КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация контроля учебных занятий
О качестве занятия судят по показателям выполнения решаемых задач. 1 Выявляют сильные и слабые стороны, по установленным критериям | оценивают детали его прикладного и педагогического значения. Условием для анализа занятия является оперативно-текущий кон- | троль. В ходе занятия производится регистрация происходящих процессов, обработка результатов, что позволяет сделать объективную оценку его содержания и структуры, а также оценить деятельность учителя физической культуры. В полном объеме проконтролировать и проанализировать занятие трудно из-за сложности педагогического процесса, его многогранности, динамичности, необходимости распределения внимания на объекты, особенно когда группа велика. Детальный анализ занятия проводится после его завершения. Один из способов регистрации результатов занятия — это составле- | ние протокола хронометрирования или хронокарты, что предполагает _____ Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям» 181 последовательный учет затрат времени в ходе занятия с выделением различных компонентов его содержания по частям. В той же последовательности фиксируются некоторые показатели качества и эффективности совершаемых на занятии действий, применяемых средств и методов реализации задач. Измерительные операции, необходимые для составления протокола хронометрирования, выполняются учителем, коллегами, подготовленными учениками, чтобы снизить затраты времени и сил. Можно использовать измерительную, записывающую и вычислительную аппаратуру: приборы экстренного получения информации о параметрах движений, специализированные хронографы, видеоаппаратуру, воспроизводящие устройства и компьютерную технику. В хронокарте отражаются результаты, дающие основание судить о педагогически оправданных затратах времени на занятии. Замеряют моторную и общую плотность занятия. Учитываются затраты времени на объяснение и показ, соответственно — на восприятие и осмысление учащимися словесной и демонстрационно-объяснительной информации. Измеряются действия ведущего занятие по постановке и уточнению заданий, разъяснению смысла и способов их выполнения, направляющему воздействию на сознание и поведение обучаемых. Затраты времени на выполнение подготовительных, основных и других упражнений определяются в процессе хронометрирования двигательной деятельности учащихся. Время, затрачиваемое на упражнения, дифференцируют с учетом назначения, выделив подготовительные, основные и другие упражнения, в том числе и восстановительные. При этом используются сравнительный анализ, оценка показателей функциональных сдвигов по ЧСС, вызванных упражнениями. Определяется правомерность активного отдыха. При оценке фаз отдыха на занятии учитывается его пассивная и активная составляющие. Время пассивного отдыха определяется по факту нормированных и других перерывов в двигательной деятельности занимающихся. Для измерения времени активного отдыха требуются иные критерии, вытекающие из сравнительной оценки текущих функциональных сдвигов, чтобы избежать задержек в процессе хронометрирования. Учитываются затраты времени, необходимые для рационального построения занятия, включая время на установку, перевод в рабочее положение и уборку оборудования, инвентаря, снаряжения, на страховку. Учитываются простои (потери времени) в эпизодах занятия, обусловленные организационными, методическими и другими недо- 182 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА статками (например, поломкой инвентаря). Отдых учащихся не учи»! тывается, если соответствует построению, поскольку оно не превышав! ет объективно необходимого. Простои — нежелательные явления, но они могут быть педагоги*! чески оправданными, когда соразмерны затратам, необходимым дли! реализации задач, и согласуются с правилами оптимального построе» ния занятия. В случае несоответствия даже важные в педагогическом! отношении действия влекут определенные затраты, что бывает при! растянутых без необходимости объяснениях, чрезмерной продолжи^! тельности упражнений, больших интервалах отдыха. Точно определить затраты можно с помощью педагогического ана-Ц лиза, который включает в себя действия и поведение обучаемых на| занятии, и результативными показателями: соответствие или несоот- •] ветствие техники движений заданному эталону, параметры функцио»-нальных сдвигов в организме, свидетельствующие об эффекте упраж-1 нений по показателям ЧСС. Обработка и осмысление материалов хронокарты, включающей со-1 вокупность данных, позволяют обоснованно судить о моторной и общей плотности занятия. Все это необходимо для совершенствования качества построения занятия, накопления педагогического опыта, обретения профессионального мастерства.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |