161 пользуется объяснение, после изучения основы техники — описание деталей. Словом необходимо подчеркивать эффективность изучаемого действия. Например, барьерным бегом можно овладевать произвольным способом. При разучивании преодоления барьера с трудом осваивается сложная координация движений, что вызывает нежелание выполнять упражнение. Доходчивое объяснение преимуществ изучаемого способа снимает отрицательное отношение к нему. Слово должно помогать выявлению взаимосвязи между отдельными движениями. При использовании подводящих упражнений, которые менее эмоциональны, требуется ясное понимание связи их с основным действием. Большое значение придается слову учителя в понимании учениками основы техники упражнения, в понимании момента приложения главных усилий. Часто используют инструктирование — подсказки в виде отдельных слов («руки!», «плечо!»). Слово должно быть образным, что повышает его наглядность и доходчивость для учащихся. Объяснять ученикам движения, выполняемые ими автоматически, нецелесообразно (за исключением тех случаев, когда требуются исправления). Учитель обращает внимание на правильно выполненные движения, ученики во время исполнения будут думать о них, иначе может наступить деавтоматизация движений. Смысловая функция слова лежит в основе правильного решения проблемы терминологии в физической культуре и спорте. Она дает словесные обозначения предметам и явлениям, что позволяет учащимся различать знакомые понятия, учителю уточнять объяснения общепринятыми словами-терминами. В итоге между ними возникает взаимопонимание на основе кратких, но емких по смыслу слов. В терминологии отражается история развития физической культуры и спорта. Из истории известны гимнастические, боксерские, игровые и другие школы, в которых сформировалась соответствующая терминология. В гимнастике присутствует много чешских и шведских терминов; в футболе, теннисе, боксе — английских; в фехтовании — французских. Переводы иностранных терминов на русский язык часто противоречат его нормам. Правильность употребления термина обусловлена знанием некоторых общих требований к ним. Термин должен быть показательным, отражать ослову техники упражнения. Он приобретает только ему свойственное содержание. Показательность термина достигается отражением в названии упражнения структуры действия, например, прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»; реже — образ- 4-3149 162 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 163
ным словом, отражающим общее впечатление о действии: «ножни-<| цы» — для прыжка со сменой ног.. Термин должен быть, точным, выполнение этого требования позволит исчерпывающе отразить характер упражнения, не возникнет' потребности в ином названии или в дополнительном объяснении,! Точность термина — это реализация основного смысла терминологии:, сделать язык учителя и обучаемого кратким и понятным. Терминология становится языком обучения, если употребляемые слова-термины доступны пониманию учащихся. Термины становятся понятными при использовании слов общепринятого литературного | языка (например, «соскок прогнувшись»), соответствии их правилам словообразования в русском языке (например, «многоскоки»), употреблении иностранных слов, которые получили широкое распространение (например, «арбитр», «баскетбол»), сведении до минимума употребление узкопрофессиональных слов (например, «задняя нога»). Термин должен быть кратким. Если нарушается это требование, то он превращается в описание, следовательно, теряет свое назначение. Краткость достигается подбором наиболее емкого слова, опусканием общепринятых деталей. Этим терминологический язык сближается с языком командным. Эмоциональность речи усиливает значение слов и помогает понять их смысл. Она показывает отношение учителя к предмету изучения, к учащимся, что стимулирует их интерес, уверенность в своем успехе, желание преодолеть трудности. Эмоциональность достигается смысловым содержанием, правильным логическим и грамматическим по-; стрбением фраз, образностью, отчетливостью произношения, интонацией, умеренной мимикой и жестикуляцией. Использование общепедагогических методов в процессе физической культуры и спорта отличается содержанием и некоторыми особенностями методики применения. Рассказ — повествовательная форма изложения применяется учителем при организации игровой деятельности учащихся. Описание — способ создания представления о действии. При описании дается перечень характерных признаков действия, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно используется при создании первоначального представления или при изучении простых действий, когда учащиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт. Объяснение — способ развития сознательного отношения к действиям, так как вскрывает основу техники, отвечает на главный вопрос: «Почему?» Беседа повышает активность, развивает умение высказывать свои мысли, оценивать проделанную работу. Беседа протекает в виде вопросов и ответов или в виде свободного выяснения взглядов. Разбор отличается от беседы тем, что проводится после выполнения задания (например, игры). Разбор может быть односторонним, когда его проводит только учитель, или двусторонним — в виде беседы с учащимися, что позволяет решать воспитательные и образовательные задачи более эффективно. Задание предусматривает постановку задачи перед занятием или частных задач по его ходу. Оно характеризуется тем, что учитель объясняет способы выполнения задачи, учащиеся выполняют требуемое. Задание в ходе занятия является сложным для учащихся, так как они получают от учителя формулировку задачи, а способы ее решения вынуждены искать самостоятельно. Указание (или распоряжение) отличается краткостью и требует безоговорочного исполнения. Внимание учащихся акцентируется на необходимости выполнения задачи, одновременно повышается уверенность в возможности ее выполнения. Через указания учащиеся получают точную ориентацию в способах решения задачи, в приемах исправления ошибки, но без обоснования. Оценка — результат анализа выполнения действия. Критерии оценки зависят от задач учебного процесса. Оценка имеет свои разновидности: • сравнение со стандартной техникой исполнения применяется на • сравнение с техникой исполнения другого обучаемого своеобраз • определение результативности действия сопоставление техники Категории оценки выражаются в замечаниях учителя, отражающих его одобрение или неодобрение: «хорошо», «правильно», «так», «плохо», «неправильно», «не так», а также в форме инструктивных указаний: «выше ноги», «не сгибать руки». 164 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 165
Односложные замечания мотивируются учителем. Одобрение само! по себе имеет положительное значение, так как подтверждает пра-д вильность действий ученика. Пояснение заслуживает похвалы, она! будет иметь большое значение, не только для ученика, выполнившего! упражнение, но и для других, наблюдавших за ним. Неодобрение илй отрицательная оценка обязательно сопровождается мотивировкой с указанием, что выполнено неправильно, какова причина этого и что на-* до делать для исправления ошибки. Оценка учителя обязана быть средством воспитания в ученике! уверенности в своих силах. Оцениваться должны успехи или неудачщ в освоении учебного материала, отношение к работе, но не личност^Ц обучаемого. Команда — специфический и наиболее распространенный методЦ использования слова в физкультурно-спортивной деятельности. Команда имеет форму приказа к немедленному исполнению действия,| к его окончанию или к изменению темпа движений. Применяются! специальные судейские реплики, стартовые команды. С детьми дошкольного возраста команда не применяется, с детьми^ младшего школьного возраста — ограниченно. На эффективность ко-/ манды влияют: умение правильно и с необходимыми ударениями про,о| износить слова, развитое чувство ритма речи и движений обучаемых» ] способность изменять силу и тон голоса, красивая осанка и умеренна жестикуляция, высокий уровень дисциплинированности. Подсчет — задает ученикам необходимый темп выполне-ния движений. Он осуществляется голосом с применением счета («раз-два-три-четыре!»), счетом в сочетании с односложными ука-| заниями («раз-два-вдох-выдох!»), односложными указаниями («вдох-] вдох-выдох-выдох!»), различными сочетаниями счета, постукивания, похлопывания. Подсчет необходим в отдельных случаях. Приучить учащихся работать только под задаваемый темп — значит?! лишить их возможности самостоятельно ориентироваться во време-:?< ни, научиться сохранять заданный темп. Им надо создавать условия для работы в естественном для них темпе, так как задаваемый теми может быть недоступен. Подсчет используется для того, чтобы научить^ отличать один темп от другого, видоизменять темп по ходу работы.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |