КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организации и проведения занятия в подготовительной части
Методические приемы Качество проведения занятия обусловлено подготовкой, которая включает в себя проектирование (планирование), методико-теоретическую подготовку учителя и его помощников, выполнение учащимися домашнего задания, техническое обеспечение, подготовку мест занятий. Определяющую роль в комплексе подготовительных мер играет проектирование занятия с выработкой мысленной модели — плана занятия, где четко намечаются направленность и содержание. Основа моделирования занятия — профессиональные знания и опыт учителя, материалы предшествующего планирования системы занятий и контрольные данные, позволяющие определить возможности и реальную готовность обучаемых к осуществлению намечаемых задач. Проектируя занятие, необходимо реально намечать задачи для их решения. Например, надо добиться количественных показателей у за- 174» ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям • 175
л нимающихся в выполнении пространственных, скоростных, силовых! Подготовительная часть учебного занятия. Реализация учебных за-я дач в подготовительной части занятия создается за счет установочных | действий, общей и специальной разминки. На рабочих местах устанав-; ливаются учебно-тренажерные устройства с минимальной затратой! времени. Занятие с учащимися целесообразно открывать соответствующим ритуалом: построение, рапорт учителю, взаимное приветствие. В зависимости от особенностей занимающихся, других условий за-нятие начинать надо так, чтобы настроить обучаемых на выполнение учебных задач, в соответствии со стилем взаимоотношений между учителем и учениками. Главные задачи занятия излагаются четко, без иш-них подробностей. О деталях обучаемых информируют на разминке и в основной части занятия. Много времени и энергии затрачивается на разминку за счет комплекса по направленности и величине нагрузки упражнений. Их проводят последовательно, без форсирования, подготавливая организм к выполнению главных задач в основной части занятия. При необходимости используется массаж и другие средства воздействия на изменяющееся состояние организма. В ходе разминки надо исключить высокие нагрузки. Упражнения должны быть менее интенсивными по характеру их выполнения. Раз-, минка зависит от использования в ней упражнений, близких к пред- | стоящим действиям в основной части занятия по целям, координации движений, усилиям. Необходимо рационально сочетать элементы общей и специальной разминки. Общая разминка направлена на активизацию функций мышечной, сердечно-сосудистой, других систем организма. Надо добиваться, чтобы они обеспечивали двигательную деятельность, способствовали эффективной реализации физических возможностей. Разогретые мышцы создают благоприятный фон для результативнрго и безопасного выполнения последующих действий с повышенной интенсивностью, координационной сложностью, широтой амплитуды движений. В ходе общей разминки используются упражнения локального воздействия. Это гимнастические упражнения без предметов и с предметами, позволяющие избирательно воздействовать на мышечные группы, сочленения и связки опорно-двигательного аппарата. Это циклические и комбинированные упражнения (ходьба и бег, маховые, вращательные, прыжковые и другие движения). Выполняют упражнения при малых и средних нагрузках. Можно использовать игровые и танцевальные, эвритмические и физвокализные упражнения. Комплекс упражнений, используемых в общей разминке, должен быть постоянным в ряде занятий. Не следует чрезмерно расширять разминку за счет общеразвивающих упражнений, пытаясь повысить тренировочный эффект, что обеспечивается в основной части занятия. Об эффективности общей разминки судят по самочувствию занимающихся и объективным показателям вызванных ею функциональных сдвигов, которые хорошо заметны по внешним проявлениям. Они определяются такими измерениями, как увеличение амплитуды, скорости и темпа выполняемых движений, потоотделение (как показатель разогревания), частота дыхания и сердечных сокращений. Специфическая направленность разминки зависит от упражнений, которыми начинают основную часть занятия. Суть специальной направленности разминки заключается в обеспечении оптимального врабатывания систем организма для более интенсивных нагрузок последующей за ней деятельности. Главные средства специальной разминки — подготовительные упражнения, при выполнении которых воссоздаются координационные и другие особенности основных действий. Это подводящие упражнения, старты и ускорения на коротких отрезках дистанции. Выбор средств зависит от особенностей содержания основной части занятия. Об эффективности специальной разминки свидетельствуют показатели готовности занимающихся к результативному выполнению основных упражнений. Важными являются показатели точности движений в специально-подготовительных упражнениях, насколько скоростно-силовые и амплитудные параметры движений при выполнении специально-подготовительных упражнений приближаются к максимуму, когда предстоит выполнять их на предельной выносливости. Особое значение приобретают показатели экономной устойчивой реакции сердечно-сосудистой системы на предъявленную стандартную нагрузку. Одним из способов оценки эффективности специальной разминки служит выполнение привычных контрольно-подготовительных упражнений: это старты, короткие ускорения перед спринтерским бегом, стартовые тяги перед выполнением рывка штанги, выпрыгивание вверх с места или с укороченного разбега перед прыжком в высоту на заданный результат.
176 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям «177
Определяя содержание разминки, необходимо знать закономер^| ности соотношения между ее продолжительностью, интенсивность» и результативностью. Варьировать их можно с учетом применяемый методик. Детализированная разминка (общая и специальная) необхо4| дима тогда, когда в основной части занятия запланированы сложно-| координационные и трудные, высокоинтенсивные двигательные! действия, выполнение которых связано со значительными биомеха-| ническими нагрузками на опорно-двигательный аппарат. К таким упражнениям относятся легкоатлетические прыжки и ме-1 тания, темповые акробатические упражнения, силовые единоборства, | преодоление внешних отягощений предельного и околопредельного 1 веса, амплитудные маховые и вращательные движения на гимнаста-1 ческих снарядах. Эти упражнения требуют мгновенных сложных дви-!| гательных реакций в труднопредсказуемых ситуациях, например, в во-; лейболе, настольном теннисе, баскетболе. Упражнения в общей и специальной разминке выполняются разнообразные, технически хорошо освоенные и с невысокой интен-1 сивностью. Если основным упражнением на занятии будет длительный бег умеренной интенсивности, разминка может быть построена преимущественно на основе бега с добавлением упражнений, позволяющих избирательно воздействовать на отдельные звенья опорно-двигательного аппарата. В таких случаях общая и специальная раз- | минка неразличимы. Разминка может быть непродолжительной и не иметь специальной !| направленности, если основная часть занятия будет начинаться с ком- I плекса' легко дозируемых разученных упражнений. Их можно объеди- | нить в комплекс круговой тренировки, чтобы обеспечивалось последовательное воздействие на основные мышечные группы. На объем разминки влияет уровень тренированности учащихся. С повышением объема ускоряется врабатывание, что позволяет уменьшать время, затрачиваемое на упражнения. После физической | работы до начала занятия разминку строят с учетом степени утомления и восстановления. На разминку влияет температура внешней среды: чем она выше, тем меньше требуется времени для разогревания, что отражается на ее эффективности и продолжительности. Продолжительность подготовительной части составляет 7—10 мин при одночасовом, 15 мин — при двухчасовом занятии; она зависит от состояния обучаемых и выполнения заданий в основной части. Более протяженной она может быть по лыжной подготовке в снегопад или мороз, в выполнении гимнастических упражнений на снарядах, чтобы предотвратить травматизм. Способы организации занимающихся в подготовительной части занятия следующие: • фронтальный — это постановка учителем задания ученикам и син • групповой — это организация учеников в группе (группе, в кото Каждая группа получает и выполняет свои задания, а руководство группами осуществляет учитель совместно с помощниками. Фронтальный способ организации занимающихся позволяет учителю держать в сфере внимания всех в равной мере, экономно, без лишних затрат времени, исключать простои, что способствует выработке навыков коллективного поведения. Его используют при выполнении упражнений на общей разминке. Специальная разминка проводится групповым способом или индивидуально.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |